Методика обучения через кейс-анализ

Кейс-анализ (case study) представляет собой метод обучения посредством анализа ситуаций. На семинарах учащимся предлагается реальная Методика обучения через кейс-анализ - student2.ru ситуация и практическая проблема, которую необходимо решить, опираясь на уже освоенный комплекс знаний и полученный опыт. Проблема никогда не имеет единственно правильного решения, что позволяет участникам семинара не только закрепить знания, но и развивать навыки аналитического и творческого мышления, умения аргументировано высказывать мысли и идеи, учиться работать в команде и применять на практике теоретический материал.

Технология метода кейс-анализа довольно проста. Она предполагает создание по определенным правилам модели произошедшей в реальности конкретной ситуации. Ситуация описывается в тексте – кейсе, который может быть разным по объему и детализации. Учащиеся осмысляют кейс, привлекая различные источники информации. Потом на семинаре проходит обсуждение ситуации – разбор своеобразной головоломки, с отделением существенного от несущественного. После прочтения кейса необходимо дать его системное описание, сформировать свою трактовку приведенных в нем фактов, оценок, предположений, умолчаний и т.д. Далее следует анализ поставленной в кейсе проблемы и поиск выхода. Преподаватель в ходе этого обсуждения становится дирижером дискуссии, отслеживает и развивает процесс творчества.

Наличие в структуре кейс-метода споров, дискуссий, аргументации довольно сильно тренирует участников обсуждения, учит соблюдению норм и правил общения. В этих условиях преподаватель должен быть достаточно эмоциональным и в течение занятия, разрешать или не допускать конфликты, создавать обстановку сотрудничества и конкуренции одновременно, активизировать творческий потенциал группы.

Уникальность кейс-анализа в том, что он задействует сразу несколько методов обучения и дает учащимся возможность освоить и закрепить формы познания и анализа действительности в комплексе: с использованием моделирования, системного анализа, проблемного метода, мысленного эксперимента, методов описания, классификации и игровых методов.

Методы, включенные в кейс-анализ Роль методов в кейс-анализе
Моделирование Построение модели ситуации
Системный анализ Системное представление и анализ ситуации
Мысленный эксперимент Способ получения знания о ситуации посредством ее мысленного преобразования
Методы описания Создание описания ситуации
Проблемный метод Представление проблемы, лежащей в основе ситуации
Метод классификации Создание упорядоченных перечней свойств, сторон, составляющих ситуации
Игровые методы Представление вариантов поведения героев в ситуации
«Мозговая атака» Генерирование идей относительно ситуации
Дискуссия Обмен взгядами по поводу проблемы и путей ее решения

Метод кейс-анализа наиболее полно отвечает задачам управленческого образования, поскольку развивает такие квалификационные характеристики, как способность к проведению анализа и диагностики проблем, умение четко формулировать и высказывать свою позицию, умение общаться, дискутировать, воспринимать и оценивать информацию, которая поступает в вербальной и невербальной форме. В некотором смысле этот метод оказывает содействие формированию личностных свойств. Он формирует чувство уверенности в себе, способствует преодолению излишней боязливости или избыточной самоуверенности.

Деятельность современного управленца и предпринимателя является принципиально ситуационной, т.е. по большей части определяется ситуациями, которые формируются и развиваются на рынке капитала, труда, товаров и услуг. Особенность этих ситуаций заключается не только в том, что они способны быстро изменяться под воздействием рыночной конъюнктуры, но и в том, что они зависят от активности действующих субъектов. Таким образом, для успешного менеджера или предпринимателя принципиально важны не только знания, но и ценности, и конечной целью бизнес-образования является трансформация знаний в систему ценностей, выработка необходимого отношения к миру и естественного способа поведения в изменчивой среде, когда становится принципиально значимым умение вести активную жизнь на нескольких этажах, в нескольких системах, по нескольким векторам. Все эти условия конечной успешности и эффективности увеличивают роль таких методов обучения, которые приводят к ментальным переменам, активизируют жизнедеятельность обучаемых, расширяют горизонты мировосприятия.

Кейс-анализ по теме «Основы функционирования рыночной экономики и роль государства»

В модели Крест Маршалла покажите изменения в рыночном равновесии в соответствующем столбце. Напишите логическую цепочку.

Изменения при прочих равных условиях Сдвиг кривой спроса Сдвиг кривой предложения
1. Наступила осень после жаркого лета. Как изменился спрос на кондиционеры?    
2. Венчурные предприятия получили налоговые льготы от государства    
3. Прошла информационная атака о наступлении «свиного гриппа». Что изменилось на рынке лекарств?    
4. Государство реализовало программу утилизации старых машин на АВТОВАЗЕ    
5. Конкуренты снизили цены на кроссовки Levis, как это повлияет на спрос фирмы Reebok    
6. Применение лазерных технологий в производстве принтеров    
7. Государство повысило акцизный налог на сигареты, как это сказалось на спросе?    

Кейс-анализ по теме «Конкуренция и рыночные структуры»

«У операторов сотовой связи тарифы на любой вкус!»

(Сноска: Цитируется по: Савицкая Е.В., Лебединская Е.В. Экономический анализ современных рынков: учебное пособие. – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2007, с.166-184. В этой же работе приводится и подробное решение данного кейса.)

История отрасли

(Сноска: При написании данного раздела были использованы материалы с официальных сайтов компаний: Билайн / О компании / История компании. http://www.msk.beeline.ru/index.wbp. МТС / О компании / История. http://www1.mts.ru.)

В Советском Союзе все радиочастоты находились в собственности военных ведомств и использовались в основном для военных нужд. Начало сотовой связи в России положила компания «Дельта Телеком», первой построившая сеть стандарта НМТ-450 в Санкт-Петербурге в 1991 году. Через некоторое время открылась сеть того же стандарта в Москве под брэндом «МСС». Данная сеть была сетью 1G (стандарт первого поколения) и сильно устарела. Сети этого стандарта потом переводились в новый стандарт CDMA2000. Следующей вехой в истории отрасли была организация компании «Вымпел Коммуникации» (бренд «БиЛайн»), построившей сеть в стандарте AMPS-800 в городе Москва. Этот стандарт также являлся стандартом 1G. В 1997 году эта сеть была преобразована в сеть DAMPS (2G), а позже продана другой компании («Корбина Телеком»).

