Затраты на транспортировку грузов морским и воздушным транспортом
Удельная стоимость, фл./куб. м | Расходы на морской транспорт, флоринов на 1 куб. м | Расходы на воздушный транспорт, флоринов на 1 куб. м | |||||
Тарифная ставка | Процентные затраты на запасы в пути | Процентные затраты на страховые запасы | Всего | Тарифная ставка на запасы в пути | Процентные затраты | Всего | |
5000 50000 100000 | 250 250 250 | 50 500 1000 | 50 500 1000 | 350 1250 2250 | 1154 1154 1154 | 10 100 200 | 1164 1254 1354 |
Источник: International Journal of Physical Distribution and Materials Management, 1992, № 7, p. 30.
'Включая время на подвоз и вывоз груза к морским и воздушным портам.
Данный пример расчета приведен для случая, когда соотношение между объемом и весом груза составляет 0,355, т. е. 1 куб. м комплектующих весит 335 кг. Само собой разумеется, что результат будет другим, если меняется величина этого соотношения.
Примером компромиссов на оперативном уровне служит выбор размера партии груза производителем автомобилей, которому в следующем году потребуется 600 тыс. комплектующих изделий конкретного типа.'Эти комплектующие (они уже закуплены) в прежние годы обычно поставлялись раз в месяц партиями в 50 тыс. штук. Однако в связи с изменением уровня запасов комплектующих необходимо рассчитать экономические показатели при переходе к более мелким партиям поставок комплектующих.
По причине разного количества рабочих дней в месяце, из-за отпусков и ремонта машин, а также в связи с комбинациями объема продаж готовой продукции на предприятии обычно запас комплектующих составлял 1,5 месяца. Расчеты показали, что при сохранении месячной партии продуцент выигрывает на транспортных расходах (разница составила 36 тыс. долл.), а при ежедневных поставках экономия от сокращения запасов достигает 64 тыс. долл. (средний запас — 1,5 рабочих дня). В итоге оказалось, что ежедневная поставка дешевле, чем месячная, т. е. увеличение затрат на перевозку компенсируется уменьшением издержек на запасы.
Таким образом, примеры решения конкретных практических задач свидетельствуют о важной роли экономических компромиссов в хозяйственной практике фирм. Принятие решений на их основе приводит к балансировке экономических и финансовых показателей фирм, установлению оптимальных рыночных связей и способов их реализации.
2.3. Логистика как фактор повышения конкурентоспособности фирм
Рассмотрение логистики в качестве фактора повышения конкурентоспособности предполагает, что последствия принимаемых решений в данной области должны поддаваться измерению в плане их воздействия на функциональные затраты и на доходы от продажи товаров. В связи с этим актуализируется задача нахождения способа контроля издержек и показателей, наиболее корректно отражающих связь логистики с основными экономическими и финансовыми индикаторами фирм. Как выяснилось, определить количественные
параметры последствий логистических решений весьма сложно. Это можно сделать лишь при соблюдении следующих условий методологического и технического характера:
— наличия хорошо отлаженной учетно-информационной системы;
— проведения комплексного анализа расходов и доходов структурных подразделений фирм и всех участников логистической цепи, основанного на применении принципа «миссий» и единой методологии исчисления издержек;
— определения доли прибыли от логистической деятельности в общей прибыли фирм.
В зарубежной экономической литературе отмечается, что у фирм, принявших на вооружение логистическую концепцию и построивших свою стратегию на ее основе, наблюдается значительное улучшение показателя, отражающего отношение прибыли, полученной от продажи товаров или услуг, к инвестированному капиталу (ПИК — прибыль на инвестированный капитал)1. При этом указывается на двоякое значение логистики, заключающееся в уменьшении издержек и увеличении доли компании на рынке2.
