История развития экономической мысли. Основные экономические школы
1-ая школа экономики – этошкола Меркантилистов (16-17века) А. Монкретьен, Томас Мэн.
Под экономической теорией понимали науку о богатстве. Основу богатства считали деньги (золото, серебро).
Осн. черты 1-ой школы:
Торговля – основной способ обогащения.
Государство должно ввозить, импортировать золото и серебро, а вывозить товар на экспорт.
Государство должно производить протекционизм, (т. е. обслуживать своего клиента).
2-ая школа экономики – этошкола Физиократа (17-18 века) Ф. Кене.
Осн. черты 2-ой школы:
Основа богатства общества – Земля.
Приоритет должен отдаваться владельцам и пользователям земли.
Государство должно поддерживать развитие сельского хоз-ва.
3-яя школа экономики – это Классическая школа (18-19 века) Адам Смит, Давид Рекардо, Виллиам Петти.
Осн. черты 3-ей школы:
Основа богатства – это труд.
Обмен благами, ресурсами в обществе происходит на основе стоимости, а управляет этим процессом, так называемая “невидимая рука” (законы свободного рынка).
Распределение благ происходит между собственниками трёх основных факторов производства (труд, земля, капитал).
Государство не вмешивается в экономику и ограничивает своё участие только сбором налогов и изданием законов.
Классическая школа обосновала и сформулировала основные принципы развития свободного рынка или рынка совершенной чистой конкуренции.
После Адама Смита развитие основной экономической школы пошло по двум основным направлениям:
Марксистская школа. Маркс и Энгельс.
Немецкая и австрийская экономические школы. Кларк, А. Маршал.
Идеями этих школ были:
Стоимость благ определяется их редкостью и полезностью.
Основой развития экономики является обмен.
Владельцы факторов производства получают доход пропорциональный их ценности и полезности.
В Западной Европе и США экономическая мысль развивалась в другом направлении, появились новые школы: математическая (маржинализм в переводе предельный), институциализм.
Наиболее распространённая трактовка предмета эк. теории:
Экономическая теория – это наука, которая изучает поведение людей в процессе производства, распределения и использования материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов.
Цель экономической теории как науки – объяснить данное поведение людей.
Исследования экономических явлений с точки зрения масштабов изучаемого объекта может осуществляться на разных уровнях, которым соответствуют следующие разделы экономической теории – микроэкономика, макроэкономика, мезо, мега.
Микроэкономика (микро - малый) – это часть экономической теории, изучающая поведение малых рыночных единиц (участников рынка), таких как частные фирмы, государственные предприятия, группы людей или отдельные люди.
Родоначальник микроэк – А. Маршал. Это устоявшаяся наука.
Макроэкономика ( макро - большой) – раздел экономической теории, который рассматривает экономику как единое взаимосвязанное целое, исследует экономическую жизнь общества на уровне целых государств. Макроэкономика анализирует такие крупномасштабные экономические явления как проблемы безработицы, бедности, инфляции, экономического роста и спадов.
Это молодая наука. Её родоначальник – Джон Мэйнор Кейнс. В 1936г. вышла в свет его книга «Общая теория занятости, % и денег»
Мезоэкономика раздел, который изучает проблемы на стыке микро и макро экономики. Иначе называется региональная экономика.
Мегаэкономика – изучает закономерности взаимодействия национальных экономик и международных экономических организаций, то есть изучает экономику всех стран.
Иначе называется международная или мировая экономика.
Экономическая теория это фундамент для других экономических дисциплин (например, бухучёт)
Экономическая теория тесно связана с др. науками (юриспруденция, статистика, математика, социология, демография, психология)
Итак - Современная экономическая теория – это наука о поведении людей в мире ограниченных ресурсов и безграничных потребностей.
Метод экономической теории.
Методы экономической теории – это методы познания экономических явлений.
Знания об экономической жизни общества поступают к нам в виде отдельных фактов. Они могут проявляться в виде данных статистики, информации о событиях, поведении различных организаций, людей. Чтобы исследовать эти данные, экономическая теория анализирует необходимую информацию, осуществляет классификацию фактов и систематизирует их.
Объяснение и истолкование фактов экономической действительности позволяет прогнозировать будущее развитие и последствия многих экономических событий.
Если предмет науки раскрывает что познаётся, то метод – как познаётся.
Метод — это совокупность приемов и правил, используя которые люди изучают свой предмет. Это путь достижения определённых результатов.
Экономический метод – это совокупность приёмов и правил, используемых при изучении экономических явлений и процессов.
Экономисты формулируют экономические принципы или теории, которые полезны при разработке политики, ставящей своей целью решение экон. Проблем.
1 - При анализе экономических процессов экономисты: выделяют проблему
2 - собирают факты, которые относятся к рассмотрению данной проблемы и обобщают их,
3 - устанавливают причинно-следственные связи, выявляют закономерности,
4-делают обобщения в форме эк. теории, эк. принципов, модели или закона, иными словами выдвигают гипотезу.
Гипотеза – это сформулированное предварительное суждение неподтверждённое фактами.
Эк. Закон- объективные, существенные, устойчивые связи и взаимозависимости между экономическими явлениями
Теория – это наиболее общее высказывание об экон-ких зависимостях.
5 - экономическую теорию сопоставляют с реальной действительностью.
Если реальные факты подтверждают выводы экон. теории, то данная эк. теория может быть использована для выработки политики, т.е. мер и решений, обеспечивающих исправление или устранение рассматриваемой проблемы.
6 -Если факты противоречат ЭТ, то ЭТ либо отвергается, либо совершенствуется.
Экономический метод включает:
- Метод наблюдения 2
- статистический метод 2
- метод научной абстракции 3 (Абстрагирование – это отвлечение от всего второстепенного, несущественного)
- метод анализа и синтеза 3 (при анализе исследуемые явления, предметы расчленяются на составные элементы и подвергаются изучению, при синтезе происходит соединение расчлененных и проанализированных элементов в единое целое и изучается их взаимодействие);
- метод индукции 3 индукция – движение от отдельных фактов к общему положению,
- м дедукции 3 дедукция – движение мысли от общего к частному
-математический метод 3
- м выдвижения гипотез 4
- метод моделирования –основнойэк. метод
- логический и исторический методы Экономическая теория показывает явления в развитии, в движении, т.е. исторически. Вместе с тем она рассматривает экономические процессы, освобожденные от случайностей исторического развития, т.е. рассматривает их логически;
- экспериментальный м 5 это искусственное воспроизведение экономических явлений в определенных условиях с целью их изучения и дальнейшего практического применения