Открытое акционерное общество «ВымпелКом» было организовано в сентябре 1992 года Дмитрием Зиминым с привлечением в качестве учредителей «КБ Импульс», Радиотехнического института им. Минца и ряда других предприятий. В январе 1993 года акционерное общество «ВымпелКом» получило лицензию Министерства связи РФ на предоставление услуг сотовой связи в стандарте AMPS в Москве. В 1994 году была создана новая сеть емкостью 10000 абонентов с использованием оборудования фирмы Ericsson. Коммерческая эксплуатация сети началась в июне под торговой маркой «Би Лайн». В ноябре 1996 года акционерное общество «ВымпелКом» вышло на Нью-Йоркскую фондовую биржу (NYSE), став первой российской компанией, включенной в ее листинг после 90-летнего перерыва. Акции «ВымпелКома» в виде Американских депозитарных расписок (ADR) третьего (самого высшего) уровня были размещены на NYSE под символом VIP и позволили компании привлечь более 60 млн. долларов на развитие сети.

В июне 1997 года состоялся успешный запуск первой в России сети стандарта GSM-1800 — «БИ ЛАЙН 1800», при создании которой было использовано оборудование компании Alcatel. К концу 1997 года эта сеть имела емкость в 120 тысяч абонентов, насчитывала 160 базовых станций и обеспечивала покрытие всей территории Москвы. Параллельно с запуском сети «БИ ЛАЙН 1800» была произведена модификация программного обеспечения коммутатора системы DAMPS для работы в новом цифровом стандарте IS-136. В декабре 2000 года было положено начало созданию крупнейшей розничной сети по торговле мобильными телефонами в столице. «ВымпелКом» объявил о приобретении сети салонов связи «Мобайл-Центр». По итогам 2001 года «БиЛайн» лидировал по количеству абонентов в Москве и Московской области и почти вчетверо увеличил абонентскую базу в регионах, развернув сеть в опытной или коммерческой эксплуатации на территории 50 субъектов Российской Федерации.

Третьим значимым шагом развития отрасли явилось образование примерно в одно и то же время - в 1993 году - компаний «Северо-западный GSM» в Санкт-Петербурге и «Мобильные ТелеСистемы» в Москве. Данные операторы предоставляют свои услуги в стандарте GSM, который уже относится к 2G (стандарт второго поколения). Компания «Мобильные ТелеСистемы» была образована Московской Городской Телефонной Сетью (МГТС), Deutсhe Telecom (DeTeMobil), Siemens и еще несколькими акционерами в виде закрытого акционерного общества в октябре 1993 года. 53% акций владели четыре российские компании, а 47% акций владели две немецкие компании. В конце 1996 года АФК «Система» приобрела пакет у российских держателей акций, а DeTeMobil выкупил акции компании Siemens.

1 марта 2000 года в результате слияния ЗАО «МТС» и ЗАО «РТК» было образовано Открытое Акционерное Общество «Мобильные ТелеСистемы». 28 апреля 2000 года Федеральная Комиссия по Ценным Бумагам РФ зарегистрировала начальную эмиссию акций ОАО «МТС». В этом же году компания вышла на мировые фондовые рынки. С 30 июня акции МТС котируются на Нью-Йоркской Фондовой Бирже в виде американских депозитарных расписок под символом MBT. Открытое акционерное общество «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) — крупнейший в Восточной и Центральной Европе оператор сотовой связи, обслуживающий уже более 9,7 миллионов активных абонентов в России, Беларуси и Украине. Лицензионный портфель ОАО «Мобильные ТелеСистемы» включает 58 регионов России, а население лицензионной территории компании достигает 169,2 млн. человек.

Описание ситуации.

В январе 1999 года в Москве существовали три оператора, предоставляющих услуги сотовой связи. Это - МСС (Московская сотовая связь), МТС (Мобильные Телесистемы) и БиЛайн (открытое акционерное общество «ВымпелКом»). Каждая из трех активно конкурирующих между собой компаний использовала гибкую ценовую политику, предлагая множество различных условий оплаты основных услуг (тарифных планов), а также различные льготы и дополнительные услуги.

Хотя услуги сотовой связи технологически обходятся дешевле, чем услуги обычной проводной связи, и в западных странах к этому времени мобильные телефоны давно превратились в массовый бытовой прибор, в России в первые годы развития сотовой связи стоимость «мобильников» была чрезвычайно высокой. Сотовые компании получали баснословные сверхприбыли, выкачивая деньги из «новых русских», искавших применения свалившимся на них невероятно высоким денежным доходам. Мобильные телефоны для этих людей являлись, прежде всего, атрибутами, наравне с золотыми цепями, малиновыми пиджаками и «Мерседесами». Однако появление новой компании - МТС - дало толчок к началу конкурентной борьбы на рынке сотовой связи. Интенсивная конкуренция привела к тому, что все операторы постепенно начали снижать стоимость предоставляемых ими услуг, а их абонентами вслед за «новыми русскими» становились и отдельные представители среднего класса.

Первое время после дефолта 17 августа 1998 года операторы сотовой связи, устанавливавшие свои тарифы в долларах, несли убытки и теряли клиентов, однако уже осенью этого же года они изменили рыночную стратегию. Стоимость подключения к сети, абонентская плата и стоимость минуты разговора были снижены в несколько раз. Кроме того, были введены новые тарифные планы и развернута крупная рекламная компания в средствах массовой информации, что привело к новому росту числа абонентов. Причем, благодаря введению специальных тарифных планов мобильные телефоны все чаще стали приобретать люди, относящиеся к так называемому «среднему классу». В итоге операторы сотовой связи обернули сложившуюся после финансового кризиса ситуацию в свою пользу. Действительно, каждой из компаний удалось значительно увеличить количество абонентов, свою выручку и прибыль. Причем, это было достигнуто, в основном, благодаря новой ценовой политике - гибкой системе ценообразования и введению новых тарифных планов.

