Особенности правовых норм участия в российских выставках
Доклад
По дисциплине: «Организационно-выставочная деятельность»
Тема 3. «Правовое регулирование выставочного дела»
Законодательная и нормативно-правовая база выставочной деятельности.
Различные аспекты выставочно-ярмарочной деятельности в России регулируются как законодательными актами общего характера, так и нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Российской Федерации. Общее количество таких действующих актов – более 200.
В их числе: Гражданский кодекс Российской Федерации (заключение договоров), Налоговый кодекс Российской Федерации (порядок налогообложения), Таможенный кодекс Российской Федерации (перемещение товаров, предназначенных для выставок, через таможенную границу Российской Федерации). Также можно выделить федеральные законы «Об экспортном контроле» от 18.07.1999г. № 183-ФЗ; «О рекламе» от 18.07.1995г. № 108-ФЗ; «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.1995г. № 88-ФЗ; Законы РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» от 23.09.1992 г. № 3520-1; «О валютном регулировании и валютном контроле» от 09.10.1992 г. № 3615-1; национальный стандарт «Деятельность выставочно-ярмарочная. Термины и определения» и др.
К международным договорам, регулирующим выставочно-ярмарочную деятельность, участницей которых является Российская Федерация, относятся: Парижская конвенция 1928 года о международных выставках; Соглашение с государствами-участниками СНГ «О развитии выставочно-ярмарочной деятельности в Содружестве Независимых Государств» от 26.05.1995г.; Таможенная конвенция о Карнете А.Т.А. для временного ввоза товаров (Брюссель, 06.12.1990г.); Конвенция о временном ввозе (Стамбул, 26.06.1990г.); двусторонние соглашения Российской Федерации о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с иностранными государствами, содержащие отдельные положения, касающиеся выставочно-ярмарочной деятельности.
Ряд федеральных органов исполнительной власти формируют ведомственную нормативно-правовую основу проведения выставок соответствующих отраслей.
Отдельно Указами Президента России, Распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями Минобороны России регламентируется порядок подготовки и проведения выставок продукции военного назначения, а также участия российских и иностранных организаций в таких выставках.
Особенности правовых норм участия в российских выставках
В настоящее время в Российской Федерации в отличие от целого ряда иностранных государств таких, как США, Германия, Италия, Испания, Египет и др., не существует единого правового акта, посвященного регулированию основных аспектов выставочно-ярмарочной деятельности. Различные вопросы указанной деятельности в России регулируются как законодательными актами общего характера, так и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Российской Федерации.
К числу нормативных правовых актов, регулирующих отношения, напрямую затрагивающие проблематику осуществления выставочно-ярмарочной деятельности, в частности, относятся:
— постановление Правительства Российской Федерации от 12.04.2000г. №328 "О Комиссии Правительства Российской Федерации по выставочно-ярмарочной деятельности";
— постановление Правительства Российской Федерации от 06.01.1997г. №11 "Об усилении контроля за обязательным применением контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах и на других территориях, отведенных для осуществления торговли";
— постановление Правительства Российской Федерации от 16.01.1995г. №50 "Об утверждении Положения о порядке контроля за экспортом из Российской Федерации химикатов, оборудования и технологий, которые имеют мирное назначение, но могут быть применены при создании химического оружия" (в части обязательного согласования с Минюстом России заявлений на выдачу заключений о возможности временного вывоза отдельных видов химикатов и оборудования двойного применения для демонстрации на выставках, ярмарках и в рекламных целях);
— распоряжения Правительства Российской Федерации об участии российских организаций в конкретных выставочно-ярмарочных мероприятиях.
Отдельные вопросы общего характера в сфере осуществления выставочно-ярмарочной деятельности регулируются нормативными правовыми актами, являющимися основополагающими для всех отраслей экономики, в том числе, Гражданским кодексом Российской Федерации (заключение договоров), Налоговым кодексом Российской Федерации (порядок налогообложения), Таможенным кодексом Российской Федерации (перемещение товаров, предназначенных для выставок, через таможенную границу Российской Федерации). Также в данной связи можно выделить федеральные законы от 18.07.1999г. № 183-ФЗ "Об экспортном контроле"; от 18.07.1995г. № 108-ФЗ "О рекламе"; от 14.06.1995г. № 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации"; Закон Российской Федерации от 07.02.1992г. №2300-1 "О защите прав потребителей" и др.
К международно-правовым актам, регулирующим выставочно-ярмарочную деятельность, участницей которых является Российская Федерация, относятся:
— Парижская конвенция 1928 года о международных выставках;
— Соглашение с государствами-участниками СНГ "О развитии выставочно-ярмарочной деятельности в Содружестве Независимых Государств" от 26.05.1995г.;
— Таможенная конвенция о КАРНЕТЕ А.Т.А. для временного ввоза товаров (Брюссель, 06.12.1990г.);
— Конвенция о временном ввозе (Стамбул, 26.06.1990г.);