Механизм изменений нормы обязательных резервов коммерческих банков (резервная политика).
Обязательные банковские резервы представляют собой часть депозитов коммерческих банков, которую они должны хранить либо в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке, либо в виде наличности.
Для каждого вида депозитов устанавливается своя норма обязательных резервов, причем, чем выше степень ликвидности депозита, тем выше эта норма, например, для депозитов до востребования норма обязательных резервов более высокая, чем для срочных.
При повышении Центральным банком нормы обязательных банковских резервов предложение денег будет сокращаться по двум причинам.
Первой является то, что возможности банков выдавать кредиты сократятся, поскольку они вынуждены будут большую часть депозита хранить в виде резерва.
Вторая причина заключается в тoм, что уровень обязательных банковских резервов определяет величину банковского мультипликатора. Соответственно, рост уровня обязательных банковских резервов сокращает величину банковского мультипликатора.
Таким образом, изменение нормы обязательных банковских резервов оказывает влияние на денежную массу через изменение кредитных возможностей коммерческих банков и через изменение величины банковского мультипликатора. А это приводит к изменению величины денежной базы, к тому же изменение величины банковского мультипликатора обусловливает изменение денежного мультипликатора. В результате даже незначительные изменения нормы обязательных банковских резервов могут привести к существенным изменениям денежной массы (т.ё. к изменению предложения денег).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что при повышений нормы обязательных банковских резервов денежная масса (количество денег в экономике, предложение денег) сокращается; а при уменьшений – увеличивается.
Однако резервная политика не используется для целей текущего контроля над предложением денег; так как стабильность нормы обязательных банковских резервов служит основой для спокойного ведения дел коммерческими банками, соответственно, эта норма изменяется в случаях, когда Центральный банк намерен добиться значительного расширений или сжатия денежной массы.
Изменение норм обязательных резервов- метод воздействия на величину банковских резервов, ключевое понятие в обязательных резервных требованиях.
Норма обязательных резервов устанавливается Центральным банком в процентах от величины депозитов. Ее величина зависит от:
а) вида вкладов(по срочным вкладам она ниже в сравнении с вкладами до востребования);
б) размеров банков(для крупных банков она выше в сравнении с мелкими банками).
Изменение нормы обязательных резервов происходит в двух основных формах: в форме увеличения и в форме уменьшения.
В результате увеличения нормы обязательных резервов увеличиваются обязательные резервы, сокращается кредитная активность коммерческих банков, поскольку уменьшается денежное предложение.
Уменьшение нормы обязательных резервов, наоборот, увеличивает средства для расширения кредита, увеличивает денежное предложение, стимулируя тем "Самым кредитную активность коммерческих банков.
Обязательные резервыхранятся в виде беспроцентных вкладов в Центральном банке. Кроме обязательных резервов коммерческие банки могут хранить и избыточные резервы- суммы сверх обязательных резервов на непредвиденные случаи, например для увеличения потребности в ликвидных средствах. Чем большая сумма хранится в избыточных резервах, тем больше теряют доход, который коммерческие банки могли бы получить в случае использования их в обороте.
Денежно-кредитная политика бывает стимулирующая и сдерживающая.
Стимулирующая денежно-кредитная политика.Стимулирующая денежно-кредитная политика проводится в периоды спада в экономике. Целью этой политики является оживление экономики, стимулирование роста деловой активности в целях борьбы с безработицей. Стимулирующая денежно-кредитная (монетарная) политика заключается в принятии Центральным банком мер по увеличению предложения денег.
Главными инструментами этой политики являются: 1)снижение нормы обязательных банковских резервов, 2)снижение учетной ставки процента и 3)покупка Центральным банком государственных ценных бумаг.
Сдерживающая денежно-кредитная политика.Сдерживающая денежно-кредитная (монетарная) политика проводится в период бума. Целью этой политики является снижение деловой активности в целях борьбы с инфляцией. Сдерживающая монетарная политика заключается в использовании Центральным банком мер по уменьшению предложения денег.
Главными инструментами этой политики являются: 1)повышение нормы обязательных банковских резервов, 2)повышение учетной ставки процента, 3)продажа Центральным банком государственных ценных бумаг.
Механизм воздействия изменения предложения денег на экономику носит название «передаточного денежного механизма», или «механизма денежной трансмиссии». Передаточный денежный механизм показывает, каким образом изменение предложения денег влияет на изменение реального объема выпуска.
Если экономика находится в состоянии спада, то с целью ее «оживления»Центральный банк будет скупать государственные ценные бумаги. Соответственно, будут увеличиваться кредитные возможности коммерческих банков и увеличиваться предложение денег. При этом упадет уровень процентной ставки, в результате чего увеличатся инвестиционные расходы, а соответственно, и совокупный спрос. Как следствие произойдет рост объема производства.
Если же экономика находится в состоянии подъема, то для ее «охлаждения» Центральный банк будет продавать государственные ценные бумаги. Соответственно, уменьшатся кредитные возможности банков и уменьшится предложение денег. Уровень процентной ставки при этом возрастет, уменьшив, тем самым, спрос на кредиты, а, соответственно, и инвестиционные расходы. В результате уменьшается совокупный спрос и падает объем производства.