Влияние логистики на расходы, связанные с продажей товаров, очевидно. В рамках логистического подхода к данным расходам относятся издержки по выполнению заказов, включающие затраты на их обработку, перевозку и складирование грузов, управление запасами, упаковку и поддерживающую деятельность (обеспечение запасными частями, послепродажный сервис). Не менее очевидно воздействие логистики на улучшение положения фирм на рынке, что оценивается, как правило, увеличением их доли на нем и во многом зависит от эффективного предложения фирм конкурентоспособного уровня обслуживания потребителей.
Ключевые элементы показателя отношения прибыли к инвестированному капиталу могут быть изображены в виде следующей схемы (см. рис. 8).
Влияние логистики на инвестированный капитал осуществляется через основные категории (элементы) активов и пассивов баланса
'Обычно инвестированный капитал делят на основной и оборотный. Такая классификация капитала приемлема для целей выявления влияния на него логистики, так как логистическая деятельность фирм касается обеих этих групп капитала. Во-первых, стоимость элементов логистической системы — таких, как транспортные средства, погрузочно-разгрузочные механизмы, склады и т.д., в случае если они принадлежат фирме, является частью ее основного капитала. Во-вторых, логистические операции и решения самым тесным образом связаны с различного рода запасами, счетами дебиторов и наличностью, представляющими собой не что иное, как оборотный капитал.
2М. Cristopher. The Strategy of Distribution Management. London, 1986, p. 21.
Доходы от продаж | |||||||||||||
Прибыль | |||||||||||||
Себестоимость проданных товаров | |||||||||||||
Прибыль на инвестированный капитал | |||||||||||||
Основной капитал | |||||||||||||
Запасы | |||||||||||||
Оборотный капитал | Счета дебиторов | Инвестированный капитал | |||||||||||
Наличность | |||||||||||||
Рис. 8. Ключевые Элементы Показателя ПИК
Источник: М. Cristopher. The Strategy of Distribution Management. London, 1986, p. 75.
фирм. Такие элементы баланса, как «наличность и счета дебиторов», относящиеся к оборотному капиталу, являются решающими с точки зрения ликвидности фирмы. В последние годы важность этих элементов стала общепризнанной, поскольку многие фирмы столкнулись с нехваткой наличности. Однако еще не всегда признается, что логистические переменные оказывают непосредственное влияние на данную часть баланса. Хотя, кажется, никто не оспаривает того факта, что чем короче срок выполнения заказов (период от приемки заказало момента доставки товара потребителю), тем быстрее может быть выписан счет. Подобным образом скорость выполнения заказов может повлиять на поток наличности, если счет не выписывается до тех пор, пока товары не отправлены. Оной из менее очевидных логистических переменных, влияющих на наличность и счета дебиторов, является точность при выписке счетов. Если потребитель обнаруживает, что его счет содержит неточности, он, вероятно, не будет его оплачивать, и временной лаг между выполнением заказа и оплатой будет увеличиваться до тех пор, пока ошибку не исправят. Существенное влияние на оборотный капитал логистика оказывает через сокращение запасов сырья, полуфабрикатов, комплекту-
ющих и готовых изделий. Очень часто 50 и более процентов оборотного капитала фирм-продуцентов приходится на запасы. Поэтому логистический фактор, воздействующий на инвестированный капитал, в значительной мере зависит от политики компаний в отношении уровней запасов, степени контроля и управления уровнем запасов, а также от системы планирования потребностей распределения.
Известно, что традиционная концепция экономического размера заказов не всегда отражает истинные потребности производства и распределения. В результате возникает избыточный уровень запасов. В свою очередь, закупки сырья и материалов тесно связаны со счетами кредиторов. Такие счета являются, с точки зрения логистики, ключевыми элементами баланса фирм и оказывают влияние на их оборотный капитал. Следовательно, интеграция управления закупками и управления производством — составная часть логистической стратегии — может дать положительный эффект, что и подтверждается практикой. На фирмах, где постадийное расходование запасов соответствует плановым потребностям производства в сырье и материалах, логистические издержки компаний снижаются, а степень использования инвестированного капитала повышается.
