Ноу-хау

В современных условиях в развитых странах практически все изобретения и новые товары патентуются. Патентные лицензии, т.е. разрешения на передачу прав использования патентов без соответствующего «ноу-хау», играют относительно скромную роль в лицензионной торговле. Это объясняется необходимостью проведения дополнительных НИОКР и расходов на внедрение, оптимизацией технологического процесса, а также риском, что данное изобретение окажется экономически нерентабельным и технологически неприемлемым.

Наибольшее распространение в международной торговле получили лицензионные соглашения, предусматривающие комплексную передачу одного или нескольких патентов и связанного с ними «ноу-хау».

Ноу-хау (от англ. know how — знать как) или секрет производства — оригинальные технологии, знания, умения, которые ещё не стали широко известны и могут быть предметом купли-продажи или использоваться для достижения конкурентного преимущества над другими людьми.

Это определённый набор информационных подходов, включающих формулы, методы, схемы и наборы инструментов, необходимых для успешного ведения дела в какой-либо области или профессии. В некоторых юрисдикциях сюда включены патенты, а также любая другая конфиденциальная информация, способная обеспечить превосходство над конкурентами.

Как правило, под ноу-хау подразумевают инновации, имеющие коммерческую ценность в силу неизвестности иным лицам в отношении которой введен режим коммерческой тайны. В высокотехнологичной экономике ноу-хау составляет ключевую часть активов компании.

Инновация— нововведение в области техники, технологии, организации труда или управления, основанное на использовании достижений науки и передового опыта, обеспечивающее качественное повышение эффективности производственной системы или качества продукции. Термин innovatio происходит из новой латыни и представляет собой синтез 2 слов - investio (одеваю) и novatio (обновляю).

Более обще это понятие может применяться также и к творческой идее, которая была осуществлена.

Инновация — это результат инвестирования в разработку и получение нового знания, ранее не применявшейся идеи по обновлению сфер жизни людей (технологии; изделия; организационные формы существования социума, такие как образование, управление, организация труда, обслуживание, наука, информатизация и т. д.) и последующий процесс внедрения (производства) этого, с фиксированным получением дополнительной ценности (прибыль, опережение, лидерство, приоритет, коренное улучшение, качественное превосходство, креативность, прогресс).

Таким образом необходим процесс: инвестиции — разработка — процесс внедрения — получение качественного улучшения.

В соответствии с международным законодательством, желая монопольно использовать некоторый способ производства или техническое решение, предприятие может выбрать один из двух методов защиты — патент или коммерческую тайну. Цель у патента и коммерческой тайны одинаковая — не допустить использования инновации конкурентами и получить выгоду от монопольного использования. Но методы защиты принципиально отличаются: патентование подразумевает раскрытие сведений и дальнейшую (предоплаченную авторами) защиту со стороны закона, в том числе право запрещать иным лицам использовать такое же решение без согласия держателя патента под угрозой судебного преследования. А ноу-хау подразумевает защиту при помощи тайны. Сведения никому не раскрываются, но в случае разглашения или независимого открытия иным лицом запретить использование такого способа (технического решения) уже невозможно. Права на ноу-хау действуют до тех пор пока сохраняется конфиденциальность.

Часто договор о передаче ноу-хау называют беспатентной лицензией, по которой передаются сведения технического, организационного, экономического и другого характера, по различным причинам не получившие правовой (патентной) охраны на территории действия соглашения. Так как важнейшим свойством ноу-хау является его неизвестность третьим лицам, то обеспечение конфиденциальности соглашения о передаче ноу-хау является необходимым условием договора о передаче ноу-хау. Другим существенным условием договора о передаче ноу-хау, как правило, является запрещение выдачи сублицензий лицензиатом. Содержание использования ноу-хау определяется соглашением сторон.

В современных условиях обычно используется комплексная защита инноваций: авторы получают патент (чаще - пакет патентов), и к ним прилагают пакет ноу-хау, который страхует авторов от несанкционированного применения инновации в странах, где не осуществляется патентная защита, а также от похищения изобретений государством (например, для приоритетных нужд Военно-промышленного комплекса).

Ноу-хау технического характера включает:

1. опытные незарегистрированные образцы изделий, машины и аппараты, отдельные детали, инструменты, приспособления для обработки и пр.;

  1. техническую документацию;
  2. инструкции;
  3. производственный опыт, описание технологий;

5. знания и навыки в области бухгалтерской, статистической и финансовой отчетности, правовой и экономической работы;

  1. знание таможенных и торговых правил и др.

