Влияние фискальной экспансии и денежной политики на выпуск и обменный курс
Рассмотрим фискальную экспансию, проводимую за счет увеличения государственных закупок. Рост совокупного спроса приводит к сдвигу кривой IS вправо, что вызывает тенденцию к повышению внутренней ставки процента. В результате мы получаем приток активов, вызванный превышением внутренней ставки над мировой, и платежный баланс становится положительным. Профицит платежного баланса означает избыточное предложение иностранной валюты, что требует вмешательства со стороны Центрального Банка. Центральный Банк покупает избыток иностранной валюты, что приводит к росту резервов и увеличению количества денег в экономике и сдвигу кривой LM вправо. Заметим,
что новое равновесие будет достигнуто лишь тогда, когда кривая LM сдвинется настолько, что внутренняя ставка процента вновь сравняется с мировой (см. рис. 2)
Сравнивая новое равновесие Е’ с первоначальным Е, мы видим, что фискальная политика оказалась очень эффективна: выпуск изменился на полную
величину кейнсианского мультипликатора автономных расходов, в то время как в закрытой экономике выпуск изменялся меньше. Причина высокой эффективности
фискальной политики кроется в неизменной ставке процента. В закрытой экономике фискальная экспансия приводила к росту процентной ставки и
вытеснению инвестиций, при неизменной ставке эффект вытеснения инвестиций отсутствует.
Рассмотрим кредитно -денежную экспансию .Рост денежной массы сдвигает кривую LM вправо ,что вызывает тенденцию к снижению внутренней процентной ставки . Поскольку мы по предположению имеем дело с малой экономикой, то изменение ставки процента внутри страны не оказывает влияния на мировую ставку процента . Возникший разрыв между внутренней процентной ставкой и мировой влечет мгновенный отток капитала , и сальдо платежного баланса становится отрицательным . Дефицит платежного баланса порождает избыточный спрос на иностранную валюту. Чтобы не допустить обесценение внутренней валюты Центральный Банк вынужден осуществить интервенцию , продав иностранную валюту. В результате , с одной стороны , сокращаются золотовалютные резервы ЦБ, с другой стороны , уменьшается предложение денег, и кривая LM возвращается обратно, как это показано на рисунке 1.
Как мы видим , единственным следствием денежно - кредитной экспансии стала потеря части золотовалютных резервов Центрального Банка. Итак, в условиях фиксированного обменного курса и абсолютной мобильности капитала страна не может проводить независимую кредитно -денежную политику. Это связано с тем , что Центральный Банк, зафиксировав курс , взял на себя обязательства по обеспечению необходимого количества иностранной валюты и вынужден вмешиваться всякий раз, когда имеет место дисбаланс на рынке иностранной валюты. В результате автоматически изменяется и предложение денег. Таким образом, Центральный Банк может контролировать только один параметр : либо денежную массу, либо обменный курс.
Гибкая заработная плата.
Заработная плата, которая может свободно повышаться и снижаться по мере необходимости сохранения равновесия на рынках труда. В действительности, заработная плата печально известна отсутствием гибкости, особенно если речь идет о ее снижении. Отсутствие гибкости объясняется несколькими причинами. Профсоюзы обычно упорно сопротивляются сокращению заработной платы, а вслед за ними протестуют против снижения зарплаты и не объединенные в профсоюзы рабочие. Такое сопротивление может быть обусловлено тем, что заработная плата является не только чисто экономическим вознаграждением за труд, но и показателем социального статуса. Отдельные рабочие и группы рабочих очень хорошо осознают разницу между своей заработной платой и заработной платой людей, квалификация которых, по их мнению, существенно ниже; таким образом, согласие на сокращение заработной платы означает для них утрату своего социального статуса относительно других категорий рабочих. Иногда высказывается мнение, что гибкая заработная плата могла бы предотвратить появление безработицы. Хотя абсолютно гибкая заработная плата, по определению, действительно исключает существование вынужденной безработицы, не совсем ясно, сможет ли небольшое увеличение гибкости заработной платы при ее общей малоподвижности помочь в решении проблемы безработицы. Ожидание падения уровня заработной платы заставляет предпринимателей откладывать прием людей на работу до того времени, когда заработная плата действительно снизится, поэтому незначительное увеличение подвижности заработной платы может вовсе не оказать положительного влияния на уровень занятости.
15.Государственные расходы. Планируемые и фактические расходы.Фактические инвестиции включают в себя как запланированные, так и незапланированные инвестиции. Последние представляют собой непредусмотренные изменения инвестиций в товарно-материальные запасы (ТМЗ). Эти незапланированные инвестиции функционируют как выравнивающий механизм, который приводит в соответствие фактические величины сбережений и инвестиций и устанавливает макроэкономическое равновесие.Планируемые расходы представляют собой сумму, которую домохозяйства, фирмы, правительство и внешний мир планируют истратить на товары и услуги. Реальные расходы отличаются от планируемых тогда, когда фирмы вынуждены делать незапланированные инвестиции в товарно-материальные запасы в условиях неожиданных изменений в уровне продаж.