Аренда складов, транспортных средств и других элементов логистической системы является для арендатора текущими расходами. Замена основного капитала на текущие расходы достигается главным образом привлечением третьих фирм к выполнению операций по складированию и перевозкам вместо приобретения собственных средств для их осуществления. Такие изменения существенно сказываются на балансе между долговыми обязательствами и собственным капиталом, а следовательно, и на соотношении последнего и прибыли, а также на движении наличности с точки зрения как процентных платежей, так и выплаты долга.
Поскольку материальную основу логистической системы фирм в большинстве случаев составляют собственные, а не арендуемые технические средства и постоянные сооружения, постольку логистика может оказывать существенное влияние на общую величину основного капитала фирм и на его соотношение с прибылью.
Таким образом, можно сделать вывод, что логистика влияет почти на каждый аспект счета прибылей и убытков фирм.Поэтому соответствующие изменения в логистической стратегии воздействуют на финансовые результаты деятельности фирм и вносят свою лепту в обеспечение их долгосрочной жизнеспособности. Фирмы, взявшие на вооружение логистическую стратегию, постоянно анализируют ее. Тщательному анализу подвергаются также прибыль и инвестированный капитал, чтобы убедиться в максимальной эффективности
использования ресурсов. Подставляя значения переменных в формулу, где множителями являются коэффициент доходности и оборачиваемость капитала, можно с достаточной степенью условности количественно определить влияние логистики на соотношение прибыли, полученной от продаж товаров, и инвестированного капитала, поскольку доходы от логистических услуг и расходы на логистические операции входят существенной частью в суммарные доходы и расходы фирм:
„..„_ Прибыль от продаж Стоимость продаж .пп0/
11ик.--------------------------- х----------------------------------- х шил?.
Стоимость продаж Инвестированный капитал
Исследования, выполненные в сфере логистики для широкого диапазона рынков — от продовольственных товаров до капиталоемкой продукции, показали, что фирмы-продуценты и посредники располагают достаточно широкими возможностями для создания предпочтительных условий потребителям1. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь в том случае, если функционирование логистики в полном объеме ориентировано на рынок.
Для большей части продовольственных товаров логистика как активный инструментарий маркетинга не играет существенной роли. Исключение составляет отгрузка скоропортящейся продукции, когда доминирующим фактором служит время отгрузки и скорость перевозки.
На рынке инвестиционных товаров важным конкурентным фактором является надежность отгрузки. Она существенна для получения повторных заказов от потребителя или для получения заказов от новых потребителей по рекомендации прежнего заказчика. Значимость надежности отгрузки обусловлена тем, что она должна вписываться, по сути дела, в разного рода примеры, происходящие у потребителя, включая зачастую строительство, укомплектование персоналом, его обучение и т. д. Воздействие на конкурентоспособность очень велико, поскольку повторный заказ нередко оказывается наиболее прибыльным предпринимательством с точки зрения долгосрочной перспективы по причине более низких допродаж-ных и послепродажных издержек, более низких затрат на проектирование и стандартизацию продукции. Надежность отгрузки также является фактором, оказывающим влияние на производство по повторным заказам для такого вида продукции, как оборудование и приборы.
'Magazin fur das Techniche Management, 1990, № 4, s. 68.
На рынке потребительской продукции длительного пользования надежность отгрузки в большинстве случаев не является доминирующим фактором, так как данный вид товара, как правило, всегда имеется в каналах распределения, а надежность оказывает лишь незначительное воздействие на запасы. Потребители и сбытовики часто легко соглашаются с определенной степенью ненадежности или неопределенности в отгрузках без смены поставщика или марки. При таких условиях логистика является главным образом фактором сокращения затрат, а не инструментарием маркетинга. Однако она все-таки может иметь большое значение с точки зрения повышения качества услуг. Особенно в деле сокращения сроков выполнения логистических операций при запуске производства новой продукции, а также в организации производства с широкой разновидностью моделей.
