Технико-экономические показатели (ТЭП) производственной программы. Тема Внутрифирменное планирование на предприятии
Модуль 3 ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФИРМЫ
Тема Внутрифирменное планирование на предприятии
Структура плана предприятия.
План предприятия состоит из следующих разделов:
1. Производство и реализация продукции. В этом разделе определяется:
а) ассортимент и объём вырабатываемой продукции в натуральном и стоимостном выражении;
б) технико-экономические показатели (ТЭП) работы оборудования;
в) производственная мощность предприятия;
г) коэффициент использования производственной мощности;
д) напряжённость плановых заданий.
2. Техническое развитие и организация производства:
а) перечень мероприятий в различных направлениях развития техники и технологии;
б) усовершенствование организации труда и организации производства предприятия;
в) обновление ассортимента и повышение качества продукции.
3. Показатели повышения эффективности производства — система частных и комплексных показателей оценки эффективности плана технического развития.
4. Нормы и нормативы (нормативная база планирования) — нормы затрат сырья, материалов, топлива, энергии, труда, использования оборудования в расчёте на единицу продукции или единицу работ.
5. Капитальное строительство:
а) суммы капитальных вложений на расширение, реконструкцию, техническое перевооружение;
б) показатели эффективности капитальных вложений.
6. Материально-техническое обеспечение:
а) планирование расхода сырья и других материальных ресурсов;
б) планирование использования отходов производства;
в) разработка мероприятий по снижению норм расхода сырья.
7. Трудовой потенциал (труд и кадры):
а) определяется численность работающих на предприятии по категориям;
б) определяются фонды оплаты труда;
в) ТЭП по труду и зарплате;
г) составляется план повышения квалификации работающих и подготовки кадров.
8. Планирование себестоимости, прибыли и рентабельности:
а) планирование затрат на производство продукции (в целом по предприятию и по отдельным видам продукции);
б) планирование рентабельности производства и рентабельности отдельных видов продукции.
9. Фонды предприятия: расчёты по формированию фондов (накопления, потребления), а также по их расходованию.
10. Финансовый план:
а) доходы и расходы в целом по предприятию;
б) кредитные взаимоотношения;
в) взаимоотношения с бюджетом и внебюджетными фондами;
г) порядок распределения прибыли.
11. Планирование социального развития: перечень мероприятий по улучшению социально-культурных и жилищно-бытовых условий работы на предприятиях.
12. Охрана природы и рационального использования природных ресурсов: перечень мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов, источников вод, их очистки.
Система плановых показателей.
Планирование и оценка деятельности предприятия осуществляется с помощью оценки показателей. Они определяют плановые задания по подразделениям предприятия, соотношение заданий и ресурсов, устанавливают взаимосвязи между разделами плана, оценивают напряжённость плана и эффективность его выполнения.
Показатели могут быть:
1) Утверждаемые (или директивные) и расчётные.
Количество директивных показателей характеризует степень самостоятельности предприятия в организационно-плановой деятельности.
Расчётные показатели — показатели, которые рассчитываются самим предприятием.
2) Качественные и количественные.
Качественные показатели характеризуют работу предприятия:
а) показатели качества продукции;
б) показатели использования всех ресурсов (сырьё, оборудование и т. д.).
Количественные показатели — абсолютные, объёмные значения отдельных показателей:
а) объём производства
б) численность рабочих
в) фонд оплаты труда
г) валовая прибыль и др.
На их основе рассчитываются качественные показатели.
Особенности внутрифирменного планирования на Западе.
Функционирование предприятий в условиях рынка резко повышает значение плановой работы на предприятии и требования к составленному плану.
Наиболее эффективно работающую зарубежную компанию отличает высокий уровень внутрифирменного планирования.
Предприятия за рубежом при планировании ориентируется на возможности сбыта своей продукции. Исходя из этого, они планируют:
- объёмы продаж
- прибыль
- издержки производства
- капитальные вложения
- потребность в кредитах
- источники их погашения и др.
Основные разделы плана здесь:
1) сбыт
2) производство и закупки
3) финансы
При этом все разделы плана тесно взаимосвязаны (высокий уровень планирования).
Процесс планирования проходит 4 этапа:
1. Разработка общих целей функционирования предприятия.
2. Разработка конкретных детализированных целей на заданный, сравнительно короткий период времени (2, 5, 10 лет).
3. Определение путей и средств достижения поставленных целей.
4. Контроль за осуществлением поставленных целей путём сопоставления плановых и фактических показателей.
Планирование отталкивается от фактических данных работы предприятия за предыдущий период. Следовательно, точность фактических данных определяет надёжность плановых показателей.
Поэтому в зарубежных экономиках большое значение придаётся бухучёту и статистическим методам обработки данных.
Исходными данными при планировании деятельности предприятия являются показатели рынка.
