Это аналитический жанр, в котором дается оценка деятельности печатного органа в целом или освещения в нем отдельных актуальных проблем за определенный период времени

Предмет изучения – опосредованная действительность – печатные издания (теле- или радиопрограммы).

Ведущие методы – анализ, синтез.

Этот жанр преследует двойную цель: 1) воздействовать на развитие прессы, повысив ее идейную значимость, 2) познакомить читателей с наиболее значимыми, впечатляющими публикациями, вышедшими в различных изданиях.

История жанра.Первые обзоры печати появляются в конце 17 века, когда у ученых, журналистов и издателей возникает необходимость сформулировать свое представление о роли и возможностях газет и журналов в жизни общества и познакомить с этим представлением своих современников. Партийная печать во все годы своего существования официально отводит обзорам печати роль одной из чрезвычайно важных оперативных форм руководства средствами массовой коммуникации. Рецензируя публицистические произведения, обозреватель критикует идейно неверные, ошибочные, обобщает и распространяет передовой опыт общепартийной пропагандистской работы. К сожалению, сейчас все реже и реже можно встретить в полном смысле слова обзор средств массовой коммуникации. Журналисты не утруждают себя строгим научным анализом таких явлений как печать, радио или телевидение, подменяя исследование причин пересказом основных новостей или рецензией публицистических материалов.

Признаки жанра.Здесь создается панорама событий или явлений, на основе которой исследуется совокупность социальных фактов действительности. Это не простой пересказ прочитанного, услышанного или увиденного. Журналист осмысляет верность, правдивость публицистического осмысления жизни.

Этот жанр отличается использованием большого количества цитат из обозреваемых изданий, радио- и телепередач. Ведь обзор должен обладать силой доказательности, развернутой аргументацией и убедительными выводами, а все это можно достичь только с помощью извлечений из анализируемых текстов.

Эта черта еще больше сближает обзор с рецензией, опирающейся на выдержки из анализируемых произведений.

Виды обзоров.

Объединяет все виды обзоров печати общая задача – анализ деятельности СМИ, однако цели данного «популярного» исследования могут быть различными: анонсирование (реклама); идеологическая полемика; способствовать повышению качества издания, улучшению его содержательной, композиционной и графической моделей; обобщать опыт работы СМИ.

Существует несколько видов обзора средств массовой коммуникации.

Общий обзор - анализ широты диапазона публикаций в конкретном средстве массовой коммуникации, разработки в нем наиболее актуальных тем, литературных достоинств материалов, достоинств или недостатков содержательной, композиционной и графической моделей.

В специальных изданиях сохраняются обзоры прессы, выполняющие функции профессиональной учебы журналистов, своеобразной летучки, в которой одновременно могут участвовать десятки, сотни редакций.

Информационный обзор (или обзор-презентация, анонсирующий обзор) – рассказ о ведущих темах номера. Чаще всего заключается в кратком пересказе каких-либо материалов свежих номеров нескольких изданий. Приводя публикации из различных СМИ, автор пытается с их помощью представить аудитории полную картину события, познакомить с оценками, позициями, занятыми разными газетами по отношению к одному и тому же событию.

Это наиболее популярная сегодня разновидность жанра. Чаще всего используется в электронных СМИ.

Тематический обзор - анализ освещения в средствах массовой коммуникации определенной темы. Предметом изучения могут быть, например, акции, связанные с принятием важных общественно-государственных документов, чрезвычайными ситуациями или сенсациями, но чаще всего – это освещение какой-либо актуальной темы, попавшей в поле зрения сразу нескольких СМИ.

В тематических обзорах аналитическая составляющая, а также степень проявления авторского «я» может очень сильно варьироваться.

Максимально соответствуют требованиям аналитического текста сегодня тематические обзоры, выполняющие функции идеологической борьбы.

Методика работы над жанром.Работа над обзором печати, как и над любым другим жанром, начинается с выбора темы. Журналист внимательно отслеживает не только крупные материалы, но и небольшие заметки, отражающие предмет его интереса. Затем определяем вид обзора и источник информации. В качестве такового может выступать, как уже говорилось, одно или несколько изданий. Очень важно четко и правильно определить цель своего выступления, очертив круг актуальных вопросов.

Для общего обзора прессы очень эффективно использовать метод контент-анализа.

Если вы работаете над тематическим обзором нескольких изданий, важно выделить, чем различаются позиции СМИ, попытаться объяснить читателю, почему расходятся позиции изданий.

С особой аккуратностью следует проявлять в обзоре свое авторское «я», любая оценка, особенно негативная, может стать причиной профессиональных конфликтов, поэтому даже минимальная критика должна быть хорошо аргументирована. В современной прессе чаще всего авторская позиция в обзоре проявляется не в оценке исследуемых изданий, а по отношению к выбранному событию.

Тема 8: РЕЦЕНЗИЯ

Это более или менее целостный анализ произведения с оценочной направленностью, причем рецензент стремится не только обосновать свою позицию, но и привлечь внимание читателя к рецензируемому произведению.

Предмет изучения – отдельное произведение искусства (литературы, музыки, живописи, театра, кино) или научная работа – опосредованная в форме научного произведения или произведения искусства действительность.

Ведущий метод – анализ, индукция.

Рецензия – жанр полифункциональный:по отношению к читателю выполняется направляющая, рекомендательная функция, а по отношению к автору – оценивающая, дидактическая.

