Задача 8.В таблице представлена информация об издержках и уровне продаж
некоторой фирмы. Рассчитайте предельные издержки фирмы, общий и предельный доход. Заполните до конца таблицу и определите, при каких значениях цены (Р), объёма продаж (Q) фирма получит максимальную прибыль.
Объём продаж (ед.), Q | Цена за един-цу (руб.), Р | Общие издерж- ки, ТС | Предельные из- держки МС | Общий доход | Предельный доход, MR | Условие равнове- сия МС и MR |
Задача 9.В таблице представлена информация об издержках и уровне продаж фирмы. Рассчитайте предельные издержки, общий и предельный доход, если известны цены. Заполните до конца таблицу и определите, при каких значениях цены (Р) и объёма продаж (Q) фирма получит максимальную прибыль.
Объём продаж (ед.), Q | Цена за ед-цу (руб.), Р | Общие издерж- ки (руб.) ТС | Предель ные из- Держки (руб.), МС | Общий доход (руб.), TR | Предель ный доход (руб.), MR | Условие равнове- сия MC и MR |
32,5 | ||||||
5,2 | 34,5 | |||||
4,5 | 37,5 |
Задача 10.Земельный участок стоит 250 млн. рублей при ставке банковского процента равной 10% и ежегодном темпе инфляции в 5%.Как изменится цена этого участка (при прочих равных условиях), если ставка банковского процента возрастёт до 15%, а ежегодный темп инфляции до 10%?
Задача 11.Вы располагаете определенной денежной суммой. Перед Вами открываются различные альтернативные пути использования этих денег: купить земельный участок; поместить на срочный вклад в банк; приобрести капитальное оборудование для выпуска продукции, пользующейся большим спросом и приносящей большой доход. В каком случае Вы остановите свой выбор на покупке земли? Какие экономические показатели Вы учитываете при этом? Какова теоретическая формула для определения цены земельного участка?
Задача 12.В производстве некоего вида продукта требуются 2 фактора: труд и земля. В каких из ниже перечисленных случаев достигается минимизация издержек?
Предельный про- дукт земли | Цена земли | Предельный продукт труда | Цена труда | |
а | ||||
б | ||||
в | ||||
г |
Задача 13.
Единицы труда | Совокуп- ный продукт | Предель- Ный продукт | Цена тыс. руб. | Совокуп- ный доход | Предельный продукт в денежной форме, тыс. руб. |
3,10 | |||||
1 | 3,00 | ||||
2,90 | |||||
2,80 | |||||
2,70 | |||||
2,60 | |||||
2,50 | |||||
2,40 | |||||
2,30 | |||||
2,20 | |||||
2,10 |
1. Заполните пустующие колонки.
2. Сколько рабочих Вы задействуете на предприятии при заработной плате:
а) 15,5 тыс. руб. в час?
б) 16,0 тыс. руб. в час?
в) 20,0 тыс. руб. в час?
Задача 14.Фермер заключил арендный договор с землевладельцем сроком на 10 лет, при этом размер ежегодной ренты определен в 25 млн. руб. В результате произведенных в течение первых трех лет мелиоративных мероприятий доход фермера увеличился на 15 млн. рублей в год. Повлияет ли этот факт на размер земельной ренты при прочих равных условиях?
Задача 15.Рассчитайте норму амортизации основного капитала фирмы «Инжиниринг» и величину ежегодных амортизационных отчислений. Полный физический износ оборудования наступит через 8 лет, а его рыночная стоимость на данный момент составляет 24 млн. рублей. В проведении какой политики будет заинтересована фирма, если мы примем во внимание моральный износ оборудования, ведущий к частичному или полному его обесцениванию, который может, по мнению специалистов, произойти через 4 года. Чему должна быть равна ежегодная норма амортизации и величина ежегодных амортизационных отчислений, чтобы фирма полностью могла избежать потерь, связанных с моральным обесцениванием капитала?
Задача 16.Функции спроса и предложения телефонов «Телеком» составляют Q(d)=200-P и Q(s)=2*P-90 тыс. шт., где Р-цена, тыс. руб. Определите, к чему приведет введение налога на добавленную стоимость в размере 20% от величины добавленной стоимости, если доля добавленной стоимости в цене составляет 30%?
