Статистика туризма в россии
Таблица 10.
Динамика въездных/выездных потоков за период 1998/2002 гг.
Год | Прибыло иностранных граждан (тыс. чел.) | Выехало граждан России (тыс. чел.) | ||
всего | с целью туризма | всего [ с целью туризма | |||
Общий въездной поток | Общий выездной поток | |||
mm | ||||
2002 П | ||||
Из стран дальнего зарубежья | В том числе страны дальнего зарубежья | |||
6282 | ||||
Из стран ближнего зарубежья | В том числе страны ближнего зарубежья | |||
2002 J | ||||
Таблица 11.
Туристский поток (поездок) суказанием цели (тыс. чел.)
Цель поездки
Выездной
Въездной
Общий поток
Деловая
Туризм
Частная
Обслуживание транспорта
Страны дальнего зарубежья
Деловая
Туризм
Частная
Обслуживание транспорта
Страны ближнего зарубежья*
Деловая
Туризм
Частная
Обслуживание транспорта
* Под ближним зарубежьем понимается пространство бывшего СССР без стран Балтии.
— 36 —
ГЛАВА 2. ТУРИЗМ
Таблица 12.
Численность российских граждан, выехавших за рубеж (тыс. человек)
ratanews — 37 — |
N» | Страна | |||
Турция | ||||
Китай | ||||
Египет | ||||
Финляндия | ||||
Польша | ||||
Германия | ||||
Испания | ||||
ОАЭ | ||||
Италия | 14971,0 | |||
Франция | ||||
Чехия | ||||
Кипр | ||||
Греция | ||||
Болгария | ||||
Тунис | ||||
Таиланд | ||||
Великобритания | ||||
Хорватия | ||||
Австрия | ||||
Швейцария | ||||
Литва | ||||
Индия | ||||
Южная Корея | ||||
Израиль | ||||
Япония | ||||
Нидерланды | ||||
Швеция | ||||
Латвия | ||||
США | ||||
Дания | ||||
Венгрия | ||||
Сербия и Черногория | ||||
Мальта | ||||
Эстония | ||||
Норвегия | ||||
Мальдивы | ||||
Всего выехало с целью туризма | ||||
Общий выезд |
Mil Д| 111/11 н ТУРИЗМ
По видим перевозки и используемым путешественниками способам передвижения выездной поток характеризуется следующими показателями: 7,1 % пешком, 4% морской] транспорт, 24,6 % воздушный транспорт, 21,6 % железнодорожный и 42,7 % автомобильный соответственно. Наибольшая интенсивность выездных потоков наблюдается ежегодно в странах северного полушария в III кв. — 40,6 %. При объективном анализе] показателей выездного потока следует учесть, что многие граждане многократно да 5-6 раз в году совершают путешествия и поездки за рубеж, поэтому численность лиц12,1 непосредственно участвующих в таковом процессе, достаточно невелика. На показатели частотности пересечения границы и объемов потоков существенно влияют пригранич^ ные жители, пересекающие границу ежедневно по два-три раза.
Китай занимает все более прочное место на туристском рынке. Впечатляет туристский поток приема иностранных туристов, преимущественно (до 75%) из Юго-Восточной Азии — почто 40 млн. туристских прибытий. Китай по прогнозам экспертов к 2010 г] может принимать до 120 млн. туристов ежегодно. Интенсивно развивается внутренними туризм и выездной туризм. Китайская экономика растет фантастическими темпами
- почти на 10% в год. Китайцы-предприниматели стремительно богатеют, что дает илЛ
возможности для разнообразных путешествий. Так на события фестивального характеров
в Шанхай прибывает из провинции до 10 млн. туристов в месяц. Первыми, кто испытаЛ
на себе небывалый наплыв гостей из Китая, стали Гонконг и Макао (Аомынь). Вслед зг
ними рост числа китайских туристов ощущают Европа и Россия. Китайский туристский
бум наиболее заметен на Дальнем Востоке, где есть соглашения о безвизовом обмене и о
приграничном туризме России и Китая. Владивосток каждый год посещает от 300 до 50С
тысяч китайских гостей. В основном такие туристы приезжают по профсоюзной путевю
- для них это награда за ударный труд на родине.
