Технико-экономические показатели (ТЭП) производственной программы. Тема Внутрифирменное планирование на предприятии

Модуль 3 ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФИРМЫ

Тема Внутрифирменное планирование на предприятии

Структура плана предприятия.

План предприятия состоит из следующих разделов:

1. Производство и реализация продукции. В этом разделе определяется:

а) ассортимент и объём вырабатываемой продукции в натуральном и стоимостном выражении;

б) технико-экономические показатели (ТЭП) работы оборудования;

в) производственная мощность предприятия;

г) коэффициент использования производственной мощности;

д) напряжённость плановых заданий.

2. Техническое развитие и организация производства:

а) перечень мероприятий в различных направлениях развития техники и технологии;

б) усовершенствование организации труда и организации производства предприятия;

в) обновление ассортимента и повышение качества продукции.

3. Показатели повышения эффективности производства — система частных и комплексных показателей оценки эффективности плана технического развития.

4. Нормы и нормативы (нормативная база планирования) — нормы затрат сырья, материалов, топлива, энергии, труда, использования оборудования в расчёте на единицу продукции или единицу работ.

5. Капитальное строительство:

а) суммы капитальных вложений на расширение, реконструкцию, техническое перевооружение;

б) показатели эффективности капитальных вложений.

6. Материально-техническое обеспечение:

а) планирование расхода сырья и других материальных ресурсов;

б) планирование использования отходов производства;

в) разработка мероприятий по снижению норм расхода сырья.

7. Трудовой потенциал (труд и кадры):

а) определяется численность работающих на предприятии по категориям;

б) определяются фонды оплаты труда;

в) ТЭП по труду и зарплате;

г) составляется план повышения квалификации работающих и подготовки кадров.

8. Планирование себестоимости, прибыли и рентабельности:

а) планирование затрат на производство продукции (в целом по предприятию и по отдельным видам продукции);

б) планирование рентабельности производства и рентабельности отдельных видов продукции.

9. Фонды предприятия: расчёты по формированию фондов (накопления, потребления), а также по их расходованию.

10. Финансовый план:

а) доходы и расходы в целом по предприятию;

б) кредитные взаимоотношения;

в) взаимоотношения с бюджетом и внебюджетными фондами;

г) порядок распределения прибыли.

11. Планирование социального развития: перечень мероприятий по улучшению социально-культурных и жилищно-бытовых условий работы на предприятиях.

12. Охрана природы и рационального использования природных ресурсов: перечень мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов, источников вод, их очистки.

Система плановых показателей.

Планирование и оценка деятельности предприятия осуществляется с помощью оценки показателей. Они определяют плановые задания по подразделениям предприятия, соотношение заданий и ресурсов, устанавливают взаимосвязи между разделами плана, оценивают напряжённость плана и эффективность его выполнения.

Показатели могут быть:

1) Утверждаемые (или директивные) и расчётные.

Количество директивных показателей характеризует степень самостоятельности предприятия в организационно-плановой деятельности.

Расчётные показатели — показатели, которые рассчитываются самим предприятием.

2) Качественные и количественные.

Качественные показатели характеризуют работу предприятия:

а) показатели качества продукции;

б) показатели использования всех ресурсов (сырьё, оборудование и т. д.).

Количественные показатели — абсолютные, объёмные значения отдельных показателей:

а) объём производства

б) численность рабочих

в) фонд оплаты труда

г) валовая прибыль и др.

На их основе рассчитываются качественные показатели.

Особенности внутрифирменного планирования на Западе.

Функционирование предприятий в условиях рынка резко повышает значение плановой работы на предприятии и требования к составленному плану.

Наиболее эффективно работающую зарубежную компанию отличает высокий уровень внутрифирменного планирования.

Предприятия за рубежом при планировании ориентируется на возможности сбыта своей продукции. Исходя из этого, они планируют:

- объёмы продаж

- прибыль

- издержки производства

- капитальные вложения

- потребность в кредитах

- источники их погашения и др.

Основные разделы плана здесь:

1) сбыт

2) производство и закупки

3) финансы

При этом все разделы плана тесно взаимосвязаны (высокий уровень планирования).

Процесс планирования проходит 4 этапа:

1. Разработка общих целей функционирования предприятия.

2. Разработка конкретных детализированных целей на заданный, сравнительно короткий период времени (2, 5, 10 лет).

3. Определение путей и средств достижения поставленных целей.

4. Контроль за осуществлением поставленных целей путём сопоставления плановых и фактических показателей.

Планирование отталкивается от фактических данных работы предприятия за предыдущий период. Следовательно, точность фактических данных определяет надёжность плановых показателей.

Поэтому в зарубежных экономиках большое значение придаётся бухучёту и статистическим методам обработки данных.

Исходными данными при планировании деятельности предприятия являются показатели рынка.

