В определенный период времени.


Спрос обозначается буквой D (demand - спрос). Важно заметить, что спрос характеризует не просто желание покупателя иметь этот товар, но и его способность заплатить за товар. Иначе говоря, спрос – это платёжеспособная потребность.

Важнейшими характеристиками спроса являются объем спроса (QD) и цена товара (Р).

Объем спроса(QD)- это то количество товара или услуги, которое потребители согласны купить по определенной цене в течение определенного периода времени.

Цена спроса (P) - это максимальная цена, которую покупатель готов заплатить за определенное количество товара или услуги.

Между объемом спроса и ценой спроса существует обратная зависимость, которая выражается в законе спроса: «... при неизменности всех прочих параметров снижение цены ведет к соответствующему возрастанию величины спроса. И, напротив, при прочих равных условиях повышение цены ведет к соответствующему уменьшению величины спроса».

В основе закона спроса лежат следующие обстоятельства.

Во-первых, склонность людей больше покупать товаров по низкой цене, чем по высокой. Уже тот факт, что фирмы устраивают «распродажи», служит наглядным доказательством их веры в закон спроса.

Во-вторых, действие закона убывающей предельной полезности означает, что человек получает наибольшее удовлетворение от первой покупки. Приобретение и потребление последующих единиц товара приносит все меньшее удовлетворение. Следовательно, только при снижении цены на данный товар человек захочет в дальнейшем стать его покупателем.

В-третьих, снижение цены приводит к возникновению эффекта дохода, т.е. снижение цены товара увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя, а поэтому он в состоянии купить большее количество данного товара, не отказывая себе в покупке других товаров. Кроме того, снижение цены на определенный товар приводит к действию эффекта замещения, т.е. стремление покупателя приобретать более дешевый товар по сравнению с относительно дорогими аналогичными товарами.

Закон спроса - это не абсолютный закон, а закон-тенденция. В реальной жизни существуют ситуации, когда спрос ведет себя не в соответствии с законом спроса. К таким отклонениям относят «парадокс Гиффена», «эффект Веблена» и эффект ожидаемой динамики цен.

Английский экономист Роберт Гиффен описал случай, когда во время голода в Ирландии в 19 веке спрос на картофель, цена которого существенно поднялась, также возрос. Причина состояла в том, что картофель был продуктом питания, потребляемым бедняками, и повышение цены на него вынудило их отказаться от других видов потребления, сведя последнее к потреблению лишь картофеля.

Парадокс Гиффена касается так называемых «низших» или низкокачественных товаров первой необходимости, «товаров для бедняков». В этой группе товаров при повышении цены спрос также продолжает расти.

Эффект Веблена («эффект сноба») касается престижных товаров, с приобретением которых связывают свой высокий социальный статус некоторые потребители. Товары покупаются по принципу «престижной дороговизны». Поэтому рост цен на предметы роскоши ведёт к росту объёма спроса на них. Снижение рыночной цены на такие товары уменьшает их привлекательность для «снобов» и спрос падает.

Третье отклонение касается аномальной реакции спроса в кратковременный период, когда за ростом цен наблюдается и рост объёма спроса. Здесь срабатывает механизм потребительских ожиданий (завтра будет еще хуже), влияние цены на другие товары и т.п.

Таким образом, закон спроса отражает обратную зависимость объёма спроса от цены. Эта зависимость может быть выражена с помощью функции.

Если все факторы, кроме цены рассматриваемого товара, неизменны, то

функция спроса примет вид: QD = f (Px)

Функцию спроса от цены можно представить несколькими способами:

1. С помощью шкалы спроса (таблицы спроса). Например:

Цена за единицу товара, Р(руб.)  
Объём спроса на товар, Qd (ед.)

2.Аналитический способ, т.е. с помощью математической формулы.
Если существует линейная зависимость между Qd и Р, то в общем
виде уравнение функции спроса от цены: QD = а - bР.

С помощью графика спроса.

Кривую спроса можно получить, если перенести на график данные шкалы спроса, или исходя из математической формулы функции спроса, найти значения объёма спроса для изменяющейся цены и перенести эти значения на график (рис.1).

P



D

0 Q

Рис.1. Кривая спроса.

Кроме цены самого товара на спрос оказывает влияние множество других факторов, которые называют неценовыми. Влияние неценовых факторов вызывает изменение самого спроса (не путать с объёмом спроса), что на графике отражается с помощью сдвига кривой спроса: вправо-вверх – при увеличении спроса и влево-вниз – при уменьшении спроса (рис.2).

P

D1

D

D2

0 Q

Рис.2. Изменение спроса и сдвиги кривой спроса.

К основным неценовым факторам спроса относятся:

1. Цены на товары-заменители (субституты). Это товары, имеющие одинаковое назначение, например, масло и маргарин, свинина и говядина, аудиокассеты и компакт-диски. Товары-субституты заменяют друг друга в потреблении. Рост цены, допустим, на сливочное масло, обусловит рост спроса на маргарин. Если цена на сливочное масло снизится, то спрос на маргарин сократится. Таким образом, снижение цен на товары-субституты приведет к сокращению спроса на рассматриваемый товар (и наоборот).

2. Цены на дополняющие товары (комплементы). Это товары, которые дополняют друг друга в потреблении. Например, видеомагнитофон и видеокассеты, автомобиль и бензин и т.д. Снижение цены на товар-комплемент приведет к увеличению спроса на рассматриваемый товар (и наоборот).

3. Доходы покупателей. Чем больше денег у покупателя, тем больше товаров можно приобрести (и наоборот). Здесь речь идёт о нормальных товарах. Если рассматривать низшие товары, то увеличение доходов покупателей приведёт к снижению спроса на низшие товары.

4. Мода, вкусы и предпочтения покупателей. Мода на товар приводит к росту спроса на него (и наоборот).

Возраст и пол, семейное и социальное положение, а также некоторые другие моменты формируют вкусы и запросы покупателей. Иногда вкусы меняются быстро (например, в таких областях, как популярная музыка, одежда и т.п.). В этом случае спрос изменяется достаточно быстро как в сторону увеличения, так и в обратную сторону.

Сезонные изменения в спросе. Например, спрос на учебники и тетради значительно выше в течение учебного года, чем во время каникул.

Реклама. Хорошо проведённая реклама товара, как правило, вызывает увеличение спроса на этот товар.

Ожидания покупателей. Если покупатели ожидают, что товар станет более дорогим в перспективе, то они будут стремиться купить больше этого товара до того, как цена на него повысится. Например, весной 2011 года среди населения появились слухи о существенном повышении цен на подсолнечное масло. Многие люди стали закупать этот товар «про запас», что привело к резкому увеличению спроса на подсолнечное масло.

Наши рекомендации