ISO 26000 — Руководство по социальной ответственности.

28 октября 2010 г. был опубликован Международный стандарт ISO 26000:2010 «Руководство по социальной ответственности»[1][2]
Данный международный стандарт был подготовлен с использованием подхода, основанного на участии экспертов, представляющих различные заинтересованные стороны из более чем 90 стран, и 40 международных или региональных организаций с широким охватом, вовлеченных в различные аспекты социальной ответственности. Эти эксперты представляли шесть различных групп заинтересованных сторон:

1. потребители;

2. государства;

3. промышленность;

4. трудящиеся;

5. неправительственные организации (НПО);

6. а также организации, оказывающие услуги, поддержку или ведущие исследования в области социальной ответственности, и другие.
Кроме того, были обеспечены особые условия для достижения баланса между развивающимися и развитыми странами, а также гендерного баланса в проектных группах. Хотя были предприняты усилия для того, чтобы обеспечить широкое и представительное участие всех групп заинтересованных сторон, достижение полного и справедливого баланса заинтересованных сторон было ограничено различными факторами, включая доступность ресурсов и необходимость в навыках английского языка.
На данный момент в разработке стандарта принимало участие более 400 экспертов и около 200 наблюдателей из 94 стран-членов ISO.

Международный Стандарт ISO 26000 представляет руководство по принципам, лежащим в основе социальной ответственности, основным темам и проблемам, касающимся социальной ответственности, и способам интеграции социальной ответственного поведения в стратегии, системы, практики и процессы организации. Этот Международный Стандарт подчеркивает важность результатов и улучшения результативности.
ISO 26000 предназначен для того, чтобы быть полезным для организаций всех типов, как больших так и малых, функционирующих как в развитых, так и развивающихся странах. Хотя не все части настоящего Международного Стандарта будут одинаково полезны для всех типов организаций, все основные темы применимы для каждой организации. Определение того, что для организации применимо и на что ей важно реагировать, путем самостоятельного анализа и диалога с заинтересованными сторонами является ответственностью отдельной организации.
Государственные организации могут по желанию использовать этот Международный Стандарт. Он, однако, не предназначен для того, чтобы заменить, изменить или каким-либо образом поменять обязательства государства.

Стандарт ISO 26000 предназначен для добровольного применения, и он не предназначен и не подходит для целей сертификации, обязательного или контрактного применения. Он не предназначен для создания нетарифных барьеров в торговле, а также для изменения законодательно определенных обязательств организации. Более того, он не предназначен для того, чтобы составить надлежащую основу для юридических действий, жалоб, защиты в суде или других заявлений в любых международных, национальных или иных судебных процессах, а также не предназначен для того, чтобы цитироваться в качестве свидетельства эволюции обычного международного права.

Каждой организации рекомендуется повысить уровень своей социальной ответственности, применяя данный Международный Стандарт, в том числе принимая во внимание ожидания заинтересованных сторон, соблюдая законодательство, а также согласуясь с международными нормами поведения.

ISO 26000 был подготовлен РГ «Социальная ответственность», образованной при Техническом совете ISO.

Введение

1 Область применения

2 Термины, определения и сокращенные термины

2.1 Термины и определения

2.2 Сокращенные термины

3 Понимание социальной ответственности

3.1 Социальная ответственность организаций: исторический контекст

3.2 Последние тенденции в социальной ответственности

3.3 Характеристики социальной ответственности

3.4 Государство и социальная ответственность

4 Принципы социальной ответственности

4.1 Общие положения

4.2 Подотчетность

4.3 Прозрачность

4.4 Этичное поведение

4.5 Уважение интересов заинтересованных сторон

4.6 Соблюдение верховенства закона

4.7 Соблюдение международных норм поведения

4.8 Соблюдение прав человека

5 Признание социальной ответственности и взаимодействие с заинтересованными сторонами

5.1 Общие положения

5.2 Признание социальной ответственности

5.3 Выявление заинтересованных сторон и взаимодействие с ними

6 Руководство по основным аспектам социальной ответственности

6.1 Общие положения

6.2 Организационное управление

6.3 Права человека

6.4 Трудовые практики

6.5 Окружающая среда

6.6 Добросовестные деловые практики

6.7 Проблемы, связанные с потребителями

6.8 Участие в [жизни] сообществ и их развитие

7 Руководство по интеграции практик социальной ответственности повсеместно в организации

7.1 Общие положения

7.2 Отношение характеристик организации к социальной ответственности

7.3 Понимание социальной ответственности организации

7.4 Практики для интеграции социальной ответственности повсеместно в организации

7.6 Повышение доверия [к организации] в отношении социальной ответственности

7.7 Анализ и совершенствование деятельности и практики организации, относящихся к социальной ответственности

7.8 Добровольные инициативы для социальной ответственности

Наши рекомендации