Совершенствование методики преподавания экономических дисциплин для студентов высших учебных заведений
К организационным формам обучения студентов-экономистов, которые одновременно являются способами непрерывного управления познавательной деятельностью учащихся, относят лекции, просеминары, семинары, спецсеминары, коллоквиумы, лабораторные работы, практикумы и спецпрактикумы, самостоятельную работу, научно-исследовательскую работу студентов, производственную, педагогическую и дипломную практики. Среди перечисленных форм работы в вузе важнейшая роль отводится лекции, которая одновременно является самым сложным видом работы и поэтому поручается наиболее квалифицированным и опытным преподавателям.
Лекция выполняет три основные функции – информационную (излагает необходимые сведения); стимулирующую (пробуждает интерес к теме), воспитывающую и развивающую (дает оценку явлениям, развивает мышление). Иногда выделяют такие функции, как ориентирующие (в проблеме, в литературе), разъясняющая (направленная прежде всего на формирование основных понятий науки), убеждающая ( с акцентом на системе доказательств). Незаменима лекция и в функции систематизации и структурирования всего массива знаний по экономическим дисциплинам.
В зависимости от выбранных критериев можно выделить следующие виды лекций:
1. По общим целям: учебные, агитационные, воспитывающие, просветительные, развивающие.
2. По научному уровню: академические и популярные.
3. По дидактическим задачам: вводные, текущие, заключительно-обобщающие, установочные, обзорные, лекции-консультации, лекции-визуализации (с усиленным элементом наглядности).
4. По способу изложения материала: бинарные или лекции-дискуссии (диалог двух преподавателей, защищающих разные позиции), проблемные, лекции-конференции.
В процессе совершенствования методики чтения лекций важны следующие моменты:
- повышение информационного потенциала лекции (уровня содержательности лекций и ее информативности);
- обеспечить высокий научный потенциал лекции, способствовать формированию нового типа экономического мышления;
- при чтении лекции соблюдать педагогические и психологические принципы популяризации (доступность, от близкого к далекому, переход от легкого к трудному, от простого к сложному, от конкретного к абстрактному),
- речь лектора – по ее словарному составу, применяемым научным терминам, стилю и другим моментам – должна соответствовать в целом уровню подготовки слушателей,
- развитие активных форм контакта лектора с аудиторией. К числу активных прямых связей в лекционном общении мы можем отнести обращение лектора к студентам по вопросам темы, выяснение их мнения, предложение различных тестов,, совместный разбор проблемных ситуаций, постановка дискуссионных вопросов и т.п.
- предоставление материалов лекций студентам на бумажных или электронных носителях до начала лекции, чтобы лучше организовать обсуждение лекционного материала на лекции-консультации.
Для проверки степени готовности к семинарским занятиям издавна практиковались просеминары, которые в современной высшей школе встречаются, к сожалению, все реже.
Семинары и другие практические занятия выполняют несколько важных функций, которые невозможно реализовать в лекционной форме работы:
1. текущий контроль результатов самостоятельной работы студентов, их умение работать с первоисточниками, составлять конспекты и пр.;
2. овладение студентами навыками самостоятельных выступлений с устными докладами, обоснования и защиты собственной точки зрения;
3. обучение студентов правилами ведения дискуссии и умению слушать партнера;
4. выявление индивидуальных трудностей в обучении у отдельных студентов, возможных недостатков их мышлении или некоторых мыслительных операций (анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования и др.)
5. выявление личностных особенностей студентов, могущих позитивно или негативно сказаться на всем процессе обучения и требующих поэтому учета или даже коррекции.
Спецсеминары и спецпрактикумы проводятся обычно на старших курсах в рамках более узкой специализации и предполагают овладение специальными средствами профессиональной деятельности в выбранной для специализации области науки или практики.
В лабораторных работах осуществляется интеграция теоретико-методологических знаний с практическими умениями и навыками студентов в условиях той или иной близости к реальной профессиональной деятельности. Особую роль здесь играет совместная групповая работа.
Максимальная степень приближения к будущей профессиональной деятельности достигается при прохождении производственной практики на конкретных рабочих местах.
Одним из важнейших резервов повышения эффективности высшего образования является оптимизация самостоятельной работы студентов. Для этого необходимо улучшение материально-технической базы – обеспечение литературой, компьютерами, свободным доступом в Интернет и т.п.