Функция планируемых расходов E = C + I + G + Xn изображается графически как функция потребления С = а + b (Y - T), которая «сдвинута» вверх на величину I + G+X.
В данном случае для простоты анализа предполагается, что величина чистого экспорта автономна по отношению к динамике совокупного дохода Y. Поэтому чистый экспорт полностью включается в величину автономных расходов (а+ I+G+X).
Величина автономных расходов будет равна (а + I + G + g) с учетом функции чистого экспорта
Xn = g - m' Y,где Хn - чистый экспорт; g - автономный чистый экспорт; m' - предельная склонность к импортированию; Y - доход.
Предельная склонность к импортированию - доля прироста расходов на импортные товары в любом изменении дохода:
m' = ∆M / ∆Y
где ∆M- изменение расходов на импорт; ∆Y- изменение дохода.
С ростом совокупного дохода увеличивается импорт, так как потребители и инвесторы увеличивают свои расходы на покупки как отечественных, так и импортных товаров. А экспорт из данной страны не зависит непосредственно от величины ее совокупного дохода Y, а зависит от динамики совокупного дохода страны, ввозящей эти товары и услуги. Поэтому зависимость между динамикой совокупного дохода данной страны Yn динамикой ее чистого экспорта Хnотрицательна, что и фиксируется знаком минус в функции чистого экспорта.
Очевидно, что линия планируемых расходов пересечет линию, на которой реальные и планируемые расходы равны друг другу (то есть линию Y =Е), в какой-то одной точке А (рис. 24.2).
Приведенный чертеж получил название креста Кейнса. На линии Y = Е всегда соблюдается равенство фактических инвестиций и сбережений. В точке А, где доход равен планируемым расходам, достигается равенство планируемых и фактических инвестиций и сбережений, то есть устанавливается макроэкономическое равновесие.
Если фактический объем производства Y1 превышает равновесный Y0, то это означает, что покупатели приобретают товаров меньше, чем фирмы производят, то есть AD < AS. Нереализованная продукция принимает форму ТМЗ, которые возрастают. Рост запасов вынуждает фирмы снижать производство и занятость, что в итоге снижает ВВП. Постепенно Y1 снижается до Y0, то есть доход и планируемые расходы выравниваются. Соответственно достигается равновесие совокупного спроса и совокупного предложения (т.е. AD = AS).
Наоборот, если фактический выпуск Y2 меньше равновесного Y0, то это означает, что фирмы производят меньше, чем покупатели готовы приобрести, то есть AD > AS. Повышенный спрос удовлетворяется за счет незапланированного сокращения запасов фирм, что создает стимулы к увеличению занятости и выпуска.
В итоге ВВП постепенно возрастает от Y2 до Y0 и вновь достигается равновесие AD=AS.
16.Государственный бюджетГосударственный бюджет - основа фискальной политики государста определяющей методи и источники финансирования бюджета и ее использование. Бюджет пополняется в основном за счет налоговых поступлений и расходуется на государственные нужды. I. Бюджетные средства используются для:
-государственных закупок с целью увеличения совокупного спроса;
-выплаты трансфертных платежей (субсидии, пособия, дотации);
-производства общесгвенных благ (строительство больниц, дорог, охрана окружаюшей среды);
-научно-технических исследований и разработок; финансирования военных расходов; инвестиций в основной капитал.Государственный бюджет может быть профицитным или дефицитным, когда величина государственных доходов соответственно больше или меньше его расходов. Сбалансированный бюджет пракгически невозможен из-за цикличеекого развития экономики. При спаде бюджет дефицитен, при подъеме - избыточен.
17.Государственный долг и дефицит платежного баланса.Одной из мер, предпринимаемых государством для покрытия бюджетного дефидита, является увеличение государственного внутреннего долга, то есть выпуск государственных ценных бумаг. Если применяется только эта мера, то государственный долг можно определить как сумму бюджетных избытков и дефицитов. При увеличении роли государства в экономике государственный долг растет, поскольку, как правило, увеличивается бюджетный дефицит. Государственные ценные бумаги обеспечивают доход их держателям, в виде процентов по ним. При увелйчении государственного долга прй центные выплаты, как составная часть бюджетных расходов, увеличи ваются. Следовательно, государственный долг сам увелияивает бюл жетный дефицит. Большой государственный дрлг даже при отсутствии первичного дефицита (дефицита, не учитывающего процентные выпл? ты по государственному долгу) определяет большой бюджетный дефицит.
При бюджетном профиците государственный долг может частично погашаться. Расходы на погашение долгаувеличиваются с ростом ставс процента. Государственный долг также можно погасить через дополн тельную эмиссию денег, но ценой такого погашения будет увеличение темпов инфляции.
Управлением государственным долгам называется деятельность государства в лице уполномоченных им органов по обеспечению рационального и эффективного заимствования и оптимизации стоимости обслуживания государственного кредита; оно осуществляется в целях избежания макроэкономических трудностей и проблем платежного баланса в будущем. При этом проводится мониторинг государственного долга, как деятельность уполномоченных государственных органов по отслеживанию и контролю процессов формирования, изменения и обслуживания долга.