Плановая система может быть представлена в виде следующей схемы:

Объекты долгосрочного планирования (ОДП)

- организационная структура предприятия

- производственная мощность

- капитальные вложения

- потребность в финансовых средствах

- исследования и разработки

- доля рынка

Объекты краткосрочного планирования (ОКП)

- план товарооборота ® план рекламных мероприятий

- план по сырью

- производственный план

- план по труду

- план движения запасов готовой продукции

Вторая ступень планирования - составление плановых заданий по различным направлениям для производственных участков в количественных и стоимостных показателях.

При этом планирование отталкивается от так называемых "узких мест".

Для производственных подразделений предприятия основное значение имеют два показателя:

1) номенклатура продукции с максимальной степенью детализации и количества по видам продукции;

2) издержки производства; издержки в зарубежных фирмах планируются и учитываются по участкам.

Планирование осуществляется понедельно, подекадно (реже ежемесячно).

Основными условиями обеспечения надёжности системы планирования в зарубежных фирмах считаются:

- снижение издержек на продукцию;

- повышение качества продукции;

- расширение потребительских свойств продукции.

Только в этом случае можно выжить в условиях жёсткой конкуренции.

Задачи планирования на предприятии в современных условиях.

На рубеже 80-90-х гг. в нашей стране произошли изменения во внутренней политике государства: был продекламирован переход к развитию рыночных отношений в экономике.

Развитие рыночных отношений сопряжено с ростом влияния вероятностных процессов в экономике, которые развиваются не по командам и приказам, а под воздействием множества случайных, зачастую противоречивых факторов.

Этим объясняется изменение задач, стоящих перед предприятием в области планирования.

Раньше основу планирования составлял 5-летний план с разбивкой по годам. Исходными данными для разработки годовых планов составляли задания 5-летнего плана на текущий год и задания вышестоящих организаций. Причём эти задания устанавливались по номенклатуре утверждаемых показателей (задания по производству, лимиты ресурсов, экономические нормативы, долгосрочные договоры на поставку материально-технических ресурсов). Утверждались задания для всех разделов плана.

Безусловной задачей планирования было: обеспечение выполнения плана по объёмным показателям и перевыполнение по показателям эффективности и качества работы.

Переход к рыночным отношениям нашёл отражение в законодательных актах, которые регулировали деятельность предприятия в новых условиях, в том числе и в области планирования.

Закон "О предприятии и предпринимательской деятельности" (25 декабря 1990 г.) действовал до 1995 г. (выход ГК РФ). В этом законе впервые было записано, что предприятия самостоятельно осуществляют свою деятельность, самостоятельно распоряжаются выпущенной продукцией, прибылью, остающейся в распоряжении предприятия послу уплаты налогов и других обязательных платежей.

Исходной базой планирования в этом законе были определены:

1) спрос на производимую продукцию (осуществляемые работы, оказываемые услуги) предприятия;

2) необходимость обеспечения производственного и социального развития предприятия;

3) повышение личных доходов работающих.

В основе плана лежат договора, заключаемые предприятием самостоятельно, как с потребителями продукции предприятия (или заказчиками работ и услуг), так и с поставщиками материально-технических ресурсов.

Планирование производства.

На основе расчётов раздела "Планирование производства" составляются все остальные разделы плана предприятия.

В этом разделе определяются объём и ассортимент. От этих показателей зависит потребность в сырье, оборудовании, а также уровень ТЭП предприятия.

Этот раздел плана является связующим звеном между экономической и технологической частями плана предприятия.

В этом разделе определяется производственная мощность предприятия, которая служит обоснованием планирования объёмов производства, а также лежит в основе расчёта показателей эффективности использования основных фондов предприятия.

Данный раздел определяет не только работу основных производств предприятия, но и работу вспомогательного производства и обслуживающих хозяйств.

Показатели объёма выпуска определяют объёмы реализации продукции при выручке от реализации.

Основными документами данного раздела плана являются производственная программа и производственная мощность предприятия.

6. Расчёт производственной программы предприятия.

Производственная программа рассчитывается отдельно для каждого из основных производств предприятия по выпускному оборудованию:

В = М×Т×Кро×Нм,

где В — годовой выпуск пряжи (суровой ткани), или объём продукции в кг/год (м/год);

М — число веретён (станков);

Т — режимный фонд работы оборудования в год, час;

Кро — коэффициент работающего оборудования, доли единицы;

Нм — норма производительности машины, кг/час (м/час).

Производственная программа приготовительных цехов для текстильных предприятий представляет собой расчёт сопряжённости оборудования по переходам.

В расчёт производственной программы закладывается величина заправленного оборудования.

При планировании различают наличное, установленное, заправленное и работающее оборудование.

Наличное оборудование — всё то оборудование, что числится на балансе предприятия, независимо от его состояния и местонахождения.

Установленное оборудование — всё то оборудование, что установлено на фундаменте, подключено к системе энергоснабжения, как действующее, так и бездействующее по причинам ремонта; а также резервное оборудование, и оборудование, находящееся в консервации.