Какова роль логистики на рынке промышленных материалов, т. е. продукции, которая используется потребителями в качестве компонентов? В этом случае продукция изготовляется в основном по спецификациям потребителя, но после ее разработки она является стандартной, а производство — повторным. Из этого следует, что надежность отгрузки имеет большое конкурентное преимущество перед другими факторами, например, скоростью или частотой отгрузок.
Таким образом, когда на многочисленных рынках товаров вероятность дифференцирования продукции по ее свойствам или по качеству уменьшается, а корпоративный имидж или стратегия фирм трудно изменяемы в краткосрочной перспективе, логистика становится все более важным конкурентным фактором.
В таких условиях конкурентное преимущество может возникать из способности фирмы посредством своей логистической деятельности добиваться: различий в сегментации рынка, изменений в экономическом окружении и рыночных требованиях, а также изменений собственных и чужих тактических маневров.
Политика фирм, направленная на получение доходов от логистической деятельности, как правило, ведет к увеличению прибыли. Исследования зарубежных специалистов показывают, что вклад логистики в прибыль компаний зависит от уровня обслуживания. При этом подмечено, что при достижении уровня 90% и выше логистические издержки начинают опережать рост доходов от этого вида деятельности. Начиная с 95%, эффект становится отрицательным (см. рис. 9).
Вышеизложенное позволяет утверждать, что цель логистики 90-х годов выходит за рамки сокращения издержек и увеличения прибы-
Условные денежные единицы
Доходы от продаж
100% Уровень
обслуживания
Рис. 9. Зависимость прибыли фирм от уровня логистического обслуживания
Источник: Промышленная логистика. СПб., 1994.
ли. Поэтому на данном этапе концепция конкурентоспособности фирмы заключается в получении конкурентного преимущества за счет предложения дополнительных услуг и повышения их качества. В дальнейшем, по мере применения данной концепции большинством фирм, снижение издержек вновь может оказаться первоочередным делом, но уже на другой основе. Следовательно, повышение конкурентоспособности фирм за счет логистики — процесс непрерывный и динамичный.
2.4. Основные требования логистики
Логистика способствует повышению эффективности работы фирмы при соблюдении следующих требований:
1. Поддержание связи логистики с корпоративной стратегией;
2. Совершенствование организации движения материальных потоков;
3. Поступление необходимой информации и современная технология ее обработки;
4. Эффективное управление трудовыми ресурсами;
5. Налаживание тесной взаимосвязи с другими фирмами в области выработки стратегии;
6. Учет прибыли от логистики в системе финансовых показателей;
7. Определение оптимальных уровней логистического обслуживания с целью повышения рентабельности;
8. Тщательная разработка логистических операций.
Целесообразно дать более детальную характеристику указанным
требованиям.
1. Связь логистики с корпоративной стратегией.Общепризнано,
что все аспекты логистических операций должны быть непосредст
венно связаны со стратегическим планом корпорации или фирмы.
Это первое и самое главное условие достижения высоких прибылей
от применения логистики. Руководители, применяющие логистику
на своих предприятиях, уже по-другому подходят к совершенствова
нию управления движением материальных потоков и всей деятель
ности фирм. Они стремятся к достижению общей цели и управляют
логистическими операциями в интересах реализации стратегии ком
пании, направленной на обеспечение конкурентоспособности за счет
сокращения затрат и дифференцирования услуг. Такие руководите
ли, как правило, работают исходя из принципа, что их отдел или
подразделение вносит свою лепту в увеличение общей прибыли
фирмы. В своей деятельности менеджеры фирм постоянно задаются
вопросом: «Обеспечивают ли наши логистические операции конку
рентоспособность на наших рынках?»
Одним из наиболее общепринятых подходов к завоеванию рыночных позиций руководство фирм считает максимальное «приближение к потребителю» при обеспечении должного качества продукции и логистических операций.