Лучшая организация такой работы позволит студентам черпать знания из новейших источников (материалы лекций и методических разработок отстают как правило, на несколько лет), студенты приобретут навыки самостоятельного планирования и организации собственного учебного процесса, что обеспечивает безболезненный переход к непрерывному послевузовскому образованию (прежде всего к самообразованию) по завершении обучения в вузе.
Совершенствование методики преподавания экономики в вузах подразумевает не только совершенствование форм организации познавательной деятельности, но методов обучения:
- методов преподавания (лекция, рассказ, показ-демонстрация, объяснение, беседа и др.),
- методов учения (слушание, осмысление, упражнение, изучение учебников и первоисточников, моделирование и др.),
- методов контроля (опрос, контрольная, коллоквиум, зачет, экзамен, защита проекта и др.).
В последнее время все большее распространение получают активные методы обучения. Под активными методами обучения имеются в виду те методы, которые реализуют установку на большую активность субъекта в учебном процессе , в противоположность так называемым традиционным подходам, где ученик играет гораздо более пассивную роль.
Можно выделить следующие основные пути повышения активности обучаемого и эффективности всего учебного процесса:
1. усилить учебную мотивацию учащегося и создать условия для формирования новых и более высоких форм мотивации (например, стремление к самоактуализации своей личности, или мотив роста, по А. Маслоу; стремление к самовыражению и самопознанию в процессе обучения по В.А. Сухомлинскому);
2. интенсифицировать умственную работу учащегося за счет более рационального использования времени учебного занятия, интенсификации общения ученика с учителем и студентов между собой;
3. обеспечить научно обоснованный отбор подлежащего усвоению материала на основе его логического анализа и выделения основного (инвариантного) содержания;
4. обеспечить большее соответствие организационных форм и средств обучения его содержанию;
5. полнее учитывать возрастные возможности и индивидуальные особенности учащихся.
К активным методам обучения относят:
А) дискуссионные методы, которые выступают в качестве средства не только обучения, но и воспитания;
В) Игровые методы, которые используют как в учебных целях, так и для решения реальных проблем. Выделяют разные виды игр – учебные, имитационные, ролевые, организационно-деятельностные, операционные, деловые, управленческие и др. Они не поддаются четкой классификации, так как выделяются по разным основаниям.
С) Проблемные методы. Не от знания к проблеме, а от проблемы к знаниям – таков девиз проблемного обучения. И это не просто перестановка слагаемых. Характер таким образом рожденного знания принципиально отличается от знания, получаемого в готов виде оно хранит в себе в снятом виде сам способ его получения, путь движения к истине.
Среди разнообразных методов и средств совершенствования процесса обучения в высшей школе, интенсификации и повышения эффективности учебной деятельности важное место отводится умелому и рациональному использованию технических средств обучения (ТСО):
- технические средства предъявления информации – слуховые(аудио) средства, зрительные (визуальные) – диа- и графопроекторы (кодоскопы), аудиовизуальные (зрительно-слуховые) –учебное кино, учебное телевидение, компьютерные учебные демонстрации;
- технические средства контроля. Основные достоинства компьютерных программ состоят в их гибкости, простоте изменений контролирующей программы, богатом арсенале новых сервисных возможностей, делающих работу с такими программами удобной на практике;
- технические средства управления обучением - те виды учебной деятельности, где компьютер выполняет не вспомогательные, а базовые функции, объединяют общим понятием компьютерные технологии обучения. Компьютерные технологии обучения могут быть использованы для самостоятельной работы студентов с электронными учебниками и обучающими программами, учебными курсами, размещенными в системе Интернет, а также моделируюшие программы и автоматизированные системы обучения.
Некоторые проблемы педагогики высшей школы:
1. отсутствует методика оценки пригодности специалиста к преподаванию в высшей школе.
2. подготовка экономистов в нашей стране и в странах, присоединившихся к Болонскому процессу, существенно отличается. У нас в государственных стандартах отсутствуют курсы микро-и макроэкономики промежуточного и продвинутого уровня (кроме МГУ И Высшей школы экономики). Сразу после окончания второго курса направление изучения экономических дисциплин идет «вширь» за счет дисциплин «Экономика предприятия», «Финансы предприятия» и тд., тогда как в других странах акцент ставится на изучение «вглубь» через изучения микро-макроэкономики второго, третьего, четвертого и т.д. уровней.