Под «ноу-хау» коммерческого характера подразумеваются:

  1. адресные банки данных;
  2. картотеки клиентов;
  3. картотеки поставщиков;
  4. данные об организации и эффективности производства, объеме выпуска продукции;
  5. данные по организации сбыта и распространения продукции;
  6. методы и формы рекламы;
  7. данные об обучении персонала и др.

В отличие от секретов производства «ноу-хау» не патентуется, поскольку в значительной своей части состоит из определенных приемов, навыков и т. и.

Передача на коммерческой основе, обмен, распространение «ноу-хау» осуществляется, прежде всего, путем заключения лицензионных соглашений, предусматривающий не только передачу соответствующей документации, но также и подготовку персонала, участие специалистов в налаживании производства, оказание другой технической помощи импортеру.

Лицензионное соглашение - соглашение о передаче прав на использование лицензий, «ноу-хау», товарных знаков и др.

Лицензионное соглашение может предусматривать:

  1. передачу патентной лицензии;
  2. комплексную передачу нескольких патентов и связанного с ними «ноу-хау»;
  3. лицензионное соглашение на использование «ноу-хау» без патентов на изобретение.

Лицензионные соглашения последних двух типов предусматривают помимо передачи технических знаний оказание лицензиаром (владельцем патента) сопутствующих инжиниринговых услуг по организации лицензионного производства, а также соответствующие поставки оборудования, исходного сырья, отдельных узлов и т.п.

Лицензионные соглашения различаются в зависимости от того:

1. разрешают они экспорт лицензионной продукции, полностью исключают его или частично ограничивают;

2. наличием или отсутствием в них обязательства лицензиара в течение срока действия соглашения предоставлять лицензиату (покупателю лицензии) информацию о новых усовершенствованиях лицензионной техники;

3. по способу передачи технологии, т.е. лицензия предоставляется независимо или одновременно с заключением контракта на строительство объекта, поставку комплектного оборудования и оказание инжиниринговых услуг (самостоятельные или сопутствующие лицензионные соглашения).

Лицо, обладающее правом на «ноу-хау», может передать это право по договору другому лицу. В этом случае его права прекращаются и возникают у приобретателя (правопреемника).

Договоры на передачу «ноу-хау» отличаются от лицензионных соглашений тем, что владелец технологии или изобретения отказался по каким-либо соображениям от их патентования, не отказываясь в то же время от продажи самой технологии. Отсутствие правовой защиты определило специфику договоров по «ноу-хау», где содержится пункт о сохранении конфиденциальности передаваемой информации и о возмещении убытков в случае его нарушения.

Правопреемство на «ноу-хау» возникает также в силу наследования и при реорганизации юридических лиц.

По договору о выдаче лицензии на «ноу-хау» одна сторона (лицензиар) обязуется сообщить подлежащие использованию сведения и предоставить разрешение на их использование, а другая сторона (лицензиат) обязуется соблюдать конфиденциальность сведений, уплачивать вознаграждение за использование, если договором не предусмотрено иное. Лицензиаром может быть только обладатель «ноу-хау». Лицензиар обязан передать достоверные сведения, достаточные для осуществления «ноу-хау». Лицензиат вправе использовать «ноу-хау» в пределах, предусмотренных договором. Договор может содержать и иные условия, предусматриваемые соглашением сторон.

Лицензиат вправе заключить сублицензионный договор о «ноу-хау» только с письменного разрешения лицензиара. При этом лицензиат несет перед лицензиаром ответственность за действия, совершенные сублицензиатом, если лицензионным договором не предусмотрено иное.

Договор о выдаче лицензии на «ноу-хау» может быть включен в патентный лицензионный договор.

Лицензионный договор действует в течение предусмотренного им срока. Если срок действия договора не указан, любая из сторон вправе в любое время расторгнуть договор, предупредив об этом другую сторону не позже, чем за шесть месяцев.

При прекращении действия права на «ноу-хау» действие лицензионного договора прекращается.

Способы оплаты «ноу-хау»

В соответствии с законодательством всех промышленно-развитых стран передача технологий и имущественных прав на них в рамках международного обмена требует «разумной компенсации» в качестве вознаграждения за использование интеллектуальной собственности.

