Совершенствование деятельности банков и правоохранительных органов по противодействию мошенничеству с использованием неэмиссионных ценных бумаг

Негативное воздействие теневой экономики на состояние экономической безопасности проявляется в том ущербе, который причиняется всем сторонам экономики страны, а также финансовой системе российского государства. В этой связи, некоторые проблемы теневой экономики могут быть решены общими усилиями всех государственных органов, часть проблем может быть решена контролирующими органами государства, которые способны удержать часть деятельности хозяйствующих субъектов в правовых рамках, а другая часть – только специализированной системой правоохранительных органов.

Из этого следует, что обеспечение экономической безопасности страны не является прерогативой какого-либо одного государственного ведомства, службы. Она обеспечивается всей системой государственных органов, всеми звеньями и структурами экономики. Таким образом, система органов, обеспечивающих экономическую безопасность страны, представлена законодательными и судебными органами власти, органами со специальным статусом и исполнительными органами.

Обеспечение экономической безопасности представляет собой целенаправленную, постоянно осуществляемую деятельность (организационно-хозяйственную, нормотворческую, аналитическую, уголовно-правовую, уголовно-процессуальную, оперативно-розыскную и т.п.) всех субъектов экономической безопасности по защите жизненно важных интересов граждан, социальных групп, регионов, государства. Эта деятельность должна в себя включать выработку:

- подходов к вычленению первоочередных жизненно важных интересов;

- механизмов прогнозирования и выявления угроз, условий и факторов, могущих препятствовать процессам реализации жизненно важных интересов субъектов хозяйствования;

- системы противодействия существующим и возникающим угрозам;

- механизмов взаимодействия всех субъектов безопасности.

Основным субъектом противодействия экономической преступности в сфере экономики являются правоохранительные органы. Они занимают центральное место среди государственных органов-субъектов деятельности по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений в сфере экономической деятельности и выступают носителями обозначенных законом функциональных прав и обязанностей, призванных обеспечить выполнение широкого круга задач по достижению конечной цели противодействия и сдерживания дальнейшего роста экономической преступности. Правоприменительная деятельность правоохранительных органов реализуется в осуществлении функций надзора за исполнением законов, привлечении нарушителей к административной, гражданско-правовой и уголовной ответственности, применении к ним гражданско-правовых, административно-правовых и уголовно-правовых санкций. Таким образом, предупредительная деятельность правоохранительных органов реализуется, как правило, на уровне специального предупреждения. Каждый из субъектов правоохранительной деятельности осуществляет предупреждение экономических преступлений в пределах своей компетенции, конкретных целей и задач своей деятельности.

К числу правоохранительных органов, осуществляющих противодействие преступности в сфере экономической деятельности, в настоящее время относятся суды, прокуратура, арбитражные суды, органы юстиции, государственного таможенного комитета, федеральной службы безопасности и органы внутренних дел. Место и роль каждого из перечисленных субъектов правоохранительной деятельности определяется его компетенцией.

Основной объем работы и непосредственную борьбу с преступностью в сфере экономики в настоящее время осуществляют - Департамент по борьбе с организованной преступностью и терроризмом и Департамент экономической безопасности. В соответствии с положением оба этих структурных подразделения являются самостоятельными специализированными оперативно-розыскными подразделениями как в структуре центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, так и соответствующих аппаратах МВД/УВД областей, краев, республик и районов. Каждое из этих подразделений выполняет самостоятельные функции по противодействию и сдерживанию экономической преступности, а следовательно содействует повышению уровня экономической безопасности государства и других субъектов общества.

