Конкурентная борьба и методы изучения фирм-конкурентов

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

"МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

(МИИТ)

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ

Кафедра «Экономика и управление на транспорте»

Курсовая работа

на тему:

«Конкурентная борьба и основные методы изучения фирм-конкурентов»

Выполнила:Николаева Ирина Сергеевна

студентка группы ЭМН-112

Научный руководитель:Казакова Анастасия Андреевна

преподаватель

Москва, 2014 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3

КОНКУРЕНТНАЯ БОРЬБА И МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ФИРМ-КОНКУРЕНТОВ.......................................................................................................................... 5

1.1. Теоретические данные о конкуренции. Суть конкуренции. Функции конкуренции................................................................................................. 5

1.2. Основные методы изучения фирм-конкурентов................................ 12

1.3. Выводы................................................................................................ 16

Исследование и сравнение конкурентоспособности фирм.......................... 17

2.1 Автокомпания Mercedes-Benz.............................................................. 17

2.2. Автокомпания BMW........................................................................... 18

2.3. Выводы................................................................................................ 21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................. 22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................. 23

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность и степень разработанности проблемы

Актуальность темы конкурентной борьбы и основных методов изучения фирм-конкурентов состоит в том, что наличие конкурирующих фирм порождает такое явление как конкурентная борьба. Роль конкуренции заключается в широком рассредотчивании экономической власти между участниками рыночных отношений для того, чтобы ни одни продавец или покупатель не мог значительно повлиять на рыночную цену благ. Таким образом, конкуренция ограничивает рыночную власть и прибыль каждого производителя. С точки зрения концепции маркетинга, рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.[1]

Цель исследования: изучить методы анализа фирм-конкурентов на примере фирм «Mercedes-Benz» и «BMW»

Объектом исследования являются фирмы-конкуренты, предметом –методы изучения фирм-конкурентов.

В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что конкуренция необходима в условиях рынка, она обеспечивает ограничение рыночной власти, устранение эффекта монополии.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы в работе решались следующие задачи:

1) изучить конкуренцию как явление рынка;

2) выявить необходимость наличия конкуренции на рынке;

3) проанализировать конкурентоспособность двух фирм аналогичного товара;

4) сформулировать положение о методах учения фирм-конкурентов.

Теоретическую основу исследования составили теоретические положения по проблеме конкурентной борьбы, особенности конкуренции на рынке, исследуемые многими теоретиками-экономистами: Печенкиным А, Моисеевой Н, Фатхутдиновым Р.А., Спиридоновым И.А., Портер М., Поповым Е.

В работе использовался следующий комплекс методов.

1. Методы сбора теоретической информации: анализ, синтез, обобщение, систематизация имеющихся в психологической литературе научных представлений по данной проблеме.

2. Методы сбора эмпирической информации: проективный метод, метод экспертных оценок, социометрический метод, праксиметрический метод

3. Методы обработки результатов исследования: качественный и количественный, в том числе статистический, анализ эмпирических данных: статистические критерии, корреляционный анализ, дисперсионный анализ, регрессионный анализ, кластерный анализ, факторный анализ).[2]

Теоретическая значимость исследования. В работе уточнены представления о конкуренции, систематизированы понятия о необходимости конкурентной борьбы, исследование развития фирм аналогичного продукта.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, теоретической главы, трех параграфов, заключения, списка литературы, содержащего 12 наименований.

КОНКУРЕНТНАЯ БОРЬБА И МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ФИРМ-КОНКУРЕНТОВ

Наши рекомендации