Задача 17.Основной капитал фирмы «Электроникс» оценивается в 30 млн. руб. Срок его службы 5 лет. Через 3 года в результате технических нововведений рыночная цена аналогичного оборудования снизилась на 20%. Что в этой ситуации произойдет с основным капиталом фирмы, и каковы будут её потери?
Задача 18.Известны следующие данные об объеме продаж и изменении переменных затрат фирмы:
Q-объём производства и продаж | TR-общая выручка | VC-переменные затраты | |
100 | |||
а) определите объём продаж фирмы, максимизирующий прибыль, и цену, которую она выберет.
б) Действует ли фирма на рынке совершенной или несовершенной конкуренции (аргументируйте ответ)?
в) Изобразите графически кривую предложения фирмы в том случае, если бы фирма действовала на рынке совершенной конкуренции.
Задача 19.В таблице приведены возможные комбинации выпуска двух товаров при полном использовании ограниченного количества ресурсов.
Товар А | Товар В | Альтернативные затраты производства товара А | Альтернативные затраты производства товара В |
Требуется:
а) построить кривую производственных возможностей;
б) рассчитать величину альтернативных затрат производства товара А для каждого варианта выпуска;
в) рассчитать величину альтернативных затрат производства товара В для каждого варианта выпуска;
Задача 20.Ситуация на рынке такова, что при цене в 10 руб. покупатели готовы были купить 40 тыс. роз, а продавцы согласны продать 10 тыс. роз, по цене 20 руб. – соответственно 30 и 20 тыс. штук, по цене 30 руб. – 20 и 30 тыс. штук и, наконец, при цене в 40 рублей – 10 и 40 тыс. штук. Определите функции спроса и предложения от цены, постройте кривые спроса и предложения, рыночное равновесие. Что произойдет на рынке, если цена будет административно установлена на уровне 20 руб. или 35 руб.?
Задача 21.В таблице приведены данные об объемах индивидуального предложения фирм А, В, С.
Цена Р | Предложение - QS. А | Предлож. QS.В | Предлож. QS.С |
Построить графики индивидуального предложения каждой фирмы и общего рыночного предложения.
Задача 22.Допустим, потребитель имеет доход 100 дол. В месяц и весь расходует на покупку двух товаров: товар Х ценой 2,5 дол. за единицу; товар У ценой 5 дол. за единицу.
1.Отобразить бюджетную линию.
2.Определить, как она изменится: а) если доход вырастет до 120 дол. в месяц; б) при понижении цен на товар Х до 2 дол.
Задача 23. Следующие данные характеризуют кривую безразличия некоего потребителя.
Единицы товара А – 16, 12, 8, 4- цена составляет 1,5 дол.
Единицы товара В – 6, 8, 12, 24- цена составляет 1 дол.
Доход равен 24 дол.
Построить кривую безразличия, бюджетную линию. В какой пропорции покупатель приобретет товары А и В ?
Задача 24.На рис.1 Изображена кривая контрактов.
Сделка была совершена в точке С. Ответьте на следующие вопросы: а) является ли совершенная сделка Парето-эффективной? б) была бы она Парето-эффективной, если бы она была совершена в точке Д?
Задача 25. В чем трудность использования идеи Коуза применительно к хозяйственной жизни в России?
ТЕСТ 1
1. Если с увеличением дохода при прочих равных условиях потребитель сокращает объём приобретения товара Х, то мы можем заключить:
А -товар Х – инфериорный товар (некачественный) для этого потребителя;
Б –товар Х – нормальный товар для этого потребителя;
В -потребитель действует нерационально;
Г –такие ситуации экономическая теория не рассматривает.
2. Краткосрочный период в микроэкономической теории -это отрезок времени, в течение которого:
А –все факторы производства (ресурсы) переменны;
Б - все факторы производства (ресурсы) постоянны;
В –фирма может изменить объём использования только части ресурсов (факторов производства);
Г –фирма может изменить объём использования любого ресурса (фактора производства).
3. Фирма использует 100 работников, причем каждый производит в среднем 6 единиц продукта в день. Если нанять дополнительного работника, общий объём выпуска увеличится на 1 единицу. Это значит, что средняя производительность (средний продукт труда):
А - увеличится;
Б –уменьшится;
В –останется неизменной;
Г –данных недостаточно для ответа.
