Управление золотовалютными резервами государства

Золотовалют резервы гос-ва – это совок-ть высоколиквидных фин и ден активов, таких как золото и иностр валюты, кот-е контролируются гос-вом и его финн органами с целью регулир-я возможных финн рисков (поддержка того или иного курса валют, покрытия дефицита платежного баланса и т.д.).

Наличие и объем ЗВР имеют огромное значение для экономики. Чем их больше, тем лучше. Они позволяют эк-ке гос-ва значительно уменьшить риски в кризисные периоды и вести гибкую фин политику в благоприятные времена. ЗВР – это не только конкретно золота и валюта, но и различные высокодоходные ЦБ, деноминированные в СКВ, обычно, в амер долл, евро, англ фунтах, японских йенах, франках.

Основная цель управл-я ЗВР – достижение приемлемых значений показ-лей ликвидности и доходности. При управлении ЗВР центрбанк руковод-ся целями монетарной политики, установленными на текущий год. При управлении ЗВР необх-мо стремиться к обеспечению максимал эффектив-ти их использ-я. В этих целях органы валютного регулир-я страны должны всесторонне анализ-ть динамику ЗВР и вырабатывать управленч решения по нескольким направлениям. Во-1-х нужно опред-ть оптимал для данных условий объем ЗВР. Чрезмерное снижение их уровня под влиянием складывающегося в течение длит времени дефицита платежного баланса чревато тем, что страна не сможет удовлетворять свои жизненно важные потребности за счет импорта или окажется не в состоянии обслуживать внешние долговые обязательства. Во-2-х, сущ-т проблема выбора между отдельными компонентами резервов, установления их целесообразного соотношения. Поскольку резервная позиция в МВФ составляет небольшую долю в общей величине резервов, и ее размеры Уставом МВФ, эта проблема практически сводится к фиксированию соотношения между инвалютой и золотом, определению размера золотовалют запаса. А данное соотношение всегда является компромиссом между стремлением к обеспечению доходности ЗВР, с 1-й стороны, и требованиями поддержания надлежащего уровня их ликвидности – с другой. Страны, переживающие эк кризис или сталкивающиеся с проблемой покрытия дефицита платежного баланса, используют золото в качестве обеспечения долга для получения внешних ссуд. ЦБ практикую операции с золотом типа «своп», которые предст собой продажу золота за иностранную СКВ при одновременном совершении сделки на условиях обратной его покупки через опред срок. В-3-х, перед властями стоит задача диверсификации ЗВР – формирования валют корзины, т.е выбора конкретных валют и установления их удельного веса в ней. Актуальность данной проблемы обусловлена процессом перехода от долларового стандарта к мультивалютному. В-4-х, органам гос власти приходится осущ-ть выбор фин инструментов для инвестирования ЗВР. Здесь важно учитывать степень их срочности, т.к. более долгосроч вложения, как правило, приносят больший %-й доход. Поэтому при выборе фин инструм-в для размещения ЗВР властям необх-мо находить некий баланс между критериями срочности, приб-ти и ликвид-ти. Роль ЗВР в кач-ве главного инструмента регулир-я рыночного обменного курса побуждает власти заботиться в 1-ю очередь именно о поддержании надлежащей ликвидности резервных активов. Этого же требует от стран-членов и МВФ, который признает валют резервами только активы, размещенные в центральных и первоклассных заграничных коммерч банках. В-5-х, и это главное, при опред обстоятельствах власти могут использовать ЗВР для финансир-я издержек госбюджета и решения важнейших соц-эк задач.

По методологии МВФ сущ-т 3 осн принципа управления структурой ЗВР:

1) Сохранность резервов – явл-ся одним из важнейших принципов упр-я ЗВР. Операции по управлению резервами должны проводиться исключительно на рынках с достаточной глубиной и ликвидностью, а также способных обеспечить проведение операций надежным и эффективным способом.

2) Осмотрительное регулир-е риска ликвидности, рыночного и кредитного рисков. Для того чтобы резервы могли полноценно выполнять свои ф-ции, т.е. чтобы их всегда можно было использовать, когда в этом возникнет потребность, необх-мо строгое обеспеч-е сверх ликвидности и ликвидности резервных активов (возможности быстрого обмена резервов на инвалюту). Поэтому портфели резервных активов в больш-ве имеют тенденции к уходу от риска, а обеспеч-е ликвидности и безопасности ставится выше прибыль-ти и учета расходов на формир-е и поддержание опред уровня активов.

