Внешнеэкономическая деятельность фирмы: основные направления
На базе деятельности фирм формируются внешнеэкономические направления отраслей, страны в целом. В свою очередь, внешнеэкономическая стратегия страны все более активно воздействует на характер принятых решений в сфере внешнеэкономической деятельности фирм.
О необходимости изучения ВЭД достаточно привести один такой факт: через каналы товарного экспорта и импорта в мире реализуются в среднем от 13 до 30% валового внутреннего продукта соответствующих стран. Поэтому не случайно, что выбор того или иного направления ВЭД превратился для большинства стран в одну из основ общехозяйственного развития.
Фирмы, разрабатывая то или иное направление собственной внешнеэкономической деятельности, стремятся найти и воплотить адекватные этому направлению потенциальные возможности своей отрасли как на национальном, так и на мировом уровне. Степень этой адекватности во многом зависит от умения фирмы «вписаться» в довольно разветвленное «древо» ВЭД, основные элементы которого показаны на рис. 9.1.
Рис. 9.1. Классификация основных направлений ВЭД
Направления ВЭД по структурному признаку определяются как групповой состав связей и делятся на внешнеторговое, валютно-финансовое, производственное, инвестиционное.
1. Внешнеторговое направление представляет собой деятельность фирмы, связанную с ввозом (импортом) и вывозом (экспортом) товаров и услуг, а также с реэкспортными и реимпортными операциями.
Экспортные операции фирмы направлены на вывоз товара за пределы государства. Для успешного проведения дела экспортеру необходимо: иметь определенный набор товара; изучить рынок; выявить потенциальных покупателей и конкурентов; определить оптимальную цену предложения товара; провести рекламные мероприятия; разослать предложения потенциальным покупателям; подписать контракт с импортером; поставить товары; получить за них оплату.
Благодаря импортным операциям фирмы осуществляют ввоз на внутренний рынок товара, закупленного у другой страны. Импортер должен: иметь необходимые средства для закупки товара; разослать потенциальным поставщикам запросы; провести анализ цен конкурентов, предлагающих нужный товар; заключить контракт с наиболее предпочтительным экспортером; получить закупленный товар; произвести его оплату.
Реэкспортные операции фирмы — это продажа с вывозом за границу ранее импортированного и не подвергавшегося переработке товара. Обычно фирмы осуществляют эти операции при резком изменении международной обстановки, отсутствии прямых экономических или дипломатических связей между странами, возникновении военных действий. В таких ситуациях нуждающаяся сторона обращается за товаром в другие государства, которые и оказывают ей фактически посредническую услугу.
Реимпортные операции фирмы связаны с ввозом из-за границы ранее экспортированного и не подвергавшегося там переработке товара. Как правило, это возврат бракованной продукции, не реализованной посредником на рынке сбыта.
Если обобщить сказанное, то любой внешнеторговой операцией фирмы можно назвать комплекс действий участников торгового процесса, представляющих разные страны, с целью осуществления торгового обмена.
Представим, что мы решили сходить в овощной магазин за помидорами. Войдя в торговый зал и взглянув на полки, мы должны определиться: можно ли товар с ценником «Помидоры» назвать помидорами или нет.
Таблица 9.1
Классификация внешнеторговых операций фирмы
№ п/п | Признак классификации | Виды операций |
1. | По направлениям торговли | Экспортные, импортные, реэкспортные, реимпортные |
2. | По группам товаров | Купля-продажа машин и оборудования, сырьевых, продовольственных, непродовольственных товаров и др. |
3. | По степени готовности товара к продаже | Поставка готовой продукции, узлов, деталей для сборки, комплектного оборудования и др. |
4. | Товарообменная торговля | Встречные закупки, бартер, выкуп устаревшей продукции, переработка давальческого сырья и др. |
5. | Торговля научно-техническими достижениями и оказание услуг | Купля-продажа лицензий, «ноу-хау», факторинг, инжиниринг; при осуществлении подряда, аренды, лизинга, туризма, информатизации, перевозок на транспорте и др. |
6. | Торгово-посредническая деятельность | Консигнационные, комиссионные, агентские, брокерские |
7. | Торговля состязательного типа | Аукцион, международные торговли и биржевая торговля |
Так же обстоят дела и с качеством валюты. Качество валюты определяет, является ли валюта валютой, т.е. может ли национальная валюта выступать в качестве иностранной? Свободно конвертируемая валюта — это национальная валюта, которая свободно и неограниченно обменивается на другие иностранные валюты.
Говорят, что счастье не в деньгах, а в их конвертируемости. Данное высказывание с экономической позиции недостаточно корректно. Объясняется это тем, что конвертируемость валюты может оказаться частичной, что влечет за собой многочисленные ограничения по отдельным видам обменных операций. Поэтому для полноты смысла к понятию «конвертируемость» необходимо добавить определение «свободная».
