Контроль за предоставлением государственных (муниципальных) преференций хозяйствующим субъектам

Расширение применения института предупреждений довольно сильно повлияло на динамику количества возбужденных дел по признакам нарушения пункта 7 статьи 15, а также статей 19-21 Закона о защите конкуренции. Эффект от введения данного института проиллюстрирован на рисунке 14.

Рисунок 14. Количество возбужденных дел по признакам нарушения требований закона 135-ФЗ «О защите конкуренции» при предоставлении и (или) использовании государственной или муниципальной преференции

Контроль за предоставлением государственных (муниципальных) преференций хозяйствующим субъектам - student2.ru

В 2016 году было рассмотрено 2 933 заявления о даче согласия на предоставление преференций (рисунок 15). По итогам рассмотрения указанных заявлений решение о даче согласия на предоставление преференций было принято в отношении 1 275 заявлений (43,5% от общего количества); решение о даче согласия и введении ограничения было принято в отношении 752 заявлений (25,6% от общего количества); по 618 заявлениям (21,1% от общего количества) было отказано в предоставлении преференции; в отношении остальных заявлений согласие не потребовалось.

Рисунок 15. Результаты рассмотрения заявлений

о предоставлении преференций в 2016 году

Контроль за предоставлением государственных (муниципальных) преференций хозяйствующим субъектам - student2.ru

2. Результаты контроля за соблюдением антимонопольных требований законодательства о торговле

2.1. Деятельность антимонопольных органов, направленная на предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, а также на предупреждение и пресечение недопущения, ограничения, устранения конкуренции в торговой сфере, имеет крайне важное значение для развития торговли в целом. Совершенствование инструментов антимонопольного регулирования нацелено прежде всего на развитие здоровой конкуренции между хозяйствующими субъектами. Тем самым, высокая результативность такой деятельности является ключевым фактором развития торговли и повышения ее эффективности.

Рисунок 16. Количество возбужденных дел о нарушении законодательства о торговле за период 2012-2016 гг.

Контроль за предоставлением государственных (муниципальных) преференций хозяйствующим субъектам - student2.ru

Уточнение сферы применения запрета злоупотребления доминирующим положением, сокращение условий признания доминирующим положения хозяйствующего субъекта, занимающего небольшую долю на товарном рынке, расширение применения института предупреждения и иные нововведения благоприятно сказались на динамике количества возбужденных дел по признакам нарушения законодательства о торговле (рисунок 16). В целом за анализируемый период количество возбужденных дел сократилось на 68,2%.

2.2. 14 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 273-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Закон № 273-ФЗ), которым внесены следующие наиболее существенные изменения:

1) Закон о торговле дополнен частью 6, предусматривающей, что установленные Законом о торговле антимонопольные правила, требования, запреты на действия (бездействие) хозяйствующих субъектов распространяются также на действия (бездействие) лиц, входящих с ними в одну группу лиц;

2) в Законе о торговле установлен совокупный размер вознаграждения, выплачиваемого торговой сети в связи с приобретением у поставщика определенного количества продовольственных товаров, а также платы за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке указанных товаров, иных подобных услуг до 5% от цены приобретенных продовольственных товаров. Одновременно Законом № 273-ФЗ предусматривается, что при расчете указанного совокупного размера вознаграждения не учитывается налог на добавленную стоимость (НДС), а в отношении подакцизных продовольственных товаров не учитывается также сумма акциза, исчисленная в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации;

3) снижены ранее предусмотренные Законом о торговле сроки оплаты поставляемых продовольственных товаров:

- в отношении продовольственных товаров, на которые срок годности установлен менее чем 10 дней, срок оплаты не должен превышать 8 рабочих дней со дня приемки таких товаров торговой сетью;

- в отношении продовольственных товаров, на которые срок годности установлен от 10 до 30 дней включительно, срок оплаты не должен превышать 25 календарных дней;

- в отношении продовольственных товаров, на которые срок годности установлен свыше 30 дней, а также алкогольной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, срок оплаты не должен превышать 40 календарных дней;

5) уточнен перечень недопустимых условий и запретов, касающихся выплат между торговыми сетями и поставщиками продовольственных товаров (безусловные запреты);

4) закреплен запрет не только на включение в договор недопустимых условий, но и на исполнение таких незаконных условий договора поставки продовольственных товаров. При этом увеличивается количество составов административных правонарушений (незаконным будет являться не только включение в договор поставки недопустимых условий, но и их исполнение в соответствующей части);

6) уточнены антимонопольные нормы, касающиеся запретов создания дискриминационных условий. Внесенные в этой части изменения предполагают установление четких требований к участникам рынка и направлены на борьбу со складывающейся негативной практикой создания дискриминационных условий. Следует отметить, что данные изменения направлены на приведение норм, устанавливающих антимонопольные правила в сфере торговой деятельности, в соответствие с правовыми основами и принципами антимонопольного регулирования в Российской Федерации;

7) уточнена редакция нормы Закона о торговле, касающейся запрета на использование договора комиссии или смешанного договора, содержащего договора комиссии. Данные изменения были предложены в связи с тем, что основные принципы, правовая природа и структура договорных отношений договоров поручения и агентских договоров является идентичной договорам комиссии, а последствия использования всех трех видов указанных договоров при осуществлении оптовой торговли практически одинаковы;

8) внесены изменения в КоАП:

- предусмотрено увеличение до одного года срока привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о торговой деятельности (до этого было 2 месяца);

- в диспозициях соответствующих статей КоАП предусмотрены запреты и административная ответственность не только за включение запрещенных условий, но и за исполнение (реализацию) данных условий;

- остальные изменения в КоАП обусловлены одновременным внесением изменений Закон о торговле.

В 2017 году планируется подготовка разъяснений положений Закона о торговле (в ред. Закона № 273-ФЗ) и соответствующих статей КоАП для неопределенного круга лиц с участием Межотраслевого совета по развитию потребительского рынка и отраслевых союзов поставщиков и торговых сетей, а также для территориальных органов ФАС России.

Правительством Российской Федерации поручено ФАС России осуществить проверку договоров поставки между торговыми сетями и поставщиками продовольственных товаров, заключенных или перезаключенных после 15 июля 2016 г., на соответствие их положений требованиям Закона о торговле. В свою очередь ФАС России дано поручение территориальным органам ФАС России в 2017 году провести проверки деятельности торговых сетей и поставщиков продовольственных товаров на предмет соответствия требованиям антимонопольного законодательства и нормам Закона о торговле в редакции Закона № 273-ФЗ. Цель проверочных мероприятий – установить степень имплементации внесенных Законом № 273-ФЗ изменений.

Наши рекомендации