Тема 4. Развитие системного подхода и ситуационный менеджмент

Современная модель организации и управления в соответствии с системным подходом. Г.Клейнер. Ситуационный менеджмент. Источники внешних воздействий. Теория сопряженных обстоятельств. Д. Вудвард и оценка технологического воздействия. Особенности взглядов на ситуационный менеджмент Г.Моргана – адаптивность и Ф. Фидлера - лидерство. Управление непрерывностью бизнеса. Business continuity management.

Тема 5. Система управленческих технологий: информационно-коммуникационный аспект

Количественные методы в менеджменте. Г.А.Саймон – управленческие решения как основной процесс менеджмента. Этапы принятия управленческих решений. Использование формальных математических методов (линейное программирование, имитационное моделирование, методы прогнозирования). Преимущества и ограничения.

Использование данных и информации в управлении Влияние информационных систем на управление. Базы данных и их влияние на управление. Современные информационные технологии.

5.2. Учебно – тематический план

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы

Вид промежуточной аттестации – экзамен

  № п/п   Наименование раздела (темы) Дисциплины Трудоёмкость в часах Формы текущее го контроля успеваемости
  Всего   Аудиторная работа     Самостоятельная работа    
Общая Лекции Семинары и практические занятия Занятия в интерактивных формах  
1. Эволюция теории менеджмента 20% тестирование
2. Современные подходы и развитие классических направлений менеджмента 40% тестирование, разбор кейса
3. Современные подходы и развитие школы человеческих отношений. 35% тестирование, выполнение домашнего задания
4. Развитие системного подхода и ситуационный менеджмент. 2- 30% тестирование, выполнение домашнего задания
5. Система управленческих технологий: информационно-коммуникационный аспект 20% тестирование, выполнение домашнего задания, разбор кейса
  Самостоятельная работа в модуле            
  Подготовка эссе и к экзамену          
  Итого:    

5.3. Содержание практических занятийТема 1. Эволюция теории менеджментаТема занятия - приобретение навыков и умений в:- систематизации информации о тенденциях развития менеджмента, выявление факторов и причин появления теорий менеджмента и их развитие;- выявлении и обосновании основных отличительных черт различных теорий менеджмента;- выделение основных аспектов теорий менеджмента.Содержание и формы семинарского занятия
Проводимое мероприятие Форма Время
1. Ответы на вопросы по теме лекции Устные ответы 30 мин.
2. Дискуссия по основным теория менеджмента Устное обсуждение 40 мин.
3. Интерактив Групповое обсуждение классических теорий менеджмента с позиций их использования в современной практике российских компаний 18 мин. - 20% от трудоемкостисеминарского занятия
4. Итого:   90 мин.(2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1.Отличия принципов управления Тейлора, Эмерсона, Файоля?

2. Какие из принципов А. Файоля используются при формировании системы управления?

3. Что такое принципы управления и как они связаны с целью и методами управления?

4. От чего зависят нормы управляемости?

5. 6. Какие научные подходы применяются для исследования организации?

7. В чем заключается сущность категории целостности организации?

8. Каковы основные элементы системы управления?

9. Установите взаимосвязь между теорией управления и теориями менеджмента. Какие законы управления отражены в теориях менеджмента.

10. Гносеологические корни теорий менеджмента?

11. Раскройте основные тенденции развития теории управления.

Рекомендуемые источники:

1. Блинов А.О., Угрюмова Н.В. Управление изменениями: учебник / А.О. Блинов, Н.В.Угрюмова. – М.: Дашков, 2013. – 305 с.

2. Дармилова, Ж.Д. Инновационный менеджмент: Учеб.пособие.-М.: Дашков и Ко, 2013.(гриф МО)

3. Современный менеджмент. Учебник/ под.ред. проф. М.М. Максимцова, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2012. – 299с.

4. Инновационный менеджмент: Учебник /Ред.: Горфинкель, В.Я.-М.: Проспект, 2013.

5. Соколова, О.Н. Инновационный менеджмент: Учеб.пособие.-М.: Кнорус, 2013.

