Тема№2. Производство и экономика.

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

по дисциплине «Экономическая теория»

УМО СИБГТУ Присвоен статус грифованной литературы.

Преподаватель

В.А.Еремина

Красноярск 2012

Тема№1. Функции экономической теории, методы экономического анализа.

1. Сформулируйте определение.

Экономическая теория - это наука _______________________________________________________________________________

Экономика – это наука _______________________________________________________________________________

2. Вспомните, какие проблемы исследует экономическая теория.

_______________________________________________________________________________

3. Сформулируйте понятия.

Микроэкономика __________________________________________________________

Мезоэкономика __________________________________________________________

Макроэкономика __________________________________________________________

Метаэкономика __________________________________________________________

4. Выберите правильный ответ.
Предметом изучения микроэкономики являются:

а) действия на рынке отдельных потребителей и фирм;

б) конкурентная борьба как основа бизнеса;

в) формирование совокупного спроса и предложения;

г) развитие экономической системы.

Предметом изучения макроэкономики не являются:

а) вопросы индексации заработной платы работников бюд­жетной сферы;

б) курс евро на межбанковской валютной бирже;

в) снижение цен на обувь, произведенную фабрикой «Бу­ревестник»;

г) динамика роста ВВП.

5. Прокомментируйте цитату из романа «Евгений Онегин»
А. С. Пушкина:

...И был глубокий эконом.

То есть умел судить о том,

Как государство богатеет,

И чем живет, и почему

Не нужно золота ему,

Когда простой продукт имеет.

О каком уровне экономики идет речь?

_____________________________________

6. Подумайте, почему в экономической теории метод на­учной абстракции является одним из основных методов науч­ного познания.

_____________________________________

7. Сформулируйте определение.

Экономический закон __________________________________________________________________

8. Подумайте, почему экономическая теория служит экономической основой для других экономических наук.

____________________________________

10. Какую роль вы отводите методу эксперимента в совре­менной экономической науке и почему?

_______________________________________________________________

11. Кому могли бы принадлежать эти слова?


    Ксенофонт

Умственный труд — монополия высших слоев общества. Ксенофонт

Равенство должно проявляться в пользова­нии всеми богатствами, накопленными членами этого общества. Апостол Павел

Рассматривая богатство, он делит его на два вида:

натуральное и денежное. Конфуций

Продукт, созданный рабами, оценивается

не затратами труда, а его полезностью. Аристотель

Самый простой хозяйственный труд необхо­дим

и является святым делом. Сюнь - Цзы

12. Какие существуют различия между ранним и поздним меркантилизмом.

____________________________________

13. Физиократия. Назовите:

Положительные стороны Отрицательные стороны
   

14. Что видел Ф. Кенэ как источник богатства?

____________________________________________________

Каково ваше мнение по этому вопросу?

______________________________________________________

15.Впишите фамилию (Рикардо или Смит).
Рыночные цены товаров, по______________ , образуются под влиянием спроса и предложения.

Наличие свободы и конкуренции ________________ называл «естественным порядком» и видел свою главную задачу в том, чтобы раскрыть присущие этому обществу объективные законы, в соответствии с которыми растет общественное богатство ______________ считал, что естественным источником стоимости и богатства общества является труд.

Прибыль, по ___________, всегда имеет тенденцию к понижению.

__________________ раскрыл механизмы дифференциальной ренты.

16. Охарактеризуйте:

Ранний меркантилизм Поздний меркантилизм
   

Тема№2. Производство и экономика.

1. Сформулируйте определение.

Потребность______________________________________

Первичные потребности__________________________________________

Вторичные потребности________________________________________

2. Заполните таблицу.

Производственное потребление Личное потребление
   

3. Из всех потребностей выделяются коллективные. По­чему?

____________________

4. Что относится к экономическим благам?

__________________________

5.Сформулируйте определения.


Экономические ресурсы________________________________________________________

Земля________________________

Капитал_________________________

Труд __________________________________________________________

Предпринимательские способности______________________________________________
________________

5. Сформулируйте определение.

