Прочие модели макроэкономического равновесия
Модель рыночного равновесия «AD-AS» является базовой для макроэкономического анализа, поскольку оперирует максимально агрегированными показателями, действительно отражающими динамику всего национального продукта на последней стадии его воспроизводства. Однако кроме данной модели существуют и другие модели макроэкономического равновесия в рамках как совершенной, так и несовершенной конкуренции.
Это модели:
– совместного рыночного равновесия Вальраса;
– «сбережений-инвестиций», или, иначе, «изъятий-инъекций»;
– «расходы-доходы», или «Кейнсианский крест».
Особый случай макроэкономического равновесия – это модель воспроизводственного равновесия совокупного общественного продукта Маркса и модель «инвестиции и сбережения – ликвидность и деньги» (модель «IS-LM» Хикса-Хансена), которые будут рассмотрены отдельно.
Базовые условия совокупного равновесия в совершенной рыночной экономике были заложены еще основоположником английской классической политической экономии А. Смитом.
Проблему воспроизводственного равновесия реального продукта на упрощенной экономико-математической модели рассмотрел в середине XIX века К. Маркс в своем главном труде «Капитал». Общее равновесие, по Марксу, обеспечивается переливом ресурсов из отраслей с уровнем доходности ниже средней по народному хозяйству в отрасли с относительно более высокой прибыльностью, в результате чего через механизм спроса и предложения происходит выравнивание доходности на единицу капитала вне зависимости от направленности вложений. Конкретный же механизм формирования ресурсов для такого перелива рассматривает модель «S-I».
2.3.1. Модель «сбережения-инвестиции» («S-I»),
или модель «изъятия-инъекции»
Рис. 14. Модель «сбережения-инвестиции» («S-I»),
или модель «изъятия-инъекции»
Для анализа модели «S-I» обратимся к ее графической интерпретации (см. рис. 14), где проанализируем три возможные ситуации.
I. Первая ситуация – оптимальная. На рис. 14 точка Yp представляет равновесный выпуск продукции, то есть уровень, при котором сбережения равны инвестициям и точке Т: домохозяйства сберегают в объеме (0 – S0), бизнес инвестирует в объеме (0 – I0) (см. рис. 14, отрезок (0 – (SI)0) на оси ординат), то есть объемы сбережений и инвестиций одинаковы.
Вторая и третья ситуации неоптимальные.
II. Представим ситуацию, когда домохозяйства сберегают больше, чем бизнес хочет (или может) инвестировать, то есть объем выпуска Y1 больше равновесного, что описывается параметрами: Y1 > Yp,
(0 – S1) > (0 – I1).
В этом случае чрезмерные сбережения населения, естественно, сдерживают его (населения) потребление, то есть домохозяйства немогут выкупить часть прироста выпуска (ΔY = Y1 – Yp). Следовательно, у фирм растут товарные нереализованные запасы. Поэтому, исходя из рациональной перспективной экстраполяции, бизнес адаптируется к этой ситуации посредством сокращения выпуска продукции через сокращение занятости наемной рабочей силы. Это, в свою очередь, снижает доходы населения и, следовательно, его сбережения. Процесс идет до тех пор, пока народное хозяйство не возвратится в ситуацию равновесия (то есть Y = Yp, S = I = (0 – (SI)0).
В этой модели очень ясно видна суть «парадокса бережливости», когда растущая по мере увеличения реальных доходов людей их склонность к сбережению все большей и большей части совокупных доходов приводит к остановке прироста производства – у населения просто перестает хватать средств «на руках» для выкупа всей дополнительной массы продукции (которую оно (население) само же и произвело, и прирост его доходов был обусловлен тем же самым приростом производства. Но, как видно из этой модели, изменение доходов не превращается в изменение расходов в той же пропорции «по вине» человеческой психологии).
III. Ситуация обратная вышерассмотренной: Y2 < Yp, (0 – S2) < (0 – I2).
Неравновесность в этой ситуации выражается в том, что домохозяйства сберегают меньше желаемого для фирм объема инвестирования, следовательно, относительно высокий удельный вес потребительских расходов в совокупных доходах порождает избыточный по сравнению с равновесным спрос населения. Как следствие, товарные запасы на складах сокращаются, цены при неизменных издержках «подрастают» (что приводит в этом случае к непропорционально быстрому росту прибылей), и все это инициирует наращивание объемов выпуска, что стимулирует желание и обеспечивает возможности бизнеса нанимать дополнительно рабочую силу (и повышать уже работающим заработную плату для стимуляции роста производительности труда).
