Перспективы развития нефтегазоперерабатывающей промышленности

Юг Тюменской области имеет наиболее благоприятные условия для развития производств по переработке углеводородов. Среди этих условий – близость сырьевой базы, наличие мощностей электроэнергетики, инженерной, транспортной и производственной инфраструктуры, значительных водных ресурсов, а также свободных территорий с низкой ценностью для сельскохозяйственного производства и т.д. Развитие переработки углеводородов определяется необходимостью повышения социальной и экономической эффективности, безопасности и устойчивости развития хозяйственного комплекса области. Однако уровень развития нефтегазохимического комплекса Тюменской области недостаточен. Эффективные производственные цепочки (производители – транспортники - переработчики углеводородного сырья) не налажены в должной мере, что не позволяет организовать непрерывную региональную схему наращивания добавленной стоимости. Переработка углеводородов ограничивается выпуском полупродуктов (пропан, бутаны, фракция углеводородов С5+, изобутилен, бутадиен и др.) и отдельных видов нефтепродуктов.

Ведущим предприятием Тюменской области по переработке углеводородного сырья является дочернее предприятие ЗАО «СИБУР Холдинг» - ООО «Тобольск-Нефтехим», которое в последние годы интенсивно расширяет объемы производства с соответствующим ростом производительности труда. Доля производства сжиженных углеводородных газов на этом предприятии составляет 17% от общероссийской. С 2007 года на производственных мощностях Тобольского нефтехимического комплекса началась реализация программы развития высокотехнологичных производств с получением продукции высоких переделов (пропилен, полипропилен и т.д.), поскольку только на этом предприятии осуществляется переработка широкой фракции углеводородов (ШФЛУ), поступающей из ЯНАО и ХМАО-Югры.

До настоящего времени значительная часть производимой в ЯНАО и ХМАО-Югре ШФЛУ, а также продукции «Тобольск-Нефтехима», транспортируется на химические заводы России, где происходит дальнейшая их переработка в товарные продукты с более высокой добавленной стоимостью, часть которых, в свою очередь, возвращается в регион. Это не может не сказываться на конечной цене продуктов и соответственно её конкурентоспособности.

На Тобольской промышленной площадке имеются все условия для организации крупнотоннажных производств по выпуску химической продукции более высоких переделов из ШФЛУ и продуктов первичной переработки ШФЛУ, получаемых на предприятии Тобольск-Нефтехим.

В настоящее время дочернее предприятие ЗАО «СИБУР Холдинг» - ООО «Тобольск-Полимер» реализует проект по созданию крупнейшего в России комплекса производств по выпуску полипропилена мощностью до 500 тыс.тонн в год, сырьем для которого послужат углеводородные сжиженные газы выпускаемые Тобольск-Нефтехимом. Одновременно реализуется проект по расширению мощностей Тобольск-Нефтехима по первичной переработке ШФЛУ более чем вдвое – до уровня в 6,6 млн.тонн в год. Ввод в эксплуатацию данных производств запланированный на 2013 год, создаст возможности для организации новых крупнотоннажных производств по глубокой переработке углеводородного сырья, в частности по выпуску этилена и полиэтилена, а также малых и средних производств по выпуску продукции производственно-технического назначения и потребительских товаров из полипропилена.

В 2006 году был введен в эксплуатацию первый нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) в пос. Антипино (г. Тюмень). Завод производит дизельное топливо (летнее, зимнее, арктическое), мазут, топливный газ (для собственных нужд) и др. Мощность первой очереди предприятия составила свыше 500 тыс. т нефтепродуктов в год. В 2010 году введена в эксплуатацию вторая технологическая очередь «Антипинского НПЗ», увеличившая мощности предприятия по первичной переработке нефти до 4 млн. тонн в год. Планируется дальнейшее поэтапное строительство завода с расширением перерабатывающих мощностей до уровня в 7 млн. тонн, организацией производства высокооктановых бензинов, расширением ассортимента и повышением качества выпускаемых нефтепродуктов до стандарта евро-5, повышением глубины переработки нефти до уровня не менее 92%

Сетевой газ потребителям юга Тюменской области поступает от магистральных газопроводов СРТО-Омск, Уренгой-Челябинск 1 и Уренгой-Челябинск 2. Распределение газа осуществляется от 33 газораспределительных станций по межпоселковым газопроводам протяженностью 3309,2 км. Работы по газификации юга Тюменской области начались в 1989 году, но наибольшего темпа достигли в период с 2001 года. За это время природный газ пришел во все районы, занял доминирующее положение в топливном балансе котельных юга области.

