I Цели и задачи курсовой работы
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Сибирский федеральный университет»
«Торгово-экономический институт»
Кафедра экономики и планирования
УТВЕРЖДАЮ
Директор торгово-экономического
института
_____________/____________/
«_____» _____________2012г.
МАКРОЭКОНОМИКА
Методические указания к выполнению курсовых работ
для студентов направления подготовки 080100.62 «Экономика»
Всех форм обучения
Красноярск 2012
Министерство образования и науки РФ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Сибирский федеральный университет»
«Торгово-экономический институт»
Кафедра экономики и планирования
МАКРОЭКОНОМИКА
Методические указания к выполнению курсовых работ
для студентов направления подготовки 080100.62 «Экономика»
Всех форм обучения
Красноярск 2012
УДК 330 (07)
ББК 65.01я73
Макроэкономика: Методические указания к выполнению курсовых работ
для студентов направления подготовки 080100.62 «Экономика» /Сост. к.э.н., доцент Т.С.Бартакова; КГТЭИ.- Красноярск, 2012.-24 с.
Рассмотрено на заседании кафедры экономической теории и правоведения
17 апреля 2012, протокол № .4
ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный
торгово-экономический институт», 2012
ОГЛАВЛЕНИЕ.
1. Цели и задачи курсовой работы………………………………………..5
2. Содержание курсовой работы………………………….. ……………..6
3. Основные этапы выполнения курсовой работы……………………. 9
4. Оформление курсовой работы……………………………………… 11
5. Работа студентов с отзывом и защита курсовой работы…………….15
6. Тематика курсовых работ………………………………………………18
7 Библиографический список…………………………………………….19
Приложения…………………………………………….…………………..23
I Цели и задачи курсовой работы
Одной из форм обучения в высшей школе выступает самостоятельная работа студентов в различных вариантах. Наиболее серьезным и сложным этапом в самостоятельной работе является письменная курсовая работа, подводящая итог изучению определенной дисциплины.
Курсовая работа по дисциплине “Макроэкономика” является обобщением и закреплением тех навыков учебно-исследовательской деятельности, которые приобрел студент в ходе обучения и изучения данной дисциплины.
Подготовка курсовой работы позволяет выявить как сформировались у студента те компетенции , на которые направлена данная дисциплина:
- способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
- способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);
- способность выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);
- способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);
- способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);
Поэтому ее задачами выступают следующие:
Более глубокое овладение предметом данного курса в целом. Дело в том, что как бы ни была узка избранная тема курсовой работы, ее усвоение и изложение с самостоятельными выводами, рекомендациями требует широких комплексных знаний по изученной дисциплине, а также смежным дисциплинам.
Привитие студентам навыков самостоятельной работы с литературой: умение пользоваться каталогами библиотек, составление библиографии, отбор нужных литературных источников и материала из них, анализ литературного материала, его классификация, систематизация и обобщение, умение делать собственные выводы по изученному материалу.
Выработка умения собирать, обобщать и анализировать фактический материал, подкреплять им теоретические положения работы и, напротив, делать теоретические выводы из анализа фактического материала.
Формирование научных интересов студента и освоение им простейших методов научного исследования. Курсовая работа - это один из начальных этапов в учебно-научной работе студентов. Здесь студент приобщается к формам и методам УИР и НИР, осваивает практику написания и оформления научных работ, формирует свои первоначальные научные интересы, которые могут быть развиты в последующей учебно- и научно-исследовательской работе: курсовых по специальным дисциплинам, дипломных работах, научных докладах, статьях.
Приобретение навыков публичного выступления и защиты своей научной позиции.
Кроме всего названного выше, курсовая работа является эффективным средством контроля знаний и научно-исследовательских навыков, полученных студентами.
В курсовых работах, как правило, уделяется внимание исследованию отдельных аспектов какой-либо крупной научной проблемы, самостоятельное и глубокое изучение которой помогает не только понять закономерности, характер, особенности и перспективы экономических явлений, но и сделать практические выводы, относящиеся или к состоянию экономических процессов в нынешних условиях, или к перспективам их развития. Какие бы аспекты экономических проблем не охватывала курсовая работа, она дает главное для студента: навыки экономического анализа и экономического мышления, столь необходимые современному специалисту экономического профиля.