Так, в соответствии с Положением на Департамент экономической безопасности возложено:

- изучение и анализ состояния преступности в сфере экономики, факторов ее обуславливающих, прогнозирование развития криминогенной ситуации и её влияние на экономическую безопасность страны;

- разработка предложений руководству МВД России об установлении приоритетных направлений деятельности подразделений по борьбе с экономическими преступлениями, а так же проектов информации и предложений для внесения в федеральные органы власти;

- разработка и исполнение программ, комплексных планов, целевых операций и других мер, направленных на активизацию борьбы с преступностью в сфере экономики;

- непосредственное осуществление оперативно-розыскной и профилактической работы на приоритетных направлениях борьбы с экономическими преступлениями в сфере:

а) финансово-кредитных отношений;

б) защиты бюджетных средств;

в) экспортно-импортных операций (особенно с сырьевыми ресурсами);

г) топливно-энергетического комплекса;

д) приватизации государственной и муниципальной собственности;

е) оборота подакцизных товаров.

- защита иностранных и отечественных инвестиций от преступных посягательств;

- выявление фактов взяточничества в органах государственной власти;

- осуществление оперативно-розыскных мероприятий по возмещению материального ущерба по расследуемым уголовным делам;

- формирование и ведение справочно-информационных фондов и учетов, необходимых для осуществления повседневной деятельности.

С учетом вышеназванных задач и функций совершенствование деятельности ОВД по противодействию экономической преступности, которая является одной из основных угроз экономической безопасности, должно осуществляться по следующим направлениям:

- обеспечение стратегического планирования деятельности подразделений ОВД по противодействию экономической преступности на основе научных прогнозов, социологических обследований и анализа оперативной обстановки;

- совершенствование организационной структуры подразделений ОВД в соответствии с новыми направлениями ее деятельности;

- укрепление ресурсного обеспечения (правового, информационного, материально-технического) деятельности ОВД, направленной на противодействие экономической преступности;

- организация координации и взаимодействия подразделений ОВД по противодействию экономической преступности;

- организация международного сотрудничества подразделений ОВД с правоохранительными органами зарубежных стран.

Одним из важнейших направлений совершенствования деятельности ОВД по противодействию экономической преступности и укреплению экономической безопасности является организация координации и взаимодействия подразделений ОВД с другими правоохранительными и государственными органами.

Результаты исследования показывают, что система правоохранительных и государственных органов - субъектов противодействия правонарушениям и преступлениям в сфере экономики, функционирующих на территориях конкретных регионов (городов, районов, республик, краев, областей) представляет собой сложную совокупность органов различных государственных институтов, правоохранительных органов и общественных организаций, выполняющих присущими им методами и приемами широкий спектр достаточно автономных управленческих, финансовых и оперативно-служебных задач. Вместе с тем, все элементы этой системы призваны обеспечить достижение единой цели, заключающейся в надежном обеспечении личной и экономической безопасности граждан, предупреждении, пресечении и раскрытии экономических преступлений и административных правонарушений в жизненно важных сферах экономической деятельности. При этом предполагается использование ими широкого набора инструментариев, в том числе административного и уголовно-правового характера, но присущих рыночной модели экономики, которые позволяют активно воздействовать на развитие предприятий и организаций в нужном обществу направлении, а также использовать возможности административного, уголовного и уголовно-процессуального отраслей права для противодействия экономической преступности.

Выше изложенное позволяет сделать ряд выводов:

1. Самое непосредственное отношение к обеспечению экономической безопасности имеют структуры, призванные бороться с экономической преступностью, такие, например, как Главное управление экономической безопасности и противодействия корупции. Более того, эта деятельность представляет собой своеобразную форму социального управления в рамках системы государственных органов. Она предполагает осуществление системы организационных, уголовно-правовых, процессуально-правовых, оперативно-розыскных и воспитательных мер, направленных на стабилизацию криминогенной ситуации в сфере экономики в каждом конкретном районе, городе, области, крае, республике, отрасли.

2. Важнейшими направлениями совершенствования деятельности ОВД в сфере обеспечения экономической безопасности должны быть:

- организация стратегического планирования деятельности подразделений ОВД на основе научных прогнозов, социологических обследований и анализа оперативной обстановки;

- укрепление ресурсного обеспечения (правового, информационного, материально-технического) деятельности ОВД;

- организация четкой координации и глубокого взаимодействия подразделений ОВД по противодействию экономической преступности;

- взаимовыгодное и равноправное международное сотрудничество подразделений ОВД с правоохранительными органами зарубежных стран.