Так, в ноябре 1998 года у компании МСС происходило еженедельное стопроцентное увеличение спроса на новые тарифные планы; количество обращений по поводу заключения новых договоров возросло в четыре раза. В рассматриваемый период времени сеть МСС имела самую обширную зону охвата, ее телефоны работали более чем в 300 городах России. Клиентами компании были люди с сильно различающимися доходами и потребностями в услугах сотовой связи, а, следовательно, и с разной готовностью платить за эти услуги. В рассматриваемый период времени компания сделала главный акцент на подключении корпоративных клиентов, а также на привлечении клиентов экономического класса (в основном, это семьи с достатком немного выше среднего), для которых было разработано несколько новых тарифных планов.

Таблицы 6-3 и 6-4, приведенные в Приложении, демонстрируют стоимость основных услуг (без учета НДС), предоставляемых сетью МСС в рамках различных тарифных планов. Тарифный план «Семейный» действует при условии наличия двух и более телефонов на одном лицевом счете.

Приложение: фактическая информация.

Таблица 1

Тарифный план: Бизнес+ Базовый Экономичный Семейный
Начальные платежи:
Доступ к сети МСС $0 $0($60*) $0($60*) $0($60*)
Сумма авансового платежа $100 $200 $100 $50
Ежемесячные платежи:
Абонентская плата $40($45*) $40($45*) $25 $25
Предоставление льготного эфирного времени $160 - - -
Стоимость минуты эфирного времени:
Местные входящие и исходящие вызовы с телефонов МСС по Москве и МО 0.00-24.00. $0 (<300 мин.), $0,09 (>300 мин.)
Местные исходящие вызовы и все входящие вызовы (кроме мобильных с телефонов МСС) 8.00-9.00. 400 мин оплачено; свыше 400 мин - $0,4 $0,45 $0,25** $0,09**
9.00-18.00. $0,65 $0,65
18.00-24.00. $0,25** $0,09**
0.00-8.00. $0,35 $0,25** $0,09**
Междугородные исходящие вызовы 8.00-24.00. $1,1 $1,1 $1,1 $1,1
0.00-8.00. $0,8 $0,8 $0,8 $0.8

* - стоимость для абонентов МСС, приобретающих услугу «Прямой городской номер»;

** - действуют также круглосуточно в выходные и официально объявленные праздничные дни.

Таблица 2

Тарифный план: Подмосковный Фиксированный
Подмосковная зона Московская зона
Начальные платежи:
Доступ к сети МСС $0($60*) $0($60*)
Сумма авансового платежа $200 $100
Ежемесячные платежи:
Абонентская плата $40($45*) $25
Стоимость минуты эфирного времени:
Входящие и исходящие вызовы с телефонов сети МСС на территории Москвы и МО 0.00.-24.00. $0 (<300 мин.), $0,09 (>300 мин.)
Исходящие вызовы в Москву и все входящие вызовы (кроме мобильных с телефонов МСС) 8.00-24.00. $0,35 $0,6 $0,25
0.00-8.00. $0,25 $0,4 $0,25
Вызовы в города МО 8.00-24.00. $0,4 $1,1 $0,5
0.00-8.00. $0,35 $0,8
Междугородные вызовы в остальные города 8.00-24.00. $1,1 $0,8
0.00-8.00. $0,8 $0,8

Вопросы для обсуждения

1. К какому типу рыночной структуры относился московский рынок услуг сотовой связи в период времени, описываемый в ситуации?

2. Каковы барьеры для входа в данную отрасль?

3. Какие формы конкуренции существуют в данной отрасли?

4. Почему все компании, работающие на данном рынке, в рассматриваемый период времени значительно снизили цены на свои услуги?

5. Используя текст кейса, покажите, что на рынке услуг сотовой связи действует закон спроса. Покажите также, что кривая спроса на продукцию отдельной фирмы в этой отрасли имеет отрицательный наклон.

6. Обладают ли фирмы, работающие на рынке услуг сотовой связи, монопольной властью? Что является основным источником этой власти?

7. Выполняются ли на данном рынке условия, необходимые для осуществления ценовой дискриминации?

8. Какой тип ценовой дискриминации используется компанией МСС? Какие конкретные схемы реализации этого типа ценовой дискриминации использует компания?

9. В результате новой ценовой политики компаний, работающих на рынке услуг сотовой связи, выиграли и эти компании, и потребители. Кто в этом случае проиграл?

10. Используя Интернет и другие источники, соберите информацию о дальнейшем развитии российской отрасли сотовой связи. Какова структура отрасли на сегодняшний день? Кто является основными игроками на данном рынке?

Просмотр фильма. Решение кроссворда по теме «Макроэкономическая равновесие и нестабильность»

Цель: выявление причин Мирового финансового кризиса 2008 года.

Алгоритм:

Просмотр фильма «Бесценный доллар».

Обсуждение причин мирового финансового кризиса 2008.

Решение кроссворда.

Кейс-ситуация

По мнению доктора экономических наук, главного научного сотрудник ИЭ РАН,Ю. Ольсевич

«Отношение к начавшемуся в США глобальному экономическому кризису весьма различно. Одни рассматривают его как обычную коррекцию «ошибок рынка», допущенных частичных диспропорций и призывают не драматизировать ситуацию. Другие подчеркивают «санационную», оздоровляющую функцию кризиса, который призван очистить мировую экономику от неэффективного и излишнего производства, стимулировать экономное и рациональное хозяйствование. В обоих случаях ожидается, что вслед за «коррекцией» и «чисткой» немедленно возобновится временно прерванный рост. Главное — не дать кризису зайти слишком глубоко, ниже того уровня сокращения производства и падения доходов, который диктуется потребностями «коррекции» и «санации». Правда, где именно находится этот уровень (пресловутое «дно») — никто не знает»

Задание: Определите направления российской экономики в результате действия санирующего эффекта.

Как санирующий эффект повлияет на состояние экономики?