Жителям региона предоставляется возможность использовать природный газ в качестве топлива, как наиболее технологичного и эффективного энергоносителя, формирующего качественно иной современный образ жизни населения. Использование природного газа для автономного пользования позволяет снизить затраты жителей на данные цели более чем в два раза. В среднем замена угольной котельной на газовую позволяет получить экономический эффект в размере до 700 тыс. рублей на 1 мВт установленной тепловой мощности котельной.

Продолжается расширение газораспределительной сети межпоселковых газопроводов юга Тюменской области согласно разработанным схемам газификации. Подвести газ планируется к 631 населенному пункту области. По состоянию на 01.01.2011 газ подведен к 386 населенным пунктам.

Электроэнергетика

Юг Тюменской области обладает достаточно развитой энергетикой. Базу электроэнергетики области составляют три теплоэлектростанции: Тюменская ТЭЦ-1, Тюменская ТЭЦ-2 и Тобольская ТЭЦ, входящие в структуру ОАО «Фортум».

Суммарные мощности позволяют полностью обеспечить существующие нагрузки потребителей региона и передавать электроэнергию за пределы территории.

Наличие резерва электрогенерирующих мощностей является важным фактором для дальнейшего развития производства в Тюменской области.

Главной проблемой в энергетике юга Тюменской области в настоящее время является изношенность сооружений и оборудования:

- передающих сетей,

- трансформаторных подстанций,

- линий наружного освещения.

Целями и задачами региональной политики в отрасли электроэнергетики являются:

- надежное и качественное электроснабжение потребителей на территории Тюменской области;

- развитие систем электроснабжения в муниципальных образованиях Тюменской области;

- реконструкция и техническое перевооружение электросетевого хозяйства.

Мероприятия, направленные на развитие электроснабжения и повышение качества поставляемых услуг, включают:

- ввод в эксплуатацию новых энергетических мощностей на генерирующих станциях Тюменской области, развитие малой энергетики для энергоснабжения нефтегазового комплекса;

- развитие электросетевого комплекса в соответствии с генеральными планами развития населенных пунктов;

- реконструкцию и техническое перевооружение основных фондов электростанций;

- строительство и реконструкцию распределительных подстанций, линий электропередач с применением современного оборудования;

- внедрение современных интеллектуальных устройств автоматики, реконструкцию средств диспетчерско-технологического управления на основе цифровых технологий;

- разработку и реализацию комплекса мер по энергосбережению и снижению энергоемкости продукции;

- разработку оптимальной тарифной политики в увязке с базовыми решениями Правительства Российской Федерации.

Баланс электроэнергии на юге Тюменской области в период до 2020 года складывается с избытком электроэнергии и мощностей. При условии ввода в установленные сроки новых энергетических мощностей избыток мощности и электроэнергии может быть передан в другие регионы.

По результатам реализации вышеуказанных мероприятий ожидается:

- повышение качества и надежности электроснабжения потребителей;

- снижение количества аварий и инцидентов на электрических сетях;

- удовлетворение растущей потребности населения и иных потребителей в электроэнергии.

Машиностроение

Машиностроение занимает значительное место в структуре обрабатывающих отраслей юга Тюменской области: его доля в 2007г. составила 5,7% от общего объема производства.

Анализ современного состояния машиностроительного комплекса юга Тюменской области позволяет выявитьпредпосылки, факторы и возможные риски его дальнейшего стратегического развития.

В целом предпосылки дальнейшего развития машиностроительного комплекса региона весьма позитивны. В непосредственной близости от региона расположены основные поставщики сырья для развития отрасли - металлургические комбинаты соседних Свердловской и Челябинской областей. В самой Тюмени ведется строительство нового металлургического завода мощностью 545,5 тыс. т стального проката в год.

Позитивным фактором перспективного развития отрасли является относительно развитая инфраструктурная обеспеченность предприятий машиностроения региона: собственными коммуникациями, электроэнергией и транспортом, включая достаточно развитую сеть железных и автомобильных дорог на юге области.