Специалисты в области логистики разработали схему управления, которая предусматривает непосредственные связи логистической деятельности с корпоративной стратегией (см. рис. 10).
2. Совершенствование организации движения материальных пото
ков.Это требование призывает к такой организации логистических
операций, которая дала бы возможность контролировать все функ
ции по выполнению задач, связанных с закупкой, транспортиров
кой, складированием, хранением запасов и сбытом под эгидой еди
ного коммерческого подразделения. Другими словами, все логисти
ческие функции должны быть объединены под соответствующим
Понимание | Разработка направлений развития логистики для коммерческой деятельности, рынка и каналов сбыта | Выявление | ||||
корпоративной коммерческой стратегии | соответствия планов логистики и стратегии фирмы | |||||
. | . | |||||
Совершенствование руководства, | ||||||
Уточнение требуемого уровня деятельности | ||||||
деятельности и операций | ||||||
Анализ фактической | Определение схемы действия и планирование ее реализации | |||||
Определение измерения и системы отчетности | ||||||
работь |
Рис. 10. Схема операций при выработке стратегии корпорацииИсточник: Management Accounting, 1987, № 8, p. 36.
контролем централизованного и децентрализованного руководства с учетом того, что эффективные решения легче принять, если спецподразделение отвечает за все тесно связанные между собой логистические операции.
Несмотря на, казалось бы, логически верную позицию сосредоточения всех функций логистики под единым управлением продвижение по этому пути не всегда идет гладко, чревато спадами и возвратом к старому. Тем не менее тенденция к централизации постепенно усиливается. В настоящее время все большее количество фирм объединяют под общим руководством две важные области деятельности: управление запасами и распределение материальной продукции. Это позволяет лучше использовать такие сложные сферы бизнеса, какими являются транспортировка и складирование. В таких фирмах осуществляется контроль над всей логистической цепочкой, как за единым целостным потоком, с использованием широкого диапазона структур и подструктур обеспечения.
3. Поступление необходимой информации и современная технология ее обработки.Выполнение данного требования в логистических системах позволяет фирмам извлекать немалую выгоду. Поэтому успешно функционирующие логистические подразделения рассматривают компьютеризацию как важный источник реализации потенциальных возможностей логистики в деле повышения прибыли.
Используя сети электронного обмена данными с потребителями, например, можно повышать конкурентоспособность и долю рынка. Творчески применяя модели на базе ЭВМ, можно также повышать качество обслуживания клиентуры.
Рассматривая должную степень информационного обеспечения как одно из важных условий получения прибыли, компании все активнее стали инвестировать информационные системы управления, соответственно уменьшая затраты на более привычные и традиционные системы, что немедленно сказывается на результатах работы фирм. Например, вкладывая средства в усовершенствование систем обработки информации, связывающей администрацию, подразделения логистики, поставщиков, компании добиваются резкого сокращения уровня запасов сырья (иногда в 15—20 раз).
Многие компании направляют свои средства на разработку и внедрение компьютерных сетей, основанных на новейших средствах связи, для учета и контроля многомиллионных логистических затрат. Такие затраты окупаются за 3—4 месяца применения системы, что позволяет сэкономленные средства направить на их модернизацию.
В прошлом большинство ЭВМ в сфере материально-технического обеспечения было предназначено для обработки данных, относящихся непосредственно к самой сделке (например, обработка информации по заказ-наряду, закупкам, хранению запасов и т.д.). Сегодня ситуация быстро меняется. Многие компании разрабатыва- • ют варианты систем, использующих все преимущества новых поколений электронной техники, с увеличенной скоростью обработки данных и техническим обеспечением средствами дальней связи. Это дает возможность применять их для принятия управленческих решений. Зарубежные специалисты считают, что к концу 90-х годов такие сети поддержки решения будут превращаться в «экспортные системы», призванные играть еще более важную роль в принятии логистических решений.