Частично конвертируемая валюта — национальная валюта, которая функционирует только в пределах одной страны и не обменивается на иностранные валюты.
Качество валюты определяется не только ее конвертируемостью, но и тем, выполняет ли данная валюта свою функцию средства международных расчетов.
Эксперты считают, что если подходить к данному вопросу с формальных позиций, то самой конвертируемой валютой в мире должен считаться люксембургский франк. Он единственный имеет полную конвертируемость по всем критериям (финансовым и торговым операциям). Однако в силу того что удельный вес этого карликового государства Европы в мировом внешнеторговом обороте крайне незначителен, его денежная единица, несмотря на свою «безупречность», не может претендовать на роль резервной (ключевой) мировой валюты.
Резервной является валюта, которая используется для обслуживания международных расчетов по внешнеторговым операциям, иностранным инвестициям и при определении мировых цен.
В настоящее время функцию резервной валюты выполняют доллар США, фунт стерлингов, немецкая марка, швейцарский франк и иена. Именно эти валюты, как показывает валютная практика, являются наиболее конвертируемыми валютами мира.
Валютные отношения — это отношения, которые складываются между участниками международного обмена при функционировании денег в международном обороте. Валютные отношения не существуют сами по себе, а воплощены в определенную валютную систему. Существуют ее основные элементы.
Международный денежный товар (международная ликвидность) — это такой товар (валюта), который функционирует в качестве средства международных расчетов. Золото было первым (с 1816 г.) международным денежным товаром (золотой стандарт). Затем утвердился золотодевизный стандарт (с 1922 г.; девиза — валюта); золотодолларовый стандарт свидетельствовал о том, что основная часть расчетов производилась в долларах (с 1944 г.); многовалютный стандарт утвердил использование валюты ведущих стран и специальные коллективные валюты (с 1976 г.).
Валютный курс понимается как цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны, благодаря чему становятся очевидными обменные пропорции (курсы) валют. На практике валютный курс определяется соотношением спроса и предложения на данную валюту на международном рынке. Валютный курс подразделяется на девизный и обменный курсы.
Девизный курс (цена отечественной валюты) показывает, сколько единиц иностранной валюты можно получить за единицу отечественной (например, какое количество марок обменивается на один рубль).
Обменный курс (цена иностранной валюты) показывает, какое количество единиц отечественной валюты можно получить в обмен на единицу иностранной.
Название пропорции «обмен двух валют» зависит от того, с позиции какой страны она рассматривается. Например, 27 р. обмениваются на 1 дол. Это обменный курс для россиянина и девизный курс для владельца доллара.
Следовательно, валютный курс — не просто «цена» одной денежной единицы, выраженная в «цене» другой денежной единицы, а сложный синтетический показатель стоимостного соотношения двух национальных валют. Его изменение свидетельствует прежде всего о повышении или понижении внешней конкурентоспособности одной страны относительно другой.
Валютные курсы могут иметь разные режимы: плавающий и фиксированный. Фиксированный валютный курс предполагает осуществление обмена одной валюты на другую на основе золотого паритета. Золотой паритет определяется равенством золотого содержания валют. Например, если золотое содержание валюты А равно 0,4 г золота, а золотое содержание валюты В — 0,1 г золота, то золотой паритет составит: 1 ден. ед. А = 4 ден. ед. В.
Фиксированный валютный курс колеблется вокруг золотого паритета в зависимости от спроса и предложения. Однако эти ограничения обычно не превышают 1% паритета. В противном случае государство будет вынуждено повысить или понизить золотое содержание своей валюты. Фиксированные валютные курсы были характерны для золотого, золотодевизного и золотодолларового стандартов.
Плавающий валютный курс предполагает обмен одной валюты на другую в зависимости от спроса и предложения. Он характерен для современного многовалютного стандарта, когда устарело само понятие «золотое содержание» валюты. Валютные курсы могут «плавать» свободно, т.е. исключительно под воздействием спроса и предложения на валютном рынке. К таким валютам относятся самые «сильные», например доллар. Валютные курсы могут «плавать» совместно. Страны, использующие совместные валютные курсы, в расчетах друг с другом фиксируют колебания курсов, а в расчетах с другими странами используют режим «свободного плавания». Такими странами являются страны Европейского союза (кроме Великобритании). Валюты также могут «плавать» связанно с другими валютами. Страны в этом случае устанавливают жесткую фиксацию своего валютного курса по отношению к валюте одной из ведущих стран (как правило, к доллару США) или к СДР.