Кроме того, при прогнозировании развития отрасли средиположительных тенденций данного процесса можно выделить:

1. Появление в отрасли крупных транснациональных корпораций, специализирующихся на производстве нефтегазового оборудования и промышленном нефтесервисе.

2. Образование различных машиностроительных холдингов и концернов как прогрессивной формы организации производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятий отрасли.

3. Наличие значительной государственной поддержки машиностроительных предприятий региона.

Вместе с тем, имеется ряд факторов, негативно влияющих на этот процесс. К их числу относятся:

1. Физический и моральный износ оборудования машиностроительных предприятий.

2. Кадровый дефицит на предприятиях машиностроения области.

3. Незначительная доля продукции, поставляемой на экспорт.

4. Низкая инновационная активность предприятий отрасли.

К числу возможных рисков в перспективном развитии машиностроения региона следует отнести негативные последствия мирового финансово-экономического кризиса, отразившиеся на состоянии отраслей реального сектора экономики регионов России.

Главным отправным положением, во многом определяющим стратегию развития машиностроения юга Тюменской области в перспективе до 2020-2030 годов, является то обстоятельство, что Тюменский регион в целом (юг области, Ханты-Мансийский АО - Югра и Ямало-Ненецкий АО) еще на протяжении не менее 20-30 предстоящих лет будет оставаться основным производителем углеводородов в России как для удовлетворения потребностей внутри страны, так и для обеспечения экспортных поставок. В связи с этим хорошие перспективы к развитию имеет сектор нефтегазового машиностроения, в котором в настоящее время сосредоточена значительная часть машиностроительных предприятий региона. Данный сегмент вполне может стать одним из ключевых в специализации всего регионального промышленного комплекса. В то же время инновационный вариант стратегического развития машиностроительного комплекса юга Тюменской области предполагает в долгосрочной перспективе относительное снижение доли продукции нефтегазового машиностроения за счет опережающего роста других машиностроительных подотраслей - приборостроения, транспортного машиностроения, и др.

Основной стратегической целью развития машиностроительной отрасли юга Тюменской области в прогнозном периоде является повышение ее конкурентоспособности, достижение эффективной организации выпуска широкой номенклатуры продукции, обеспечивающей потребности экономики Тюменского региона, межрегионального обмена и экспорта продукции на основе рационального использования имеющегося потенциала отрасли и проведения импортозамещающей политики.

В целом для реализации инновационного сценария стратегического развития машиностроения юга Тюменской области необходимо решить ряд основополагающих задач, в том числе:

- привлечение инвестиций для технологического переоснащения производства, которое следует рассматривать как важнейший приоритет в развитии машиностроительной отрасли Тюменской области;

- формирование инновационной структуры машиностроительного производства - фундамента динамичного и устойчивого развития предприятий в долгосрочной перспективе;

- повышение конкурентоспособности машиностроительных предприятий юга Тюменской области путем формирования устойчивых кооперационных связей внутри отрасли, координации усилий по развитию производства, продвижению продукции, привлечению необходимых для предприятий ресурсов;

- расширение объемов производства в машиностроительном комплексе на основе формирования стратегических конкурентных преимуществ предприятий и организации их активной деятельности на новых рынках;

- систематическая оценка стратегических рисков развития предприятий машиностроительного комплекса региона и определение путей их минимизации.

Основным средством достижения установленной цели и поставленных задач является формирование кластера машиностроительного комплекса юга Тюменской области как прогрессивной формы территориальной организации производства и сбыта в условиях рыночной формы хозяйствования на региональном уровне. Данный кластер должен объединить усилия практически всех подотраслей машиностроительного комплекса области (нефтегазовое, сельскохозяйственное, электротехническое и транспортное машиностроение, приборостроение и др.) в достижении увеличения производства конкурентоспособной продукции с высокой долей добавленной стоимости (высокотехнологичной, наукоемкой продукции), предназначенной как для внутреннего потребления, так и для межрегионального обмена и экспорта.

Лесной комплекс

Лесной комплекс Тюменской области является важным сектором экономики и относится к отраслям перспективной региональной специализации промышленного производства.

Лесосырьевой потенциал.Общая площадь земель лесного фонда Тюменской области составляет 11,4 млн. га с общим запасом древесины 920 млн. м3, или 11,5% от запасов УФО и 1,1% от общероссийских запасов. В составе лесонасаждений (по запасам древесины) доля хвойных лесообразующих пород оценивается в 39% и лиственных – 61%, при этом значительную часть их составляют спелые и перестойные насаждения. Потенциально возможный ежегодный объем заготовки древесины (расчетная лесосека) определен в 9,3 млн. м3, или 11,3% от его значения для УФО и 1,46% от общероссийского; расчетная лесосека по хвойному хозяйству составляет 1,44 млн. м3.

