Роль антимонопольного законодательства в регулировании инвестиций

В условиях рыночной экономики стержнем государственного регулирования предпринимательской деятельности является антимонопольное законодательство. В силу рецидивов командно-административной системы управления экономикой, господствовавшей в СССР долгие десятилетия, в нашей стране антимонопольные основы законодательства, в том числе и в сфере инвестиционной деятельности, пока не получили достаточного развития. Между тем в западных странах, особенно в США, основным источником правового регулирования инвестиций является законодательство о конкуренции. В этом смысле российское антимонопольное законодательство находится на этапе дальнейшего развития и усовершенствования. Эволюция Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"*(86), принятого еще в самом начале экономических реформ, наглядно это подтверждает. В течение почти 15 лет этот закон подвергался многочисленным дополнениям и изменениям, связанным с постепенным осознанием особенностей антимонопольного регулирования.

Его действие обеспечивается рядом постановлений Правительства РФ, бульшая часть которых регулирует порядок обращения к антимонопольному органу хозяйствующих субъектов. Систему антимонопольного законодательства дополняют антимонопольные законы, вносящие в отдельные сферы предпринимательской деятельности соответствующие ограничения. В их числе - Федеральный закон от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности", Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. N 63-ФЗ "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами". Сюда же относятся Закон о защите конкуренции на рынке финансовых услуг, а также Закон о защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг.

Метод антимонопольного регулирования присущ каждому из этих федеральных законов, что подтверждается исследованиями ученых*(87).

На рынке финансовых услуг наибольшее распространение получили соглашения между хозяйствующими субъектами и регулирующими их деятельность органами исполнительной власти. Эта договорная практика получила развитие и в инвестиционной деятельности. Контрольные функции антимонопольные органы осуществляют на основе анализа конкретной ситуации и условий соглашения между участниками рынка. Ограничивает ли конкретное соглашение конкуренцию на рынке или нет - на этот вопрос должен ответить регулирующий орган. При этом соответствующую установку для принятия такого решения дает перечень действий, которые не подпадают в число запрещаемых. В соответствии со ст. 7 Закона о защите конкуренции на рынке финансовых услуг исключениями из числа запрещенных являются унифицированные стандарты, совместные закупка средств обработки информации и баз данных на их использование.

Этот закон не предусматривает единого монопольного органа, регулирующего конкуренцию на финансовом рынке. В этом он отличается от антимонопольного закона, действующего на товарных рынках. Функциями контроля за конкуренцией наделены федеральные антимонопольные органы по каждому виду рынка финансовых услуг (Банк России, Федеральная служба по финансовым рынкам), которые принимают решения по согласованию с регулирующими органами, отвечающими за конкуренцию на соответствующем рынке.

Антимонопольное законодательство позволяет антимонопольному органу принимать решение на основании анализа конкретной экономической ситуации - наличии доминирующего положения субъекта рыночных отношений на рынке, создании монополистической ситуации на рынке действиями субъекта рыночных отношений. Принятие закона об инвестициях в России, основанного на применении конъюнктурного метода регулирования, позволит решить дилемму, до сих пор не решаемую в действующем российском законодательстве: либо привлекать иностранные инвестиции, либо защищать интересы национальных производителей. Антимонопольный (конъюнктурный) метод регулирования инвестиций позволит привлекать иностранные инвестиции на основе действующих международных стандартов и защищать интересы национальных инвесторов в условиях конкурентной борьбы.

Наши рекомендации