Следовательно, доходы растут, сбережения растут еще быстрее, и экономика снова возвращается к ситуации равновесия сбережений и инвестиций.
Примечание: как видно из графика (см. рис. 14), начальные сбережения (Sн) равны нулю при ситуации, когда Y больше нуля. Это объясняется тем, что для появления сбережений люди должны достичь определен-ного минимума потребления YMs (где М – минимум, S – индекс, указывающий на появление сбережений). Люди, имеющие доходы ниже прожиточного минимума (или равные ему), просто физически не в состоянии накапливать.
Точка D (с отрицательным, как видно из графика, значением) показывает размер минимального потребления общества «в долг» (из любых источников) при гипотетической ситуации нулевого производства (допустим, в какой-нибудь небольшой стране все производственные фонды вышли из строя после землетрясения, и общество некоторое время живет за счет иностранной помощи. По мере восстановления экономики – от 0 до YMs – помощь будет необходима, но она будет уменьшаться. Инвестиции же, в отличие от сбережений, в нормальном обществе всегда положительны, так как даже в кризисной, падающей экономике необходим некий минимум амортизации. «Проедание» фондов амортизации, как это было в Российской Федерации в конце 80-х – первой половине 90-х годов XX века, возможно только в ситуации глубочайшего системного и морального кризисов, когда народ теряет даже инстинкт национального самосохранения, а руководство начинает эксплуатировать предприятия «на износ» и прятать деньги за границей.).
2.3.2. Макроэкономическое равновесие на товарном рынке.
Модель Кейнса «расходы-доходы» («Кейнсианский крест»)
Вместо цены в качестве главного регулятора в классической модели Кейнс, как уже говорилось выше, предложил показатель «объем продаж» (субститут функции цены в эпоху монополистического капитализма), и по-новому описал механизм формирования равновесных объемов AD и AS в модели «расходы–доходы» («Кейнсианский крест»).
Рассмотрим сначала AD на графике (см. рис. 15).
Рис. 15. График потенциальных потребительских расходов
Так как динамика совокупного спроса AD есть прямая функция динамики величины Y (в данном случае примем за Y национальный доход), то чисто формально потребительские расходы предстают в виде биссектрисы (т. е. ∆Y вызывает эквивалентный по величине ∆AD). Действительность, однако, выглядит по-другому. (см. рис. 16).
Рис. 16. Кейнсианская модель реальных
и потенциальных потребительских расходов
На самом деле исходный пункт кривой зависимости объема AD от величины Y находится выше нулевой отметки – точка К (см. рис. 16), поскольку минимум потребления всегда больше 0, т. е. общество не может не потреблять, даже если оно ничего не производит (в данном случае объем потребления «в долг» равен величине отрезка О – К (это так называемая величина «автономного потребления» или «автономных потребительских расходов»). Кроме того, по мере роста Y все возрастающая часть доходов уходит в сбережения (и отрезок АВ показывает величину сбережений).
Рис. 17. Кривая совокупного предложения
Рассмотрим теперь AS (см. рис. 17). В отличие от AD всякий прирост Y является одновременно таким же по величине приростом предложения продукции и услуг.
Совместим оба графика (рис. 16 и 17) в единый (см. рис. 18).
Рис. 18. Кейнсианская модель равновесия
совокупных спроса и предложения
Точка Т – точка равновесия AD и AS («Кейнсианский крест»). Точка В на оси ординат покажет равновесный объем AD и AS (отрезок 0 – В). Точка R на оси абсцисс покажет величину Y, обеспечивающую это равенство или равновесное состояние рыночного хозяйства.
Задача экономического анализа заключается в объяснении механизма восстановления равновесия при отклонении от него реального Y. Для этого рассмотрим график неравновесия в кейнсианской модели (рис. 19).
