Для нескольких профилей в рамках одного факультета

Форма обучения: (очная)

Вид учебной работы Количество часов по профилям
Педагогическое образование/ профиль Дошкольное образование Педагогическое образование/ профиль Дошкольная логопедия Педагогическое образование/ профиль Дошкольная дефектология
Номера семестров:  
Аудиторные занятия (всего): В том числе:
  Лекции (Л)
Практические занятия (ПЗ) - - -
Семинарские занятия (СЗ)
Лабораторные работы (ЛР) - - -
Самостоятельная работа (СРС) (всего) В том числе:
  Реферат      
Эссе      
Конспект в рабочей тетради
Аналитическая таблица      
Исследовательский проект    
Создание электронной презентации      
Общая трудоемкость:часы/ зачетные единицы
Входной контроль(вид, № семестра)  
Текущий контроль(вид, № семестра)  
Форма промежуточной аттестации(экзамен, зачет) - № семестров зачет Зачет Зачет

Распределение часов по темам и видам учебной работы

№ п/п Раздел/ тема Всего час. Виды учебной работы студентов и трудоемкость (в часах)
Аудиторная работа Сам. Работа
Лек. Сем. Пр. Лаб. Обяз. Доп.
1. Образование как система и отрасль экономики        
2. Экономика образования как наука и учебная дисциплина        
3. Образование и рынок образовательных услуг          
4. Хозяйственный механизм отрасли          
5. Финансирование системы образования        
6. Труд и оплата труда работников образования          
7. Организация учета в бюджетных и автономных образовательных учреждениях        
8. Материально-техническая база образования        
9. Социально-экономическая эффективность образования          
10. Налогообложение в сфере образования        

