Социально-экономические последствия инфляции. 1. В зависимости от темпа роста цен выделяют следующие виды инфляции:
Виды инфляции.
1. В зависимости от темпа роста цен выделяют следующие виды инфляции:
А. мягкая до 3%, она не требует ни каких экстренных мер, в этой ситуации необходимо отслеживать рост индекса стоимости жизни.
Б. умеренная (ползучая) инфляция, для которой характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно до 10 или несколько более процентов в год. Стоимость денег сохраняется, отсутствует риск подписания контрактов.
В. галопирующая инфляция(рост цен на 20—200% в год). Большинство контрактов привязываются к росту цен или к иностранной валюте. Деньги начинают ускоренно материализоваться в товары.
Г. гиперинфляция, при которой цены растут астрономически, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия.
2. С точки зрения соотношения роста цен по различным товарным группам, т.е. по степени сбалансированности их роста, принято различать сбалансированную и несбалансированную инфляцию. При сбалансированнойинфляции соотношение цен различных товаров относительно стабильно, а при несбалансированной — цены различных товаров постоянно изменяются по отношению друг к другу, причем в различных пропорциях.
3. С точки зрения предсказуемости выделяют инфляцию ожидаемую и неожидаемую.
Ожидаемаяинфляция может предсказываться и прогнозироваться заранее, с достаточной степенью надежности, неожидаемая — возникает стихийно, ее прогноз практически невозможен.
4. По форме проявлений инфляция бывает открытой и подавленной. Открытаяинфляция развертывается на рынках, где действуют свободные цены. При неравномерном повышении цен она деформирует, но не уничтожает рыночный механизм. При подавленной инфляции ситуация складывается иначе. Государство, обеспокоенное ростом цен, вступает в борьбу с этим явлением. Оно устанавливает административный контроль за ценами и доходами, замораживая их на определенном уровне.
6. В зависимости от точности прогноза выделяют прогнозируемую и непрогнозируемую (неожиданную) инфляцию.
2.2 Инфляция спроса и предложения
Инфляцией спроса называют вид открытой инфляции, порождаемый избытком совокупного спроса, за которым по тем или иным причинам не успевает производство. Избыточный спрос приводит к взлету цен. Избыток денег образуется при дефиците товаров.
Инфляция предложения. – рост затрат (издержек производства) опережает рост дохода и производительности труда.
2.3.Измерение инфляции.
Инфляция измеряется с помощью индекса цен. Индекс цен определяет их общий уровень по отношению к базовому периоду. Исходный пункт ИПЦ – «потребительская корзина» - набор товаров и услуг, покупаемых среднестатистическим городским жителем в течении определенного времени. Стоимость корзины за прошлый год берётся за базу.
ИПЦ= стоимость корзины за отчётный год
стоимость корзины базисного года.
Чтобы определить темп инфляции, необходимо вычесть индекс цен прошлого года (квартала, месяца) из индекса цен текущего года (квартала, месяца), затем разделить эту разность на индекс цен текущего года и полученный результат умножить на 100.
Так, если в прошлом году индекс цен был равен 110, а в этом году 130, то темп инфляции будет равен 15.4% (130-110 . 100).
Темп инфляции показывает, с какой скоростью она изменяется по отношению к предыдущему периоду времени.
Кроме этого параметра в экономике используется «правило 70», с помощью которого можно подсчитать, какое количество лет приблизительно потребуется для удвоения темпов инфляции. Для этого достаточно разделить число 70 на ежегодный уровень инфляции. Если, к примеру, среднегодовой темп инфляции составляет 14%, то цены возрастают вдвое в течение пяти лет (70:14 = 5).
Социально-экономические последствия инфляции
1. Ухудшается положение получателей фиксированных доходов - учителей, врачей, военнослужащих, работников государственных учреждений.
2. Снижается реальная стоимость сбережений, накопленных в денежной форме, повышается спрос на реальные активы (рост спроса в экономике приводит к бегству от денег).
3. Инфляция выгодна должникам и наносит ущерб кредиторам, подрывая тем самым взаимную выгодность их партнерских отношений.
4. Подрывается авторитет органов государственного управления, снижается доверие к проводимым мероприятиям.
5. Пропадают стимулы к сбережениям: ведь откладывание покупки «на потом» приведет к тому, что тоже благо придется покупать по более высокой цене.
6. Инфляция приводит к увеличению процентных ставок, поскольку за кредиты, выданные более «дешевыми» деньгами, люди хотят получить большее вознаграждение, и поскольку правительство борется с инфляцией, ограничивая предложение денег.
Антиинфляционная политика
Возможны два подхода к управлению хозяйством в условиях инфляции: одни заключаются в поиске адаптационной политике, т.е. приспособлении к инфляции, другой – в попытке ликвидировать инфляцию антиинфляционными мерами – активная политика.
Антиинфляционные меры.
1. Контроль за денежной эмиссией;
2. Осуществление текущего контроля денежной массы, путём осуществления операций на открытом рынке;
3. Проведение денежной реформы конфискационного типа;
4. Уменьшение госрасходов;
5. Увеличение налогов;
6. Переход к жесткой кредитно-денежной политике;