Цена на лицензию должна обеспечивать покупателю, несмотря на все его издержки при приобретении, включая оплату лицензии, капитальные вложения на ее внедрение, трудовые, временные затраты и др., возможность в конечном итоге получить прибыль, превышающую прибыль от реализации на рынке продукции, изготовленной по аналогичным технологиям, и достаточно стабильную в течение длительного периода. Это возможно при условии, если внедрение технологии влияет либо на повышение производительности труда, либо на удешевление применяемых материалов, либо на повышение качества изделий (на создание качественно нового вида продукции), либо способно вызвать суммарное действие этих факторов.

При составлении соглашения на передачу «ноу-хау» стороны должны определить его содержание и полезность (сравнивая по возможности с аналогами), обязательства по передаче и эксплуатации, гарантии по достижению эффекта. Здесь владельцу выгоднее описать все случаи применения «ноу-хау», а пользователю «сузить» его содержание, чтобы в будущем не платить владельцу вознаграждение за возможную дальнейшую доработку «ноу-хау». При определении цены «ноу-хау» необходимо помнить, что она окупится будущей прибылью, которую получит пользователь, применив «ноу-хау», в противном случае он получит меньшую прибыль или не получит ее вообще. Задача упростится, если владелец выполнит технико-экономический расчет для проекта: с использованием «ноу-хау» и без «ноу-хау».

В мировой практике цена «ноу-хау» составляет 5% от будущей прибыли, но есть случаи, когда цена «ноу-хау» достигает 20%. При определении цены владелец определяет, какие затраты пользователь может понести при самостоятельной разработке «ноу-хау», а также минимально допустимую цену, ниже которой продажа нецелесообразна.

Существуют несколько способов оплаты «ноу-хау». Основные из них:

1. роялти - периодическая выплата лицензиатом через согласованные с лицензиаром интервалы времени лицензионного вознаграждения в течение действия лицензионного соглашения, начиная с момента выпуска готовой продукции - либо в виде отчислений от стоимости произведенной по лицензии продукции, либо в форме процента от суммы оборота по продажам или от суммы прибыли, либо в виде сборов с единицы производимой по лицензии продукции. Ставка роялти, как правило, колеблется в пределах от 1 до 12%, чаще - 2-6%. Ставки роялти во времени могут иметь вид прогрессии или регрессии;

  1. паушальный платеж - единовременный, оговоренный заранее платеж. Паушальные платежи используются, когда сложно спрогнозировать эффект действия «ноу-хау» или стоимость лицензии невысокая. Паушальные платежи чаще применяются в непроизводственной сфере (управление, финансовая отчетность, правовые вопросы);
  2. кост-плас - выплаты за дополнительные услуги по согласованным расценкам сверх оговоренной цены (паушальный платеж).

На практике чаще всего встречаются комбинированные платежи, включающие в себя первоначальную сумму в виде паушального платежа (10-13 % от общей цены лицензии) и последующие периодические отчисления (роялти).

Целесообразность продажи технологии может быть обусловлена одной из трех причин:

  1. невозможностью или нецелесообразностью по каким-либо причинам ее использования внутри страны;
  2. экономической или политической невозможностью экспорта продукции, изготовляемой по этой технологии на территории какой-либо страны или ряда стран из-за их ограничительной практики и различного рода барьеров;
  3. большим объемом внутреннего рынка.

В первом случае продажа лицензии на технологию позволит частично или полностью вернуть расходы, потраченные на ее разработку, во втором - проникнуть на закрытые для товарного экспорта рынки, в третьем - ускорить насыщение внутреннего рынка, снизить издержки либо как-то иначе использовать преимущества международного разделения труда.

ГЛАВА 5.Экономический риск

 
  ноу-хау - student2.ru ноу-хау - student2.ru ноу-хау - student2.ru ноу-хау - student2.ru  
ноу-хау - student2.ru   ноу-хау - student2.ru
ноу-хау - student2.ru ноу-хау - student2.ru ноу-хау - student2.ru
ноу-хау - student2.ru   ноу-хау - student2.ru
 
 
 
 
  ноу-хау - student2.ru ноу-хау - student2.ru ноу-хау - student2.ru ноу-хау - student2.ru ноу-хау - student2.ru  
ноу-хау - student2.ru   ноу-хау - student2.ru
ноу-хау - student2.ru Яндекс.Словари ноу-хау - student2.ru
ноу-хау - student2.ru   ноу-хау - student2.ru
 
 
 

Наши рекомендации