Содержание дисциплины

Программа дисциплины

Название темы Содержание темы
Тема1.Образование как система и отрасль экономики Роль и место образования в современном обществе. Многозначность понятия образования: образование как процесс, образование как результат, образование как система, как отрасль (сфера) общественного хозяйства. Система образования и ее основные компоненты. Законодательные основы функционирования системы образования в РФ. Роль системы образования в развитии страны. Возрастание экономической функции образования в условиях НТР и информационной революции. Основные функции системы образования. Закон РФ «Об образовании». Образовательные программы и государственные образовательные стандарты: их предназначение. Виды образовательных программ.Образование как результат. Знаниевая, развивающая и компетентностная парадигмы образования. Требования к уровню подготовки выпускников – компетентностная модель. Сеть образовательных учреждений в России. Современные организационно-правовые формы, типы и виды образовательных учреждений. Количественные параметры дошкольных, общеобразовательных; начальных, средних и высших профессиональных образовательных учреждений. Качественные изменения в составе общего и профессионального образования. Экономика системы образования, ее правовое закрепление в федеральном Законе «Об образовании». Образование как приоритетная отрасль экономики страны. Место образования в системе общественного воспроизводства. Экономическая функция образования. Отраслевой аспект образования. Определение отрасли «образование».
Основные понятия: Система образования, образовательное учреждение, Экономика образования, экономическая эффективность образования, образовательная услуга
Тема 2. Экономика образования наука и учебная дисциплина Научные подходы к экономике образования. Концепция человеческого капитала и ее истоки. А. Смит и К. Маркс о целесообразности и эффективности капитальных вложений на обучение квалифицированных работников. С.Г. Струмилин о рентабельности капвложений в школьное обучение. Трактовка человеческого капитала современными американскими экономистами Т. Шульцем, Г. Беккером, их последователями. Первоначальная теоретическая модель экономики образования российских экономистов В.А. Жамина и С. Л. Костаняна. Определение предмета науки «экономика образования». Ее место в системе экономических наук. Общность и различия науки и учебной дисциплины «экономика образования». Экономическое образование в вузах. Задачи и структура курса «экономика образования». Его значение для практической деятельности учителя и других работников образования. Экономические отношения системы образования. Причины отрицания производственных отношений в сфере образования. Особенности взаимодействия процесса создания, обмена, распределения и потребления образовательных услуг. Экономические категории и закономерности в отрасли образования. Отношения собственности и интеллектуальная собственность педагогических работников. Федеральный закон «Об образовании» о субъектах и объектах права собственности в образовательных учреждениях. Специфика производительной деятельности и экономических отношений в отрасли образования. Компоненты производительной деятельности в образовании. Главный фактор учебно-воспитательной деятельности: педагог. Учащийся как объект и субъект учебного процесса. Невещественные средства труда: интеллект, знания и их определяющая роль в учебном процессе. Кодифицированные знания и знания, воплощенные в человеке. Общественно новые и субъективно новые знания.
Основные понятия: Постиндустриальная экономика, человеческий капитал, теория человеческого капитала, общественные блага.
Тема 3. Образование и рынок образовательных услуг Образование как некоммерческая отрасль экономики. Отличие некоммерческих организаций от коммерческих. Некоммерческий сектор экономики и место образования в нем. Важная роль этого сектора в социальной защите населения, в формировании и развитии гражданского общества. Образовательные услуги – разновидность общественных товаров. Принципиальные различия между общественными и частными товарами. Бесплатность образовательных услуг для непосредственного потребителя (учащегося) и необходимость бюджетного финансирования учреждений образования. Финансовое положение многих учебных заведений в условиях общего кризиса социально-экономической системы страны. Переход России к рыночной экономике и расширение рыночных отношений в образовательном комплексе. Потребность учебных заведений во все большей включенности в рыночную среду. Главные способы зарабатывания ими финансовых средств. Негосударственные школы, вузы и их роль в углублении рыночных отношений. Реальные границы платности за обучение. Возможности педвузов и других учебных заведений в коммерциализации своей деятельности. Некоммерческие организации. Образование и бизнес. Рынок образовательных услуг и его характерные черты. Понятие рынка образовательных услуг. Бесплатность и платность образовательных услуг. Теория государственного рынка П. Самуэльсона и ее значимость для раскрытия специфичности и неоднородности рынка образовательных услуг. Явные и неявные товары – образовательные услуги. Стоимость и цена этих услуг. Два вида цен (тарифов) на услуги образования. Нормативные цены и их функции. Государственные нормативы финансирования, определяемые в расчете на одного обучающегося по каждому типу, виду и категории учебных заведенийТенденции финансирования школьного образования в региональном разрезе. Итоги реализации Приоритетного национального проекта «Образование». Маркетинг и его роль в регулировании рынка образовательных услуг и других товаров. Назначение маркетинга. Своеобразие системы маркетинга в сфере образования. Состояние и эффективность маркетинговой службы и ее деятельности в учебных заведениях России. Расчет сметы и цены на дополнительные услуги образования в государственном и муниципальном учебном заведении.
