Международный стандарт ИСО 26000 (Руководство по социальной ответственности)

Стандарт ISO 26000 подготовлен по инициативе Международной организации по стандартизации (ISO) и опубликован в 2010 г. В разработке стандарта принимали участие около 400 экспертов в области КСО из более чем 90 стран, включая Россию. Стандарт предназначен для использования не только компаниями, но и организациями других секторов, в том числе государственного и некоммерческого.

Стандарт предназначен для того, чтобы:

• содействовать вкладу организаций в устойчивое развитие;

• повысить взаимопонимание в области социальной ответственности;

• дополнить другие инструменты и инициативы в области КСО, не заменяя их.

Стандарт не предназначен для целей сертификации, его применение является добровольным и распространяется на все типы организаций во всех странах.

Стандарт ISO 26000 определяет следующие принципы социальной ответственности:

• подотчетность – организации следует быть подотчетной за ее воздействие на общество, экономику и окружающую среду;

• прозрачность – организации следует быть прозрачной в ее решениях и деятельности, оказывающих воздействие на общество и окружающую среду;

• этичное поведение – организации следует вести себя этично;

• уважение интересов заинтересованных сторон – организации следует уважать, учитывать и реагировать на интересы ее заинтересованных сторон;

• верховенство закона – организации следует принять, что соблюдение закона обязательно;

• соблюдение международных норм поведения – организации следует соблюдать международные нормы поведения, следуя при этом принципу верховенства закона;

• соблюдение прав человека – организации следует соблюдать права человека и признавать их важность и всеобщность.

Стандарт является руководством:

• по концепциям, терминам и определениям, относящимся к социальной ответственности;

• по предпосылкам, тенденциям и характеристикам социальной ответственности;

• по принципам и практикам, относящимся к социальной ответственности;

• по основным темам и вопросам социальной ответственности;

• по интеграции, внедрению и распространению социально ответственного поведения в самой организации и посредством ее политики и практик в рамках ее сферы влияния;

• по идентификации заинтересованных сторон и взаимодействию с ними;

• по обмену информацией относительно обязательств и результативности, а также иной информацией в области социальной ответственности.

Стандарт ISO 26000 выделяет семь основных направлений, относящихся к КСО:

• организационное управление;

• права человека;

• трудовые практики;

• охрана окружающей среды;

• добросовестные деловые практики;

• проблемы, связанные с потребителями;

• участие в жизни сообществ и их развитие.

РУКОВОДСТВО ПО ОТЧЕТНОСТИ В ОБЛАСТИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ GRI

Руководство GRI – получившее международное признание, наиболее популярное руководство по нефинансовой отчетности, разработанное Глобальной инициативой по отчетности в 2000 г. Руководство предназначено для использования в качестве общепринятой системы нефинансовой отчетности в отношении экономических, экологических и социальных результатов деятельности компаний (триединый итог) в области устойчивого развития.

Руководство содержит принципы и рекомендации по организации процесса отчетности, а также стандартные элементы отчетности, предусматривающие раскрытие информации о стратегии и характеристиках организации, ее подходах в области управления и показателях экономической, экологической и социальной результативности в области устойчивого развития.

В зависимости от числа раскрытых в отчете стандартных элементов и показателей ему присваивается уровень применения GRI (от C до А – наиболее продвинутый уровень).

Руководство GRI дает рекомендации по соблюдению ряда принципов для обеспечения качества отчета:

• отчет должен быть сбалансированным, то есть отражать не только успехи организации, но и проблемы, с которыми она сталкивается, а также действия, предпринимаемые для их решения;

• отчет должен быть сопоставимым, то есть представленные в нем показатели должны быть приведены в сравнении с аналогичными цифрами за предыдущие отчетные периоды и, где это возможно и целесообразно, с отраслевыми показателями;

• отчет должен быть надежным, то есть представленная в нем информация должна быть собрана из достоверных источников, документально оформлена, обобщена и проанализирована;

• отчет должен быть точным, то есть указывать на те методы, которые были использованы для сбора информации, и источники данных, которые позволили сделать содержащиеся в отчете выводы;

• отчет должен быть своевременным, то есть выходить в соответствии с заранее определенным графиком и в сроки, которые позволят заинтересованным сторонам принимать взвешенные решения в отношении организации на основании представленной в отчете информации;

• отчет должен быть написан доступным и понятным языком.

Одно из таких приложений предназначено для сектора финансовых услуг. По данным GRI, в настоящее время его используют более 130 организаций по всему миру.

В 2010 г. была завершена подготовка русскоязычной версии отраслевого приложения Руководства Глобальной инициативы по отчетности (GRI) для финансового сектора, осуществленная Внешэкономбанком на основании официального соглашения с GRI. Выход отраслевого приложения способствовал повышению качества отчетности российских финансовых институтов и ее соответствия международным стандартам.

К преимуществам использования Руководства GRI относится то, что:

• данная система отчетности может использоваться организациями любого размера, отрасли и местоположения;

• данная система отчетности может внедряться в их практику постепенно (начиная с неполного перечня раскрытия тем и показателей, который затем будет расширяться);

• данная система отчетности позволяет сопоставлять отчеты между собой;

• процесс подготовки отчета способствует повышению эффективности управления системой КСО организации и развитию взаимодействия с заинтересованными сторонами.

• Стандарт взаимодействия с заинтересованными сторонами AA1000SES (The AA1000 Stakeholder Engagement Standard) задает ориентиры по организации процесса взаимодействия с заинтересованными сторонами с целью достижения управляемых, прогнозируемых и устойчивых результатов по повышению эффективности в области КСО.

Наши рекомендации