Заправленное оборудование — то установленное оборудование, которое обеспечено сырьём, рабочей силой, вспомогательными материалами, и может в любой момент выпускать продукцию. От установленного отличается на число единиц оборудования, находящихся в резерве и консервации.

Работающее оборудование — та часть заправленного оборудования, которое обеспечивает выпуск продукции в запланированных объёмах. От заправленного отличается числом машин, находящихся в простое по причинам технического обслуживания и прочим причинам, учитываемым в Кро (сокращённый рабочий день и перезаправка машин).

В расчёт производственной программы заключена среднегодовая величина заправленного оборудования.

На практике сначала определяется объём продукции (В=М×Т×Кро×Нм) по той части заправленного оборудования, которое было заправлено на начало планируемого периода.

Затем определяется объём выпуска на оборудование, которое будет введено в течение планового периода:

В1= (m1/m)×М1×Т×Кро×Нм

Затем определяется объём выпуска по той части оборудования, которое будет выведено из эксплуатации:

В2= (m2/m)×М2×Т×Кро×Нм

Тогда планируемый объём:

Впл = В+В1- В2

М — количество оборудования на начало периода;

М1 — количество вновь введённого оборудования на начало периода;

М2 — количество оборудования, которое будет выведено из эксплуатации;

m — число месяцев в году;

m1 — число месяцев, в течение которых будет работать вновь введённое оборудование;

m2 — число месяцев, в течение которых не будет работать демонтированное оборудование.

В практике планирования различают три вида нормы производительности для каждого типа оборудования, выпускающего конкретный вид продукции (Нм1<Нм2<Нм3):

1) Нм1 — закладывается в расчёт норм выработки рабочих; обосновывается нормировочным расчётом.

2) Нм2 — закладывается в расчёт производственной программы предприятия; учитывает достижения в области перевыполнения норм выработки.

3) Нм3 — техническая норма производительности; закладывается в расчёт производственной мощности предприятия; максимальное значение нормы производительности для конкретного вида оборудования и конкретных заправок при оптимальных условиях эксплуатации этого оборудования.

Расчёт производственной программы происходит в таблице отдельно по каждому виду продукции на весь плановый ассортимент. При этом, если какой-то вид продукции вырабатывается на разнотипном оборудовании, то расчёт выполняется отдельно для вида оборудования и для вида продукции.

7. Планирование объёма производства.

Осуществляется тремя методами:

1. Производственная программа разрабатывается в условиях, когда заданы объёмы выпуска продукции по ассортименту. Известны условия использования оборудования. Необходимо определить то количество машин, которое необходимо заправить, чтобы обеспечить планируемые объёмы производства. Таким образом, в данном случае устанавливается суммарная потребность в оборудовании для всего ассортимента, которая затем сопоставляется с фактическим числом заправленных машин.

В случае необходимости осуществляется соответствующее перераспределение между отдельными видами продукции, после чего составляется окончательный вариант производственной программы.

М=В/(Т×Кро×Нм)

2. Производственная программа рассчитывается исходя из того количества машин, которое заправлено на предприятии. Таким образом, определяется наше предложение по возможным объёмам производства по видам продукции.

В = М×Т×Кро×Нм

3. Известны объёмы перерабатываемого сырья. Сначала устанавливается объём выпуска продукции из данного количества сырья, а затем определяется количество оборудования, которое необходимо заправить.

М=В/(Т×Кро×Нм)

10. Показатели объёма выпуска продукции.

После того, когда осуществлены расчёты, определяются показатели в целом по производству (итоговая строка производственной программы). В этой строке часть показателей может быть определена суммированием:

В=åВj ; М=åМj ; М×Т==åМj×Тj ; М×Т×Кро=åМj×Тj×Кроj ; где j — вид продукции;

Все остальные показатели определяются как средневзвешенные величины и называются технико-экономическими показателями (ТЭП) производственной программы.

Технико-экономические показатели (ТЭП) производственной программы.

Первая группа — показатели, характеризующие ассортимент:

1) В прядении:

а) средний текс: `Т = åВ(кг)х1000/åВ(км)=[г/км]

б) средний номер: `N = åВ(км)/åВ(кг)

2) В ткачестве:

а) средняя ширина суровья: `Вс = åВ(м2)/åВ(м)=[м]

б) средняя плотность по утку:`Ру = åВ(ут)/åВ(м)

Вторая группа — показатели использования оборудования:

1) средняя производительность оборудования (средняя норма производительности):

`Нм =åВ/åМ×Т×Кро

2) среднее значение коэффициента работающего оборудования: `Кро=åМ×Т×Кро/åМ×Т

3) средний процент плановых остановов: `а =100×(1-`Кро)

4) средний режимный фонд времени оборудования: `Т=åМ×Т/åМ

Наши рекомендации