Основные понятия: Образовательная услуга, услуга, товар, средства продвижения образовательных услуг, некоммерческая организация, предмет маркетинга в образовании, имидж вуза.
Тема 4. Хозяйственный механизм отрасли Содержание хозяйственного механизма, его состав и особенности в образовательном комплексе. Экономические, правовые и организационные аспекты хозяйственного механизма. Два полярных типа хозяйственного механизма и их проявления в системе российского образования. Необходимость и основные цели перехода к новому хозяйственному механизму в отрасли образования. Важнейшие направления формирования такого механизма в системе образования страны. Прогнозирование, программирование и планирование как инструменты управления развитием образования. Радикальные изменения отраслевого планирования. Ликвидация директивного централизованного планирования и переход к государственному прогнозированию и программированию развития отрасли образования. Государственные образовательные стандарты и стабильные экономические нормативы – основа текущего и долгосрочного планирования социально-экономического развития образовательных учреждений. Федеральная программа развития образования России – стратегия реформирования и повышения эффективности образования. Главная цель и основные установки этой программы по выходу из кризиса, стабилизации и развитию образования в стране. Организационная структура управления образованием. Необходимость радикальных изменений в управлении. Переход от командно-административной к демократической, государственно-общественной системе управления образованием. Система органов управления образованием. Министерство образования и науки Российской Федерации как единый федеральный орган руководства системой образования. Закон РФ «Об образовании» о разграничении компетенций федеральных, республиканских, региональных и местных органов самоуправления в области образования. Министерство образования Пермского края. Оптимальное соотношение административных и экономических методов управления. Менеджмент и его место в управлении учебными заведениями. Сущность менеджмента, его своеобразие в образовательных учреждениях. Взаимосвязь экономической и педагогической сторон менеджмента в учебных заведениях. Менеджеры и их роль в управлении учреждениями образования. Школьные менеджеры и их состав. Вузовские менеджеры. Штатные расписания. Принципы формирования штатных расписаний. Учебные планы школ. Планирование контингента школьников как пример планирования для успешной деятельности образовательного учреждения.
Основные понятия: Административные регуляторы, хозяйственное товарищество
Тема 5. Финансирование системы образования Финансовый механизм в отрасли образования и необходимость его реформирования. Специфика условий, форм и методов создания, распределения, использования финансовых средств учреждений образования по сравнению с предприятиями и учреждениями коммерческого сектора экономики.Источники формирования финансовой базы образования. «Остаточный принцип» государственного централизованного финансирования образовательных учреждений; его минусы.Три уровня системы бюджетного финансирования: федеральный, субъектов федерации, муниципальный. Снижение доли расходов на образование из федерального бюджета и увеличение – из местных бюджетов. Рост собственных финансовых средств образовательных учреждений. Совокупный фонд финансовых ресурсов, или доход образовательного учреждения. Основные группы и виды расходов образовательного учреждения. Сметное финансирование в образовании, его социально-экономические ограничения. Отличие сметы от финансовых планов коммерческих учреждений. Переход к финансированию в расчете на одного обучающегося. Основные направления оптимизации финансового положения образовательного учреждения. Разработка и последовательное внедрение нового механизма финансирования образования. Переход к многоуровневой и многоканальной системе финансирования. Введение экономически обоснованных нормативов финансирования на одного обучающегося (воспитанника) по каждому типу и виду образовательного учреждения. Основные принципы построения модели нормативного финансирования. Кредитование процессов получения высшего профессионального образования. Расширение самофинансирования и внебюджетных источников финансирования образовательных учреждений. Внедрение хозрасчетных методов и коммерческих начал в деятельности образовательных учреждений различных типов и видов. Финансирование образовательных учреждений как основа государственной гарантии получения гражданами образования в пределах государственных образовательных стандартов. Принципы государственного финансирования сферы образования. Программное и проектное финансирование, бюджетирование, ориентированное на результат, управление по индикаторам, нормативно-подушевое финансирование, формульное финансирование. Принципы ответственного финансового менеджмента в образовании. Переход от управления затратами к управлению результатами. Актуальные проблемы, направления и перспективы совершенствования бюджетного финансирования сферы образования.Нормативное финансирование. Распределение бюджетных средств. Анализ опыта регионов внедряющих различные модели нормативно-подушевого финансирования. Оценка эффективности бюджетных расходов на образование. Метод оценки эффективности бюджетных расходов на образование. Анализ эмпирических данных для различных регионов России. Возможные интерпретации полученных результатов. Оптимизация механизма управления бюджетными ресурсами. Трехкомпонентная модель бюджетного финансирования регионально-муниципальной системы общего образования. Масштабы неэффективных расходов в образовании по регионам России. Механизмы сокращения зон неэффективности. Внебюджетная деятельность и виды внебюджетной деятельности ОУ. Классификация внебюджетных доходов. Факторы эффективности внебюджетной деятельности.
Основные понятия: Бюджетное финансирование образовательных учреждений, сметное финансирование, нормативно-подушевое финансирование.