Тема 2. Современные подходы и развитие классических направлений менеджментаТема занятия 2.1. Процессный и проектный подходы. Операционный менеджмент: повышение эффективности и удовлетворенности потребителя. TQM (фокус на потребителе, непрерывные улучшения).- приобретение навыков и умений в:

- использовании процессного подхода в управлении современной организацией;

- использования проектного подхода в управлении развитием организации;

- построение организационных структур в управлении проектами.

- использование политики TQM, ориентированной на повышение качества.

Содержание и формы семинарского занятия
Проводимое мероприятие Форма Время
1. Ответы на вопросы по теме лекции Устные ответы 30 мин.
2. Разбор конкретной ситуации Коллективная генерация идей 30 мин.
3. Интерактив Групповое обсуждение достигнутых результатов в ходе выполнения задач 30 мин. - 30% от трудоемкостисеминарского занятия
  Итого:   90мин.(2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. На основе процессного подхода объясните возможность обеспечения реального участия каждого в процессе достижения главной цели —удовлетворять запросы потребителя.

2. Почему процесс, рассматривается их как оптимальная система достижения главной цели —максимизацию ценности продукта для потребителя и минимизацию его стоимости как для потребителя, так и производителя;

3.Перечислите предложения, позволяющие постоянно и непрерывно улучшать качества продукта;

4. Является ли потребитель участником процесса, осуществляемого производителем.

5. Прокомментируйте следующее высказывание Коносоке Мацушита: «Для вас суть руководства в том, как взять идеи из голов менеджеров и вложить их в головы персонала, отвечающего за выполнение технологических операций. Для нас — по крупице собрать интеллектуальные ресурсы всех работников и поставить их на службу предприятия.

Мы (японцы) оценили экономические и технологические возможности и знаем, что интеллектуального потенциала группы самых способных и блестяще подготовленных менеджеров недостаточно для достижения успеха".

6. Назовите, в каких случаях целесообразно использовать проектный подход в управлении.

7. Назовите некоторые из современных тенденций в управлении производством и операциями и соотнесите их с собственным опытом.

8. Цели и задачи проектного управления

Занятие 2.2.Теория управления организационными изменениями

- приобретение навыков и умений в:

- проведении изменений в системе управления организацией

- использовании механизмов и инструментов реорганизации для повышения эффективности компании;

-проведении организационных изменений: сравнения моделей изменений организационных структур управления и обоснования выбора оргструктур

- получении навыков анализа отечественной и зарубежной литературы по вопросам теории и практики управления изменениями;

 использовании методологии управления изменениями.


Содержание и формы семинарского занятия
Проводимое мероприятие Форма Время
1. Ответы на вопросы по теме лекции Устные ответы 30 мин.
2. Разбор конкретной ситуации Коллективная генерация идей 30 мин.
3. Интерактив Групповое обсуждение достигнутых результатов в ходе выполнения задач 30 мин. - 30% от трудоемкостисеминарского занятия
  Итого:   90мин.(2 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Перечислите системные свойства организации.

2. Проанализируйте наиболее значимые признаки организационных изменений.

3. Перечислите основные причины сопротивления изменениям.

4. Какие методы используются для преодоления сопротивления изменениям?

5. Обсудите основные подходы к преодолению сопротивления изменениям и основные стратегии реализации планов.

6. Проведите сравнительный анализ теории Е и теории О по ключевым аспектам организационных изменений.

7. В чем заключается сущность директивной стратегии организационных изменений?

8. Перечислите факторы, оказывающие влияние на выбор стратегии организационных изменений.

9. Проанализируйте основные принципы управления процессом изменений.

10. Какие существуют формы систем для проведения изменений в организации?

11. Назовите преимущества модели «постепенного наращивания».

12. Каким образом ситуационные факторы определяют положение стратегии в стратегическом континууме?

13. В чем заключаются отличительные признаки понятий «реструктуризация компании» и «реорганизация компании»?

14. Назовите важнейшее свойство управленческих структур органического типа.