Содержание курсовой работы
Курсовые работы пишутся по плану, который представляет собой их логическую основу, определяет структуру, содержание и последовательность частей работы. Для составления плана необходимо предварительно изучить основную литературу по теме работы, выделить узловые проблемы, вопросы, которые предстоит рассмотреть в курсовой работе. Таких вопросов может быть 2-4, но они должны отразить и осветить всю проблему в целом, выбранную для курсовой работы. Эти вопросы могут быть разбиты на более мелкие подвопросы (параграфы).
Оформленная курсовая работа, как правило, содержит:
- титульный лист;
- содержание;
- введение;
- основную часть;
- заключение;
- библиографический список;
-приложения.
. Во введениестудент показывает актуальность темы, ее значение и место в экономической теории и практике, степень ее теоретической разработанности в имеющейся экономической литературе и формируют основные цели и задачи курсовой работы: какие аспекты проблемы и почему предполагается рассмотреть и осветить в работе.
В основной части работы, в соответствии с планом, раскрываются главные вопросы темы. Основное требование к этой части работы - ее творческий характер. Именно здесь должен проявиться самостоятельный подход к изложению темы, умение анализировать литературу и исследовать проблему, делать собственные выводы и заключения.
В данном разделе работы необходимо показать: как избранная автором тема освещена в экономической литературе, какие точки зрения имеются по данной проблеме, если она дискуссионна, изложить их и выразить свое отношение к ним.
На основании изученной литературы в данной части работы следует последовательно раскрыть все вопросы, имеющиеся в плане работы с привлечением фактов, примеров, статистического материала, который бы подкреплял и подтверждал теоретические положения работы. Привлечение фактического материала значительно повышает ценность работы, привязывает ее к экономической практике. Фактический материал может быть получен путем изучения литературы, анализирующей экономическую практику (статьи в периодической печати, статистические сборники и пр.), а также путем сбора фактического материала самостоятельно на предприятиях, организациях, рекомендованных руководителем или выбранных студентом самостоятельно.
Фактический материал должен отражать современное состояние проблемы, поэтому приводимые цифры и факты не должны быть устаревшими. Для этого следует опираться на статистические данные последних 3-х лет.
Излагая тот или иной вопрос темы, студент должен делать самостоятельные заключения, выводы, выражать свое отношение к проблеме, к той или иной точке зрения.
В заключении работы излагаются в сжатой форме теоретические выводы по всей работе и рекомендации автора в целом по проблеме. По объему заключение может составлять 1-2 страницы, также как и введение.
В конце в обязательном порядке приводится список используемой при написании работы литературы.
После списка литературы в конец работы прилагаются Приложения, состоящие из таблиц, диаграмм, схем, не вошедших в текст работы, документов и др. материалов, подтверждающих те или иные положения работы. Все материалы, выносимые в приложения должны быть прокомментированы в тексте с ссылкой на Приложения. Например, если в приложение выноситься таблица, показывающая динамику уровня безработицы в стране, то в основной части текста, где речь идет о состоянии уровня безработицы необходимо дать развернутую характеристику этого процесса и указать, что данные, подтверждающие сделанную характеристику, даны в таком-то приложении (Приложение 1)
Содержание работы должно отвечать предъявляемым к ней требования. Важнейшим из них является научность, экономическая грамотность, логичность, самостоятельность работы и полнота раскрытия проблемы. Содержание работы должно свидетельствовать о том, что студент овладел необходимым понятийным аппаратом, научными знаниями по теме, умеет самостоятельно излагать изученные по литературе вопросы темы /а не переписывать дословно литературный источник/, сделать обобщения, последовательно располагать материал в тексте, делать самостоятельные выводы..
Цитаты, приводимые в работе должны иметь точные ссылки на источники литературы, из которых они взяты, точно также и все фактические данные, таблицы, которые заимствованы из литературных источников. Ссылки оформляются в квадратных скобках, где указывается порядковый номер источника согласно библиографическому списку. Например, «современный характер инфляции указывает на денежные источники ее происхождения»[5]
В работе недопустимы повторения и противоречия между отдельными положениями. В ней необходимо соблюдать логическую последовательность изложения каждого из рассматриваемых вопросов в соответствии с планом, связывать разные части материалы друг с другом логическими мостиками; а также параграфы и главы. Курсовая работа должна представлять собой логически цельное, написанное грамотным, и литературным языком, научное сочинение по выбранной теме. Не допускается применение оборотов разговорной речи, произвольных словообразований, сокращений, кроме общепринятых.
Текст не принято излагать от первого лица, следует употреблять выражения во втором и третьем лице. Например, по-нашему мнению, по мнению автора или автор полагает.