4. Предприниматель Иванов открывает собственную прачечную. За аренду помещения он платит 32 тыс. руб. в год; за аренду оборудования – 64 тыс. руб. в год. Для того чтобы получить лицензию и открыть прачечную, предпринимателю пришлось израсходовать 50 тыс. руб. собственных сбережений, сняв их со счёта в Сберегательном банке, где на сумму вклада начислялось 20% годовых. Его расходы на сырьё и материалы составляют приблизительно 10 тыс. руб. в год.
Годовая выручка предпринимателя – 150 тыс. руб. Если бы Иванов работал по найму, он получил бы 24 тыс. руб. в год.
По имеющимся данным, сумма бухгалтерской и экономической прибыли Иванова составляют соответственно:
А –6 тыс. руб. и 10 тыс. руб.;
Б –44 тыс. руб. и 10 тыс. руб.;
В –44 тыс. руб. и 40 тыс. руб.;
Г –34 тыс. руб. и 6 тыс. руб.
5. При прочих равных условиях технический прогресс и внедрение ресурсосберегающих технологий в производстве продукта повлечет за собой:
А –увеличение равновесной цены на продукт и увеличение равновесного объёма продаж;
Б - увеличение равновесной цены на продукт и уменьшение равновесного объёма продаж;
В –уменьшение равновесной цены и уменьшение равновесного объёма продаж;
Г - уменьшение равновесной цены и увеличение равновесного объёма продаж;
6. Что из ниже перечисленного является признаком только рынка совершенной конкуренции?
А –фирма не обладает рыночной властью;
Б –фирма выбирает объём выпуска так, чтобы получить максимальную прибыль;
В –фирмы продают продукты, которые служат друг по отношению к другу несовершенными заменителями;
Г –спрос на продукцию фирмы не является эластичным.
7. О фирме, которая не может повлиять на цену готовой продукции, известны следующие данные: цена производимого товара составляет 3 руб., средние переменные затраты равны 2,5 руб., и это служит для них минимальным значением, выпуск при этом составляет 1 млн. штук. Какова должна быть стратегия фирмы в краткосрочном периоде?
А –прекратить производство;
Б –увеличить выпуск;
В –уменьшить выпуск;
Г –не менять объём выпуска.
8. Предельная выручка для фирмы, обладающей монопольной властью:
А –превышает цену при любом объёме выпуска;
Б –ниже цены при любом объёме выпуска;
В –равна цене при любом объёме выпуска;
Г –соотношение между предельной выручкой и назначаемой фирмой ценой может быть произвольным.
ТЕСТ 2
1. Перекрестная эластичность спроса отражает реакцию:
А –цены одного товара на изменение цены другого товара;
Б –объёма спроса на один товар на изменение цены другого товара;
В - цены одного товара на изменение предложения другого товара;
Г - объёма спроса на один товар на изменение спроса на другой товар.
2. Существующая зависимость между значениями среднего (APL) и предельного (MPL) продуктов труда указывает на то, что в точке пересечения кривых этих продуктов:
А –средний продукт достигает своего максимума:
Б - средний продукт достигает своего минимума;
В –предельный продукт достигает своего максимума;
Г - предельный продукт достигает своего минимума.
3. Рынок олигополии отличается от рынка монополистической конкуренции тем, что:
А –на этом рынке может действовать до 100 продавцов;
Б –Барьеры входа на этот рынок очень высоки;
В –фирмы на этом рынке обладают монопольной властью;
Г –товары; производимые фирмами на рынке олигополии, служат несовершенными заменителями друг друга.
4. Экономическая прибыль фирмы меньше бухгалтерской:
А –на сумму амортизации;
Б –на суму альтернативной ценности собственных ресурсов фирмы;
В –на сумму постоянных затрат фирмы;
Г –на сумму переменных затрат фирмы.
5. К неценовым факторам (детерминантам) спроса относятся:
А –доходы покупателей, технология производства продукта, цены ресурсов;
Б –налоги и субсидии, цена самого товара;
В –доходы покупателей, цены товаров- заменителей и дополняющих товаров, ожидаемые изменения цены самого товара;
Г –технология производства продукта, налоги и субсидии, ставка заработной платы.
6. Если монополист выбирает объём продаж и цену такие, что абсолютное значение эластичного спроса по цене меньше единицы, мы можем сделать вывод:
А –монополист может увеличить выручку, снизив цену;
Б –монополист получает прибыль, меньшую, чем максимально возможная прибыль;
В –предельная выручка монополиста положительна;
Г - предельная выручка монополиста выше цены.