Рис. 19. Кейнсианская модель неравновесия
совокупных спроса и предложения
Предположим, что объем производства ниже равновесного, т. е. Y1 < Yр. Налицо избыток AD по сравнению с оптимальным, т. е. товаров и услуг требуется больше, чем производится. В итоге «бизнес» начинает снижать товарные запасы и наращивать производство от Y1 до Yр, тогда совокупные доходы и расходы выравниваются. (Здесь очень важно помнить принципиальный момент, который часто забывается студентами при анализе данной модели. Эта модель предназначена для экономики, имеющей неиспользуемые ресурсы (см., в частности, кейнсианский отрезок кривой совокупного предложения), в противном случае все это выльется в обычный рост цен, инфляцию, так как дополнительных ресурсов для роста производства нет.)
И наоборот, Y2 > Yр, при излишке товарного предложения идет увеличение запасов и сокращение производства.
Вторая сторона данной модели, кроме достижения оптимума Yр по величине – достижение оптимума Yр по структуре. Рассмотрим график формирования равновесного объема производства в кейнсианской модели макроэкономического равновесия в зависимости от экономической активности рыночных агентов (см. рис. 20).
Итак, планируемые расходы должны быть равны национальному продукту (AD = AS).
Рис. 20. Формирование равновесного объема производства
в кейнсианской модели макроэкономического равновесия
в зависимости от экономической активности рыночных агентов
На данном графике отражено влияние колебаний совокупных расходов и их структуры на равновесный объем производства.
Если AD состоит только из потребительских расходов домохозяйств, то AD1 = С и Yр = Y1. Но если домохозяйства имеют возможность «возжелать» (и оплатить, в конечном итоге) дополнительный объем экономических благ, то «бизнес» (фирмы) увеличит расходы на факторы производства, т. е. проинвестируют их. Тогда AD есть сумма потребительских расходов и дополнительных к ним инвестиций AD2 = C+I и Yр = Y2.
Поскольку государство тоже является экономическим агентом и является покупателем потребительских и инвестиционных товаров, то AD3 = C + I + G (где G – госрасходы), и Yp = Y3.
И наконец, если экономика данной страны относительно эффективна в международном аспекте, то страна экспортирует больше, чем импортирует, то есть совокупный спрос увеличивается за счет чистого экспорта X = (Export) – (Import), где Export > Import. Тогда на весь произведенный в стране продукт будет предъявлен спрос потребителями, фирмами, государством и внешним миром AD4 = C + I + G + X, и Yp = Y3.
Третья сторона данной модели – это механизм действия так называемого мультипликатора (множителя) доходов, инициированного изменением расходов. Суть мультипликативного эффекта (МЭ) в рыночном хозяйстве состоит в том, что прирост расходов (например инвестиций) приводит к большему приросту (иногда многократному) национального дохода из-за того, что дополнительные инвестиционные расходы предпринимателей превращаются в конечном итоге в доходы домохозяйств. Получив дополнительный доход, домохозяйства превращают их в дополнительные расходы, которые превращаются в новые дополнительные доходы бизнесменов, что опять побуждает их к новым инвестициям, и т. д. (раскрутка по спирали). Так как домохозяйства тратят на потребление не весь свой располагаемый доход, а только его часть, то процесс расширения национального дохода не бесконечен, поскольку ∆НД→0.
Поясним это на примере, обратившись к предыдущему графику (см. рис. 20).
Предположим, что отрезок (0–К1) = Са = 100 условных денежных единиц (у.д.е.), где Са – автономные потребительские расходы. Потребительская функция в этом случае имеет вид С = Са + 0,20Y. Масштаб наклона кривой АD1 на графике показывает, что прирост потребления в 4 раза меньше прироста дохода, следовательно, население тратит на потребление 20 % дополнительно получаемого дохода, а оставшиеся 80 % сберегает. Теоретически такую модель представить можно. Если бы кривая АD1 шла параллельно оси абсцисс, то это означало бы, что весь прирост дохода (реально в области правее точки Т1), т. е. 100 %, идет в накопление, если же, начиная с точки Т1, кривая АD1 пошла бы под углом 45 %, то 100 % прироста доходов шло бы в потребление, 0 % – в накопление.