Для анализа и оценки.

Можно выбрать:

· В целом экономику;

· Отдельный регион;

· Отдельную отрасль.

Встреча с представителем ИФНС, Экскурсия по теме «Фискальная политика государства»

Посещение ИФНС г. Пятигорска.

Задание:

1. Закрепление знаний классификации налогов.

2. Выявление доли наполнения муниципального бюджета налогами.

3. Дискуссия о прогрессивном налоге.

Встреча с руководителем финансовой структуры, Экскурсия по теме «Финансовая политика государства»

Посещение коммерческих банков г. Пятигорска.

Задание:

1. Анализ кредитных условий.

2. Выявление условий депозитов.

На основе проведенного анализа, необходимо определить наиболее выгодные условия кредита и депозита в коммерческих банках города Пятигорска.

Деловая игра «Международная торговля»

Цель: усвоить понятия «производственная возможность», «вмененные издержки», «торговая возможность», «граница торговых возможностей», «сравнительное преимущество», «выгодность международного обмена»;

научиться определять условия, при которых вывоз (ввоз) товара выгоден для страны;

приобрести элементарные навыки поиска торговых партнеров и ведения деловых переговоров в условиях ограничения во времени.

Понятия

Производственная возможность - набор продуктов, который можно произвести в стране. Прочие наборы называются недостижимыми в производстве.

Граница производственных возможностей - совокупность производственных возможностей, которые граничат с наборами, недостижимыми в производстве.

Вмененные издержки производства продукта - величина вынужденного сокращения выпуска другого продукта при увеличении на единицу выпуска данного продукта. Вмененные издержки равны тангенсу угла наклона границы производственной возможности к соответствующей оси координат.

Торговая возможность -набор продуктов, который доступен для потребления в стране. Эти продукты могут как производиться в стране, так и ввозиться в нее. Прочие наборы продуктов называют недостижимыми.

Граница торговых возможностей - совокупность торговых возможностей, которые граничат с недостижимыми наборами.

Сравнительное преимущество - одной стране выгодно вывозить продукт в другую, если вмененные издержки производства этого продукта в ней меньше.

Выгодность международного обмена - количество ввозимого продукта, обмениваемого на единицу вывозимого продукта, должно быть больше вмененных издержек производства вывозимого продукта в данной стране.

Теория

Рассмотрим две страны: А и В, у которых множества производственных возможностей — треугольники.

Методика обучения через кейс-анализ - student2.ru

Рис. 1. - Производственные возможности стран

Вмененные издержки первого продукта в стране А равны 10/20 = 0,5, а вмененные издержки этого продукта в стране В равны 15/3 = 3. Таким образом, страна А имеет сравнительное преимущество при производстве первого продукта (0,5 меньше 3), т. е. ей выгодно его вывозить. Соответственно стране В выгодно вывозить второй продукт.

Понятно, что есть бесконечно много вариантов взаимовыгодного обмена между странами (один более выгоден для первой страны, другой — для второй страны). Среди вариантов обмена выделяют один равновыгодный обмен. Степень выгодности такого обмена оценивают с помощью коэффициента равновыгодности:

Методика обучения через кейс-анализ - student2.ru ,

где «вывоз А» — максимально возможный объем выпуска вывозимого товара из страны А продукта (в нашем случае — 20);

«ввоз А» — максимально возможный объем выпуска ввозимого в страну А продукта (в нашем случае —10);

«вывоз В» — максимально возможный объем выпуска вывозимого из страны В продукта (в нашем случае — 15);

«ввоз В» — максимально возможный объем выпуска ввозимого в страну В продукта (в нашем случае — 5).

В нашем случае коэффициент равновыгодности равен

К = (20/10 х 15/5) 0,5 = 6 0,5 = 2,4.

Экономический смысл коэффициента равновыгодности: он характеризует «непохожесть» треугольников, изображающих множества производственных возможностей. Если эти треугольники подобны (соответствующие углы равны), данный коэффициент принимает свое наименьшее значение, равное единице. В этом случае условия производства обоих продуктов в этих странах схожи и международный обмен не имеет смысла.

Коэффициент равновыгодности показывает, во сколько раз при равновыгодном обмене достижимый для потребления объем ввозимого продукта превышает его максимально возможный объем производства в данной стране (в отсутствие международного обмена). Так, в приведенном выше числовом примере максимально возможный объем производства второго продукта в стране А равен 10. При равновыгодном обмене со страной В достижимый для потребления объем этого продукта составит 10 х 2,4 = 24. Соответственно достижимый для потребления объем первого продукта в стране В (ввозимого в эту страну) при равновыгодном обмене составит 5 х 2,4 = 12.

Пример «интуитивного» распознавания наилучшего варианта обмена. На рис. 2 изображены множества производственных возможностей трех стран.

Стране А необходимо выбрать среди двух других стран партнера по международному обмену. Треугольник А меньше «похож» на треугольник В 2 , чем треугольник В,, поэтому стране А следует выбрать страну В 2 в качестве партнера по международному обмену.

Методика обучения через кейс-анализ - student2.ru

Рис. 2.-Выбор партнера по международной торговле

Правила игры

1. Каждый студент представляет страну, которая предлагает для международного обмена три продукта.

2. Студент получает карточку, в которой указаны номер и название страны, а также максимально возможный объем производства каждого из трех продуктов.

3. Страны могут совершать обмен только в том случае, когда у них совпадают два продукта или более.

4. Страны совершают только равновыгодные обмены.

5. Задача страны — найти партнера по обмену с максимальным коэффициентом равновыгодности. Вообще же этот коэффициент характеризует выгодность обмена, он зависит от профессионализма студента («министра по внешней торговле»), объективных возможностей страны и случайных факторов.

6. Контракт считается подписанным, если преподавателю сданы обе карточки (удостоверяющие согласие сторон) и сам контракт, в котором указываются страны, фамилии студентов и значение коэффициента равновыгодности.

Примечание. В контракте не отражается объем сделки, а указывается лишь важнейший параметр (К), характеризующий выгодность обмена для обеих стран («рамочный контракт»).