Плановая система может быть представлена в виде следующей схемы:
Объекты долгосрочного планирования (ОДП)
- организационная структура предприятия
- производственная мощность
- капитальные вложения
- потребность в финансовых средствах
- исследования и разработки
- доля рынка
Объекты краткосрочного планирования (ОКП)
- план товарооборота ® план рекламных мероприятий
- план по сырью
- производственный план
- план по труду
- план движения запасов готовой продукции
Вторая ступень планирования - составление плановых заданий по различным направлениям для производственных участков в количественных и стоимостных показателях.
При этом планирование отталкивается от так называемых "узких мест".
Для производственных подразделений предприятия основное значение имеют два показателя:
1) номенклатура продукции с максимальной степенью детализации и количества по видам продукции;
2) издержки производства; издержки в зарубежных фирмах планируются и учитываются по участкам.
Планирование осуществляется понедельно, подекадно (реже ежемесячно).
Основными условиями обеспечения надёжности системы планирования в зарубежных фирмах считаются:
- снижение издержек на продукцию;
- повышение качества продукции;
- расширение потребительских свойств продукции.
Только в этом случае можно выжить в условиях жёсткой конкуренции.
Задачи планирования на предприятии в современных условиях.
На рубеже 80-90-х гг. в нашей стране произошли изменения во внутренней политике государства: был продекламирован переход к развитию рыночных отношений в экономике.
Развитие рыночных отношений сопряжено с ростом влияния вероятностных процессов в экономике, которые развиваются не по командам и приказам, а под воздействием множества случайных, зачастую противоречивых факторов.
Этим объясняется изменение задач, стоящих перед предприятием в области планирования.
Раньше основу планирования составлял 5-летний план с разбивкой по годам. Исходными данными для разработки годовых планов составляли задания 5-летнего плана на текущий год и задания вышестоящих организаций. Причём эти задания устанавливались по номенклатуре утверждаемых показателей (задания по производству, лимиты ресурсов, экономические нормативы, долгосрочные договоры на поставку материально-технических ресурсов). Утверждались задания для всех разделов плана.
Безусловной задачей планирования было: обеспечение выполнения плана по объёмным показателям и перевыполнение по показателям эффективности и качества работы.
Переход к рыночным отношениям нашёл отражение в законодательных актах, которые регулировали деятельность предприятия в новых условиях, в том числе и в области планирования.
Закон "О предприятии и предпринимательской деятельности" (25 декабря 1990 г.) действовал до 1995 г. (выход ГК РФ). В этом законе впервые было записано, что предприятия самостоятельно осуществляют свою деятельность, самостоятельно распоряжаются выпущенной продукцией, прибылью, остающейся в распоряжении предприятия послу уплаты налогов и других обязательных платежей.
Исходной базой планирования в этом законе были определены:
1) спрос на производимую продукцию (осуществляемые работы, оказываемые услуги) предприятия;
2) необходимость обеспечения производственного и социального развития предприятия;
3) повышение личных доходов работающих.
В основе плана лежат договора, заключаемые предприятием самостоятельно, как с потребителями продукции предприятия (или заказчиками работ и услуг), так и с поставщиками материально-технических ресурсов.
Планирование производства.
На основе расчётов раздела "Планирование производства" составляются все остальные разделы плана предприятия.
В этом разделе определяются объём и ассортимент. От этих показателей зависит потребность в сырье, оборудовании, а также уровень ТЭП предприятия.
Этот раздел плана является связующим звеном между экономической и технологической частями плана предприятия.
В этом разделе определяется производственная мощность предприятия, которая служит обоснованием планирования объёмов производства, а также лежит в основе расчёта показателей эффективности использования основных фондов предприятия.
Данный раздел определяет не только работу основных производств предприятия, но и работу вспомогательного производства и обслуживающих хозяйств.
Показатели объёма выпуска определяют объёмы реализации продукции при выручке от реализации.
Основными документами данного раздела плана являются производственная программа и производственная мощность предприятия.
6. Расчёт производственной программы предприятия.
Производственная программа рассчитывается отдельно для каждого из основных производств предприятия по выпускному оборудованию:
В = М×Т×Кро×Нм,
где В — годовой выпуск пряжи (суровой ткани), или объём продукции в кг/год (м/год);
М — число веретён (станков);
Т — режимный фонд работы оборудования в год, час;
Кро — коэффициент работающего оборудования, доли единицы;
Нм — норма производительности машины, кг/час (м/час).
Производственная программа приготовительных цехов для текстильных предприятий представляет собой расчёт сопряжённости оборудования по переходам.
В расчёт производственной программы закладывается величина заправленного оборудования.
При планировании различают наличное, установленное, заправленное и работающее оборудование.
Наличное оборудование — всё то оборудование, что числится на балансе предприятия, независимо от его состояния и местонахождения.
Установленное оборудование — всё то оборудование, что установлено на фундаменте, подключено к системе энергоснабжения, как действующее, так и бездействующее по причинам ремонта; а также резервное оборудование, и оборудование, находящееся в консервации.