В обоих случаях применение денежно-кредитной политики приводит к стабилизации экономики.
Преимущества кредитно-денежной (или монетарной) политики:
1. Отсутствие эффекта вытеснения. В отличие от стимулирующей фискальной политики, стимулирующая денежно-кредитная политика приводит к снижению процентной ставки, а это не вытесняет, а стимулирует инвестиции и другие автономные расходы, чувствительные к изменению ставки процента, что ведет к мультипликативному росту выпуска.
2. Эффект мультипликатора. Денежно-кредитная политика имеет мультипликативный эффект воздействия на экономику. Действует банковский мультипликатор (он обеспечивает процесс депозитного расширения или мультипликативное увеличение денежной массы). Что приводит к росту предложения денег, и, соответственно, совокупного выпуска.
3. Отсутствие внутреннего лага. Внутренний лаг – это период времени между моментом осознания экономической ситуации в стране и моментом принятия мер по ее улучшению. Решение о покупке или продаже государственных ценных бумаг Центральным банком принимается быстро. Эти бумаги являются высоколиквидными, надежными (даже безрисковыми), поэтому у Центрального банка не возникает проблем с их реализацией домашним хозяйствам; фирмам и банкам. ,
Недостатки кредитно-денежной (или монетарной) политики:
1. Большая вероятность инфляции. Необходимо отметить, что к инфляции приводит только стимулирующая денежно-кредитная политика. Рост предложения денег ведет к инфляционным процессам как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах.
2. Противоречивость целей монетарной политики. Центральный банк не может одновременно регулировать предложение денег и процентную ставку. Если целью Центрального банка является поддержание ставки процента на определенном неизменном уровне, то при повышении спроса на деньги он должен увеличивать предложение денег, т. е. фактически он теряет контроль над денежной массой (а, соответственно, и над уровнем цен). Наоборот, если целью является контроль денежной массы (уровня инфляции), то теряется контроль над процентной ставкой. В результате денежно-кредитная политика может привести к дестабилизации экономики.
3. Наличие внешнего лага в связи со сложностью и возможными сбоями в механизме денежной трансмиссии. Внешний лаг представляет собой период времени от момента принятия мер по стабилизации экономики (принятия решения Центральным банком по изменению величины предложения денег) до момента появления результата их воздействия на экономику (выражаемого в изменении величины выпуска).
Покупка и продажа Центральным банком государственных ценных бумаг осуществляется быстро (быстро изменяются кредитные возможности коммерческих банков). Однако механизм денежной трансмиссии является долгим процессом, состоящим из нескольких ступеней, на каждой из которых возможен сбой.
Например, стимулирующая денежно-кредитная политика может обеспечить коммерческие банки дополнительными резервами, что расширяет кредитные возможности банков, однако банки могут не воспользоваться этим и не увеличить объемы кредитов или домашние хозяйства и фирмы решат не брать кредиты (допустим, ожидая еще большего их удешевления). Соответственно, денежная масса не увеличится или, снижение ставки процента в результате роста предложения денег может не привести к серьезному увеличению инвестиционных расходов, в результате чего домашние хозяйства и фирмы решат не брать кредиты.
Нарушения в любом звене передаточного механизма могут существенно ослабить воздействие монетарной политики на экономику.
4. Наличие побочных аффектов, вызываемых изменением предложения денег, которые также снижают, эффективность монетарной политики. Если Центральный банк увеличивает денежную массу, то ставка процента падает, таким образом происходит снижение альтернативных издержек хранения наличных денег. В этих условиях население может предпочесть перевести средства с депозитов в наличность. Падение же ставки процента приводит к уменьшению заинтересованности коммерческих банков в выдаче кредитов, что приводит к увеличению избыточных резервов (т. е. превышающих обязательную норму резервированиях а этоослабляет эффект воздействия монетарного импульса на экономику.
5. Потеря Центральным банком контроля над предложением денег в условиях зависимости денежно-кредитной политики правительства от фискальной.
Если деятельность Центрального банка направлена на обеспечение финансирования роста государственных расходов (при проведении правительством стимулирующей фискальной политики) или финансирования дефицита государственного бюджета, то денежно-кредитная политика становится полностью подчиненной решению проблем фискальной политики. Увеличение государственных расходов и дефицит государственного бюджета могут финансироваться за счет эмиссии денег, покупки государственных ценных бумаг Центральным банком, домашними хозяйствами и фирмами, займов у иностранного сектора.
Если невозможно обеспечить финансирование роста государственных расходов или дефицита государственного бюджета посредством долгового финансирования, то приходится решать эту проблему при помощи дополнительной эмиссии. Это провоцирует инфляционные процессы, а также лишает Центральный банк самостоятельности в определении направлений монетарной политики. Таким образом,денежно-кредитная политика может быть зависимой от фискальной политики.