Максимизация прибыли предприятия в условиях совершенной конкуренции. Правило максимизации прибыли
Каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источниках их получения, а также уметь четко рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы (предприятия). Это объясняется тем, что в современной экономике именно предприятия (фирмы) производят основную массу товаров и услуг, которые удовлетворяют потребности человека. В рыночной экономике предприниматели не смогут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.
Фирмы образуют в экономике сектор предприятий. В рыночной экономике он принимает форму сектора коммерческих организаций, или предпринимательского сектора.
Предприятия (фирмы), составляющие основу предпринимательского сектора, представляют собой самостоятельные хозяйственные единицы разных форм собственности, объединившие экономические ресурсы для осуществления коммерческой деятельности.
Под коммерческой деятельностью понимается деятельность по производству товаров и оказанию услуг для третьих лиц, физических и юридических, которая должна приносить предприятию коммерческую выгоду, а именно прибыль.
Извлечение максимальной прибыли является конечной целью любой коммерческой деятельности. Вместе с тем, ее достижение осуществляется через определение и реализацию набора целевых установок тактического и стратегического порядка, таких как: увеличение объема продаж; достижение более высоких темпов роста; увеличение доли прибыли по отношению к вложенному капиталу; изменение структуры капитала и т.д. Характер целевых установок предприятия определяется состоянием экономики в целом, тенденциями развития конкретной отрасли, к которой относится его деятельность, а также стадией цикла жизни самого предприятия.
Любая фирма стремится принимать в своей производственной деятельности такие решения, которые обеспечивали бы ей получение максимально возможной прибыли.
В самом общем понимании прибыль – это разница между доходами и расходам фирмы. Расчёт прибыли, с точки зрения вмененных (альтернативных) издержек, производится на основе двух показателей: нормальной и экономической прибыли фирмы.
Нормальная прибыль, или альтернативная стоимость капитала, - минимальная плата (доход), которой должны вознаграждаться предпринимательские способности, чтобы стимулировать их применение в предпринимательской деятельности.
Экономическая прибыль - это разница между расходами от продаж и временными издержками на ресурсы, использованные при производстве данных товаров и услуг. Это общий доход фирмы минус её временные издержки.
Стремление получить, как можно большую прибыль лежит в основе концепции максимизации прибыли.
Максимальная прибыль, согласно данной концепции, достигается во взаимодействии внутренних и внешних факторов деятельности фирмы. Основное требование максимизации прибыли – прибыльность каждой единицы выпуска. Поэтому анализ факторов, влияющих на её величину, связан с понятиями предельного (MR), среднего (AR) и общего (TR) дохода.
Под предельным доходом (MR) понимают изменение общего (суммарного) дохода фирмы (TR), вызванное продажей одной дополнительной единицы продукции.
Средний доход (AR) – доход, полученный за единицу реализованной продукции.
Предельные издержки – это величина, показывающая приращение суммарных издержек при изменении объёма выпуска продукции на одну дополнительную единицу.
Суммарные издержки – общие издержки выпуска определённого объёма продукции
Максимизация прибыли для фирмы означает, поиски путей получения наибольшей экономической прибыли, т.е. разницы между общим доходом и общими издержками:
Pm = TR – TC
Где,