Таким образом, эффективному выполнению поставленных перед ОВД задач по предупреждению, выявлению и раскрытию экономических и налоговых преступлений и в итоге - обеспечению экономической безопасности предприятий, могло бы способствовать решение таких проблем, как:

- применение практического опыта и разработка необходимых методик по предупреждению новых видов экономических преступлений на предприятиях;

- совершенствование процессов идентификации противоправной деятельности, так как методы, используемые предпринимателями при совершении преступлений, нередко оказываются такими, которые приняты в правомерной практике. Это, с одной стороны, приводит к бездействию при получении информации о готовящемся преступлении, а с другой, - к неправомерному вмешательству в хозяйственную деятельность предприятий;

- взаимодействие ОВД со всеми правоохранительными структурами. Например, Указом Президента и некоторыми другими нормативными актами, упразднившими органы налоговой полиции, не оговорены многие важные моменты, которые уже сейчас серьезно сказываются на работе ОВД. (получение информации в налоговых органах; порядок взаимодействия и передача сведений, составляющих налоговую тайну и т.д.).

- повышение профессиональной подготовки сотрудников ОВД и их объективной готовности работать в условиях стихийно складывающихся договорных отношений, полной самостоятельности хозяйствующих субъектов и свободы предпринимательства;

- проведение на должном уровне проверок финансовой деятельности и документальных ревизий негосударственных предприятий;

- усиление социальной защищенности сотрудников ОВД.

Успешная деятельность ОВД по обеспечению экономической безопасности и борьбе с преступностью невозможна без взаимодействия и соответствующей координации со службами экономической безопасности предприятий. И здесь особая роль отводится территориальным ОВД.

Мошеннические операции с использованием неэмиссионных ценных бумаг подрывают доверие не только к неэмиссионных ценным бумагам, но и деструктивно отражаются на развитии рынка ценных бумаг в целом.

Использование информации о выданных векселях (реквизитов собственно векселей и бланков) с целью отражения в финансовой отчётности в действительности не имеющихся у организации ценных бумаг (так называемых «зеркальных» векселей) — одна из ключевых проблем рынка и регулирования. Отсутствие эффективной системы противодействия подобным незаконным действиям привело к увеличению Банком России коэффициента риска в отношении векселей в инструкции №139-И 03.12.2012г. "Об обязательных нормативах банков", что, в свою очередь, повлекло затруднение доступа к краткосрочному кредиту и затруднило формирование и управление портфелем финансовых инструментов. Эти следствия обусловлены важной ролью векселей как основных краткосрочных инструментов рынка. В результате консультаций с Банком России было решено исключить из перечня активов с "повышенным риском" (к которым при расчёте норматива Н1 должен применяться коэффициент 1,5) учтённые векселя, приобретённые непосредственно у векселедателя, имевшего на момент приобретения векселей и (или) имеющего на дату расчета норматива Н1 рейтинг долгосрочной кредитоспособности по обязательствам в иностранной валюте или рублях, присвоенный как минимум одним из рейтинговых агентств на уровне не ниже уровня "B" по классификации рейтинговых агентств "Standard & Poor"s" или "Fitch Rating"s" либо "B2" по классификации рейтингового агентства "Moody"s Investors Service", а также национальных рейтинговых агентств. Данное частичное послабление не устраняет очевидного экономического ущерба и стимулирует участников рынка к построению системы противодействия использованию векселей в мошеннически целях как насущной задачи. Такая система, обеспечивая подтверждение наличия и подлинности бумаги, должна:  быть незатратной для рынка и регулятора;  обеспечивать принятие верных решений с высокой вероятностью (три девятки и более);  обладать необходимым быстродействием;  быть простой в использовании как в техническом, так и в управленческом отношении — и для персонала участника рынка, и для регулятора. Система предназначена для устранения основной причины возможности использования "зеркальных" векселей — это обезличенность бумаги, предстающей в отчётности. На основании только лишь реквизитов бумаги невозможно сделать вывод о её наличии. Система, о которой идёт речь, решает задачу придания векселю своеобразного облика, то есть - его индивидуализации. Понятно, что, будучи вещью, вексель и так уникален. Но речь идёт о возможности отождествить его максимально технологично для целей учёта и контроля. Это возможно сделать в основном на техническом уровне, с необременительными дополнениями в управленческом учёте. Имея подтверждение действительности векселя, регулятор будет иметь основания не требовать применения к нему повышающего коэффициента риска. Участники рынка получат при совершении сделок с векселями возможность существенно уменьшить риски подделок бумаг.
 
