Правовой режим имущества субъектов хозяйственной деятельности
Имущество субъекта хозяйствования - основа его деятельности и его правового режима.
Под имуществом понимаются не только материальные объекты, но и имущественные права - право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления.
К имуществу субъектов хозяйственной деятельности относятся:
1) вещь или совокупность вещей, включающих деньги, ценные бумаги;
2) исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность);
3) иное имущество, в том числе имущественные права (см., например, ст. 282 - 284 ГК, регламентирующие виндикацию как способ защиты права собственности);
4) совокупность вещей и имущественных прав;
5) совокупность вещей, имущественных прав и обязанностей (такое значение термина "имущество" используется при универсальном правопреемстве, например при наследовании, когда к наследникам переходят как имущество (в смысле вещей), так и имущественные права и имущественные обязанности (актив и пассив).
Структура имущества субъектов хозяйственной деятельности:
- движимое и недвижимое имущество (к ним относятся здания, сооружения, земельные участки, сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, денежные средства и т.д.);
- имущество, участвующее в производственной деятельности, и имущество непроизводственного назначения;
- имущество, изъятое из оборота, ограниченно оборотоспособное, свободно отчуждаемое;
- основные и оборотные средства
- материальные активы (основные и оборотные средства) и нематериальные активы;
- нематериальные элементы
Правовой режим имущества субъектов хозяйственной деятельности:
Правовой режим – совокупность требований, которые предъявляются к имуществу в процессе его приобретения и использования в хозяйственной деятельности.
Основу имущества субъектов хозяйствования составляет право собственности - оно представляет собой право владения, пользования и распоряжения. Правовой режим этого имущества целиком зависит от того, на каком основании это имущество ему принадлежит, а также от его целевого назначения.
Источниками формирования имущества субъектов хозяйствования являются:
· денежные и материальные взносы учредителей;
· доходы, полученные от реализации продукции, работ, услуг, а также от других видов хозяйственной деятельности;
· доходы от ценных бумаг;
· кредиты банков и других кредиторов;
· капитальные вложения и дотации из бюджетов;
· безвозмездные или благотворительные взносы, пожертвования организаций, предприятий и физических лиц;
· иные источники, не запрещенные законодательными актами Республики Беларусь.
Имущественные права и имущественные обязанности субъекта хозяйствования могут возникать: по сделкам, предусмотренным законом, а также по сделкам, не предусмотренным законом, но не противоречащим ему; по актам органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц, в случаях, предусмотренных законом; в результате создания и приобретения имущества по основаниям, не запрещенным законом;
вследствие причинения ущерба другому лицу, приобретения или сохранения имущества за счет другого лица без достаточных оснований; вследствие нарушения требований закона при осуществлении хозяйственной деятельности;
по другим обстоятельствам, с которыми закон связывает возникновение имущественных прав и обязанностей субъектов хозяйствования.
6 . Учет и отчетность в деятельности субъектов хозяйствования: понятие, значение, правовое регулирование.
Учет– количественное отражение сведений о событиях, действиях и иных фактах в жизни общества, используемых для управления обществом на различных организационных уровнях.
Отчетность– система показателей содержащих информацию о результатах хозяйственной деятельности и финансовом положении организации.
Основными задачами учета и отчетности являются:
1) Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее финансовом положении, полученных доходах и понесенных расходах;
2) Обеспечение при совершении организацией хозяйственных операций внутренних и внешних пользователей своевременной информацией о наличии и движении активов и обязательств, а также об использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;
3) Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявления резервов ее финансовой устойчивости.
Правовое регулирование:
1) Конституция Республики Беларусь;
2) Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском отчете и отчетности» №57-З
3) НПА Президента Республики Беларусь, и принятые в соответствии с ними др. НПА
Государственное регулирование бухгалтерского учета и отчетности –часть государственного регулирования хозяйственной деятельности и осуществляется вцелях достижения единообразия ведения учета и составления бухгалтерской отчетности, повышения достоверности и своевременности учетной и отчетной информации.
Согласно указанному закону субъектами бухгалтерского учета являются:
- юридические лица;
- филиалы и представительства юридических лиц, в том числе представительства иностранных организаций;
- хозяйственные группы;
- простые товарищества (участники договора о совместной деятельности);
- государственные органы, не являющиеся юридическими лицами.
Действие закона «О бухгалтерском учете и отчетности» не распространяется на индивидуальных предпринимателей. Индивидуальные предприниматели ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Республики Беларусь.
Анализ хозяйственной деятельности-оценка эффективности хозяйственной деятельности с целью корректировки экономических решений ее субъектов.
Правовое регулирование аудита хозяйственной деятельности:
Осуществляется на основании закона « Об аудиторской деятельности» №56-З
Законность и эффективность хозяйственной деятельности может быть оценена путем проведения аудита.
Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» аудиторская деятельность– предпринимательская деятельность по независимой проверке (аудиту) бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов организаций, их обособленных подразделений, хозяйственных групп, банковских групп, банковских холдингов, простых товариществ (участников договора о совместной деятельности), ИП (аудируемых лиц), а при необходимости и/или по проверке их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству.
Аудит не подменяет государственного контроля финансовой и хозяйственной деятельности аудируемых лиц, осуществляемого в соответствии с законодательством.