Метод коллективной аналитической иерархии

В простейшем случае трехуровневой иерархической структуры «цель - критерии - варианты» частная ценность (локальный приоритет) Метод коллективной аналитической иерархии - student2.ru варианта Аi по каждому q-му критерию оцен­ки Kq и относительная важность (вес) wq критерия Kq, рассчитанные по формуле (3.1), имеют вид:

Метод коллективной аналитической иерархии - student2.ru , Метод коллективной аналитической иерархии - student2.ru (3.2)

Метод коллективной аналитической иерархии - student2.ru , Метод коллективной аналитической иерархии - student2.ru (3.3)

где Метод коллективной аналитической иерархии - student2.ru и Метод коллективной аналитической иерархии - student2.ru - суть элементы соответственно матриц парных сравнений вариантов Aq и критериев оценки А0; m — число срав­ниваемых вариантов; n— число сравниваемых критериев оцен­ки.

Общая ценность Метод коллективной аналитической иерархии - student2.ru варианта Аi определяется взвешенной суммой частных ценностей (локальных приоритетов), которая получается путем их последовательной аддитивной свертки по всем уровням иерархии:

Метод коллективной аналитической иерархии - student2.ru (3.4)

Варианты решения проблемы ранжируются по вычисленным значениям общей ценности Метод коллективной аналитической иерархии - student2.ru , и выделяется лучший вариант.

Метод коллективной аналитической иерархии - student2.ru

Рис. 3.2. Иерархическая структура проблемы коллективного выбора

Метод коллективной аналитической иерархии, позволяющий упо­рядочивать варианты по многим критериям, и развивающий ме­тод аналитической иерархии разработаны Т. Саати и Дж. Александером (США, 1981). Метод основан на вычислении агрегиро­ванной общей ценности вариантов, которая представлена взве­шенными средними арифметическими значениями показателей, и входит во вторую группу методов рационального выбора.

Иерархическая структура проблемы коллективного выбора представлена на рис. 3.2. Верхний уровень иерархии в модели про­блемной ситуации характеризует стоящую перед участниками (членами КПР) основную цель F. Средние уровни иерархии включают в себя участников, обозначенных номерами 1, ..., t, критерии оценки вариантов К1, ..., Кn. Нижний уровень иерар­хии представляет альтернативные варианты действий, реше­ния, сценарии поведения A1, ..., Аm. Основные этапы процедуры коллективного выбора лучшего варианта те же, что и в случае индивидуального выбора.

Для измерения показателей сравнительной важности эле­ментов иерархической структуры используется абсолютная де­вятибалльная шкала (см. табл. 3.1). Участники оцениваются («взвешиваются») по степени их влиятельности, критерии - по их относительной важности. Постулируется, что влиятельность участников является аддитивной величиной, которая распреде­лена по всем уровням иерархии между участниками, критерия­ми, вариантами.

Коллективная оценка общей ценности варианта Аi задается выражением

Метод коллективной аналитической иерархии - student2.ru (3.7)

здесь Метод коллективной аналитической иерархии - student2.ru - индивидуальная локальная ценность вари­анта Ai, i = 1, ..., m, по критерию Kq для участника s, вычис­ляемая по формуле (3.2);

Метод коллективной аналитической иерархии - student2.ru - индивидуальная относитель­ная важность (вес) критерия Kq для участника s, вычисляемая по формуле (3.3);

t - число участников;

n - число критери­ев;

m - число сравниваемых вариантов.

Степень влиятельности участника s либо определяется выражением:

Метод коллективной аналитической иерархии - student2.ru ,

где Метод коллективной аналитической иерархии - student2.ru - элемент Ao матрицы парных сравнений участников, либо вычисляется по формуле Метод коллективной аналитической иерархии - student2.ru .

Коллективная общая ценность характеризует приоритет­ность варианта с учетом влиятельности участников. Варианты упорядочиваются по вычисленным значениям общих ценностей Метод коллективной аналитической иерархии - student2.ru , и выделяется лучший вариант по максимальному зна­чению общей ценности.

Метод коллективной мультипликативной аналитической иерархии, разработанный Ф. Лутсма и Дж. Барзилай (1977), основан на агрегировании средних геометрических значений показате­лей для определения коллективной общей ценности варианта в иерархической структуре «цель — участники — критерии — ва­рианты». Метод также относится ко второй группе методов ра­ционального коллективного выбора и сохраняет все особенности метода, предназначенного для одного ЛПР.

Индивидуальная локальная ценность варианта Ai по крите­рию Kq и вес критерия Kq для участника s вычисляются по фор­мулам:

Метод коллективной аналитической иерархии - student2.ru

где Метод коллективной аналитической иерархии - student2.ru — градация сравнительной предпочтительности i-го и j-го вариантов по критерию Kq для участника s;

Метод коллективной аналитической иерархии - student2.ru — градация сравнительной важности q-го и l-го критериев для участника s, которые берутся из таблицы предпочтительности элементов иерархии; Метод коллективной аналитической иерархии - student2.ru и Метод коллективной аналитической иерархии - student2.ru — параметры шкал кри­териев и весов, равные, как и ранее, Метод коллективной аналитической иерархии - student2.ru = ln 2, Метод коллективной аналитической иерархии - student2.ru = ln 2/2.

Степень влиятельности участников предлагается оценивать подобно тому, как это делается с весами критериев, и рассчиты­вать показатель влиятельности члена s КПР по формуле:

Метод коллективной аналитической иерархии - student2.ru (23.10)

где Метод коллективной аналитической иерархии - student2.ru — градация сравнительной предпочтительности участ­ника s по сравнению с участником r, измеренная по шкале; Метод коллективной аналитической иерархии - student2.ru — параметр шкалы. Рекомендуется, как и в случае шкалы весов, полагать Метод коллективной аналитической иерархии - student2.ru . Аналогичным образом мож­но оценивать и влиятельность коалиций.