4. Эффективное управление трудовыми ресурсамииграет решающую роль в наладке слаженного механизма управления материальными потоками. Те фирмы, которые считают квалифицированные кадры самым важным своим ресурсом, могут рассчитывать на эффективное функционирование логистической системы. Вот почему руководство фирм придавало и придает огромное значение вопросам подбора рабочей силы, ее профессионального обучения и подготовки. Сегодня это уже стандартная практика.
В настоящее время руководители высшего уровня сферы логистики, понимая, что только хорошо подготовленные и опытные менеджеры способны обеспечить успех в реализации стратегии и пла-
нов фирм, стали напрямую взаимодействовать с системой подготовки кадров. Это проявляется, в частности, во встречах с профессорско-преподавательским составом и студентами. Практика свидетельствует также и о том, что в условиях долгосрочных связей фирм с клиентурой управление трудовыми ресурсами становится их общим делом. Подготовка на рабочем месте уже недостаточна, и многие фирмы направляют кадры логистических подразделений на специальные курсы переподготовки в целях повышения квалификации и обучения новым методам и технологиями в области логистики.
5. Тесная взаимосвязь с другими фирмами по выработке стратегии
также является одним из требований совершенствования логистики.
Благодаря его реализации компании устанавливают тесное сотруд
ничество со своими партнерами по хозяйственным связям (брокера
ми, поставщиками, оптовыми фирмами, потребителями и т.д.). Не
меньшее значение стало придаваться координации деятельности
внутренних подразделений фирм (производственных отделов, отде
лов продаж, закупки, маркетинга и т.д.). Опыт подтверждает, что
наибольших успехов в увеличении прибыли добиваются как раз те
фирмы, в которых установлены прочные связи с внешними и внут
ренними участниками коммерческих отношений.
Многие успешно функционирующие фирмы давно установили между собой режим делового сотрудничества. Они больше не считают его эпизодическим явлением, ориентированным, главным образом, на снижение затрат в краткосрочном плане. Фирмы все шире практикуют «стратегические союзы» с поставщиками, потребителями, транспортными агентствами и другими участниками логистической цепи. В настоящее время любой крупный производитель продукции определяет стратегическую линию сотрудничества со своими партнерами, рассматривая совместную разработку и внедрение мероприятий в качестве единого комплекса полнокровных взаимоотношений во всех звеньях организации коммерческого дела. При этом огромное значение придается открытому и систематическому процессу обмена информацией по прогнозированию, планированию и графикам поставок продукции и т.д.
6. Учет прибыли от логистики в системе финансовых показателей.
На основе практического опыта фирмы пришли к выводу, что лучше
всего логистические операции, такие, как транспортировка, склади
рование и другие, поддаются оценке со стороны учетно-калькуляци-
онных подразделений или иных структурных органов, которые ре
зультаты деятельности измеряют полученной прибылью.
Такую тактику успешно применяют некоторые американские фирмы. Одной из них, сумевших упрочить свои финансовые пози-
ции, является «Ксерокс Корпорейшн». Обеспечивая обслуживание по индивидуальным заказам, эта фирм получила существенную прибыль при сбыте продукции. При этом логистические структуры фирмы гарантируют тот уровень сервиса, который требуют руководители производственных подразделений. Традиционно, как известно, в западных странах компании применяют показатель нормы прибыли на активы как наиболее важный индикатор финансовой деятельности. По аналогии ряд американских фирм рассчитывают прибыль на логистические активы.
В результате внедрения в финансовую практику данного показателя все большее число компаний начинают пользоваться услугами соответствующих специализированных фирм. С этой тенденцией связывается сокращение численности собственного парка автомобилей, а также тот факт, что растущее число компаний стало прибегать к услугам складов общего пользования, против чего они категорически возражали всего несколько лет назад.