2.3. Определение туризма
Приведем классическое определение туризма и дадим развернутую характеристик; его составляющим. Сразу отметим, что довлеющими были, есть и всегда будут экономии ческие предпосылки, потому что туризм в значительной мере категория экономическая политическая и лишь затем — социальная. Впрочем, все зависит от политической ори ентации государства. В Германии периода 1933-1938 гг. туризм был категорией социаль ной. В СССР туризм всегда и исходно13 имел социальную направленность. Исключена составлял лишь так называемый пролетарский туризм, направленный на воспитани! «молодого бойца мирового пролетариата»14. В России в эпоху новых реформ поел] 1991 г. туризм — одна из первых отраслей, успешно перешедших в сферу предпринимав тельства. Туризм стал успешным бизнесом15, ориентированным на капиталистически методы менеджмента и организации, услуги стали стоить свою истинную цену, а жители! привыкшие получать отдых даром, с профсоюзной дотацией до 90 %, все еще жду1 социальных позывов и голосуют за коммунистов, перманентно обещающих возврат ) прошлому. Это четко прослеживается при изучении постулата «любой труд почете; кроме бесплатного» — в стране были и есть заслуженные шахтеры, артисты, учителя много других профессий16.
12 Сегмент потребительского рынка в абсолютных величинах. 1 Исключая пролетарский и военный туризм. 14 С прошествием времени светлая идея мировой революции угасла, пришел тезис построения сопи!
лизма в отдельно взятой стране, что и попытались сделать и, как показало время, — безуспешно. Эп
эксперимент обошелся россиянам в 40 млн. загубленных жизней. 1 Успешным денежно настолько, что слуги народа немедленно приняли закон «Об основах туристско
деятельности в РФ». Надо сказать, что в те времена в стране были дела и поважнее туризма, бастов!
ли шахтеры и учителя, годами бюджетникам не выплачивали заработную плату, но это не составлял
предмет заботы законодателя. В туризме шевелились «золеные», и это было интересно.
Но не было и нет почетного звания «заслуженный работник туризма», хотя услугами туризма полыЯ
вались в СССР практически все граждане 300-МИЛЛИОННОГО POI улмрстма, занимающего одну шесту
— 38 —
ГЛАВА 2. ТУРИЗМ
( «дппко вернемся к туризму.
1уриш — временное перемещение людей с места своего постоянного проживания || другую страну (или другую местность в пределах своей страны) в свободное время II целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных и лечебных, гостевых, мошавательных, религиозных или в профессионально-деловых целях, но без пития в месте временного пребывания (посещения) работой, оплачиваемой из местного финансового источника.
I щс раз отметим, что: (а) значительная часть отграничений в понятиях будет носить
........ ||<он()мический характер, обусловленный местом туризма в современном разви-
■... | i обществе и собственно правовым режимом; (б) сами определения будут служить
in \нм и принципам международной туристской статистики, которая в свою очередь
i пуст по категориям, определяемым в целях именно экономики, планирования, уче-
■ И ф . (и) будут учитываться требования единообразного международного понимания
Щ| I I п.1 определений категорий, подлежащих статистической оценке и сравнению.
И различных государствах в национальных законах и нормативных актах, регулиру-
гуризм и смежные с ним сферы деятельности, к определению туризма и туриста
i \ч I недостаточно единообразно, при этом на установление категорий и толкование
..... 11 пи довлеющее влияние оказывает прежде всего политика и уже после экономика.
t м 11 и и штийное определение туризма, к которому теоретики и практики шли долгим ■ |>ИИ( тым путем, содержит пять четко выделенных важных признаков, отграничива-■ уризм от путешествия и иных действий и процессов: hi) временное перемещение и посещение дестинации и непременное возвращение
i ПО,
(fl) дестинация — это другая местность, отличная от места постоянного проживания
....... "пдуума, или другая страна,
(|) цели туризма, отличающиеся сугубо гуманистическим содержанием и направление!,
и i . i щершение туристского путешествия в свободное время (от работы)17, (д) мпрещение туристу заниматься в дестинации деятельностью, оплачиваемой 1 и i того финансового источника, т. е. турист не должен отнимать рабочее место у
м.... > населения дестинации.
При желании, продолжая теоретизировать в изучении определения туризма, !■• I п.. выделить и другие признаки явления, имеющие не столь ключевые позиции и
II П..
V4.K гники туризма
I! I урпзме, как в упорядоченной совокупности действий участников процесса, выде-
I....... ИМ
....... щребители — туристы, потребляющие туристский продукт в виде единичных
■ имилексных (пакетированных) услуг, работ и товаров,
'о организаторы туризма — индустрия отправки и индустрия приема, в том числе |, пики — туроператоры (приема и отправки) и туристские агенты. Последние i иочно четко относятся к категории организаторов по существу их видов деятель-1П, и предприятия туристской индустрии (перевозчики, средства размещения, пита-