3) Получение дох-в от размещенных средств в разумном объеме в средне- и долгосрочной перспективе с учетом ограничений, продиктованных риском ликвидности и др. рисками. При выборе фин инструметов для размещения валютного резерва властям приходится находить некий баланс между критериями ликвид-ти и прибыльности. Этот баланс опред-ся прогнозными оценками состояния международ расчетов страны, потребностей обслуж-я внешнего долга, динамики курсов валют. Получение дохода является хоть и не главным, однако важным результатом управления резервными активами.

ВОПРОСЫ

1. Возникновение центральных банков и их роль в развитии эк. На совр.этапе

2.Основные функции ЦБ, их отличие от функций коммерч. Банка.

3.Эл-ты института независимости; факторы, опред. степень независимости ЦБ в различных странах

4.Цели деятельности и функции Нацбанка РБ.

5. Особенности инфляции в условиях переходной экономики. Методы борьбы с инфляцией. Роль ЦБ в антиинфляционной политике государства. Инфляция в РБ, антиинфляционные меры, осуществляемые НБ на современном этапе.

6. Понятие и сущность денежно-кредитной политики. Место монетарного сектора в экономике.

7. Система целевых ориентиров денежно-кредитной политики

8. Монетарные режимы денежно-кредитной политики

9. Инфляционное таргетирование

10. Трансмиссионный механизм и его каналы в системе ДКР.

11. Система ден-кред регулирования и ее элементы

12. Денежная масса и ее агрегаты.
13. Номинальная и реальная денежная масса. Активные деньги.

14. Основные элементы денежной базы и их роль в создании и регулировании денежной массы.

15. Эмиссионные механизмы. Преимущества и недостатки.

16.Роль центр.банка (ЦБ) в эмиссии наличных денег . Налично-денежная эмиссия означает вып-к в оборот банкнот и

17. Эмиссионный механизм рыночной экономики, его основные черты

Скорость денежного обращения, возможность её регулирования со стороны ЦБ

19.Понятие и сущность монетизации экономики

20. Понятие и сущность банковского мультипликатора. Виды мультипликатора

21. Понятие и сущность сеньоража.

22. Классификации методов денежно-кредитного регулирования.

23. Административные методы денежно-кред-го регул-ия:

24. Косвенные (рыночные) инструменты ден.-кред. регулирования. (ЦБ-центр.банк)

25. Операции ЦБ на открытом рынке

26. Операции ЦБ с Ценными бум.

27.операции на открытом рынке с ин.валютой

28. Постоянные инструменты(механизмы) ЦБ.

29.Обязательное резервир как инстр д-крполит.Порядок расчета резервов

30. Кредитование центральным банком коммерческих банков.

31. Процентная политика центрального банка.

32. Селективные инструменты денежно-кредитного регулирования

33.Осн.этапы разработки и реализации ден-кред.политики в РБ

34. Принципы и формы взаимодейств. НБ с др. органами ден.-кред. рег-я и банками.

35. Эмиссионная политика НБ.

36. Сущность и цели процентной политики Нацбанка

37. Функционал. структура инструментов монетарного регулирования НБ

38. Операции на открытом рынке НБ РБ
39. Операции на открытом рынке НБ РБ представлены след видами:

40. Принципы регулирования НБ РБ текущей ликвидности банковской систем

41. Пост.инструменты регул-я ликвидности НБ РБ

42. цели и основные характеристики механизма обязательного резервирования в Беларуси

43.Цели и принципы рефинансирования банков НБ РБ

44. Регулирование белорусского рубля

45. Цели и параметры денежно-кредитной политики в 2016 году. Цели денежно-кредитной политики классифицируют по следующим признакам:

46. операции поддержания текущей ликвидности банков Нацбаком рб

47. Операции рефинансирования банков: виды и принципы реализации

48. Операции НБ по привлечению ресурсов банка

49. Принципы регулирования процентных ставок НБ РБ. Структура процентных ставок НБ РБ.

50. Организация регулирования текущей ликвидности банков

51. Платежный баланс, понятие и структура; принципы составления платежного баланса.

52. Платежная система сущность и виды

53. Надзор за платежными системами и управление рисками

54.Организация регулирования налично-денеж. Оборота в РБ

55. Банковский надзор. Практика применения в РБ

56. Управление золотовалютными резервами государства


Наши рекомендации