15. Проанализируйте последовательность этапов реструктуризации компании.

16. Какие подходы используют при анализе организационной структуры?

Рекомендуемые источники:

1. Блинов А.О., Угрюмова Н.В. Управление изменениями: учебник / А.О. Блинов, Н.В.Угрюмова. – М. : Дашков, 2013. – 305 с.

2. Дармилова, Ж.Д. Инновационный менеджмент: Учеб.пособие.-М.: Дашков и Ко, 2013.(гриф МО)

3. Современный менеджмент. Учебник/ под.ред. проф. М.М. Максимцова, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2012. – 299с.

4. Инновационный менеджмент: Учебник /Ред.: Горфинкель, В.Я.-М.: Проспект, 2013.

5. Соколова, О.Н. Инновационный менеджмент: Учеб.пособие.-М.: Кнорус, 2013.

Тема 3. Современные подходы и развитие школы человеческих отношений.Тема занятия - приобретение навыков и умений в:

- использовании основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умений проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры;

- разрешении различными способами конфликтных ситуаций при проектировании межличностных, групповых и организационных коммуникаций на основе современных технологий управления персоналом, в том числе, в межкультурной среде.

Содержание и формы проведения семинарского занятия

Проводимое мероприятие Форма Время
1. Ответы на вопросы по теме лекции Устные ответы 60 мин.
2. Обсуждение современных подходов и развития школы человеческих отношений их использование в современных системах управления . Заслушивание докладов и х обсуждение 60 мин.
3 Обсуждение мотивационных теории Маслоу, . Герцберга, двухфакторной теория мотивации. Роли менеджмента Минтцберг – 10 ролей менеджмента. Управленческие стили Д. МакГрегор Теория Х и теория Y. В.Оуши – теория Z. Групповое обсуждение достигнутых результатов в ходе выполнения задач 60. - 45% от трудоемкостисеминарского занятия
  Итого:   180 мин.(4 часа)

Вопросы для обсуждения:

1. Общность и отличие различных школ человеческих отношений

2. В чём различие между управлением и лидерством?

3. Как соотносятся между собой власть, влияние и лидерство?

4. Каковы три основные подхода к изучению проблемы лидерства?

5. Что значит быть лидером? Почему эффективный менеджер должен быть лидером?

6. Объясните сущность различных подходов к природе лидерства.

7. В чём основные различия между руководителями по теории «X» и по теории «Y»?

8. Каковы четыре системы лидерства по Лайкеру?

9. Дайте описание модели руководства Блейка-Мутон. Какой стиль руководства эти исследователи считали наиболее эффективным?

10. Какое воздействие на стиль руководства имеет изменчивость внешней среды? Покажите это на примере российской компании.

11. Что такое авторитарный стиль управления?

12. Что характерно для демократического стиля управления?

13. Почему невозможно говорить о едином оптимальном стиле управления?

14. В каких случаях и организациях эффективен авторитарный, демократический и либеральный стиль управления? Рассмотрите это на примерах использования ситуационных моделей.

15. Что правильнее и почему: подбирать руководителей под конкретные производственные ситуации или находить руководителей, умеющих менять свой стиль управления в зависимости от ситуации? Возможно ли это?

Рекомендуемые источники:

1. Блинов А.О., Угрюмова Н.В. Управление изменениями: учебник / А.О. Блинов, Н.В.Угрюмова. – М. : Дашков, 2013. – 305 с.

2. Дармилова, Ж.Д. Инновационный менеджмент: Учеб.пособие.-М.: Дашков и Ко, 2013.(гриф МО)

3. Современный менеджмент. Учебник/ под.ред. проф. М.М. Максимцова, проф. В.Я. Горфинкеля. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2012. – 299с.

4. Инновационный менеджмент: Учебник /Ред.: Горфинкель, В.Я.-М.: Проспект, 2013.

5. Соколова, О.Н. Инновационный менеджмент: Учеб.пособие.-М.: Кнорус, 2013.

Наши рекомендации