7. Если у страны не оказалось партнера, студент сдает карточку и «пустой контракт», где он указывает страну и свою фамилию.

Индия Япония Петров Сидоров К =3,5

Рис.3. - Форма контракта

8. У преподавателя есть рассчитанные заранее значения коэффициента равновыгодности для любой пары стран. Он объявляет эти значения для совершенных сделок после того, как все контракты «подписаны» и все карточки сданы.

9. Баллы присуждаются по следующим правилам:

  • пять баллов. Коэффициент равновыгодности имеет максимально возможное значение;
  • четыре балла. Коэффициент равновыгодности меньше максимального значения, но больше единицы;
  • три балла. Коэффициент равновыгодности равен единице (безразличный обмен);
  • два балла. У страны объективно нет партнера;
  • один балл. Студент решил, что у его страны нет партнера, и сдал «пустой контракт». Вместе с тем другой студент также сдал «пустой контракт», но между этими двумя студентами возможен обмен. Они не проявили активности и «не нашли друг друга». Это грубая ошибка, она наказывается низшим баллом. Один балл также получают студенты, допустившие ошибку при расчете коэффициента равновыгодности.

10. В игре побеждает студент (студенты), получивший наибольшее число баллов.

Подготовка игры

1. Подготовить карточки (табл.1).

Примечание. Названия конкретных стран используются здесь, чтобы придать игре большую достоверность. Приписанные странам условные показатели никак не связаны с их реальным экономическим положением.

2. Рассчитать коэффициент равновыгодности для каждой пары стран (табл. 2).

Таблица 1 - Максимальные объемы производства продуктов в разных странах

1. Англия 2. Бразилия 3. Венгрия
Кофе — 10 Бумага — 30 Вино — 20 Бумага — 50 Газ — 70 Вино — 10 Газ — 10 Бумага — 90 Кофе— 10
4. Германия 5. Дания 6. Египет
Вино — 50 Газ — 20 Кофе— 10 Рыба — 80 Бумага — 60 Кофе — 20 Бумага — 60 Вино — 40 Рыба — 40
7. Италия 8. Канада 9. Мексика
Вино — 10 Газ — 70 Рыба — 50 Кофе— 10 Рыба — 50 Газ — 70 Сталь — 30 Вино — 50 Кофе — 10

Таблица 2 - Коэффициенты равновыгодности международного обмена

№ п/п
X 1,8 1,7 1,6     1,6
1,8 X 3,5 4,2   1,8    
1,7 3,5 X 1,4 1,7     2,6  
1,6 4,2 1,4 X     4,2 1,9
  1,7   X 1,4   1,1  
1,8     1,4 X 2,2    
    4,2   2,2 X  
    2,6 1,9 1,1   X  
1,6             X

Порядок проведения игры

1. Повторить понятия, теоретические положения и формулы, необходимые для проведения игры. Особое внимание уделить выявлению сравнительных преимуществ и алгоритму расчета коэффициента равновыгодности.

2. Рассчитать на доске коэффициент равновыгодности для конкретного случая (см. раздел «Теория»).

3. Объяснить студентам цели и правила игры.

4. Раздать студентам по карточке и бланку контракта (приблизительно половину бланков они не используют, поскольку один контракт подписывается двумя странами).

5. Дать студентам 20-30 минут на поиск самого лучшего партнера по международному обмену. За это время каждый студент должен успеть сравнить свои данные с данными всех других студентов и оценить соответствующие коэффициенты равновыгодности (в случае, если обмен возможен). В итоге студент должен выделить наиболее «выгодные» для него страны и ранжировать их в соответствии с коэффициентом равновыгодности. При этом можно использовать интуитивный, образно-геометрический способ ранжирования, основанный на визуальном сравнении треугольников — множеств производственных возможностей (рис. 2).

6. Объявить студентам, что в течение 5 минут они должны принять окончательное решение и подписать контракты.

7. Собрать контракты. Если число студентов (стран) нечетное, то обязательно будет сдан хотя бы один «пустой контракт» (мы называем таких студентов одиночками).

8. Подвести итоги игры, используя табл. 2. Выставить студентам баллы. Сообщить каждому студенту, какая страна была для него наиболее предпочтительной. Проанализировать ошибки, допущенные при выборе партнера и расчете коэффициента равновыгодности. Объявить победителя (победителей) игры.

Пример игры

1. Исходные данные:

· студентов — 9;

· стран — 9.

Примечание. Если студентов больше, чем стран (карточек), то можно прикрепить двух-трех студентов к одной стране, создав «делегацию» на внешнеторговых переговорах.

2. В результате проведенных студентами «переговоров» были сданы следующие контракты с рассчитанными значениями коэффициента равновыгодности (табл. 3):

Таблица 3 - Подписанные контракты

Контракт Страна А Страна В К
2. Бразилия Иванов 4. Германия Власов 4,2
3. Венгрия Петров 5. Дания Орлова 1,7
1 . Англия Сидоров 6. Египет Борзое 3,5
7. Италия Котова Пустой
9. Мексика Жуков Пустой
8. Канада Серова Пустой

3. Итоги игры:

  • Иванов (Бразилия) получает 5 баллов, так как им подписан контракт с наиболее выгодным партнером — Германией;
  • Власов (Германия) получает 5 баллов, так как им также достигнуто максимально возможное значение коэффициента равновыгодности (4,2). Вместе с тем, он мог бы получить тот же результат, подписав контракт с Италией (Котова);
  • Петров (Венгрия) получает 4 балла, так как для него наиболее «выгодна» Бразилия, а не Дания (3,5 против 1,7);
  • Орлова (Дания) получает 5 баллов, так как она подписала контракт с наиболее выгодной для себя страной — Венгрией (1,7); Сидоров (Англия) получает 1 балл, так как коэффициент равновыгодности рассчитан неверно (нужно 1, а не 3,5);
  • Борзов (Египет) получает 1 балл;
  • Котова (Италия) получает 1 балл, так как она могла подписать контракт с Канадой — другой «лжеодинокой» страной. Коэффициент равновыгодности был бы равен 1 (при подписании этого контракта они получили бы по 3 балла);
  • Серова (Канада) получает 1 балл;
  • Жуков (Мексика) получает 2 балла, так как он не мог совершить обмен ни с одной из двух других стран-«одиночек». Из таблицы следует, что данная страна объективно имеет наименьший внешнеэкономический потенциал.