Заправленное оборудование — то установленное оборудование, которое обеспечено сырьём, рабочей силой, вспомогательными материалами, и может в любой момент выпускать продукцию. От установленного отличается на число единиц оборудования, находящихся в резерве и консервации.
Работающее оборудование — та часть заправленного оборудования, которое обеспечивает выпуск продукции в запланированных объёмах. От заправленного отличается числом машин, находящихся в простое по причинам технического обслуживания и прочим причинам, учитываемым в Кро (сокращённый рабочий день и перезаправка машин).
В расчёт производственной программы заключена среднегодовая величина заправленного оборудования.
На практике сначала определяется объём продукции (В=М×Т×Кро×Нм) по той части заправленного оборудования, которое было заправлено на начало планируемого периода.
Затем определяется объём выпуска на оборудование, которое будет введено в течение планового периода:
В1= (m1/m)×М1×Т×Кро×Нм
Затем определяется объём выпуска по той части оборудования, которое будет выведено из эксплуатации:
В2= (m2/m)×М2×Т×Кро×Нм
Тогда планируемый объём:
Впл = В+В1- В2
М — количество оборудования на начало периода;
М1 — количество вновь введённого оборудования на начало периода;
М2 — количество оборудования, которое будет выведено из эксплуатации;
m — число месяцев в году;
m1 — число месяцев, в течение которых будет работать вновь введённое оборудование;
m2 — число месяцев, в течение которых не будет работать демонтированное оборудование.
В практике планирования различают три вида нормы производительности для каждого типа оборудования, выпускающего конкретный вид продукции (Нм1<Нм2<Нм3):
1) Нм1 — закладывается в расчёт норм выработки рабочих; обосновывается нормировочным расчётом.
2) Нм2 — закладывается в расчёт производственной программы предприятия; учитывает достижения в области перевыполнения норм выработки.
3) Нм3 — техническая норма производительности; закладывается в расчёт производственной мощности предприятия; максимальное значение нормы производительности для конкретного вида оборудования и конкретных заправок при оптимальных условиях эксплуатации этого оборудования.
Расчёт производственной программы происходит в таблице отдельно по каждому виду продукции на весь плановый ассортимент. При этом, если какой-то вид продукции вырабатывается на разнотипном оборудовании, то расчёт выполняется отдельно для вида оборудования и для вида продукции.
7. Планирование объёма производства.
Осуществляется тремя методами:
1. Производственная программа разрабатывается в условиях, когда заданы объёмы выпуска продукции по ассортименту. Известны условия использования оборудования. Необходимо определить то количество машин, которое необходимо заправить, чтобы обеспечить планируемые объёмы производства. Таким образом, в данном случае устанавливается суммарная потребность в оборудовании для всего ассортимента, которая затем сопоставляется с фактическим числом заправленных машин.
В случае необходимости осуществляется соответствующее перераспределение между отдельными видами продукции, после чего составляется окончательный вариант производственной программы.
М=В/(Т×Кро×Нм)
2. Производственная программа рассчитывается исходя из того количества машин, которое заправлено на предприятии. Таким образом, определяется наше предложение по возможным объёмам производства по видам продукции.
В = М×Т×Кро×Нм
3. Известны объёмы перерабатываемого сырья. Сначала устанавливается объём выпуска продукции из данного количества сырья, а затем определяется количество оборудования, которое необходимо заправить.
М=В/(Т×Кро×Нм)
10. Показатели объёма выпуска продукции.
После того, когда осуществлены расчёты, определяются показатели в целом по производству (итоговая строка производственной программы). В этой строке часть показателей может быть определена суммированием:
В=åВj ; М=åМj ; М×Т==åМj×Тj ; М×Т×Кро=åМj×Тj×Кроj ; где j — вид продукции;
Все остальные показатели определяются как средневзвешенные величины и называются технико-экономическими показателями (ТЭП) производственной программы.
Технико-экономические показатели (ТЭП) производственной программы.
Первая группа — показатели, характеризующие ассортимент:
1) В прядении:
а) средний текс: `Т = åВ(кг)х1000/åВ(км)=[г/км]
б) средний номер: `N = åВ(км)/åВ(кг)
2) В ткачестве:
а) средняя ширина суровья: `Вс = åВ(м2)/åВ(м)=[м]
б) средняя плотность по утку:`Ру = åВ(ут)/åВ(м)
Вторая группа — показатели использования оборудования:
1) средняя производительность оборудования (средняя норма производительности):
`Нм =åВ/åМ×Т×Кро
2) среднее значение коэффициента работающего оборудования: `Кро=åМ×Т×Кро/åМ×Т
3) средний процент плановых остановов: `а =100×(1-`Кро)
4) средний режимный фонд времени оборудования: `Т=åМ×Т/åМ