Тема 3. Рыночная система спроса и предложения. Тема 1-2. Предмет и метод микроэкономики
Тема 1-2. Предмет и метод микроэкономики.
Базовые экономические категории
Семинар 2.
Задача 1
№1
Выпускник школы имел возможность устроиться на работу помощником повара с зарплатой 1000 руб. в месяц или помощником слесаря с зарплатой 1200 руб. в месяц, но предпочел продолжить образование в колледже с платой за обучение 20000 руб. в год и одновременно подрабатывать почтальоном за 500 руб. в месяц. Определите альтернативную стоимость его выбора.
№2
Производственные возможности общества, в котором все имеющиеся ресурсы расходуются на производство двух товаров — мороженого и компакт-дисков, представлены в таблице:
А | В | С | D | Е | F | |
Мороженое | ||||||
Компакт-диски |
Определите альтернативные издержки производства одного компакт-диска при переходе от альтернативы В к альтернативе С и при переходе от альтернативы D к альтернативе Е. Объясните различие полученных результатов.
№3
На одном поле фермер может вырастить 300 кг свеклы или 100 кг моркови, а на другом 200 кг свеклы или 400 кг моркови, засевая поле полностью либо свеклой либо морковью, либо линейно их комбинируя.
A) Нарисуйте КПВ для каждого поля и на этом же графике - общую кривую производственных возможностей фермера (для 2-х полей вместе)
Б) Рассчитайте альтернативные издержки производства 300-го кг моркови.
В) Рассчитайте альтернативные издержки производства 300 кг моркови.
Г) Рассчитайте альтернативные издержки производства всей моркови.
№4
Фирма располагает 10 машинами для штамповки литья, производительность которых – 80 мясорубок или 30 установок для газоперекачивающих станций и трудовыми ресурсами в количестве 10 человек, производительность которых при ручной штамповке мясорубок – 60 шт., и установок для газоперекачивающих станций - 20 ед.
Изобразить графически и дать алгебраическое выражение индивидуальных и общей КПВ, предположив, что ограничителем выпуска является ресурс с более низкой производительностью.
Тема 2.Семинар 3.
Задача 1
Дана таблица производственных возможностей выпуска военной продукции и гражданских товаров:
Вид продукта | Производственные альтернативы | ||||
А | В | С | Д | Е | |
Автомобили (млн.) | |||||
Управляемые ракеты (тыс.) |
1. Изобразите эти данные о производственных возможностях графически, расположив автомобили на оси ОХ.
2. Ответьте на вопросы:
2.1. Что показывают точки на КПВ, внутри КПВ, вне КПВ?
2.2. В чем причины возрастания альтернативных издержек производства ракет при замене ими автомобилей?
2.3. Если экономика последовательно находится в точках А, С, Д и Е, то каковы будут издержки на производство дополнительного миллиона автомобилей или дополнительной тысячи управляемых ракет в этих точках?
2.4. Назовите факторы, способствующие достижению уровня производства, расположенного вне КПВ?
3. Предположим, что технология производства управляемых ракет усовершенствовалась, а технология производства автомобилей осталась неизменной. Начертите новую кривую производственных возможностей.
Задача 2.
Пусть первый рабочий затрачивает 2 часа на производство табуретки и 4 часа на производство стола, а второй рабочий – 4 часа на производство табуретки и 2 часа на производство стола.
Определите:
а) как выглядит кривая производственных возможностей их одновременного труда в течение 8 часов;
б) как изменится кривая производственных возможностей, если первый рабочий освоит технологию второго рабочего в производстве столов;
в) каковы альтернативные стоимости производства первого и последнего стола, изготовленного суммарными усилиями по технологии второго рабочего.
Задача 3.
Греция обладает 100 единицами труда. Производительность каждой единицы труда- 1 л масла или 2 апельсина. У Мавритании 50 ед. труда производительностью 1 л масла или 1 апельсин.
A) Построить индивидуальные и их совместную КПВ.
Б) Определить, доступно ли объединенной экономике производство 100 л масла и 125 апельсинов; если доступно, то каковы альтернативные издержки дополнительного 1 л масла?
B) Доступно ли объединенной экономике производство 50 л масла и 200 апельсинов. Если доступно, то каковы альтернативные издержки производства 200 апельсинов?