Итак, победителями игры стали Власов, Иванов и Орлова.

Кейс-анализ по теме ««Экзотическая» валюта песо»

«Редкий вид: мексиканское песо»

Песо на территорию Мексики завезли естественно испанские конкистадоры во главе с сеньором Кортесом. У существовавших тогда на ее территории племен ацтеков какой-либо определенной денежной системы не наблюдалось. Песо в переводе с испанского означает "вес", "кусок". Так же назывался испанский талер, который собственно Кортес в Мексику и привез. В названии песо отражен тот исторический факт, что испанцы на захваченных имитерриториях делили слитки серебра на равные куски и использовали их в качестве денег.

С 16 по 18 века в Мексике было выпущено огромное число так называемых "корабельных песо", то есть грубо изготовленных монет неправильной формы, из которых в Европе уже изготавливали полновесные монеты.

У песо есть и еще одна особенность: он, как и доллар обозначается перечеркнутой латинской буквой S, с той только разницей, что американская "эс" перечеркивается двумя линиями, а мексиканская - только одной. Так что, находясь в Мексике, будьте осторожны – рискуете сумму, указанную в песо, оплатить долларами.

Сегодня мексиканское песо в списке ключевых мировых валют не фигурирует, но, тем не менее, остается вполне обращаемой валютой, довольно устойчивой по отношению к доллару США. Кстати, несмотря на богатую историю страны, наравне с национальной валютой в Мексике ходит валюта более молодого северного соседа, то есть США. Начало долгой истории кризиса песо. 31 августа 1976 г. мексиканское песо было освобождено от курса 12,5 песо за 1 долл. США, установленного в 1955 г. В период между 1955 и 1976 г. этот обменный курс искусственно удерживался с помощью разнообразных механизмов. Например, широко использовались контроль за импортом и вмешательство в рыночные операции, что приводило в отчаяние фирмы, имеющие дела с Мексикой. Многие компании, создавшие в Мексике различные производственные предприятия, на практике убедились в том, что правительство действительно ограничивает ввоз необходимого им сырья и комплектующих изделий. В 70-е годы начало нарастать давление в сторону изменения курса местной валюты. Туризм – основной источник иностранной валюты – начал сокращаться из-за роста цен, который был прямым результатом инфляции (табл.4, рис.3).

Таблица 4 - Динамика курса мексиканского песо

Год
Курс песо к американскому доллару в конце года 12,5 12,5 12,9 22,7 22,7 22,8 23,3 26,2 96,5 143,9
Год Январь
Курс песо к американскому доллару в конце года 192,6 371,7 923,5 2209,7 2281,0 2641,0 2945,4   9,2 новых песо 11,5 10,5

С 1955 по 1976 г. курс мексиканского песо оставался стабильным, однако девальвация 1976 г. стала началом резкого и непрерывного двадцатилетнего падения. Импорт Мексики начал превышать экспорт, что привело к оттоку песо для избыточных закупок по импорту. Экспортеры товаров в Мексику не желали хранить песо, предпочитая переводить их в доллары США.

Если бы мексиканские власти использовали свои долларовые запасы для выкупа песо, они, таким образом, опустошили бы их. Для сохранения своих долларовых резервов Мексика избрала путь увеличения объемов краткосрочных займов долларов извне, что рано или поздно привело бы к таким размерам выплат процентов и основных сумм займов, которые полностью лишили бы страну валютных накоплений.

Методика обучения через кейс-анализ - student2.ru

Рис. 3. Карта Мексики

В силу указанного давления и иных обстоятельств правительство согласилось 31 августа 1977 г. девальвировать песо до курса 20,5 песо за 1 долл., надеясь, что такая девальвация поглотила известную часть излишнего предложения песо на рынке и даст экономике возможность стабилизироваться. Хотя эта девальвация и была первые шагом к решению проблемы, правительство так же предполагало ввести более жесткий валютный контроль для того, чтобы срочные сделки распределялись согласно установленным государственным приоритетам. В конце концов, Мексика отдала предпочтение девальвации, а не введению изощрённых бюрократических процедур валютного контроля. К сожалению, это решение оказалось весьма недолговечным. С 1976 по 1981 г. песо удерживалось на девальвированном уровне, но инфляция иные силы, приведшие к девальвации 1976 г., снова дали о себе знать. Импорт опять стал превышать экспорт, туризм сокращался, иностранные кредиты стали менее доступными и более дорогостоящими, а мировые цены на нефть и спрос на нее значительно снизились. Центральный банк Мексики упорно утверждал, что сравнительно скромная девальвация на 15 - 20% скорректирует перекосы в экономике, но правительственные чиновники не спешили с переменами. Продолжение падения – 80-е, 90-е годы. Тем временем ситуация ухудшалась. В отсутствие контроля над капиталами богатые мексиканцы тратили свои деньги за рубежом на потребительские товары длительного пользования и инвестиции, позволявшие им избегать последствий девальвации. Правительство продолжало источать уверенный оптимизм до последней минуты, а 17 февраля 1982 г. была объявлена новая девальвация, более чем на 40%, и установлен новый курс – 38,50 песо за 1 долл. Одновременно правительство объявило, что оно надеется сохранить обменный курс на уровне 38 - 43 песо до конца года. Примечательно, что следующим ходом было объявление 26 февраля 1982 г. новой девальвации – до 47,25 песо за 1 долл., и заверения всего лишь недельной давности оказались несостоятельными. Две описанные девальвации не увенчались успехом. В августе 1982 г., после очередной девальвации, правительство решило установить два обменных курса: льготный и свободный рыночный. Официальный курс был установлен лишь на уровне песо за 1 долл., а рыночный курс подскочил до 105 песо. В сентябре 1982 г. государство национализировало все частный банки и ввело валютный контроль, ограничившись этим, правительство объявило перечень фиксированных приоритетов, устанавливавший список получателей иностранной валюты. Льготный курс в 50 песо за 1 долл. был установлен для импорта основного продовольствия, средств производства для сельского хозяйства и пищевой промышленности, средств производства и промежуточных продуктов для отраслей промышленности, а также для дальнейшего промышленного развития. В действительности импортеры испытывали затруднения в получении валюты, даже если они занимали в перечне приоритетов достаточно высокие позиции. Однако контролирующие органы сознавали важность вклада экспорта в валютные накопления. Для импортных материалов, используемых для выработки экспортной продукции, льготный курс применялся даже тогда, когда эти материалы не фигурировали в перечне приоритетов, если экспортная продукция приносила больше иностранной валюты, чем стоил импорт. Позиция песо продолжала в 80-е годы ослабляться. Под ударами инфляции, которая была на самом низком уровне – 59,2 % в 1984 г. и достигла пика в 159,2 % в 1987 г., курс песо упал до 143,9 за 1 долл. к концу 1983 г. и до 2281 песо за 1 долл. – в 1988 году.