Идентичность методологического подхода к оценке сравни­тельной влиятельности участников и весов критериев аргумен­тируется авторами метода тем, что обычно отбор членов КПР и критериев оценки вариантов осуществляет некоторый руково­дитель высокого ранга, ответственный за решение проблемы.

Коллективная оценка общей ценности варианта агрегируется по всем критериям и всем участникам и представляется как

Метод коллективной аналитической иерархии - student2.ru (3.8)

Все варианты упорядочиваются по предпочтительности в соответствии со значениями их агрегированных ценностей Метод коллективной аналитической иерархии - student2.ru .

Иерархические методы коллективного принятия решения допускают определенную несогласованность предпочтений как от­дельного ЛПР, так нескольких ЛПР и/или экспертов, независи­мо оценивающих элементы иерархической структуры. Объединение их оценок производится путем арифметического или геометрического усреднения индивидуальных суждений.

Как следует из выражений (3.7) и (3.8), очередность усреднения матриц парных сравнений элементов иерархической структуры — сначала по участникам, а потом по критериям или наоборот — не влияет на характер зависимости общей ценности от степени влиятельности участников и весов критериев. Этот вывод вытекает из арифметического и геометрического способов усреднения всех показателей. Таким образом, итоговое упоря­дочение вариантов не зависит от процедуры агрегирования ин­дивидуальных многокритериальных предпочтений членов КПР. А значит, метод коллективной аналитической иерархии удовлетво­ряет условию рациональности коллективного выбора.

Из векторов приоритетов, оценивающих влияние элементов i+1 го уровня на каждый связанный с ним элемент i-го уровня (связь фиксируется наличием соответствующей дуги в графе иерархии), образуется матрица приоритетов, которая умножается справа на вектор приоритетов полученный на i-м уровне иерархии и получается вектор приоритетов i+1-го уровня.

Последовательное вычисление приоритетов элементов от верхних уровней к нижним позволяет численно оценить влияние всех включенных в иерархию элементов (КПР, стратегий, видов критериев, критериев, сценариев, действий и т. д.) на возможные исходы (терминальные вершины графа иерархии).

Сравнивая полученные приоритеты для элементов последнего уровня, можно установить соотношения в их значимости (выгодности, эффективности) с точки зрения ЛПР. Если задача состоит в выборе одного из альтернативных решений, то предпочтение следует отдать варианту с наибольшим приоритетом.

Набор матриц парных сравнений элементов на всех уровнях иерархической структуры представляет собой субъективную модель рационального выбора, где предпочтительность элементов для ЛПР имеет следующее выражение: Hi Метод коллективной аналитической иерархии - student2.ru Hj, если Метод коллективной аналитической иерархии - student2.ru > 1; Hi Метод коллективной аналитической иерархии - student2.ru Hj, если Метод коллективной аналитической иерархии - student2.ru = 1; Hi Метод коллективной аналитической иерархии - student2.ru Hj, если Метод коллективной аналитической иерархии - student2.ru < 1. Такие бинарные отношения между элементами иерархии могут быть и нетранзитивными. В модель рационального выбора входит так­же оценка степени влияния элемента Hi нижележащего уровня на элементы вышележащего уровня, которая характеризуется частной ценностью (локальным приоритетом) Метод коллективной аналитической иерархии - student2.ru этого элемента по k-му аспекту:

Метод коллективной аналитической иерархии - student2.ru (1)

По определению значения локальных приоритетов всех элементов иерархии нормированы в пределах от 0 до 1.

Вычисление ценности вариантов

Общая ценность (глобальный приоритет) каждого варианта решения стоящей проблемы выбора характеризует значимость варианта для ЛПР с точки зрения цели высшего уровня и служит основой для итогового упорядочения исходного множества вариантов. Общая ценность варианта определяется в соответствии с принципом иерархического синтеза. Согласно этому принципу для всех элементов на каждом из уровней иерархической структуры рассчитываются частные ценности (локальные приоритеты) элементов, которые затем агрегируются «снизу вверх», начиная с последнего (самого нижнего) уровня и кончая первым (самым верхним) уровнем.

В простейшем случае трехуровневой иерархической структуры «цель - критерии - варианты» частная ценность (локальный приоритет) Метод коллективной аналитической иерархии - student2.ru варианта Аi по каждому q-му критерию оцен­ки Kq и относительная важность (вес) wq критерия Kq, рассчитанные по формуле (3.1), имеют вид:

Метод коллективной аналитической иерархии - student2.ru , Метод коллективной аналитической иерархии - student2.ru (3.2)

Метод коллективной аналитической иерархии - student2.ru , Метод коллективной аналитической иерархии - student2.ru (3.3)

где Метод коллективной аналитической иерархии - student2.ru и Метод коллективной аналитической иерархии - student2.ru - суть элементы соответственно матриц парных сравнений вариантов Aq и критериев оценки А0; m — число срав­ниваемых вариантов; n— число сравниваемых критериев оцен­ки.

Общая ценность Метод коллективной аналитической иерархии - student2.ru варианта Аi определяется взвешенной суммой частных ценностей (локальных приоритетов), которая получается путем их последовательной аддитивной свертки по всем уровням иерархии:

Метод коллективной аналитической иерархии - student2.ru (3.4)

Варианты решения проблемы ранжируются по вычисленным значениям общей ценности Метод коллективной аналитической иерархии - student2.ru , и выделяется лучший вариант.

Наши рекомендации