Технология защиты РЕММ (аббревиатура международно признанного наименования Protection by the Ensemble of the Micro Marks) - новейшее развитие изобретений и разработок российских ученых, работающих в сфере нанотехнологий. Эти разработки отработаны и опробованы в течение полутора десятилетий в одном из крупнейших банков. Указанная технология, в отличие от многих других, рассмотренных в ходе предварительного обсуждения, в полной мере отвечает вышеуказанным требованиям. Прежде всего, создаются уникальные элементы защиты документа на основе полимерной плёнки. Последняя помещается в ионный ускоритель, в котором в итоге облучения ионным пучком плёнка приобретает неповторимый узор треков — следов пронзивших её субатомных частиц. Причём плотность треков составляет десятки тысяч на квадратный миллиметр. Подготовленная плёнка нарезается на куски площадью около одного кв.см. - "марки". Воспроизвести такой элемент (подделать) физически невозможно. Изготовленные таким образом марки предоставляются векселедателю в необходимом количестве. Затем марка наклеивается (в типографии при изготовлении бланка или непосредственно векселедателем) на определённое место документа и вместе с заранее нанесёнными на это место реперными точками или просто графическими элементами защиты бланка образует уникальный узор, воспроизвести который невозможно. Заметим, что переклейка марки неизбежно исказит этот узор — так что переносить её на "зеркальный" вексель бессмысленно. Для определения подлинности векселя изображение считывается контрольным прибором. Контрольный прибор, считывая изображение с марки (которое каждый раз уникально), добавляет в файл информацию о самом приборе. При выпуске векселя векселедатель производит первичный ввод – идентификацию векселя по изображению марки и сохраняет файл в базе данных эталонов. При покупке векселя приобретатель считывает марку и отправляет за своей признанной подписью запрос векселедателю (здесь и далее предполагается исключительно электронный документооборот). Векселедатель производит аутентификацию - сверку присланного изображения с эталоном, хранящимся в базе данных (возможно как в автоматическом, так и в ручном режимах), и по результатам аутентификации отправляет за своей признанной подписью подтверждение либо отказ в адрес запрашивающего, а также оператору СиПРО для включения в базу данных подтверждений. Учитывая, что значительная часть "зеркальных" копий даже не появляется в виде бумажных документов (используются лишь данные реквизитов), важно отметить, что предлагаемая система предотвращает также возможность незаконного использования файлов с информацией о марках. Наличие информации о контрольном приборе, записываемой в файл с данными с марки, позволяет видеть количество считываний, а также определить вторичную присылку того же файла. В таких случаях векселедатель не будет давать подтверждение. В содержание самого файла вмешаться мошеннику также не представляется вероятным, поскольку файл подвергается криптографическому преобразованию и расшифровывается по неизвестному мошеннику алгоритму и ключу. Таким образом, участники рынка, оснащенные марками и контрольными приборами и вошедшие в систему подтверждения подлинности и наличия векселей, исключают риск появления поддельных векселей. Инспектирующие же органы, имея доступ к базе данных подтверждений, ведомой организацией - оператором системы, всегда могут быстро убедиться в отсутствии ненадлежащих активов в виде "зеркальных" векселей.

