Тема 3. Антимонопольное законодательство зарубежных стран. Международно-правовые аспекты регулирования конкуренции и монополии
1. Одним из ключевых методов исследования является сравнительно-правовой. Использование в учебном процессе сравнительно-правового метода исследования обеспечит более качественное освоение анализируемого института. При изучении дисциплины «Антимонопольное (конкурентное) право) важно учитывать зарубежный опыт.
Изучение зарубежного опыта важно не только для расширения кругозора студентов, для приобретения навыков разбираться в мировых экономических процессах и действующих в мире механизмах противодействия мономолистической деятельности и недобросовестной конкуренции, но и для понимания логики формирования международного конкурентного права, в систему которой составной частью должно войти и российское нациогальное законодательство
2. Россия в настоящее время стремится максимально интегрироваться в экономические процессы мирового масштаба. Об этом свидетельствует и стремление России вступить во Всемирную торговую организацию, и гармонизация многих нормативных правовых актов с общепринятыми мировыми стандартами. В данных условиях максимально создаются условия для свободного движения капитала, товаров. Названные обстоятельство с одной стороны носят положительный характер, с другой увеличиваются риски злоупотребления своим преимущественным экономическим положением для трансграничных корпораций, риск ограничения конкуренции на соответствующем рынке.
Студенту важно ознакомиться с международными правовыми актами, действие которых направлено на создание условий для конкурентной борьбы экономических субъектов в рамках мировой экономики, региональных рынков (напрмер СНГ, ЕС). многие экономические процессы происходят в условиях мировой глобализации, на различных рынках действуют транснациональные корпорации, многие рынки действуют на транграничных пространствах, многие преступления и правонарушения, связанные с ограничением конкуренции происходят на международных рынках. В связи с этим, важную роль в антимонопольном (Конкурентном) регулировании играет между народное сотрудничество государств в целом и конкурентных ведомств отдельных государств, выражающееся в заключении международных соглашений, создании международных органов и организаций в сфере конкурентной политики, организации встреч между правительствами государств и антимонопольными (конкурентными) ведомствами по вопросам согласования и координации конкурентной политики. Все это делает важным и актуальным и важным изучение также международно-правового опыта регулирования конкуренции и монополии.
При изучении данной темы важно подходить к процессам развития зарубежного законодательства системно. Требуется ознакомиться с антитрестовским законодательством США, общепринято считать, что именно американское конкурентное законодательство является началом формирования антимонопольного права в мировом масштабе. Студенту рекомендуется ознакомиться с законом Шермана, который является базовым нормативным актом антитрестовского законодательства США, со специальными законами о защите конкуренции в странах участницах ЕС (например Франции, ФРГ), директивами ЕС в указанной сфере, конвенциями принятыми в рамках СНГ. Исходные данные нормативных актов можно найти в списках рекомендуемой литературы данного учебно-методического комплекса либо по рекомендации преподавателя.
Тема 4. Понятие, цели, задачи и субъекты контроля экономической концентрации. Тема 6. Антимонопольные механизмы противодействия монополистической деятельности. Тема 7. Антимонопольный контроль и надзор за соблюдением антимонопольного законодательства органами публичной администрации. Тема 8. Правовые механизмы противодействия недобросовестной конкуренции. Тема 9. Правовое регулирование и государственный контроль рекламной деятельности. Тема 10. Рассмотрение антимонопольным органом дел о нарушениях антимонопольного законодательства. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательстваю Тема 11. Порядок предъявления антимонопольными органами исков в суд и участие в судебном процессе. Судебный порядок обжалования решений и предписаний антимонопольных органов Раздела 2. Основные институты и механизмы правового регулирования конкуренции и монополии в России
Основным требованием к остаточным знаниям студента относится знание действующего законодательства в изучаемой сфере. 26 октября 2006 года вступил в силу Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ "О защите конкуренции", который ряд ранее действующих законов в сфере антимонопольного регулирования. Доступные студенту издания как правило содержат положения недействующих нормативных правовых актов, поэтому рекомендуем особенную часть антимонопольного права изучать основываясь на закон «О защите конкуренции». Данный закон является унифицированным, с его принятием сняты ряд противоречий с другими законами, в том числе с рекламным законодательством.
По указанным выше причинным обращаем внимание на важность работы с Интернет изданиями антимонопольного органа, отслеживать выход новых учебных и научных монографий по конкурентному праву, а также статей в периодических журналах и комментарий к законодательным актам, регулирующим различные аспекты конкуренции и монополии, применительно к Темам 9-11, в частности, к Федеральному закону "О защите конкуренции" и новому закону «О рекламе».
В связи с тем, что правовое регулирование конкуренции предусматривает наличие специфики такого регулирования для рынков финансовых услуг, важно отдельно обращать на издание актов Центрального Банка РФ, публикуемые в Вестнике Банка России, подзаконные акты Правительства РФ.
Тема 14. Обеспечение конкуренции при размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Тема 15. Антимонопольные механизмы предоставления государственной и муниципальной помощи. Особенности антимонопольных регулирования в некоторых отдельных сферах деятельности
В настоящее время в России развивается реформа порядка размещения государственных и муниципальных заказов. В частности, принят новый Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ (ред. от 31.12.2005) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее – Закон о размещении заказов), направленный на снижение коррупции, обеспечение конкуренции, защиту конкуренции при размещении государственных и муниципальных заказов. Значительный блок контрольных полномочий в сфере размещения государственного и муниципального заказа передан Федеральной антимонопольной службе. В связи со значительной новизной ряда положений нового Закона о размещении заказов, необходимостью разъяснения ряда его положений, в частности, государственным и муниципальным заказчикам и иным лицам, связанным с применением данного закона, необходимостью совершенствования практики его применения, на сайте ФАС России, значительное внимание уделяется разъяснению трудных и спорных вопросов применения данного закона, на которые было бы весьма полезным обратить внимание студентов в целях улучшения качества их учебной и практической подготовки по данной подтеме дисциплины. Кроме того, на сайте ФАС России размещаются материалы судебной и административной практики, связанной с применением данного закона. В связи с незначительностью пока обобщающих аналитических материалов по судебной практике по данному закону, связанной с незначительным пока сроком его применения, знакомство с материалами сайта ФАС России по данному разделу представляется особенно актуальным.
Кроме того, в связи с тем, что федеральным органом власти уполномоченным в области нормативно-правового регулирования и реализации государственной политики по вопросам размещения государственного и муниципального заказа является Министерство экономического развития и торговли, обращаем также внимание на актуальность использования для подготовки по данной теме материалов официального сайта Минэкономразвития, размещенного по адресу: http://www.economy.gov.ru
Также для опытного ознакомления с практикой информационного обеспечения проведения торгов по государственному и муниципальному заказу, рекомендуем просмотреть официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд - www.zakupki.gov.ru, уполномоченным органов по ведению которого является Министерство экономического развития и торговли.