Социальные трансформации в контексте теорий социальных практик
1. Теория социальных практик (по Бурдье)
2. Понятие «практики» содержание и способы понимания
3. Формы изменения социальных практик
(1)Трансформации имеют институциональный и процессуальный характер. Теория соц. практик позволяет проанализировать транс-ии на микроуровне.
Основное положение теории практик были проанализированы в работах П. Бурдье (структуралистско-конструктивистская парадигма, генетический структурализм).
Социология Бурдье строится на 2х посылах:
- структурализм реализуется в принципе двойного структурирования реальности: есть объективные социальные отношений, которые воздействуют на практики поведения, а с другой стороны – реальность структурируется представлениями людей.
Структуры создаются практиками агентов. Соц. структуры обуславливают практики агентов, но агенты производят практики и меняют структуры.
-конструктивизм: действия людей обусловлены жизненным опытом, социализацией, в ходе которой мы приобретаем габитус.
Наличие структур – необходимое условия любых практик. Мы вынуждены действовать исключительно внутри структуры. При этом воспроизводство соц.структур невозможно без диспозиций.
«Точка зрения всегда зависит от точки сидения»
Эти 2 подхода у Бурдье неравнозначны. Структуралистское начало тут важнее.
Люди с момента рождения предписаны определённым структурным основаниям.
Воспроизводство социальных структур не возможно без инкорпорированных практических схем.
Структура всегда определяющая.
Практика = габитус*капитал + поле
Практика – это всегда неосознанная деятельность, это бессознательно раскрывающийся запас знаний.
Габитус или габитусное поведение – это креативный генератор практики.
Габитус – это система соц конструированных диспозиций, которые лежат на пересечении структуры и практической деятельности.
Диспозиция – это продукт личной истории индивида. С течением времени габитус становится совокупностью гибких ментальных структур, схем, которые проявляются в ментальном пространстве.
Габитус порождает конкретные реакции, в его основе – неосознанное знание.
Термин «Габитус» был введён в 1972 г.
Смысл габитуса:
1)Габитус – это система устойчивых и переносимых диспозиций(схем), это совокупность схем восприятия мира.
Каждый габитус предполагает набор телесных схем(эскиз) в поведении.
Этос – это практические схемы осмысления мира.
Эскиз – это телесные практики.
2)Габитус – это структурированные структуры, которые предрасположены действовать в качестве структурирующих структур.
Габитус – это инкорпорированный прошлый опыт. Практика воспроизводит себя в виде габитуса и социальных позиций.
3)Габитусы могут быть объективно предрасположены к достижению цели, но они не предполагают сознательного целеполагания.
Для габитуса характерен эффект инертности (это знание «как», это склонность действовать определённым образом в определённой ситуации).
Габитус очень инертен. Приобретённые диспозиции невозможно изменить. У габитуса достаточно консервативная функция.
Эффект гистерезиса – инертность практики в новых социальных условиях практики запаздывают в новых социальных условиях.
Взаимовлияние габитуса и социального контекста происходит через поле.
Поле – это структурированное пространство социальных позиций.
В основе структурирования позиций лежит структурирование капитала.
Поле – это пространство, в которое включены габитусы, но при этом практики изменяют конфигурацию поля.
Агенты и позиции – это неизолированные элементы, они могут переноситься из поля – в поле. При этом каждая позиция имеет свои правила.
Доминирующий капитал – экономический.
Попадание в 1 поле не гарантирует попадание в другое поле.
Каждое поле – это место конкурентной борьбы.
(2)Практики- используются чтобы подчеркнуть активность деятеля, но указать струкрные ограничения.
2 способа понимания пракиик
1.практика- фоновое, естественное знание
2.практика- раскрывающее знание или способность практики
1.Практика осуществляется по привычке, не явные интерпритативные схемы, наработанные стиль, способ обращения с самим собой, с предметами, с другими людьми. Это определенный фон непроговариваемых представлений о правилах обращения, которые разделяются в данной культуре (культура- как система правил).
Фон- набор практик- совакупность приянтых в данной культуре традиционных способов деятельности и навыков обращения, привычных способов достижения цели и решение проблем, неартикулируемые представления усвоенные обществом.
Практический фон любой культуры – усваеватся в процессе социализации, как естественный продукт, естественный порядок вещей.
Социальные практики – контекст практики, обсуждаются и анализируются на фоне.
2. Практики- различные упорядоченные совокупности навыков целеососбразной деятельности, помогающие раскрыть человеку возможности, состоятся в том или ином социальном качестве.
Конституируют и воспроизводят идентичность, создают ее. Общество- огромное количество раскрывающихся пространств.
Совакупность навыков помогает сформировать идентичность и следовательно раскрыться в какойто сфере.
В пространстве навыков. Исорический характер, практики меняются в зависимости от конкретного типа культуры.
Практика- это то что умеем, и делаем это так как нас научили делать что либо, это не дискурсивное телесное знание; Это устойчивый комплекс слов и действий.
-это языковые игры
-это стиль тех или иных универсалий во всем мире.
(3) Соц. трансформации не могут происходить если не менятеся фон. Практики заново никогда не изобретаеются, они меняются.
Способы изменения практик:
1. Артикуляция – опред. стиль или способ действия попадает в фокус внимания, переименовывается, становится более чётко очерченным, получает возможность для публичной презентации.
2. Реконфигурация – практика или её опред. аспект раньше был маргинальным, а теперь становится центральным
3. Заимствование – перенесение практики из одного функ. пространства в другое.
СССР: обличение грехов (замена объекта на революционную сознательность). Обличать – выводить что-то «на лицо». Только так человек становится личностью, обличение по делам. Человека делают заметным, чтобы потом его наблюдать. ПоПознание себя через дела.
Исповедь – рефлексиваня практика, больше хар-на для западного человека. Исповедуешься перед собой, каешься перед кем-то. Покоянные практики – практики советского человека