Полагаем, что для ограничения возможностей совершения мошеннических действий по купле-продаже векселей и других ценных бумаг банкам необходимо разрабатывать комплексную программу защиты от мошеннических действий, включающую в себя:

· для разных документов использовать разные бланки и печати, образцы которых должны быть только в тех организациях, которые работают с банком;

· резко ограничить доступ сотрудников банка, не имеющих к этому отношения, ко всем видам бланков, образцам подписей руководителей и печатей банка;

· ввести систему защиты самих бланков, подделка которых с использованием компьютерной техники невозможна (в первую очередь это относится к использованию специальных сортов бумаги и водяных знаков);

· не допускать служащих (а тем более представителей других организаций) к составлению и печати документов, к которым по роду работы они отношения не имеют;

· использовать для пересылки важных финансовых документов защищенные каналы связи и защищать передаваемую информацию;

· четко прописывать в договорах систему приема-передачи ценных бумаг и оговаривать порядок перепроверки документов, используя как минимум двойную систему проверки: предоставление письменного документа и устное распоряжение руководителей, имеющих соответствующие права;

· тщательно проверять контрагентов по сделкам, используя все доступные для этого средства (желательно при этом копирование документов, удостоверяющих личность).

Очень важно, чтобы вся система защиты строилась на соблюдении строгой конфиденциальности ее организации, о которой должен быть осведомлен только ограниченный круг работников банка, причем каждый из них должен знать только ее отдельный элемент.

Кроме мероприятий по проверке конкретной сделки, в масштабе города (региона) целесообразно:

· создавать банки данных об участниках вексельных сделок (их деловой активности, платежеспособности, наличии просроченных долговых обязательств, лицах, замеченных в совершении сомнительных сделок и мошенничеств, типичных схемах-предложений, предлагаемых мошенниками).

· систематически публиковать информацию о рейтинге векселедателей и акцептантов, разработав методику оценки их финансового состояния (такая работа уже проводится рядом банков и других коммерческих структур, работающих на рынке ценных бумаг).

Цель таких мероприятий – повышение прозрачности вексельного рынка и значительное уменьшение числа злоупотреблений с использованием векселей, и, как следствие, стабилизация и декриминализация этого рынка.

Особое значение при выявлении и раскрытии мошенничеств с использованием векселей необходимо придавать организации взаимодействия между банками, в частности их службами безопасности, и оперативными подразделениями по борьбе с экономическим преступлениям территориальных подразделений МВД.

В связи со значительным ростом преступлений, связанных с подделкой ценных бумаг, Правительство Российской Федерации 24 января 1995 г. приняло Постановление ¹78 "О неотложных мерах по предотвращению подделки бланков ценных бумаг, применяемых в Российской Федерации", в соответствии с которым производимые и ввозимые в установленном порядке на территорию Российской Федерации векселя подлежат экспертной оценке, а также учету Министерством финансов Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Предприятия и организации, имеющие лицензии Минфина России, представляют ежемесячно в этот орган по 6 экземпляров всех изготовленных бланков с приложением сертификата качества. По 3 экземпляра всех бланков ценных бумаг с приложением сертификатов качества остаются в справочно-информационном фонде Министерства финансов, созданном на базе ВНИИ Гознака, и по 3 экземпляра передаются в Министерство внутренних дел, где в Экспертно-криминалистическом центре (ЭКЦ МВД России) создан справочно-информационный фонд ценных бумаг, образцы которого используются для сравнения при проведении криминалистических исследований поддельных векселей и других ценных бумаг.

Бланки ценных бумаг, не учтенные в указанном порядке, являются недействительными. Для успешной работы на вторичном рынке ценных бумаг необходимо обладать информацией о финансовом положении эмитентов векселей, условиях их выпуска и обращения, о внешнем виде и реквизитах самого векселя, о возможных подделках. "Финансовая газета" и другие печатные органы периодически помещают такую информацию.

Целесообразно обладать также информацией о добросовестности и надежности контрагента, продающего вексель на вторичном рынке. Покупатели ценных бумаг на фондовом рынке могут обратиться в справочно-информационный фонд Министерства финансов, где за соответствующую плату им проведут экспертизу ценной бумаги, определят ее подлинность. В этом же справочно-информационном фонде по телефону можно получить информацию о существовании того или иного векселя и о его параметрах. Такими возможностями обладают и специалисты региональных филиалов Сбербанка России.