Потребительская функция в этом случае имеет вид С = Са +
+ 0,20Y (т. е. потребительские расходы равны автономным расходам плюс пятая часть от прироста дохода потребителя, а 4/5 прироста дохода сберегаются).
Если, предположим далее, фирма увеличит объем инвестиций на 50 у.д.е. (трансформация АD1 в АD2 и сдвиг расходов с (0 – К1) до (0 – К2)), то доходы тех, кто осуществлял реализацию инвестиционных проектов, возрастут на эти 50 у.д.е., а это представители части домохозяйств. Тогда в соответствии с функцией потребления они увеличат расходы на 0,2·50 у.д.е. = 10 у.д.е., а 40 у.д.е. направят в сбережения.
Расходы (10 у.д.е.) превратятся в доходы других домохозяйств и, следовательно, эта группа также увеличит расходы на 0,2·10 у.д.е. =
= 2 у.д.е. и т. д.
Математически процесс расширения доходов можно выразить в виде суммы геометрической регрессии:
После преобразования по правилам математики регрессия выглядит так:
ΔY = 50 у.д.е.·1,0:(1,0 – 0,2) = 50·1,25 = 62,5 у.д.е.
Это означает, что если в экономике есть свободные (незадействованные) ресурсы, и население имеет так называемую предельную склонность к сбережениям в 80 % от прироста своих доходов, то увеличение расходов на 50 у.д.е. влечет прирост объема национального дохода в 1,25 раза большую величину, а именно 62,5 у.д.е. Нетрудно проверить, что если принять в этом примере предельную склонность к сбережениям, близкой к реальной, в реальной же экономике (т. е. поменять местами числовые значения склонностей к потреблению и сбережению) – предположим, если 20 % сберегается, а 80 % потребляется, то мультипликативный эффект даст увеличение не в 1,25 раза, а в 5 раз.
ΔY = 50·1,0:(1,0–0,8) = 50·5 = 250.
Можно подумать, что если предельная склонность к сбережениям (ППС) будет равна 0 или, что то же самое, предельная склонность к потреблению (ПСП) будет равна 100 %, то ΔY = ∞.
На самом деле это невозможно практически, так как ресурсная база ограничена, и прирост останавливается естественным путем.
В общем виде формула мультипликатора выглядит так:
(В терминах международной экономики М = 1:(1 – МРС) = = 1:MPS, где МРС и MPS – соответственно английские аббревиатуры ПСП и ПСС.)
Следовательно, зная величину ПСП или ПСС, можно определить прирост равновесного значения реального национального дохода при любом изменении инвестиций, государственных расходов или роста «чистого» экспорта.
ΔY = М·ΔR, где М – соответствующий мультипликатор, ΔR – прирост соответствующих расходов (например, ΔI).
И, обращаясь в завершении к парадоксу бережливости, отметим, что он характерен только для хозяйства с неполной занятостью. Если в народном хозяйстве правительственная политика или благоприятная на данный момент конъюнктура обеспечивают полную занятость, то возрастание стремления больше сберегать обеспечит рост предложения денег, снизит процентную ставку и простимулирует рост инвестиций. На основании разницы в последствиях действия парадокса бережливости в кризисной экономике и в экономике, находящейся на подъеме, Кейнс сделал вывод о том, что в периоды низкой деловой активности правительство должно стимулировать рост потребления, а не сбережений.
Итак, сделаем краткие выводы:
1. Кейнс доказал, что вопреки представлениям классиков достижение равновесного состояния AD = AS совместимо с инфляцией, безработицей и падением производства. Равновесие между AD и AS может быть обеспечено без достижения равновесия других параметров.
2. Как следствие, величина Y, обеспечивающая полное использование ресурсов, и «равновесная» величина Y не обязательно совпадают.
3. Поскольку, как правило, в рыночном хозяйстве равновесный Y < Y потенциально возможного, то государство должно заботиться о стимулировании расширения AD, чтобы инициировать этим расширением рост AS. Мероприятия в этой сфере получили название «политики экспансии». Политика экспансии характеризуется во-первых, увеличением государственных расходов, во-вторых – уменьшением налогов на граждан и бизнес, в-третьих – снижением процентных ставок для поощрения инвестиционных трат.