Контроль точности статистического наблюдения

Точностью статистического наблюденияназывают степень соответствия значения какого-либо признака, найденного посредством статистического наблюдения, действительному его значению.

Точность характеризуется отношением и разностью данных наблюдения и действительных значений изучаемых величин. Расхождения между установленными статистическим наблюдением и действительными значениями изучаемых величин называются ошибками наблюдения. Они являются следствием неточностей при установлении и регистрации значений изучаемых признаков.

В зависимости от характера, степени влияния на окончательные результаты наблюдения, источников и причин возникновения неточностей различают несколько типов ошибок наблюдения.

1.Ошибки регистрацииобразуются вследствие неправильного установления фактов в процессе наблюдения, или ошибочной их записи, или того и другого вместе.

Случайныминазывают ошибки регистрации, которые возникают вследствие различных случайных причин (73 года вместо 37 лет).

Систематические ошибки регистрациивозникают под действием определенных причин. В каждом случае они действует в одном и том же направлении и приводят к серьезным искажениям общих результатов статистического наблюдения (случаи округления возраста населения, как правило, на цифрах, оканчивающихся на 5 и особенно – на 0).

Ошибки регистрации могут иметь место как при сплошном, так и при несплошном наблюдении.

2. Отклонение величины изучаемого признака в отобранной для обследования части совокупности от его величины во всей совокупности называется ошибкой репрезентативности.

Случайные ошибки репрезентативностивозникают в силу того, что совокупность отобранных на основе принципа случайности единиц наблюдения неполно воспроизводит совокупность в целом.

Систематические ошибки репрезентативностивозникают в следствие нарушения принципа случайности отбора тех единиц изучаемой совокупности, которые должны быть подвергнуты наблюдению.

По окончании наблюдения материалы, собранные в процессе его проведения, должны быть тщательно проверены. Проверка осуществляется с точки зрения полноты охвата объекта наблюдением (устанавливается, от всех ли единиц совокупности, подлежащих наблюдению, получены данные) и качества заполнения формуляров и других документов наблюдения. В последнем случае различают два вида контроля: логический и арифметический.

Логический контрольсостоит в сопоставлении между собой ответов на вопросы формуляра наблюдения и выяснения их логической совместимости. При обнаружении логически несовместимых ответов пытаются путем дальнейших сопоставлений с ответами на другие вопросы или каким-либо иным путем установить, какой из ответов является неправильным.

Арифметический контрольсостоит в проверке различных расчетов, результаты которых приведены в формуляре наблюдения, в частности, итогов, вычисления процентов, расчетов средних величин и т.п.

Вопросы и задания

1. Сформулируйте определение объекта наблюдения, единицы наблюдения и укажите какие наиболее существенные признаки могут быть подвергнуты обследованию:

а) переписи почтовых отделений связи;

б) переписи торговых предприятий;

в) переписи научных учреждений;

г) переписи коммерческих банков;

д) переписи больниц, поликлиник и других учреждений здравоохранения;

е) переписи школ;

ж) обследование организаций о составе затрат на рабочую силу?

2. С помощью логического контроля подвергните проверке следующие ответы на вопросы переписного листа переписи населения:

а) фамилия, имя, отчество - Иванова Ирина Петровна;

б) пол - мужской;

в) возраст - 5 лет;

г) состоит ли в браке в настоящее время - да;

д) национальность - русская;

е) родной язык - русский;

ж) образование - среднее специальное;

з) место работы - детский сад;

и) занятие по этому месту работы - медицинская сестра.

В ответах на какие вопросы вероятнее всего произведены ошибочные записи? Можно ли исправить какие-либо из них?

3. Проверьте с помощью арифметического контроля следующие данные, полученные от детского сада:

а) всего детей в детском саду - 133;

б) в том числе: в старших группах - 37, в средних группах - 43, в младших группах - 58;

в) из всего числа детей: мальчиков - 72, девочек - 66.

Если вы установили несоответствие между некоторыми числами, то считаете ли вы достаточными основания для внесения соответствующей поправки?

Наши рекомендации