Школа научного менеджмента (Тейлоризм)


Современная наука управления возникла в начале XX в. и связано с именами Ф. У. Тейлора, Френка и Лилии Гилберт, Генри Гантта. Школа показала и доказала, что управлять можно «научно», основываясь на экономический, технический и социальный эксперименты, на научный анализ управленческого процесса. Научный метод исследования впервые был применен на одном из предприятий американским инженером Ф.У. Тейлором, которого называют основоположником научного управления производством. Он написал известные на весь мир работы «Тарифная система» (1895 г.), «Цеховой менеджмент» (1903 г.), «Принципы кадрового управления» (1911 г.). В Соединённых Штатах труды Ф.Тейлора оказали большое влияние на развитие промышленности, а в Германии, Англии, Франции получили широкое признание. Были признаны труды Ф.Тейлора и в РСФСР (начало 1920-х годов), благодаря поддержке В. Ленина, В. Куйбышева, хотя до 1920 года они называли тейлоризм «научной системой выжимания пота».

Тейлором были выделены 3 причины низкой производительности труда:

) не всегда интересы рабочих совпадают с интересами работодателя в вопросе повышения производительности труда;

) в каждом работнике есть врожденная лень;

) в организации производства и труда нет научного подхода.

Таким образом, была выделены основные проблемы - повышение производительности труда рабочих, совершенствование труда менеджеров низшего и высшего звена. Метод исследования прост: расчленить процесс физического труда и его организации на составные части (труд исполнительский и труд распорядительский) и проанализировать эти части. Цель - создание системы научной организации труда, основывающейся на экспериментальных данных и анализе процессов физического труда и его организации. Субъектом исследования выступал цех, соответственно менеджер - мастер производственного участка (инженер). Функции контроля над элементами производства были возложены на плановое или распределительное бюро предприятия, которое занимало центральное место в системе. Такой подход к изучению организации в менеджменте называется сверху вниз.

В школе научного менеджмента был изобретён прибор - микрохронометр, который применялся для определения временных характеристик отдельных трудовых операций и норм выработки. Основываясь на полученной информации, изменялись рабочие операции: устанавливались лишние, непродуктивные движения для повышения эффективности работы. Он уделял большое внимание сотрудничеству между администрацией и рабочими. Научное управление Тейлора построено на четырех основах:

.Нормирование. Трудовой процесс можно и необходимо пооперационно измерить и расценить.

.Сроки выполнения задания. Вознаграждение следует выплачивать, если работа выполнена в четко определенный срок.

.Изучение умственных и физиологических возможностей исполнителей, их отборе и обучении.

.Справедливое вознаграждение за конечный результат, достигнутый исполнителем.

Отделив планирование и контроль выполнения работы от ее исполнения, Тейлор активно пропагандировал специализацию труда, что наряду со стандартизацией и применением сдельной оплаты труда привело к значительному повышению эффективности промышленного производства. В школе научного менеджмента была разработана азбука научной организации производительности труда и управления цехом. Она экспериментально доказала, что работа по управлению - это определенная специальность, задача которой - сближение интересов всего персонала предприятия.

Однако есть и недостаток данной школы - недооценка человеческого фактора.

Ф. Тейлор был промышленным инженером, поэтому основное внимание он уделял исследованию технологии производства, рассматривал человека как элемент производственной технологии (как машину). Мотивация и стимулирование труда хотя и рассматривались как фактор эффективности управления, однако представление о них было примитивным и сводилось лишь к удовлетворению физиологических потребностей работников. Однако следует учитывать, что в этот период наука социология и психология еще были недостаточно развиты.

В начале 1920-х годов труды Ф. Тейлора были изданы в советских республиках. Партийная верхушка признала идеи научной организации труда. Среди ученых и хозяйственников нашлось множество приверженцев. Тейлоризм стал ядром целого комплекса теоретических и практических идей, влиятельного научного и общественного движения, которые обозначилось аббревиатурой НОТ - научная организация труда.

К 1925 году в стране действовало около 80 научных учреждений, общественных объединений и массовых организаций, сплотившихся сторонников НОТ. Издавались специальные журналы («Время», «Голос работника» и другие), в которых регулярно и всесторонне освещались, пропагандировались и распространялись теоретические знания в области организации труда и их практическое применение. Москва, Казань, Ленинград, Харьков, Днепропетровск, Одесса, Таганрог стали основными центрами по разработке и внедрению методов НОТ в практическую деятельность предприятий и организаций.

Наши рекомендации