Приемлемым способом определения подделки векселей до их приобретения является также обращение к эмитенту, выпустившему векселя, специалисты которого имеют возможность проверить их на подлинность.

Защита от преступных посягательств, объектом которых является вексель, а также от использования векселя в качестве средства совершения преступления должна строиться в виде системы мер правового, организационного, технологического, криминалистического и сыскного характера.

В основу системы следует положить внутренний нормативный акт организации, регламентирующий порядок выпуска, хранения, выдачи и принятия к оплате названных ценных бумаг. Такой акт, изданный в форме положения, регламента, инструкции или приказа, должен полностью соответствовать положениям вексельного права. Его требования, в первую очередь, должны быть направлены на защиту сотрудников от просчетов правового характера. Как и в других сферах банковской деятельности, важнейшим показателем системы безопасности является надежность персонала участка вексельного обращения. Лица, работающие с векселями, тщательно отбираются и проверяются. Они принимают обязательства не разглашать сведения о технологии и других особенностях вексельных операций. Указанные сотрудники банка должны постоянно совершенствовать уровень своих профессиональных знаний. В качестве документа, наиболее детально и всесторонне регламентирующего деятельность системы защиты сферы вексельного обращения можно назвать Положение о простых векселях Сбербанка России[25]. Однако следует отметить, что наличие системы само по себе не гарантирует от просчетов в выявлении и пресечении преступных посягательств. Практика свидетельствует о том, что Сбербанк ежегодно несет убытки от действий вексельных мошенников. Причина этого, по оценке специалистов Сбербанка, заключается в недостатках подготовки персонала (в первую очередь сотрудников филиальной сети) и отсутствия достаточного опыта действий в соответствующих ситуациях . Таким образом, банкам необходимо принимать меры по нескольким направлениям:

1. Меры организационного характера;

2. Меры криминалистического характера;

3. Меры технологического характера.

Меры организационного характера, как правило, включают в себя:

1) Создание единой информационной системы данных о составленных, выданных, погашенных, утраченных, похищенных, подделанных векселях. Такая система, как правило, представляет собой сочетание электронной базы данных и массива документов на бумажных носителях. В число бумажных носителей названной информации включаются ксерокопии векселей (выданных, погашенных, похищенных, утраченных, поддельных), а также договоров купли-продажи векселей и иных, указанных ниже документов, сопровождающих оборот векселя.

2) Особый порядок хранения векселя и бланков векселей. Как правило, бланки векселей хранятся в специально отведенном помещении. В случае подготовки к составлению и выдаче векселя они выдаются уполномоченному сотруднику на период операционного дня. Неиспользованные бланки и составленный, но не выданный вексель по окончании операционного дня возвращаются в хранилище. В течение операционного дня бланки векселя и составленные векселя хранятся в сейфе ответственного сотрудника. Оплаченный (погашенный) вексель хранится в бухгалтерии и передается в архив с соблюдением специального порядка защиты от утраты и хищения.

3) Разграничение полномочий сотрудников, участвующих в вексельном обращении. Участие в процедуре составления, выдачи, хранения и принятия к оплате векселя нескольких работников организации существенно снижает риск неправомерных действий со стороны вероятного злоумышленника. На практике механизм разграничения полномочий реализуется посредством участия в выдаче векселя: а) лица, выдающего бланк ценной бумаги, б) лиц, визирующих договор о купле продаже векселя, в) руководителя и главного бухгалтера, подписывающих вексель, г) лица, ответственного за хранение печати, оттиск которой выполняется на векселе и некоторых других лиц.

4) Защита информации о неиспользованных бланках. Согласно правилам защиты вексельного обращения сотрудникам банка категорически запрещается копировать бланки векселей. Указанная мера направлена на предупреждение подделок векселя.

