Конкурентная борьба и методы изучения фирм-конкурентов
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
"МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»
(МИИТ)
ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ
Кафедра «Экономика и управление на транспорте»
Курсовая работа
на тему:
«Конкурентная борьба и основные методы изучения фирм-конкурентов»
Выполнила:Николаева Ирина Сергеевна
студентка группы ЭМН-112
Научный руководитель:Казакова Анастасия Андреевна
преподаватель
Москва, 2014 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................... 3
КОНКУРЕНТНАЯ БОРЬБА И МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ФИРМ-КОНКУРЕНТОВ.......................................................................................................................... 5
1.1. Теоретические данные о конкуренции. Суть конкуренции. Функции конкуренции................................................................................................. 5
1.2. Основные методы изучения фирм-конкурентов................................ 12
1.3. Выводы................................................................................................ 16
Исследование и сравнение конкурентоспособности фирм.......................... 17
2.1 Автокомпания Mercedes-Benz.............................................................. 17
2.2. Автокомпания BMW........................................................................... 18
2.3. Выводы................................................................................................ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ............................................................................................. 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ............................................................................. 23
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность и степень разработанности проблемы
Актуальность темы конкурентной борьбы и основных методов изучения фирм-конкурентов состоит в том, что наличие конкурирующих фирм порождает такое явление как конкурентная борьба. Роль конкуренции заключается в широком рассредотчивании экономической власти между участниками рыночных отношений для того, чтобы ни одни продавец или покупатель не мог значительно повлиять на рыночную цену благ. Таким образом, конкуренция ограничивает рыночную власть и прибыль каждого производителя. С точки зрения концепции маркетинга, рыночной конкуренцией называется борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.[1]
Цель исследования: изучить методы анализа фирм-конкурентов на примере фирм «Mercedes-Benz» и «BMW»
Объектом исследования являются фирмы-конкуренты, предметом –методы изучения фирм-конкурентов.
В качестве гипотезы исследования выступает предположение о том, что конкуренция необходима в условиях рынка, она обеспечивает ограничение рыночной власти, устранение эффекта монополии.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы в работе решались следующие задачи:
1) изучить конкуренцию как явление рынка;
2) выявить необходимость наличия конкуренции на рынке;
3) проанализировать конкурентоспособность двух фирм аналогичного товара;
4) сформулировать положение о методах учения фирм-конкурентов.
Теоретическую основу исследования составили теоретические положения по проблеме конкурентной борьбы, особенности конкуренции на рынке, исследуемые многими теоретиками-экономистами: Печенкиным А, Моисеевой Н, Фатхутдиновым Р.А., Спиридоновым И.А., Портер М., Поповым Е.
В работе использовался следующий комплекс методов.
1. Методы сбора теоретической информации: анализ, синтез, обобщение, систематизация имеющихся в психологической литературе научных представлений по данной проблеме.
2. Методы сбора эмпирической информации: проективный метод, метод экспертных оценок, социометрический метод, праксиметрический метод
3. Методы обработки результатов исследования: качественный и количественный, в том числе статистический, анализ эмпирических данных: статистические критерии, корреляционный анализ, дисперсионный анализ, регрессионный анализ, кластерный анализ, факторный анализ).[2]
Теоретическая значимость исследования. В работе уточнены представления о конкуренции, систематизированы понятия о необходимости конкурентной борьбы, исследование развития фирм аналогичного продукта.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, теоретической главы, трех параграфов, заключения, списка литературы, содержащего 12 наименований.
КОНКУРЕНТНАЯ БОРЬБА И МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ФИРМ-КОНКУРЕНТОВ