Жанровые признаки.

Рецензия – это жанр:

- полифункциональный (совмещает функции информации, воздействия, убеждения, анализа);

- аргументативный (обязательна обоснованность, объективность авторской оценки);

- эмоциональный (допустима субъективность, личные вкусы и пристрастия критика);

- полиадресный (предназначен для широкой публики и для автора произведения);

- преимущественно письменный;

- индивидуальный (автор – конкретный человек);

- стилистически гибридный (совмещает элементы публицистического стиля как основного и научного).

Рецензия сочетает в себе признаки информационных и аналитических жанров и имеет четкую коммуникативную установку: привлечь внимание читателя к рецензируемому произведению.

Рецензия имеет ярко выраженную оценочность.

Здесь важно, чтобы оценка произведения подтверждалась анализом, аргументацией, а элементы анализа носили ясно выраженный оценочный характер. В противном случае не будут оправданы коммуникативные ожидания адресатов и читателей, желающих узнать, как оценивают данное произведение критики, и автора, которому прежде всего хочется знать основания, причины той или иной оценки своего произведения), и диалог не будет результативным.

Е.А. Корнилов выделяет следующие обязательные элементы рецензии:

1. Назначение рецензии – дать характеристику и оценку рассматриваемого произведения. Под характеристикой следует понимать описание произведения, раскрытие его сути, идейного содержания и художественной формы. Оценка – это определение достоинств и недостатков произведения на основе его характеристики.

2. Предмет – изученный и отраженный в произведениях науки или искусства материал.

3. Рецензия – локальный жанр, она рассматривает обычно одно произведение, анализирует и оценивает его, не ставя более широких задач.

4. Рецензия – жанр синтетический по драматургии и стилистике, 1) она является аналитическим жанром, т.к. исследует, анализирует, оценивает и 2) обладает признаками информационных жанров, ибо посвящена обычно локальной теме и отвечает на вопросы: когда, где, что и зачем? И 3) некоторыми свойствами художественно-публицистической группы жанров, так как «богата» средствами образности.

5. Обязательными структурными элементами каждой рецензии, выражающими информационно-аналитическую суть жанра, являются: 1) сообщение о произведении искусства или науки, его авторах, времени и месте создания; 2) анализ темы и идеи – содержания произведения; 3) анализ средств выражения темы, идеи, системы образов, мастерства – художественной формы; 4) определение места произведения в творчестве автора, в совокупности других произведений данной тематики.

Анализ художественного произведения, лежащего в основе рецензии, является способом аргументации автора своего субъективного мнения. Основанием оценки в искусстве чаще всего является эстетический вкус, субъективные ощущения, пристрастия. В таком случае оценка не может быть объективной. Но задача рецензента как раз и состоит в том, чтобы аргументировать свою оценку, найти такие основания, которые позволили бы говорить об объективности его суждений.

Образ автора рецензии часто «скрывается» за местоимением МЫ и глаголами совместного действия, но тем не менее это автор индивидуальный. Он представляется как лицо, имеющее право на оценку чужого труда, так как обладает высоким уровнем профессиональной компетенции, успешное общение журналиста-рецензента и читателя зависит в первую очередь от авторитетности критика в определенной области знаний.

Рецензия – жанр полиадресный. Адресатом является 1) читатель и 2) автор-писатель. В связи с этим рецензенту приходится учитывать различные интересы адресатов. Читатель обращается к рецензии для того, чтобы сориентироваться в мире книжных новинок, сопоставить свое восприятие со взглядами критика, разъяснить для себя непонятные моменты. А автор произведения интересуется профессиональным откликом на свое творчество, соотносит свой замысел с успешностью его воплощения, ищет пути для дальнейшего совершенствования своего мастерства.

Рецензия может вызвать целый ряд реакций: другие рецензии, отклики, полемические статьи, авторецензию и, наконец, другие художественные произведения как подтверждение правомерности авторской позиции, взгляда или доказательство учета пожеланий критика.

Самым распространенным аргументом рецензента является цитирование. Используется как прямое, так и косвенное цитирование.

Виды рецензий.

Исследователи подразделяют рецензии на два основных вида.

1. Оценивающий такие общественно-политические, публицистические и научные произведения, где современная действительность отражается преимущественно средствами теоретического знания. Здесь журналисту важно уметь говорить с рецензируемым автором на одном "языке" - языке теоретического исследования, а значит, иметь четкое представление о предмете разговора, профессионально разбираясь в его сути.

2. Оценивающий произведения искусства. Тут возникает необходимость объяснения образного творчества, которое постигает действительность в единстве логического и эмоционального, рассудочного и чувственного, абстрактного и конкретного. Журналист, помимо специальных теоретических и эстетических знаний, должен обладать способностью сопереживания, проникновения в мир чувств рецензируемого автора или целого творческого коллектива.

Другая типология жанра, когда рецензии делятся по предмету изображения:театральная, литературная, музыкальная, научная, кинорецензия и т.д.

Язык рецензии.Необходимо владеть специальной терминологией, органично включенной в текст публицистического выступления. Рецензии свойственна оценочность языковых средств. Оценочная лексика связана с острой потребностью формирования новых знаний и убеждений, определенного отношения к ним. Поэтому в арсенале рецензента есть и разговорные конструкции, и книжные высокие слова, и архаизмы, и многообразные средства эмоционального синтаксиса.

Наши рекомендации