Тема 4. экономический рост, эффективность экономики и научно-технический прогресс
Логика курса
1.1. Ответьте на следующие вопросы:
1. Дайте понятие экономического роста. Каковы его количественные показатели?
2. Что понимается под качеством экономического роста? Идентичны ли понятия "экономический рост" и "экономическое развитие"?
3. Какие взаимосвязи выявляются при помощи кривой производственных возможностей?
4. Классифицируйте факторы экономического роста. Определите, что понимается под интенсивным и экстенсивным ростом.
5. Дайте понятие макроэкономической эффективности. Каковы ее основные показатели?
6. Объясните, каким образом эффекты мультипликатора и акселератора раскрывают механизм экономического роста.
7. Каков вклад научно-технического прогресса в экономический рост? Как его можно определить?
8. Существует ли проблема границ экономического роста? Что является ограничителем роста в современных условиях?
2. Выпишите определения следующих понятий и категорий.
Экономический рост -
Экстенсивный рост-
Интенсивный рост -
Производительность труда-
Капиталоемкость -
Капиталоотдача -
Материалоемкость-
Тесты и задачи
3.1. Экономический рост может быть отображен как:
а) сдвиг вправо кривой производственных возможностей;
б) сдвиг влево кривой производственных возможностей;
в) движение от точки на кривой производственных возможностей к точке внутри данной кривой;
г) движение от одной точки на кривой производственных
возможностей к другой точке на данной кривой.
3.2. Интенсивный тип экономического роста достигается за счет:
а) увеличения использования ресурсов;
б) более эффективного использования всех факторов
производства;
в) более эффективного использования фактора “труд”.
3.3. Реальный ВНП в стране составил 300 млрд. ден. ед., а через год увеличился до 309 млрд. ден. ед. При этом население возросло на 4%. Определить тип экономического роста и выяснять, достаточен ли он был для повышения благосостояния населения страны? Считать, что структура ВНП не изменилась.
3.4. Какой из перечисленных финансовых инструментов наиболее
сильно ограничит рост экономики:
а) сбалансированный бюджет;
б) бюджетный излишек как неиспользованный денежный запас;
в) бюджетный дефицит, покрываемый изготовлением новых денег;
г) бюджетный излишек, используемый на выплату долгов;
д) бюджетный дефицит, финансируемый за счет государственных займов.
3.5. В экономике с полной занятостью высокие темпы экономического роста говорят о:
а) низком уровне сбережений и низком уровне инвестиций;
б) высоком уровне сбережений и низком уровне инвестиций;
в) высоком уровне и сбережений, и инвестиций;
г) низком уровне сбережений и высоком уровне инвестиций.
3.6. Достижение полной занятости приведет к:
а) снижению производительности труда;
б) уменьшению уровня инвестиций в процентах к ВНП;
в) полностью использованы все трудовые ресурсы страны;
г) не окажет никакого влияния на темпы роста реального ВНП.
3.7. Снижение темпов экономического роста страны ведет к:
а) снижению роста уровня жизни;
б) уменьшению инвестиций;
в) снижению конкурентоспособности продукции;
г) всему вышеперечисленному.
ТЕМА 5. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Логика курса
1.1. Ответьте на следующие вопросы:
В каких областях рынок терпит фиаско, и государство вынуждено выполнять экономические функции?
Что такое общественные товары?
В чем единство и различия государственной экономической политики и государственного регулирования экономики?
Каковы основные направления государственного регулирования экономики?
Чем отличаются задачи краткосрочной и долгосрочной экономической политики?
2. Заполните пропуски в схемах.
Экономическая политика
Субъекты | |
Цели | |
Инструменты |
3. Выпишите определения следующих понятий и категорий.
Общественный товары -
Национализация -
Приватизация -
Экономическая политика государства-
Государственное регулирование экономики -
4. Тесты и задачи.
4.1. Государственная политика доходов в странах с рыночной экономикой – это:
а) установление государством размера заработной платы и жалованья всем категориям занятых;
б) перераспределение доходов через систему налогов и социальных выплат с целью сглаживания социальных различий;
в) поддержание равной заработной платы в различных отраслях национальной экономии.
4.2. Какие социальные категории более всего нуждаются в государственной политике доходов в период высокой инфляции:
а) лица с фиксированными номинальными доходами;
б) лица, у которых номинальные доходы растут медленнее, чем повышается уровень цен;
в) участники «теневой» экономики.
4.3. Правительство рассчитывает увеличить доходы госбюджета от налогов примерно на 10%. Одновременно это влечет повышение заработной платы работников бюджетной сферы на 40%, а пенсий – на 30%. Как эти меры отразятся на реальных доходах населения, включая перечисленные категории? Реальные доходы:
а) повысятся;
б) понизятся;
в) останутся неизменными.
4.4. Бюджет семьи – это:
а) общая сумма денежных доходов, которыми располагает семья;
б) общая сумма расходов, которые произведет семья за определенный период времени;
в) структура всех доходов и расходов за определенный период времени.
4.5. Что из перечисленного ниже не является общественным благом?
а) маяки;
б) электроэнергия;
в) полиция;
г) оборона страны;
д) защита от наводнений в масштабах страны.
Поясните свой ответ.
4.6. «Фиаско», или несостоятельность государства, вызываются:
а) периодическими спадами промышленного производства;
б) недостаточной информированностью правительства;
в) ограниченностью контроля над реакцией частного сектора;
г) несовершенством системы представительной демократии;
д) монополистическим ценообразованием на отдельных рынках.