Тема 6. Труд и оплата труда работников образования Спрос и предложение работников на академическом рынке. Отраслевые особенности оплаты труда. Модели оплаты труда преподавателей. Контракт пожизненного найма. Эмпирические исследования производительности преподавателей. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность. Критерии, показатели и индикаторы оценки деятельности учителя. Качество учителя и педагогическое образование. Нормирование труда работников образования в различных типах образовательных учреждений. Анализ нормирования труда учителей в разных странах. Новая система оплаты труда в образовании. Эффективный контракт. Основные принципы построения системы оплаты труда. Унификация подходов к формированию ставок заработной платы (окладов) всех категорий работников системы образования. Дифференциация окладов в зависимости от критериев. Формирование критериев для фонда надбавок и доплат с целью унификации показателей, стимулирующих повышение качества труда для всех категорий работников. Формулы расчета должностных окладов работников. Дифференциация в оплате труда педагогов. Модели повышения квалификации учителей. Тарификация, недостатки и ограничения ЕТС. Риски новой системы оплаты труда в образовании. Вопросы перехода от управления затратами к управлению результатами, учета видов выполняемых педагогами работ, экономического стимулирования качества и результативности педагогического труда, финансового обеспечения роста профессионализма и развития инновационного потенциала образовательного учреждения, а так же в данном разделе представлен российский и зарубежный опыт оплаты труда педагогов. Характерные преимущества и недостатки существующей системы стимулирования труда педагогов. Механизмы введения новой системы оплаты труда учителей (цели, правовые документы, преимущества и риски, ожидаемые эффекты) Организационно методическое обеспечение перехода на новую систему оплаты труда. Модельный закон субъекта РФ «Об установлении отраслевой системы оплаты труда работников образования». Варианты предложений в трудовой договор с учителями школы. Ключевые признаки новой системы оплаты труда учителей.Система оплаты труда учителей в зарубежных странах.Система оплаты труда учителей в Англии, Франции, Германии, США.Анализ результатов перехода на новую систему оплаты труда в регионах России. Условия и основные принципы введения новой системы оплаты труда. Нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы введения новой системы оплаты труда работников бюджетных учреждений. Особенности отраслевой системы оплаты труда. Профессиональные квалификационные группы должностей работников образовательных учреждений. Размеры окладов, должностных окладов, ставок с учетом повышающих коэффициентов. Виды и порядок установления выплат компенсационного характера. Виды и порядок установления выплат стимулирующего характера. Организация труда: содержание, принципы, показатели эффективности труда. Категории персонала: профессиональные и квалификационные группы, показатели численности работников. Нормативно-правовые акты по труду. Статистическая отчетность по труду. Аттестация педагогических и руководящих работников образовательного учреждения. Правовая основа аттестации кадров. Механизм проведения аттестации, ответственные лица. Аттестация рабочих мест.
Тема7. Организация учета в бюджетных и автономных образовательных учреждениях Казенные, бюджетные и автономные государственные учреждения-особенности их финансового обеспечения. Основные характеристики переходного периода. Этапы реализации изменений, определенных законодательными актами. Финансовая деятельность бюджетного учреждения: смета расходов ОУ, ее разработка, ведущие статьи, исполнение сметы расходов. Задачи финансового планирования. Планирование производственных показателей, расходов на оплату труда, материальных (коммунальных, транспортных услуг, услуг связи и т.д.). Планирование расходов на текущий и капитальный ремонт. Финансовая деятельность автономного учреждения: финансирование выполнения государственных заданий. Формирование государственных заданий. Особенности планирования расходов автономного учреждения. Федеральный закон от 08.05.2010 N 83 ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений. Новые нормативные акты, разработанные в целях реализации ФЗ от 08.05.2010 N 83 ФЗ. Дополнения, внесенные в Налоговый кодекс РФ Федеральным законом от 18.07.2011 г. N 239-ФЗ. Единый План счетов и его применение. Методологические основы ведения бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях утвержденные Приказом Министерства Финансов РФ от 01.12.2010 N 157н, особенности осуществления учета бюджетными и казенными учреждения – получателями бюджетных средств в соответствии с Приказов Минфина от 06.12.2010 N.162н,,174н. Формирование учетной политики по бухгалтерскому учету в 2011 году. Учет доходов и расходов в образовательных учреждениях. Доходы образовательных учреждений в виде предоставленных им из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации субсидий на выполнение государственного (муниципального) задания и иных субсидий: учет в целях налогообложения прибыли.Доходы образовательных учреждений - средства целевого финансирования и целевых поступлений, не учитываемых учреждениями при определении налоговой базы по налогу на прибыль.Доходы от приносящей доходы деятельности: доходы, полученные за выполненные работы и оказанные услуги на платной основе, в том числе от сдачи имущества в аренду, и внереализационные доходы. Раздельный учет бюджетными и автономными учреждениями доходов и расходов, полученных в рамках средств целевого финансирования и целевых поступлений, и доходов и расходов, полученных (произведенных) от приносящей доходы деятельности. Учет нефинансовых активов Учет финансовых активов. Учет обязательств. Учет финансового результата. Учет операций по закупке и передаче имущества в рамках реализации централизованных закупок. Ведение учета поступления и расходования доходов, в том числе при использовании их учреждениями не по целевому назначению. Учет расходов, которые учреждения вправе учесть при определении налоговой базы. Начисление амортизации в целях налогообложения прибыли, использование права на получение амортизационной премии. Порядок составления отчетности об исполнении бюджетов в соответствии с приказом Минфина РФ от 28.12.2010 N 191. Анализ типичных ошибок при составлении отчетности. Итоги реформирования бюджетного учета и бюджетной отчетности, направления дальнейшего совершенствования методологии. Изменения в бюджетном законодательстве применительно к порядку ведения бюджетного учета, составления и предоставления отчетности.