5) Индивидуализации ответственности работников, участвующих в выдаче векселя в сочетании с комиссионным порядком проверки соблюдения установленного порядка работы с векселями и их бланками. В частности, работник, удостоверяет своей подписью факт участия в процедуре проверки документов при выдаче векселя (расписывается на ксерокопии доверенности, предъявленной первым векселедержателем). При предъявлении векселя к оплате, работник расписывается на оборотной стороне векселя с указанием своих должности и фамилии.

Комиссионный порядок устанавливается для процедуры выдачи чистых бланков векселей в начале операционного дня, проверки правильности их расхода и сдачи в кладовую в конце рабочего дня.

Меры технологического характера включают в себя:

1) Описание процедур составления и условий выдачи векселя. Наиболее существенным элементом технологии является предписание, согласно которому вексель выдается векселеприобретателю только после поступления на счет Банка полного объема денежных средств, оговоренного в договоре. Технология выдачи векселя предписывает также выполнение соответствующих мер идентификации лица, получающего вексель в качестве первого векселедержателя. Эта мера призвана предупредить случаи получения оплаченного векселя неуполномоченным лицом.

2) Порядок документирования прохождения векселем процедур подготовки к составлению и выдаче, также документирование фактов выдачи или погашения векселя. Процедуры выдачи векселя и передачи его на хранение в кладовую отражаются в операционном дневнике. Факт принятия векселя к оплате документируется путем выполнения подписи на оборотной стороне векселя и отражением операции в операционном дневнике. Операция погашения векселя также отражается в операционном дневнике. Детальное отражение указанных процедур в соответствующих учетах банка имеет цель предотвратить возможные злоупотребления со стороны работников банка, а также необоснованные обвинения в них со стороны векселедержателя.

3) Содержание проверочных процедур при подготовке к оплате векселя. В числе первых действий работника при предъявлении векселя к оплате стоит проверка реквизитов предъявленной бумаги по соответствующей базе данных векселей находящихся в обороте, а также погашенных и запрещенных к оплате (утраченных, похищенных, подделанных). В число проверочных процедур входят также действия работника, предусмотренные методическими указаниями по определению подлинности ценных бумаг.

4) Процедуры, направленные на предотвращение повторного использования погашенного векселя. На лицевой стороне погашенного векселя выполняется надпись «Принят к оплате». В качестве дополнительной меры защиты от повторного использования векселя допустимо внести в бланк броские физические дефекты, например, вырезать часть букв из слова «вексель» в заголовке.

5) Порядок работы с предъявленными неплатежными векселями. Названный порядок имеет целью предупредить дальнейшее возможное обращение предъявленных неплатежных документов. При этом учитывается особенность норм вексельного права, запрещающих изымать неплатежный документ у предъявившего его лица. Если экспертизой установлен факт подделки векселя и его недействительности, уполномоченный работник совершает следующие действия. На лицевой стороне поддельного документа выполняется запись «Вексель неплатежный», проставляется штамп с наименованием банка, ставится дата и подпись. Кроме того, с поддельного векселя снимается ксерокопия, которая заверяется печатью банка и подписью работника. Лицо, предъявившее неплатежный документ, должно сделать на ксерокопии надпись: «Бумага с реквизитами векселя (серия и номер) получена. Подпись, фамилия, имя, отчество, дата).

Обязанность выполнения дальнейших действий с копией подделки, в частности обращения с заявлением в правоохранительные органы, возлагается на службу безопасности.

Меры криминалистического характера включают в себя действия, направленных на упреждающую защиту ценной бумаги путем выполнения так называемых вексельных меток (скрытых либо зашифрованных признаков подлинности документа), а также экспертизу документов, предъявленных к оплате.

Экспертиза проводится сотрудниками банка либо сторонних организаций, в том числе правоохранительных органов и органов юстиции (по договору). В случаях, вызывающих подозрение в подделке документа, он, с согласия клиента, направляется на экспертизу. Об этом клиенту выдается соответствующая квитанция. В соответствии с правилами делового оборота срок экспертизы не должен превышать двух рабочих дней.