Процесс производства __________________________________________________________________

6. Сформулируйте определения.

Процесс воспроизводства __________________________________________________________________

Зауженное воспроизводство__________________________________________________________

Простое воспроизводство____________________________________________________________

Расширенное воспроизводство____________________________________________________________

7. Раскройте роль субстанций «распределение» и «об­менов процессе кругооборота общественного производства

__________________________________________________________

8. На основании нижеприведенных данных:

1) нарисуйте кривую производственных возможностей;

2) объясните, что показывает каждая точка на кривой;

3) определите альтернативную стоимость масла в альтер­нативе 3.

Вид продукта Альтернативные возможности
Масло
Пушки

9. Выберите правильный ответ.

Альтернативные издержки обучения на коммерческом отде­лении колледжа не включают в себя:

а) плату за обучение:

б) оплату питания;

в) расходы на учебную литературу;

г) зарплату, которую мог получить студент, если бы он ра­ботал, а не учился.

10. Перед предпринимателем всегда стоят три известных вам вопроса. Подумайте, всегда ли необходимо ему находить ответ на вопрос «Для кого производить?».

________________________________________________________________________

11. Решите задачу.

После окончания колледжа вы работаете бухгалтером в со­лидной фирме и получаете за час работы 600 руб. Вам необходи­мо отремонтировать свой автомобиль. Перед вами встает во­прос: отремонтировать самостоятельно, потратив при этом 40 часов, или нанять мастера, с платой за час работы 350 руб. Однако мастер просит включить в оплату время, фактически затраченное на ремонт автомобиля, и время, которое он затра­тит на дорогу от своего дома до гаража, в общей сложности 50 часов. Свой ответ подтвердите расчетами.

______________________________________________________________________________

12. Подумайте, какое практическое значение имеет урав­нение производственной функции.

___________________________________________________

13. Сформулируйте определение. Экономическая система

_____________________________________________________________________

14. Выберите правильный ответ.
Экономическая система — это:

а) связи между производителями и потребителями матери­альных и нематериальных благ и услуг;

б) совокупность конечных результатов хозяйственной дея­тельности;

в) сложившая совокупность производителей по созданию
товаров и услуг;

г) основное звено хозяйственного комплекса.

15. Подумайте, что первично: производство или потребно­сти. Докажите, что вы правы.

____________________________________________________________________

16. Какая из перечисленных систем не существует:

а) командная;

б) смешанная;

в) чисто капиталистическая;

г) традиционная.

17. Выберите неверное утверждение.
Признаки смешанной экономики:

а) государство осуществляет антимонопольную, социаль­ную, финансовую и прочую экономическую политику, что способствует экономическому росту страны и повышению
жизненного уровня;

б) государство играет важную роль в утверждении правил экономической деятельности, регулировании бизнеса, разви­тия образования, науки;

в) вся экономика подчинена центру через государственное планирование:

г) предприниматели и рабочие свободно перемещаются из отрасли в отрасль.

18. Выберите правильный ответ.

Система, основанная на частной собственности, свободе вы­бора и конкуренции, которая опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства — это:

а) командная экономика;

б) рыночная экономика;

в) смешанная экономика;

г) традиционная экономика.

19. Какие из перечисленных признаков не являются при­знаками командной экономики:

а) доминирует общественная собственность на средства
производства;

б) коллективное принятие экономических решений;

в) централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования;

г) предприниматели и рабочие перемещаются из отрасли в отрасль по собственному желанию.

20. Сформулируйте понятие собственности.

____________________________________________________________________________

21. В чем вы видите отличительные черты партнерской и корпоративной форм собственности?

____________________________________________________________________

22. Подумайте, какая форма собственности способна обес­печить наибольшую эффективность производства и почему.

________________________________________________________________

23. Перечислите типы предприятий государственной собст­венности.

____________________________________________________________________________

24. Подумайте, какая форма собственности является наи­более распространенной в современной России;

а) индивидуальное (частное) владение;

б) акционерная;

в) совместное предприятие;

г) кооператив;

д) государственная.

Наши рекомендации