Тема№2. Производство и экономика.
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
по дисциплине «Экономическая теория»
УМО СИБГТУ Присвоен статус грифованной литературы.
Преподаватель
В.А.Еремина
Красноярск 2012
Тема№1. Функции экономической теории, методы экономического анализа.
1. Сформулируйте определение.
Экономическая теория - это наука _______________________________________________________________________________
Экономика – это наука _______________________________________________________________________________
2. Вспомните, какие проблемы исследует экономическая теория.
_______________________________________________________________________________
3. Сформулируйте понятия.
Микроэкономика __________________________________________________________
Мезоэкономика __________________________________________________________
Макроэкономика __________________________________________________________
Метаэкономика __________________________________________________________
4. Выберите правильный ответ.
Предметом изучения микроэкономики являются:
а) действия на рынке отдельных потребителей и фирм;
б) конкурентная борьба как основа бизнеса;
в) формирование совокупного спроса и предложения;
г) развитие экономической системы.
Предметом изучения макроэкономики не являются:
а) вопросы индексации заработной платы работников бюджетной сферы;
б) курс евро на межбанковской валютной бирже;
в) снижение цен на обувь, произведенную фабрикой «Буревестник»;
г) динамика роста ВВП.
5. Прокомментируйте цитату из романа «Евгений Онегин»
А. С. Пушкина:
...И был глубокий эконом.
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет.
О каком уровне экономики идет речь?
_____________________________________
6. Подумайте, почему в экономической теории метод научной абстракции является одним из основных методов научного познания.
_____________________________________
7. Сформулируйте определение.
Экономический закон __________________________________________________________________
8. Подумайте, почему экономическая теория служит экономической основой для других экономических наук.
____________________________________
10. Какую роль вы отводите методу эксперимента в современной экономической науке и почему?
_______________________________________________________________
11. Кому могли бы принадлежать эти слова?
Ксенофонт |
Умственный труд — монополия высших слоев общества. Ксенофонт
Равенство должно проявляться в пользовании всеми богатствами, накопленными членами этого общества. Апостол Павел
Рассматривая богатство, он делит его на два вида:
натуральное и денежное. Конфуций
Продукт, созданный рабами, оценивается
не затратами труда, а его полезностью. Аристотель
Самый простой хозяйственный труд необходим
и является святым делом. Сюнь - Цзы
12. Какие существуют различия между ранним и поздним меркантилизмом.
____________________________________
13. Физиократия. Назовите:
Положительные стороны | Отрицательные стороны |
14. Что видел Ф. Кенэ как источник богатства?
____________________________________________________
Каково ваше мнение по этому вопросу?
______________________________________________________
15.Впишите фамилию (Рикардо или Смит).
Рыночные цены товаров, по______________ , образуются под влиянием спроса и предложения.
Наличие свободы и конкуренции ________________ называл «естественным порядком» и видел свою главную задачу в том, чтобы раскрыть присущие этому обществу объективные законы, в соответствии с которыми растет общественное богатство ______________ считал, что естественным источником стоимости и богатства общества является труд.
Прибыль, по ___________, всегда имеет тенденцию к понижению.
__________________ раскрыл механизмы дифференциальной ренты.
16. Охарактеризуйте:
Ранний меркантилизм | Поздний меркантилизм |
Тема№2. Производство и экономика.
1. Сформулируйте определение.
Потребность______________________________________
Первичные потребности__________________________________________
Вторичные потребности________________________________________
2. Заполните таблицу.
Производственное потребление | Личное потребление |
3. Из всех потребностей выделяются коллективные. Почему?
____________________
4. Что относится к экономическим благам?
__________________________
5.Сформулируйте определения.
Экономические ресурсы________________________________________________________
Земля________________________
Капитал_________________________
Труд __________________________________________________________
Предпринимательские способности______________________________________________
________________
5. Сформулируйте определение.
Процесс производства __________________________________________________________________
6. Сформулируйте определения.
Процесс воспроизводства __________________________________________________________________
Зауженное воспроизводство__________________________________________________________
Простое воспроизводство____________________________________________________________
Расширенное воспроизводство____________________________________________________________
7. Раскройте роль субстанций «распределение» и «обменов процессе кругооборота общественного производства
__________________________________________________________
8. На основании нижеприведенных данных:
1) нарисуйте кривую производственных возможностей;
2) объясните, что показывает каждая точка на кривой;
3) определите альтернативную стоимость масла в альтернативе 3.
Вид продукта | Альтернативные возможности | ||||
Масло | |||||
Пушки |
9. Выберите правильный ответ.
Альтернативные издержки обучения на коммерческом отделении колледжа не включают в себя:
а) плату за обучение:
б) оплату питания;
в) расходы на учебную литературу;
г) зарплату, которую мог получить студент, если бы он работал, а не учился.
10. Перед предпринимателем всегда стоят три известных вам вопроса. Подумайте, всегда ли необходимо ему находить ответ на вопрос «Для кого производить?».
________________________________________________________________________
11. Решите задачу.
После окончания колледжа вы работаете бухгалтером в солидной фирме и получаете за час работы 600 руб. Вам необходимо отремонтировать свой автомобиль. Перед вами встает вопрос: отремонтировать самостоятельно, потратив при этом 40 часов, или нанять мастера, с платой за час работы 350 руб. Однако мастер просит включить в оплату время, фактически затраченное на ремонт автомобиля, и время, которое он затратит на дорогу от своего дома до гаража, в общей сложности 50 часов. Свой ответ подтвердите расчетами.
______________________________________________________________________________
12. Подумайте, какое практическое значение имеет уравнение производственной функции.
___________________________________________________
13. Сформулируйте определение. Экономическая система
_____________________________________________________________________
14. Выберите правильный ответ.
Экономическая система — это:
а) связи между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ и услуг;
б) совокупность конечных результатов хозяйственной деятельности;
в) сложившая совокупность производителей по созданию
товаров и услуг;
г) основное звено хозяйственного комплекса.
15. Подумайте, что первично: производство или потребности. Докажите, что вы правы.
____________________________________________________________________
16. Какая из перечисленных систем не существует:
а) командная;
б) смешанная;
в) чисто капиталистическая;
г) традиционная.
17. Выберите неверное утверждение.
Признаки смешанной экономики:
а) государство осуществляет антимонопольную, социальную, финансовую и прочую экономическую политику, что способствует экономическому росту страны и повышению
жизненного уровня;
б) государство играет важную роль в утверждении правил экономической деятельности, регулировании бизнеса, развития образования, науки;
в) вся экономика подчинена центру через государственное планирование:
г) предприниматели и рабочие свободно перемещаются из отрасли в отрасль.
18. Выберите правильный ответ.
Система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, которая опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства — это:
а) командная экономика;
б) рыночная экономика;
в) смешанная экономика;
г) традиционная экономика.
19. Какие из перечисленных признаков не являются признаками командной экономики:
а) доминирует общественная собственность на средства
производства;
б) коллективное принятие экономических решений;
в) централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования;
г) предприниматели и рабочие перемещаются из отрасли в отрасль по собственному желанию.
20. Сформулируйте понятие собственности.
____________________________________________________________________________
21. В чем вы видите отличительные черты партнерской и корпоративной форм собственности?
____________________________________________________________________
22. Подумайте, какая форма собственности способна обеспечить наибольшую эффективность производства и почему.
________________________________________________________________
23. Перечислите типы предприятий государственной собственности.
____________________________________________________________________________
24. Подумайте, какая форма собственности является наиболее распространенной в современной России;
а) индивидуальное (частное) владение;
б) акционерная;
в) совместное предприятие;
г) кооператив;
д) государственная.