Основные понятия: Новая система оплаты труда работников бюджетной сферы, заработная плата, образовательное кредитование, казенные. автономные и бюджетные государственные учреждения, государственное задание
Тема 8. Материально-техническая база образования Понятие материально-технической базы и ее роль в развитии образования. Состав и структура материально-технической базы. Понятие имущества организации. Состав имущества образовательного учреждения. Современное состояние материально-технической базы. Показатели состояния и развития материально-технической базы: абсолютные и относительные, количественные и качественные. Содержание систем отопления, водоснабжения, канализации, энергообеспечения, противопожарной безопасности, охранной сигнализации. Содержание и ремонт зданий. Внешняя прилегающая к образовательному учреждению территория, проблемы ее содержания. Роль заместителя руководителя образовательного учреждения в обеспечении хозяйственной деятельности. Основные направления развития материально-технической базы отрасли образования в РФ. Основные направления развития материально-технической базы отрасли образования в России. Расширенное воспроизводство основных фондов и капитальное строительство. Капитальные вложения на цели образования. Потребность в основных видах оборудования и предполагаемые пути ее удовлетворения.
Основные понятия: Основные и оборотные фонды, материально-техническая база системы образования
Тема 9. Социально-экономическая эффективность образования Экономическая эффективность образования, ее содержание и основные направления достижения. Теория и практика определения экономического эффекта образования. Рост инвестиций в развитие человеческих способностей к труду и повышение качества рабочей силы. Теория человеческого капитала, ее выходы на методику расчеты экономического результата инвестиций в образование. Расчеты образовательного капитала населения и рабочей силы США, проведенные Т. Шульцем. Фонд образования рабочей силы и населения США по расчетам В.И. Маркевича. Расчеты народнохозяйственной эффективности образования России, выполненные С.Г. Струмилиным, В.А. Жаминым, С.Л. Костаняном. Экономические выгоды образования. Экономические выгоды образования: частные выгоды образования, социальные выгоды образования (внешние эффекты). Общественные и индивидуальные выгоды от образования и затраты на образование. Оценка выгод общества и домохозяйств (индивидов) от среднего образования. Эффективность образования как интегральный показатель взаимодействия педагогической, социальной и экономической плодотворности. Теория и практика определения экономической эффективности образования. Взаимосвязь экономической эффективности учебных заведений и платы за обучение. Модели оценки эффективности образования. Модели оценки эффективности образования: регрессионные модели, модели «затраты-выпуск». Применение метода «затраты – выгода». Паутинообразная модель. «Человеческий капитал» и профессиональная мобильность. Территориальная мобильность.Модель жизненного цикла получения доходов, обучения и потребления. Базовая модель домохозяйства с одним работником. Анализ жизненного цикла типичного потребителя. Отдача от образования. Эмпирические данные, проблемы измерения отдачи от образования. Проблемы оценки эффективности и качества в образовании: взаимосвязь экономической эффективности и качества в учебных заведениях с расходами ресурсов (объемами финансирования, платы за обучение и т.д.); влияние затрат на образование на темпы прироста ВНП, и другие. Подходы к оценке эффективности образования. Прямые и косвенные показатели эффективности образовательных систем. Сопоставление статистической информации и данных о качестве образования при оценке эффективности образовательных систем. Совместный анализ образовательной статистики и результатов оценок качества образования для подготовки управленческих решений.Внутренний и внешний экономический эффект. Методика оценки эффективности образования Л. Туроу.
Основные понятия: Экономическая эффективность образования, валовый внутренний продукт, валовый национальный продукт, чистый национальный продукт, национальный доход, инвестиции.
Тема 10. Налогообложение в сфере образования Объекты налогообложения в сфере образования. Порядок налогового учета доходов и расходов в целях налогообложения прибыли. Порядок учета при определении налога на прибыль доходов в виде лимитов бюджетных обязательств, доведенных до 1 июля 2012 года до бюджетных учреждений, являющихся получателями бюджетных средств. Особенности ведения указанными учреждениями налогового учета в переходном периоде. Вопросы применения автономными учреждениями упрощенной системы налогообложения. Особенности применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, налоговой ставки по налогу на прибыль 0 процентов. Налог на имущество организаций. Порядок исчисления и уплаты налога. Объект налогообложения и налоговая ставка. Налоговая база по налогу и порядок его определения. Исчисление суммы налога и авансовых платежей по налогу и сроки их уплаты. Налоговая декларация и срок ее представления налогоплательщиками в налоговый орган по месту учета.
Основные понятия: Объект налогообложения, налоговая ставка, налоговая база по налогу, налоговая декларация

Содержание семинарских и практических занятий

Наши рекомендации