7. Рыночная власть – способность целенаправленно влиять на цену продаваемого товара – может возникать благодаря:
А –приверженности марке, возникающей у группы покупателей;
Б –заключению картельного соглашения между фирмами;
В –праву исключительного доступа к ресурсам;
Г –верно все перечисленные.
8. Общественные товары относятся к провалам рынка потому, что:
А –на рынках этих товаров цена может отклоняться от равновесной;
Б –благодаря особенностям потребления общественных товаров существует стимул уклоняться от финансирования их производства;
В –производители общественных товаров получают дотации от государства;
Г –общественные товары являются экономическими благами.
ТЕСТ 3
1. О фирме, которая не может повлиять на цену готовой продукции, известны следующие данные: цена равна 6 руб., постоянные затраты 12 тыс. руб., средние постоянные затраты 4руб., средние общие затраты – 7 руб., предельные затраты вдвое больше средних постоянных и растут с ростом выпуска. Оптимальная стратегия фирмы, максимизирующей прибыль:
А –прекратить производство;
Б –не менять объём выпуска;
В –увеличить выпуск;
Г –уменьшить выпуск.
2. При изменении цены на кофе на локальном рынке с 50 руб. до 25 руб. за килограмм объём спроса снизился с 1000 до 990 кг в день. Эластичность спроса на кофе по цене составляет:
А - -0,25;
Б - -3,5;
В – -4;
Г – -0,29.
3. На рынке олигополии фирмы, объединившиеся в картель, приняли решение о повышении цены товара на 20%. Как эта мера отразится на общей выручке фирм, входящих в картель?
А –выручка повысится, если спрос неэластичен по цене и понизится, если спрос эластичен по цене;
Б - выручка повысится, если спрос эластичен по цене и понизится, если спрос неэластичен по цене;
В –выручка повысится независимо от эластичности спроса;
Г - выручка понизится независимо от эластичности спроса.
4. Рынок монополистической конкуренции отличается от рынка совершенной конкуренции тем, что:
А –на рынке монополистической конкуренции очень низкие барьеры входа;
Б - на рынке монополистической конкуренции очень много продавцов;
В - на рынке монополистической конкуренции товары разных фирм служат несовершенными заменителями друг друга;
Г -на рынке монополистической конкуренции продавцы используют только неценовые методы конкурентной борьбы.
5. При увеличении выпуска с 100 до 120 тыс. штук предельные затраты снизились с 4 до 3 руб. При этом средние переменные и средние общие затраты менялись следующим образом:
А –средние переменные и средние общие затраты снизились;
Б -средние переменные и средние общие затраты снизились;
В –средние переменные затраты снизились, а средние общие затраты выросли;
Г - средние переменные затраты выросли, а средние общие затраты снизились.
6. Внешние эффекты рассматриваются в качестве провалов рынка, поскольку:
А –решения одних экономических агентов в экономике неизбежно оказывают влияние на положение других экономических агентов;
Б –в чистой рыночной экономике для экономического агента зачастую отсутствуют стимулы учитывать влияние своих решений на экономическое положение других экономических агентов;
В - решения экономических агентов оказывают влияние только на их собственное положение;
Г –если один экономический агент принимает решение, улучшающее его положение, оно одновременно приводит к ухудшению положения другого агента.
7. При одновременном повышении доходов покупателей и внедрении ресурсосберегающих технологий в производство цена и объём продаж нормального товара изменяется следующим образом:
А –объём продаж сократится, цена вырастет;
Б –объём продаж вырастет, цена может и сократиться, и вырасти, и остаться неизменной;
В –цена вырастет, объём продаж может и сократиться, и вырасти, и остаться неизменной;
Г –объём продаж сократится, цена может и сократиться, и вырасти, и остаться неизменной;
8. Если цена готовой продукции вырастет, фирма, продающая готовую продукцию и покупающая труд на рынках совершенной конкуренции в краткосрочном периоде:
А –увеличит спрос на труд;
Б –уменьшит спрос на труд;
В –сохранит спрос на труд неизменным;
Г –возможно любое из названных решений
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ №1[1]
1. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Е. Рынок: микроэкономическая модель. СПБ., 1996.
2. Курс экономической теории / Под ред. Чепурина М. Н., Киселевой Е. А. Киров: «АСА», 2000.