Контроль антимонопольных органов за предоставлением государственных и муниципальных преференций. Цели и порядок предоставления преференций
С 23 августа 2009 года вступил в силу Федеральный закон от 17.07.2009 № 164-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 164-ФЗ).
Федеральный закон № 164-ФЗ внес существенные изменения в статьи Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции), регулирующие вопросы контроля предоставления и использования государственной и муниципальной помощи.
Так, термин «государственная или муниципальная помощь» был изменен на термин «государственная или муниципальная преференция». Сделано это было для того, чтобы подчеркнуть характерную особенность предоставления государственного или муниципального имущества хозяйствующему субъекту, а именно предоставление данному хозяйствующему субъекту преимущества, которое влияет на конкуренцию на соответствующем рынке. Старый термин «помощь» данную особенность не отражал.
Кроме изменения самого термина «государственная или муниципальная помощь» на «государственная или муниципальная преференция», были внесены изменения и в определение государственной или муниципальной преференции. Согласно пункту 20 статьи 4 в редакции Федерального закона № 164-ФЗ, государственные или муниципальные преференции – предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.
До вступления в силу Федерального закона № 164-ФЗ органы законодательной власти субъектов Российской Федерации не относились к тем органам власти, которые могли предоставлять государственную помощь. Из новой редакции Закона о защите конкуренции следует, что органы законодательной власти субъектов Российской Федерации с 23.08.2009 могут предоставлять государственные преференции наряду с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом № 164-ФЗ был изменен и перечень объектов, путем передачи которых предоставляется государственная или муниципальная преференция хозяйствующим субъектам.
Согласно Федеральному закону № 164-ФЗ, государственная или муниципальная преференция может предоставляться путем предоставления имущественных льгот. Со дня вступления в силу Федерального закона № 164-ФЗ налоговые льготы, за исключением установленных федеральными органами законодательной власти, а также льготы по арендной плате будут относиться к объектам государственной или муниципальной преференции.
До вступления в силу Федерального закона № 164-ФЗ государственная или муниципальная помощь могла быть предоставлена путем передачи прав доступа к информации в приоритетном порядке.
Федеральным законом № 164-ФЗ установлен запрет на предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, государственными внебюджетными фондами и Центральным банком Российской Федерации доступа к информации в приоритетном порядке хозяйствующему субъекту (часть 1 статьи 15 была дополнена пунктом 6 соответствующего содержания).
Федеральным законом № 164-ФЗ существенно изменен перечень целей, на которые могут быть предоставлены государственные или муниципальные преференции.
Так, в перечень целей, на которые с 23.08.2009 сможет быть предоставлена государственная или муниципальная преференция, вошли:
1) обеспечение жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях ;
2) развитие образования и науки;
3) проведение научных исследований;
4) защита окружающей среды;
5) сохранение, использование, популяризация и государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
6) развитие культуры, искусства и сохранение культурных ценностей;
7) развитие физической культуры и спорта;
8) обеспечение обороноспособности страны и безопасности государства;
9) производство сельскохозяйственной продукции;
10) социальная защита населения;
11) охрана труда;
12) охрана здоровья граждан;
13) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства;
14) определяемые другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации цели.
Большинство целей являются новыми по сравнению с предыдущей редакцией Закона о защите конкуренции. Для правильной оценки соответствия предоставляемой государственной или муниципальной преференции допустимым целям необходимо руководствоваться нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принятых в рамках их полномочий, по соответствующим направлениям.
Следует обратить внимание на предоставление государственных или муниципальных преференций в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. По сравнению с Законом о защите конкуренции в редакции, действовавшей до 23.08.2009, после вступления в силу Федерального закона № 164-ФЗ государственные или муниципальные преференции могут предоставляться всем субъектам малого и среднего предпринимательства без ограничений относительно видов их деятельности.
Однако при даче согласия на предоставление таких преференций следует помнить, что в случае, если на одно и то же имущество претендуют несколько субъектов малого или среднего предпринимательства, предоставление имущества одному субъекту малого или среднего предпринимательства путем предоставления государственной или муниципальной преференции приведет к недопущению конкуренции, что является основанием для отказа в предоставлении государственной или муниципальной преференции.
Новым в целях предоставления государственных или муниципальных преференциях является также то, что с 23.08.2009 возможно предоставление таких преференций на цели, указанные в иных федеральных законах, нормативных правовых актах Президента Российской Федерации и нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации (далее — НПА).
Примером такого НПА может служить Федеральный закон от 22.08.1996 № 126-ФЗ «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации».
Государственные или муниципальные преференции на цели, определяемые НПА, могут предоставляться в случае, когда самими этими НПА не предусмотрен иной порядок предоставления государственной поддержки (например, по результатам конкурса).
Согласно Федеральному закону № 164-ФЗ установлен прямой запрет на использование государственной или муниципальной преференции в целях, не соответствующих указанным в заявлении о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции целям. В случае нарушения этого запрета антимонопольный орган выдает предписание о принятии мер по возврату имущества, иных объектов гражданский прав либо предписание о принятии мер по прекращению использования преимущества не только федеральному органу исполнительной власти, органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, предоставившим такую преференцию, но и самому хозяйствующему субъекту, которому предоставлена такая преференция.