Лесное хозяйство. Освоение расчетной лесосеки по рубкам главного пользования в 2001-2006 годах низкое и составляло по хвойному хозяйству 11-16% и по лиственному хозяйству – 3-7%. Основным сдерживающим фактором в развитии заготовок древесины является слабо развитая транспортная (лесовозные и магистральные дороги) инфраструктура лесопользования.

Обработка древесины и производство изделий из дерева. Индекс производства за 2001-2007 годы увеличился на 37,8%. В последние годы на ведущих предприятиях активизировались мероприятия по модернизации производства и созданию дополнительных мощностей.

Продукция ведущих предприятий лесного комплекса Тюменской области пользуется спросом на внутреннем и внешнем рынках.

Результаты анализа современного состояния лесного комплекса области дают основания для постановки следующих препятствующих развитию отрасли актуальных проблем:

· недостаточное развитие арендных отношений по видам использования лесов;

· низкое использование установленной расчетной лесосеки;

· недостаточная сеть лесовозных дорог;

· удаленность основных эксплуатационных запасов от транспортных магистралей и деревообрабатывающих мощностей;

· недостаток высококвалифицированных рабочих и управленческих кадров;

· высокий удельный вес низкотоварной древесины и недостаток мощностей по её переработке;

· слабая охрана лесов от незаконных рубок;

· высокая изношенность материально-технической базы учреждений лесного хозяйства.

Заслуживает внимания также проблема развития побочного лесопользования и использования естественного потенциала дикорастущих ягод, грибов и растительных ресурсов лекарственного, пищевого и другого назначения.

Основные предпосылки, факторы и возможные риски развития лесного комплекса. К важнейшим предпосылкам развития лесного комплекса Тюменской области относятся ее значительный лесосырьевой потенциал, прогнозируемый спрос на лесопромышленную продукцию на внутреннем и мировом рынках, а также созданный производственный потенциал.

Развитие лесного комплекса Тюменской области в прогнозный период будет находиться под влиянием внешних и внутренних факторов.

К внешнимположительным факторам относятся динамичный спрос на лесопромышленную продукцию на российском и мировом рынках, активизация инновационной деятельности и др. Негативное значение будут иметь растущая конкуренция на внутреннем и внешнем рынках лесопромышленной продукции.

В составе внутренних положительных факторов выделяются значительный лесосырьевой потенциал с наличием ценных хвойных пород; высокий спрос на лесопромышленную продукцию на региональном рынке, обуславливаемый развитием промышленного и строительного секторов экономики и ростом благосостояния населения; созданные производственный потенциал и инфраструктура лесохозяйственной деятельности и др. Сдерживающее влияние будут оказывать следующие внутренние факторы: низкий технический и технологический уровень производства; высокая степень морального и физического износа основных производственных фондов; недостаточный объем инвестиций в основной капитал.

В качестве возможных рисков в прогнозируемом развитии лесного комплекса рассматриваются, прежде всего, возникновение мировых и внутренних кризисных процессов в экономической сфере, а также деловые риски.

Основная цель развития лесного комплекса Тюменской области состоит в эффективном и сбалансированном обеспечении спроса на продукцию лесного комплекса на внутреннем и внешнем рынках на основе повышения ее конкурентоспособности и наиболее полного и рационального использования лесосырьевого потенциала при сохранении средообразующих функций леса.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- обеспечение интенсивного и эффективного использования лесов, развитие рыночных механизмов их использования, охраны и воспроизводства;

- организация научно-инновационного развития и необходимого кадрового обеспечения лесного комплекса;

- повышение уровня глубокой химической, механической и энергетической переработки древесного сырья;

- совершенствование структуры и рост объемов продукции лесопромышленного производства с высокой добавленной стоимостью;

- развитие инфраструктуры в регионах реализации приоритетных инвестиционных проектов и освоения новых лесных массивов.