В 1988 г. в Мексике существовали два валютных рынка: контролируемый и свободный. Операции на контролируемом рынке включали:

1) получение валюты за экспортные товары (с некоторыми исключениями);

2) выплаты промышленными предприятиями с иностранным капиталом заработной и арендной платы, приобретение ими мексиканских товаров и услуг, кроме основных фондов;

3) платежи (роялти) за использование иностранных технологий и патентов;

4) выплаты основных сумм и процентов, а также связанные с этим расходы по финансовым кредитам и кредитам поставщиков, государственным и частным предприятиям;

5) оплату импорта (с некоторыми исключениями);

6) затраты, связанные с зарубежным представительством Мексики и её

вкладами, вытекающими из членства страны в международных организациях;

7) другие операции, конкретно одобренные Секретариатом финансов и государственного кредита.

Те, кто хотел конвертировать песо на контролируемом рынке, могли претендовать на использование розничного обменного курса, определявшегося по согласованию между участником и банками, либо равновесного обменного курса, устанавливаемого для контролируемого рынка ежедневно на специальном заседании в Банке Мексики, где основные банки обменивались заявками на покупку и продажу иностранной валюты. Так, например, 30 декабря 1988 г. равновесный обменный курс контролируемого рынка по отношению к доллару США составлял 2281 песо за 1 долл., и курсы покупки и продажи равнялись соответственно 2241 и 2273 песо за 1 долл. В тот же день на свободном рынке соответствующие цены покупки и продажи долларов были 2270 и 2330 песо за 1 долл. На свободном рынке ограничений на получение иностранной валюты, владение ею или ее обмен не существовало.

Банк Мексики установил инструмент срочного (форвардного) покрытия иностранной валюты для выплаты обязательств по определенным видам внешней задолженности. В 1987 г. Банк Мексики также создал рынок для покрытия риска по краткосрочным операциям с иностранной валютой как средство страхования коммерческих и финансовых операций от колебаний валютных курсов. Однако эта система применима только к долларам США, и размер страхования основан на равновесном обменном курсе, превалирующем на день контракта.

В 1988 г. действовали также разнообразные приемы контроля импорта и доступа к иностранной валюте. Импортеры могли получать на контролируемом рынке валюту на полную сумму уже импортированных товаров, оплата которых еще не состоялась. Были также позволены полные авансовые выплаты на все виды импорта, если стоимость товара не превышала 10 тыс. долл. США или если оплата производилась аккредитивом. На закупки на сумму свыше 10 тыс. долл. США допускался аванс лишь в пределах 20% суммы.

В июле 1988 г. президентом Мексики был избран Карлос Салинас де Кортари, который вступил на пост 1 декабря. Он придал ускорение процессу либерализации экономики путем либерализации торговли и иностранных инвестиций, а также начал смелую программу приватизации. Достаточно скоро стало очевидно, что в основу его экономической программы был положен контроль темпов инфляции. Повышение цен на потребительские товары к концу 1989 г. снизилось до 19,7 %, но многие ожидали, что к концу 1990 г. цены снова подскочат до 30 %. Тем не менее Салинас не оставил усилий по снижению темпов инфляции, и многие эксперты предсказывали инфляцию на уровне 20 % к концу 1991 г., а возможно, и последующее снижение до уровня ниже 10 %. Как символ приверженности такой политике правительство продлило срок Пакта стабилизации и экономического роста до конца 1991 г. Пакт основан на продолжении контроля цен и понижении темпов ежедневного падения стоимости песо. В целях снижения инфляции вследствие повышения цен импортируемых товаров правительство приняло решение официально ежедневно девальвировать песо на величину 0,8%. Однако к концу 1990 г. это падение было сокращено до 0,4 песо в день. В Мексике в то время бытовало мнение, что курс песо был завышен, поэтому экспорт товаров из страны становился все более затруднительным. Тем не менее, устойчивые поступления от продажи нефти и тенденция к репатриации капитала обратно в страну помогали удерживать песо на нужном уровне. К концу 1990 г. этот приток капитала почти устранил разницу между официальным курсом и курсом свободного рынка. Предполагалось, что регулируемый обменный курс достигнет к концу 1990 г. 2951 песо за 1 долл. США, и многие эксперты предсказывали крупные изменения курса в 1991 году. Поскольку 64,2 % экспорта Мексики и 68,2 % ее импорта приходятся на США, для мексиканского правительства целесообразно было привязать валюту страны к доллару для обуздания инфляции. Ожидалось, что в третьем квартале 1991 г. будет полностью заморожен курс песо по отношению к доллару США параллельно с введением новой денежной единицы новое песо, равной 1000 старых песо, а также с «макси» девальвацией примерно на 24, что должно было привести к фиксированному паритету в размере 4 песо за 1 долл. Если бы удалось сдержать инфляцию, то новый обменный курс – 4 песо за 1 долл. – сохранился бы на неопределенное время и ликвидировал бы разницу между контролируемым и рыночным курсами. В 1994 году песо обесценилось в несколько раз. Экономика и валюта Мексики были спасены от коллапса благодаря усилиям США и МВФ: США выделили 20 млрд. долларов из фонда денежной стабилизации, а МВФ – 18 млрд. долларов. Но и по сей день экономика страны находится в довольно шатком состоянии, не в последнюю очередь из-за огромной внешней задолженности.