Весьма эффективной мерой защиты организации векселедателя является периодическое проведение внутренних ревизий с обязательным выполнением всех требований по специально разработанной методике. Следует подчеркнуть, что своевременное обнаружение хищения (утраты) векселя во многих случаях позволяет его собственнику избежать материального ущерба от противоправных и ошибочных действий.

Вывод по параграфу

[1] Травкин А. А., Арефьева Н. Н., Карабанова К. И. Эмиссионные и неэмиссионные ценные бумаги: Учебное пособие. – Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2001. – 156 с.

[2] Рынок ценных бумаг: Учебник / Под ред. В. А. Галанова, А. И. Басова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 448 с.: ил.

[3] См.: Макеев А.А. «Рынок ценных бумаг и биржевое дело». Учебник. М.: Едиториал УРСС,2004 г. 456с

[4] Разумова И. А.. Ипотечное кредитование: Учебное пособие. – СПБ.: Питер, 2005. – 208 с.

[5] Рынок ценных бумаг: теория и практика: учебник // под ред. В. А. Галанова. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 752 с.: ил.

[6] www.bibliotekar.ru

[7] Положение от 10.02.1992 г. № 14-3-20 ,,О сберегательных и депозитных сертификатах кредитных организаций”.

[8] Конвенция от 7 июня 1930 г. № 358 «О единообразном законе о переводном и простом векселе»; Конвенция от 7 июня 1930 г. № 359, имеющая целью разрешение некоторых коллизий законов о переводных и простых векселях»; Конвенция от 7 июня 1930 г. № 360 «О гербовом сборе в отношении переводного и простого векселя».

[9] Постановление Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 г. № 1094 «Об оформлении взаимной задолженности предприятий и организаций векселями единого образца и развитии вексельного обращения» (в ред. Постановления Правительства РФ от 27.12.95 № 1295).

[10] В настоящее время правом на изготовление и торговлю бланками векселей обладают: Московская печатная фабрика Объединения государственных предприятий и организаций по производству государственных знаков – Объединения «Гознак» Министерства финансов Российской Федерации (государственное предприятие); Московская типография «Гознака» – государственное предприятие; закрытое акционерное общество «Опцион» и другие предприятия.

[11] Вексельное обращение [Электронный ресурс] // Глоссарий.ru. URL: http://www.glossary.ru.

[12] Рынок ценных бумаг: теория и практика: учебник // под ред. В. А. Галанова. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 752 с.: ил.

[13] Мешкова Е. Скромное «обаяние» векселя и управления рисками // Экономика и жизнь. 1997. № 45. С. 14

[14] Статья 4. Переводной и простой вексель должен быть составлен только на бумаге (бумажном носителе)

[15] Единообразный закон о переводном и простом векселе – положение №1 к Женевской Конвенции от 7 июня 1930 г. №.358 ,,О единообразном законе о переводных и простых векселях”

[16] Федеральный закон № 77 – ФЗ ,,Об обязательном экземпляре документов” от 23.11.1994 г. (с изменениями, внесёнными Федеральным законом от 11.07.2011 N 200-ФЗ

[17] www.yourmoney.ru

[18] Березин Д. ,,Электронный” вексель: будущая реальность или фантастика?”, АУВЕР 07.11.2006 г. См. файл по оформлению источников литературы

[19] Бекряшев А. К., Белозеров И. П., Бекряшева Н. С., Леонов И. В. ,,Электронный учебник ,,Теневая экономика и экономическая преступность” с использованием в сети интернет”, 2000 г. Глава 9.

[20] Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996 г. N 63-ФЗ (с изм. и доп. от 23.07.2013 г.)

[21] BusinessWeek Россия Дооформить ссылку

[22] Мошенничество на вексельном рынке, ,,Экономические преступления” № 12, 2010 г.

[23] Материалы уголовного дела № 11730, расследованного ГУВД г Москвы.

[24] Мошенничество на вексельном рынке, ,,Экономические преступления” № 12, 2010 г.

[25] Положение о простых векселях Сбербанка России. Утверждено Постановлением Правления Сбербанка РФ от 27 августа 1998 г. N 431-р (Протокол № 183, параграф 3).

Наши рекомендации