К приоритетным направлениям развития лесного комплекса в период до 2020 года и в перспективе до 2030 года относятся:

- обеспечение устойчивого управления лесами и сохранение в них биологического разнообразия на основе рационального и неистощительного лесопользования, продвижения лесной сертификации, отвечающей мировым стандартам, сохранения лесов природоохранного назначения, формирования эффективного механизма арендных отношений, в том числе долгосрочной аренды лесных участков с выращиванием целевых лесообразующих пород, стимулирования использования лесов в спортивно-оздоровительных и рекреационных целях, а также совершенствования системы государственного лесного контроля и надзора, мониторинга лесопользования;

- разработка и внедрение экономического механизма стимулирования глубокой переработки древесины и экологизации лесопромышленного производства, а также схемы приоритетного транспортного освоения лесов, предусматривающих формирование производственных кластеров на базе крупных лесоперерабатывающих предприятий и вовлечение в эксплуатацию перспективных лесосырьевых территорий Уватского, Вагайского, Тобольского районов как основы участия лесного сектора экономики в решении социальных задач региона;

- научно-инновационное, кадровое и маркетинговое обеспечение лесопромышленного комплекса;

- организация эффективного межведомственного взаимодействия, включая взаимодействие с уполномоченными федеральными и областными органами государственной власти по пресечению незаконных заготовок, оборота незаконно заготовленной древесины и иных противоправных посягательств в отношении лесных участков в составе земель лесного фонда и земель иных категорий.

Важнейшее значение придается увеличению масштабов и темпов лесовосстановления, в т.ч. посадки и посева леса с выращиванием заданных сортаментов хвойных пород. Основная роль в этом отношении отводится развитию долгосрочной аренды лесных участков, передаваемых в пользование лесопромышленным предприятиям.

В долгосрочной перспективе на 2020-2030 годы основные положения стратегии развития лесного комплекса Тюменской области сохранят свое значение. Вместе с тем, следует ожидать дальнейшего усиления внимания к решению проблем устойчивого развития лесопользования, развития ресурсосберегающих и экологически безопасных инновационных технологий.

Строительный комплекс

Социально-экономическое развитие невозможно без расширения и постоянного обновления основных фондов отраслей экономики, строительства и ввода в действие новых объектов инфраструктуры, предприятий, зданий и сооружений, реконструкции и технического перевооружения действующих мощностей. Это определяет место строительного комплекса в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Тюменской области до 2020 года и на перспективу до 2030 года.

На экономическое развитие региона большое влияние оказывает близость к нефтегазовым территориям автономных округов с высокой потребностью в привозных ресурсах для производственной деятельности и жизнеобеспечения населения, а также то обстоятельство, что по территории региона проходят несколько важнейших для страны транспортных коридоров.

Указанные обстоятельства предопределяют необходимость развития железнодорожных и автотранспортных магистралей, активизации жилищного строительства, обеспечения удовлетворения растущих потребностей в строительных материалах и конструкциях за счёт опережающего развития предприятий строительной индустрии.

К положительным тенденциям развития строительного комплекса следует отнести:

· объёмы строительных работ в регионе на протяжении последних лет существенно опережают среднероссийские показатели в расчете на душу населения;

· увеличение объёма инвестиций в основной капитал строительной отрасли, что свидетельствует о развитии и совершенствовании ее материально-технической базы;

Наиболее общими принципами и положениями при принятии и реализации стратегии развития строительного комплекса Тюменской области должны быть:

· снижение ресурсоемкости строительства;

· пропорциональность развития строительного комплекса соответственно развитию всех сфер экономики региона;

· обеспечение и повышение уровня надежности функционирования строительного комплекса;

· обеспечение надежности функционирования и эксплуатации зданий и сооружений;

· внедрение инновационных строительных материалов и технологий строительства;

· интенсификация использования ИКТ в сфере строительства.

Жилищное строительство

Интенсивное жилищное строительство с сохранением тенденции роста ввода жилья характерно для области на протяжении ряда последних лет. Реализация приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» придала дополнительный импульс развитию жилищной сферы на территории Тюменской области.

Дальнейшее развитие массового жилищного строительства потребует развития промышленной базы стройиндустрии и промышленности строительных материалов, стимулирования применения новых технологий в строительстве и новых строительных материалов, развития свободной конкуренции между частными коммерческими и некоммерческими застройщиками.

Активное развитие получит малоэтажная застройка, в том числе из деревянных конструкций заводского изготовления на базе современных технологий.

Наши рекомендации