Валютный рынок является третьим элементом в системе валютных отношений. Институциональная структура этого рынка представлена кредитно-финансовыми и торгово-промышленными компаниями, которые участвуют в международных экономических отношениях. Ведущими участниками валютного рынка являются коммерческие банки, которые в основном проводят операции на так называемом межбанковском рынке.
На валютный рынок все чаще стали выходить также сберегательные и кооперативные институты, пенсионные и инвестиционные фонды, что связано с их деятельностью на рынке капиталов.
Закономерен также выход на валютный рынок крупных торгово-промышленных корпораций, создающих собственные дилерские конторы и даже дочерние банковские компании, чтобы не платить банкам и самим зарабатывать на валютных сделках.
Валютный рынок по своей структуре представлен шестью валютами: долларом США, немецкой маркой, иеной, фунтом стерлингов, швейцарским и французским франками. На эти валюты приходится до 90% международного оборота.
На валютном рынке валютный курс определяется на основе соотношения спроса и предложения на данную валюту. Рассмотрим упрощенную схему спроса и предложения, определяющих свободный валютный курс фунтом стерлингов в долларах (рис. 9.2).
Рис. 9.2. Формирование валютного курса
Линией D показано желание американцев импортировать английские товары, покупать английские ценные бумаги, посещать исторические памятники в Англии и т.д. Линией S обозначены фунты стерлингов, предложенные англичанами в обмен на доллары. Эта линия отражает желание англичан получать американские экспортные товары и услуги.
Если бы обменный курс был на уровне точки Е, то наблюдался бы излишек фунтов стерлингов, которые англичане хотели бы предложить сверх того количества, на который объявлялся спрос американцами. Такой излишек предложения вызывает снижение уровня валютного курса до точки Е, при котором обеспечивается сбыт на рынке фунтов стерлингов, обмениваемых на доллары.
На основе выравнивания спроса (ведет к повышению валютного курса) и предложения (ведет к снижению валютного курса) формируется точка Е как равновесная точка валютного курса.
В свою очередь, спрос и предложение зависят от процессов в области материального производства и в сфере финансов как в национальном, так и в мировом масштабе (от покупательной способности валют, темпов инфляции, состояния платежного баланса, разницы в уровне процентных ставок различных стран, государственного регулирования валютного курса, спекулятивных валютных операций, степени доверия на мировых рынках).
Изменения валютных курсов могут быть выгодны для одних субъектов ВЭД и невыгодны для других, в связи с чем выделяются два правила, учитывающие интересы субъектов ВЭД фирм.
Правило 1. Экспортеру товара выгодно понижение курса национальной валюты и невыгодно его повышение.
Импортеру товара выгодно повышение курса национальной валюты и невыгодно его понижение.
Правило 2. Экспортеру капитала выгодно повышение курса национальной валюты и невыгодно его понижение.
Импортеру капитала выгодно понижение курса национальной валюты и невыгодно его повышение.
Совмещение обоих правил представлено в табл. 9.2.
Таблица 9.2
Изменение курса национальной валюты
Понижение курса | Повышение курса | |
своей национальной валюты | ||
Выгодно | Экспортеру товаров Импортеру капитала | Импортеру товаров Экспортеру капитала |
Невыгодно | Импортеру товаров Экспортеру товаров | Экспортеру товаров Импортеру товаров |
3. Производственное направление ВЭД фирмы связано с развитием его форм: совместного предпринимательства, франчайзинга, лизинга, кооперации.
В настоящее время теоретики и практики совместного предпринимательства предлагают вместо термина «совместное предприятие» (СП) использовать термин «предприятие с иностранными инвестициями» (ПИИ), тем более что СП как юридическая форма предприятия в РФ уже не существует. (Все СП перерегистрировались в акционерные общества, их доля во внешнеторговом обороте составляет почти 20%.) Тем не менее, лексика остается лексикой, тем более что многообразие форм СП является фактом.
Предприятие с иностранными инвестициями представляет собой хозяйственное объединение отечественного и иностранного партнеров на основе совместно внесенной собственности, совместного управления им и разделения рисков и прибыли.
Общим признаком конкретных форм совместного предпринимательства является необходимость согласовать экономические интересы всех участников такого рода связей, т.к. в основе партнерства лежит конфликтная ситуация нестыковки их позиций: по кадровой, производственной, торговой политике, способам управления, оплате труда и др.
Для всех СП характерно действие общей, функционально объемной цели, заключающейся в улучшении долгосрочных перспектив получения прибыли.
Одновременно СП как отдельная экономическая единица обладает особенностями. Поэтому имеет смысл рассматривать СП по таким критериям, как комплексность (равновесность) сотрудничества, место расположения, влияние сторон на управление. Соответствующая классификация СП обобщенно представлена в табл. 9.3.
Таблица 9.3