Мировой финансовый кризис

Мировой финансовый кризис лета 1998 года, а также последовавший за этим дефолт в России, отразились и на финансовой ситуации Мексики. Вот как выглядели события на мировом валютном рынке 24 - 28 августа 1998 года. Мировой финансовый кризис продолжает углубляться, и события в России только способствовали росту нестабильности. Западные инвесторы расценили условия реструктуризации ГКО как грабительские, и Россия в глазах всего мира была признана банкротом. Это сильно дестабилизировало мировые финансовые рынки, а слухи об отставке Ельцина и опасения за судьбу реформ в России добавили масла в огонь. Российский кризис, как и следовало, ожидать первым делом ударил по марке, которая против доллара опускалась до 1.8130, однако в конце недели настроения валютных спекулянтов относительно американской валюты в корне изменились. Безусловно, обвал доллара, происшедший в пятницу, стал следствием крупных спекуляций, но его ослабление вполне можно было предвидеть, так как для этого существовал ряд объективных причин. Главная из них – беспокойство, что следующей жертвой мирового кризиса станет Латинская и Южная Америка, и в первую очередь Мексика. США является крупнейшим кредитором этой страны, и достаточно вспомнить 1994 год, когда мексиканский кризис привёл к существенному падению доллара. И действительно, мексиканский песо, упавший за последние

10 дней с 9,2 до 10 песо за доллар явился сильно негативным фактором для американской валюты. Другой причиной можно назвать настоящий крах индекса Доу-Джонса (-5.65% за неделю), хотя всё это звенья одной цепи.

Прошедшая неделя началась с сообщения об отставке Кириенко и назначении на пост премьер-министра Черномырдина. Доллар/марка отреагировал на эту новость ростом до 1,8030. Однако скоро началось усиление марки, которому способствовали слухи о продажах Бундесбанка на уровнях, превышающих 1,80. В результате марка росла в течение всего дня, достигнув к закрытию отметки 1,7940. Против йены доллар также падал в течение всего дня, опустившись до 143,50. Фунт стерлингов, получивший мощный импульс от цифр, вышедших неделей ранее и показавших вероятность ускорения инфляции в Великобритании, в понедельник продолжил движение в русле восходящей тенденции и смог добраться до 1,6420 против доллара.

Во вторник в первой половине дня наблюдался рост доллара против основных валют. Подъёму курса доллар/йена способствовало высказывание министра финансов Японии Миядзавы, который дал понять, что интервенции в ближайшие дни не намечается. В итоге доллар в ходе торгов поднимался до 145. Доллар/марка, поднявшись до 1,7980, надолго застыл в узком диапазоне. Обвал российского рубля на ММВБ не оказал поддержки доллару против марки. Напротив, появились опасения, что вслед за Россией кризис перекинется на Латинскую Америку, и следующей жертвой станет мексиканский песо, а это чревато негативными последствиями для доллара. Во время торгов в Америке песо оставался стабилен и даже слегка усилился, поэтому доллар/марка продолжил движение наверх, поднявшись чуть выше 1,80. Рубль окончательно рухнул в среду, когда впервые в истории были отменены торги по доллару на ММВБ. Это стало достаточным поводом для занятия длинных позиций на курсе доллар/марка, в результате чего последний поднялся до 1,8100. Во время американской сессии резко упал мексиканский песо - курс доллар/песо взлетел с 9,62 до 9,85, падение наблюдалось и на фондовых рынках региона. Это привело к тому, что доллар/марка провалился до 1,8040. Однако скоро мексиканский песо стабилизировался, Банк Мексики поднял процентные ставки, что позволило песо к концу дня подрасти до 9,75. Вместе с ним стабилизировался курс доллар/марка. Экономические данные по Великобритании показали улучшение торговых показателей страны в июне. Так пассивное сальдо торгового баланса сократилось с 1,86 млрд. фунтов стерлингов до 1,25 млрд. Однако фунт в этот день практически не изменился. Во второй половине дня в четверг внимание обратилось к США, Латинской и Южной Америке. А там начался настоящий обвал. Фондовые рынки этого региона просто рухнули: Аргентина – 10,6%, Бразилия – 9,9%, Мексика – 6,1%. Мексиканский песо опустился до 10,0, но смог удержаться на этой отметке. Индекс Доу-Джонса испытал третье за всю историю падение «полегчав» за день на 357 пунктов (4.2%). Доллар/марка достаточно упорно держался в диапазоне 1,8050-100, но после закрытия Европы провалился на фигуру вниз. Падение доллара наблюдалось и против других основных валют – фунт/доллар взлетел до 1,6650, а доллар/йена опустился до 142. Пятница на Форекс была сумасшедшим днём. С утра доллар валился, что было связано с негативными ожиданиями относительно судьбы Доу-Джонса. Падение наблюдалось и на всех фондовых рынках мира. Так японский «Никкей» упал на низшую отметку за 12 лет – 13915 (всего за неделю он «полегчал» на 9,02%). Днём наметился резкий перелом – все рынки дружно пошли вверх, вслед за ними пошёл и доллар. Возможно, этому способствовало появление Ельцина в Кремле, что значительно успокоило мировое сообщество. Однако во время американской сессии обвал доллара продолжился. Он сопровождался снижением индекса Доу-Джонса (-1.4% за день) и падением мексиканского песо, который пробил психологический уровень сопротивления 10,0, опустившись до 10,02.

К концу 20-го века курс нового мексиканского песо стабилизировался и в 1999 году составлял примерно 11 новых песо за один доллар США, в конце 2004 года он изменился незначительно до 11,5 песо за доллар.

Наши рекомендации