По общему правилу государственная или муниципальная преференция предоставляется с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа. Однако, как и в прошлой редакции Закона о защите конкуренции, Федеральным законом № 164-ФЗ установлен ряд исключений из этого правила.
Так, не требует предварительного согласия антимонопольного органа предоставление преференции:
1) на основании федерального закона о бюджете, законов субъектов Российской Федерации о бюджете, нормативных правовых актов органов местного самоуправления о бюджете, содержащих либо устанавливающих порядок определения размера государственной или муниципальной преференции и ее конкретного получателя;
2) путем направления на финансовое обеспечение непредвиденных расходов средств резервных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации;
3) в размере, не превышающем установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, если такая преференция предоставляется не чаще чем один раз в год одному лицу.
Перечень случаев передачи имущества и иных объектов гражданских прав, не являющихся государственной или муниципальной преференцией, также претерпел некоторые изменения.
Так, из указанного перечня исключили предоставление денежных средств, предусмотренное законом субъекта Российской Федерации о бюджете или нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий финансовый год каждому лицу, которое обратилось с просьбой о предоставлении денежных средств и соответствует установленным требованиям к виду деятельности получателя и месту ее осуществления. При таком предоставлении денежных средств не происходит предоставления преимущества отдельному хозяйствующему субъекту, поэтому специальное включение этого случая в Закон о защите конкуренции не требуется.
Для получения предварительного согласия антимонопольного органа на предоставление государственной или муниципальной преференции федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации после вступления в силу Федерального закона № 164-ФЗ будут подавать в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции (далее — заявление) с обязательным приложением указанных в Законе о защите конкуренции документов.
Оплата государственной пошлины за подачу такого заявления не требуется.
В перечень документов, обязательных для представления с заявлением, Федеральным законом № 164-ФЗ были добавлены нотариально заверенные копии учредительных документов хозяйствующих субъектов — получателей государственной или муниципальной преференции.
Кроме того, к заявлению должен прилагаться перечень наименований видов товаров, объем товаров, произведенных и (или) реализованных хозяйствующим субъектом, в отношении которого имеется намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, в течение двух лет, предшествующих дате подачи заявления, либо в течение срока осуществления деятельности, если он составляет менее чем два года, с указанием кодов видов продукции (в предыдущей редакции Закона о защите конкуренции было требование о представлении наименований видов продукции). Определение термина «товар» содержится в пункте 1 статьи 4 Закона о защите конкуренции. Это объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
Изменились и сроки рассмотрения антимонопольным органом заявлений. После вступления в силу Федерального закона № 164-ФЗ решение по результатам рассмотрения заявления должно быть принято в срок, не превышающий одного месяца с даты получения заявления и документов (ранее срок рассмотрения ходатайства составлял два месяца).
Следует обратить внимание, что Федеральный закон № 164-ФЗ ужесточил требования к заявлению и прилагаемым к нему комплекту документов. После вступления в силу Федерального закона № 164-ФЗ в случае, если заявление и (или) представленные с ним документы не соответствуют требованиям Закона о защите конкуренции, такое заявление возвращается заявителю в течение десяти дней со дня его получения антимонопольным органом с приложением копии мотивированного решения о несоответствии представленных заявления и (или) документов требованиям Закона о защите конкуренции. Заявление и копия решения антимонопольного органа возвращаются заявителю заказным письмом с уведомлением о вручении.
Следует также учесть, что заявление возвращается без представленных с ним документов. Заявитель вправе истребовать документы в течение 14 дней с даты получения им уведомления антимонопольного органа.
Федеральным законом № 164-ФЗ установлен десятидневный срок с даты представления заявления для принятия решения о том, что действия, на осуществление которых испрашивается согласие в заявлении, не являются государственной или муниципальной преференцией. Раньше срок принятия такого решения установлен не был. Заявитель о принятии такого решения должен быть уведомлен в день принятия решения заказным письмом с уведомлением о вручении с приложением удостоверенной в установленном порядке копии указанного решения.
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом № 164-ФЗ, о принятом решении по результатам рассмотрения заявления о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции антимонопольный орган в день принятия такого решения уведомляет заявителя заказным письмом с уведомлением о вручении с приложением копии решения.
Дополнительно сообщаем, что до 23 августа в ФАС России будет подготовлен проект Административного регламента по исполнению государственной функции по рассмотрению заявлений о даче согласия на предоставление государственных и муниципальных преференций и передан на согласование в Министерство юстиции Российской Федерации. В регламенте будет прописан порядок рассмотрения заявлений о даче согласия на предоставление государственных или муниципальных преференций в соответствии с требованиями Закона о защите конкуренции, в том числе будет установлен порядок принятия решения о несоответствии антимонопольному законодательству представленных заявления и документов. Приложениями к регламенту будут являться формы заявлений, решений, иных документов в соответствии с требованиями Закона о защите конкуренции по вопросам предоставления государственной или муниципальной преференции.