Задача 4.
Определите, какие из комбинаций не принадлежит линиям (кривым) производственных возможностей.
Номер комбинации | ||||
А (40; 2) | С (20; 20) | В (30; 10) | D (10; 35) | |
А (30; 5) | D (3; 20) | С (14; 15) | В (23; 10) | |
А (20; 3) | Д (2; 19) | В (14; 6) | С (8; 11) | |
А (10; 8) | С (5; 13) | В (8; 11) | D (1; 14) | |
А (50; 20) | D (5; 41) | С (20; 35) | В (35; 28) |
Задача 5. (дополнительно на семинаре)
Экономика Норландии располагает 100 ед. труда с производительностью 10 моржей или 1 острога каждая. В настоящее время у каждого норландца есть 2 остроги, но в год теряется, ломается и т.д. каждая 5-я острога. Для удвоения своего производственного потенциала (добывать каждому 20 моржей или производить 2 остроги) норландец должен иметь 4 остроги.
Вопрос: Может ли выполнить подобную программу Норландия за 5 лет и насколько нужно будет «затянуть пояса» норландцам, если в настоящий момент страна производит в год 40 острог и вылавливает 600 моржей? Обоснуйте свой ответ расчетами.
Тема 3. Рыночная система спроса и предложения
Семинар 4.
Задача 1
На двух берегах реки расположены города Левый и Правый. Сообщение между городами отсутствует.
В Левом городе спрос на некоторый товар и его предложение описываются равенствами:
Qd = 4000 – 40Р и Qs = -200 +10Р
В Правом городе спрос на некоторый товар и его предложение описываются равенствами:
Qd = 3000 – 30Р и Qs = -400 +20Р
Найдите равновесные значения цены и объема продаж в каждом из городов.
Задача 2
Между городами построен мост, позволяющий беспрепятственно перемещаться грузами и пассажирами, вследствие чего рынки объединились.
Найдите равновесные значения цены и объема продаж на объединенном рынке.
Найдите объемы покупок и продаж в каждом из городов после объединения рынков. Сравните результаты с полученными в задаче №1.
Определите направление и объем перемещения груза из одного города в другой.
Задача 3
В предыдущей задаче по умолчанию предполагалось, что транспортировка груза с одного берега на другой не сопряжена ни с какими затратами.
1. Пересмотрите результаты решения задачи №2, считая, что транспортировка единицы товара обходится в 4 денежные единицы, уплачиваемые продавцом.
2. Пусть транспортировка единицы товара обходится в t денежных единиц. Обобщите предыдущие результаты, представив их в виде зависимостей от t.
3. При каком значении t рынки окажутся разобщенными.
Задача 4
Спрос и предложение на рынке описываются уравнениями: Qd = 200 – 4Р и Qs = 50 + Р
Определите:
1) параметры равновесия на рынке в случае, если введен налог в размере 10 ед. за 1 шт.;
2) каковы потери общества от введения налога.
Задача 5
Спрос на товар на внутреннем рынке описывается уравнением Qd = 100 -2Р. Предложение отечественных фирм описывается уравнением Qs = -50 + 3Р. Мировая цена на заданный товар установилась на уровне 20 ед.
Определите размер импорта в страну, если государство не прибегает к таможенным пошлинам и квотам.
Задачи на семинар
1.Формула спроса на шубы Qd = p² - 7p + 12, формула предложения Qs = 3p – 4. Найдите равновесные цену и объем прдаж. Постройте график объема продаж.
2.Функция предложения S = 4p – 3. На какую величину изменится предложение при каждой цене после введения акцизного налога в размере 2?
3.Предложение масла задается формулой 20 - 6p. Увеличение цены на молоко привело к изменению предложения масла на 25% при каждой цене. Найдите новую функцию предложения масла.
4.Функция рыночного спроса Q = 10 - 4p. Увеличение доходов населения привело к увеличению спроса на 20% при каждой цене. Найдите новую функцию спроса.
5.Функция спроса Ивана Q1 = 6 - 3p, функция спроса Марии Q2 = 4 – 0,5p. Постройте кривую суммарного спроса.
6.При цене 2 спрос равен 30, а при цене 4 равен 10. Функция спроса линейна. Найдите максимальную цену спроса.