Максимизация прибыли и конкурентное предложение
Кривые издержек, рассмотренные в предыдущей главе, описывают минимальные издержки, при которых фирма может выпускать различный объем продукции. Зная это, мы можем обратиться теперь к основной проблеме, с которой сталкивается любая фирма: какой объем продукции следует выпускать? В данной главе мы увидим, как идеально конкурентная фирма выбирает оптимальный объем производства, который позволяет получить максимальную прибыль. Мы также увидим, как выбор объема производства отдельных фирм приводит к кривой предложения целой отрасли промышленности.
Наши рассуждения о производстве и издержках в гл. 6 и 7 применимы к фирмам на всех видах рынка, но в данной главе мы рассмотрим только фирмы на идеально конкурентных рынках. На идеально конкурентном рынке все фирмы выпускают одинаковую продукцию и каждая фирма столь мала по отношению ко всей отрасли, что ее производственные решения совершенно не влияют на рыночную цену. Вновь образованные фирмы могут легко присоединиться к отрасли, если предвидят возможность получения прибыли, а действующие ранее предприятия могут оставаться в деле, даже если они начинают терять определенную часть доходов. Мы начнем с показа, как фирма определяет свой объем производства в краткосрочный и долговременный периоды. Затем мы покажем, как меняется объем производства по мере изменения издержек, цен или других факторов, влияющих на выпуск продукции. Здесь мы покажем, как построить кривую предложения для отдельного конкурентного производителя. Потом мы объединим кривые предложений отдельных фирм, чтобы получить кривую совокупного предложения отрасли. На краткосрочном отрезке фирмы в отрасли промышленности выбирают, в каком объеме осуществлять производство, чтобы максимизировать прибыль. На долговременном этапе фирмы не только определяют объем производства, но также решают, стоит ли вообще оставаться на рынке. Мы увидим, как перспектива высокой прибыли стимулирует фирмы ко вступлению в дело, а убытки подталкивают к выходу из него.
8.1. Максимизируют ли фирмы прибыль!
В последующем анализе мы предполагаем, что единственная задача фирмы заключается в максимизации прибыли на долговременном этапе. Предположение о максимизации прибыли часто используется в микроэкономике, так как с его помощью можно точно прогнозировать поведение фирм и избежать ненужных аналитических усложнений. Но максимизируют ли фирмы прибыль на самом деле? Эта тема полна противоречий, и на ней стоит остановиться особо.
В небольших фирмах, руководимых их владельцами, прибыль, похоже, доминирует во всех решениях. В более крупных фирмах, однако, руководители, принимая текущие решения, обычно мало контактируют с владельцами (акционерами, например). В итоге владельцы фирмы не могут регулярно контролировать поведение руководства. У руководителей появляется некоторая свобода в управлении фирмой, и они могут до известной степени уклоняться от задачи максимизации прибыли.
Руководителей могут больше занимать такие цели, как максимизация доходов, чтобы добиться роста, или выплата дивидендов, чтобы удовлетворить акционеров, а не максимизация прибыли. Руководители могут быть заинтересованы в краткосрочной прибыли фирмы (чтобы получить повышение или крупное вознаграждение) за счет уменьшения прибыли на долговременном этапе, хотя максимизация прибыли на долговременном этапе представляет больший интерес для акционеров.
Однако стремление любых руководителей к достижению иных целей, чем долговременная максимизация прибыли, ограничено определенными рамками. Акционеры или совет директоров могут сместить их и передать фирму новому руководству. В любом случае фирмы, которые вплотную не занимаются максимизацией прибыли, имеют мало шансов на выживание. Фирмы, выживающие в конкретных отраслях, придают долговременной максимизации прибыли одно из первостепенных значений.
Таким образом, наше предположение о максимизации прибыли имеет серьезные основания. Фирмы, в течение долгого времени занятые в деле, немало заботятся о прибыли независимо от воли и желания их руководителей. Например, фирма, субсидирующая каналы общественного телевидения, может показаться совершенно бескорыстной. В действительности такая благотворительность
отвечает долговременным финансовым интересам фирмы, так как этим вызывает расположение к ней и к ее товарам.