7. Определение оптимальных уровней качества логистического обслуживания с целью повышения рентабельностиявляется одним из элементов стратегической политики фирм. Для выявления оптимального уровня качества обслуживания определяют дополнительные доходы, достигнутые от предоставления высококачественного сервиса, и измеряют отношение прибыли, полученной от него, к затратам, связанным с поддержанием таких уровней. Кроме того, разрабатывается ориентированная на рынок программа с указанием уровней логистического обслуживания, из которой видно, как планируется обслуживать потребителей услуг по различным классам (см. табл. 5), устанавливаемым в зависимости от их доли в объеме продажи, а также срока выполнения заказа.
Таблица 5 Программа обслуживания потребителей
Класс потребителей услуг | Доля потребителей в объеме продаж, % | Уровень обслуживания, % |
А Б В Г Д | 60 20 15 3 2 | 95-98 90-95 90-95 85-90 85-90 |
Источник: Management Accounting, 1987, № 8, p. 37.
Большинство фирм в западных странах признает важность обслуживания конкретного потребителя. Они установили параметры обслуживания и строго следят за тем, как удовлетворяются требования, предъявляемые к обслуживанию. Однако далеко не все фирмы проводят детальный анализ требований с целью разработки единых стандартов. Наибольшего эффекта добиваются те фирмы, логистические подразделения которых заключают внутренний контракт с каждым из производственных отделов на размер обслуживания и получают от них соответствующую плату.
8. Тщательная разработка логистических операций,как уже отмечалось выше, — одно из основных требований к логистике, способствующее значительной экономии затрат. В ходе такой разработки фундаментальные проблемы (например, стратегии предпринимательства) увязываются с «малыми» вопросами. Но сделать это возможно лишь при углублении знаний и приобретении всем руководящим составом фирмы большого опыта работы.
Американские специалисты Д. Бушер и Г. Тиндол1 считают, что выполнение фирмами вышеуказанных восьми требований гарантирует взаимосвязь логистики с маркетингом и производством, обеспечивает не только высококачественное проведение всех логистических операций, но и создание эффективного, с низкими издержками сервиса для покупателей, будет содействовать росту прибыли по активам рассматриваемой сферы деятельности, т. е. повышению конкурентоспособности фирм.
Контрольные вопросы к главе 2
1. Какие периоды развития прошла концепция логистики?
2. Чему отдавалось предпочтение в дологистический период?
3. Какие критерии оценки оптимизации перевозок грузов были характерны для дологистического периода?
4. В чем заключается новизна логистики?
5. Назовите три концептуальных подхода к созданию логистических систем.
6. Охарактеризуйте область действий компромиссов в период классической логистики.
'Management Accounting, 1987, № 8, p. 39.
7. Что являлось критерием при первом концептуальном подходе и почему он в дальнейшем был заменен другими критериями? Назовите их.
8. Что представляет собой период неологистики, или логистики второго поколения?
9. Чем объясняется переход от внутрифункциональных к межфункциональным компромиссам?
10. Что является критерием эффективности логистических систем в период неологистики?
11. Объясните, почему необходимо достижение компромиссов между различными структурными подразделениями фирм.'
12. Начертите график зависимости затрат на выполнение заказа от разового объема поставок.
13. Начертите график зависимости затрат на размещение товаров от времени выполнения поставок.
14. Раскройте особенности нового подхода к развитию логистики, начавшегося с середины 80-х годов.
15. В чем заключается суть определения издержек по принципу «миссий»?
16. Какое преимущество дает калькуляция издержек, основанная на принципе «миссий», по сравнению с традиционным (функциональным) расчетом издержек?
17. Составьте определение экономических компромиссов.
18. Какие уровни решений охватывают экономические компромиссы?
19. Что является критерием компромиссов на каждом уровне принятия решений?
20. Приведите примеры, характеризующие процесс принятия решений на каждом уровне.
21. Каким образом логистика влияет на ключевые элементы показателя ПИК?
22. Назовите конкурентные логистические факторы, характерные для различных товаров.
23. Перечислите основные требования логистики.
24. Дайте краткую характеристику каждого требования.