Права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов в РФ

Налогоплательщик = лицо, на котором лежит обязанность уплатить налог.

Права налогоплательщиков:

1) получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и об иных актах, содержащих нормы законодательства о налогах и сборах, а так­же о правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц;

2) получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательст­ва о налогах и сборах;

3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, уста­новленном законодательством;

4) получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный нало­говый кредит в порядке и на условиях, установленных законодательством;

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо из­лишне взысканных налогов, пени, штрафов;

6) представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо че­рез своего представителя;

7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по ис­числению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

14) требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незакон­ными действиями (бездействием) их должностных лиц.

Налогоплательщики обязаны:

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотре­на законодательством;

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодатель­ством;

4) представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке декларации по налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством, а так­же бухгалтерскую отчетность в соответствии с ФЗ «О бух­галтерском учете»;

6) выполнять законные требования налогового органа об устранении выяв­ленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не пре­пятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

8) в течение 4-х лет сохранять данные бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты нало­гов, а также документы, подтверждающие полученные доходы (для opганизаций также и произведенные расходы) и уплаченные (удержанные) налоги;

9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

10) налогоплательщики (организации и ИП) обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

- об открытии или закрытии счетов = в десятидневный срок;

- о реорганизации = не позднее трех дней со дня принятия такого ре­шения.

За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Налоговыми органами в РФ явл.Федер.налоговая служба в составе Минфина и Федер.таможенная служба в министрестве эк.развития. Их права:

1) требовать от налогоплательщика или налогового агента документы и формам, установленным государственными органами и органами местно­го самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;

2) проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК;

3) производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента

4) вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков

5) приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков и налагать арест на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов в поряд­ке, предусмотренном НК;

6) проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке;

7) определять суммы налогов, подлежащие внесению налогоплательщиками в бюджет (внебюдж. фонды), расчетным путем на основании имею­щейся у них информации о налогоплательщике;

8) требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;

9) взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также взыскивать пени в по­рядке, установленном настоящим Кодексом;

10) контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;

16) предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски:

- о взыскании налоговых санкций;

- о признании недействительной гос.регистрации юриди­ческого лица или гос.регистрации физ.лица в ка­честве ИП;

- о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по ос­нованиям, установленным законодательством РФ;

- о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и договора об инвестиционном налоговом кредите;

- о взыскании задолженности по налогам, сборам, соответствующим пеням и штрафам в бюджеты (внебюджетные фонды).

Налоговые органы обязаны:

1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;

2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сбо­рах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

3) вести в установленном порядке учет организации и физических лиц;

4) проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах;

5) осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взыс­канных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном на­стоящим Кодексом;

6) соблюдать налоговую тайну;

Налоговые и органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно неправомерных действий (решений) или бездействия должностных лиц и других работников указанных органов при исполнении ими служебных обязанностей

19. Состав и структура налоговых органов РФ = состоят из Федеральной налоговой службы (ФНС) и Федеральной таможенной службы (ФТС).

4-х уровневая система ФНС:

1) уровень – центр.аппарат

2) уровень – управление по федеральным округам (7шт) и крупнейшим налогоплательщикам (9шт)

3 уровень – управление по субъектам РФ (85шт)

4 уровень – территориальные налоговые инспекции (много).

ФНС = входит в состав Минфина, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов.

Служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юр.лиц, физ.лиц в качестве ИП и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

Система органов ФНС выступает в качестве единой, независимой, централизованной системы контроля.

Принцип организации- централизация с учетом субъектов, округов; разграничение с учетом административного устройства государства.

Единство системы налоговых органов обеспечивается тем, что функции контроля за взиманием налогов всех уровней на территории РФ выполняется единой централизованной системой органов ФНС России. Создание на местах налоговых органов, не входящих в систему ФНС России, не допускается.

Главные задачи, возложенные на ФНС:

- выработка и проведение единой государственной налоговой политики;

- координация деятельности федер.органов исполнитель­ной власти по вопросам налогов и сборов;

- контроль за полнотой и своевременностью внесения в бюд­жеты разных уровней налогов и неналоговых платежей;

- контроль за производством и оборотом алкогольной про­дукции.

Основной источник финансирования - средства федерального бюджета Российской Федерации.

ФТС = федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в соответствии с законодательством РФ контроль и надзор в области таможенного дела, функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.

ФТС подчиняется Правительству РФ.

Руководитель ФТС — Бельянинов Андрей Юрьевич.

Постановлением Правительства РФ от 26.06.2006 №459 на ФТС возложены след. осн. функции:

- ведение реестров лиц, организаций и объектов, включённых в область таможенного дела (таможенные брокеры, объекты интеллектуальной собственности и др.)

- выдача свидетельств и разрешений на право деятельности в определённых сферах таможенного дела

- определение порядка и непосредственное осуществление таможенного оформления и контроля

- классификация товаров в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД), а также ведение ТН ВЭД, определение страны происхождения и таможенной стоимости перемещаемых через таможенную границу РФ товаров и транспортных средств

- правоохранительная деятельность — борьба с правонарушениями в области таможенного дела

- некоторые консультативные услуги, оказываемые на бесплатной основе участникам внешнеэкономической деятельности

- особо выделяется функция взимания таможенных платежей — таможенных пошлин и таможенных сборов. Наряду с внутренними налогами и доходами от управления гос.имуществом таможенные платежи являются одним из основных видов доходов федерального бюджета.

Территориальная структура ФТС России:

- региональные таможенные управления = соответствуют федеральным округам РФ

- региональные таможни = часто, но не всегда соответствуют субъектам РФ

- таможенные посты

- таможни центрального подчинения (напр, таможни московских аэропортов, Центральная акцизная таможня и др.)

20. Принципы организации деятельности налоговых органов в РФ:

1) Принцип единства = этот принцип построения системы проистекает из принципа единства налоговой политики: для обеспечения единообразного применения налогового законодательства в РФ требуется наличие единого контрольного органа.

2) Принцип независимости = независимость понимается, прежде всего, как независимость от местных органов власти. Она является конкретным проявлением принципа разделения властей. Налоговые инспекции выполняют только те решения и постановления по налоговым вопросам местных органов власти, которые приняты в соответствии с законом и в пределах предоставленных им прав. Местные органы власти и администрация не имеют права изменять или отменять решения налоговых органов, а также давать им оперативные руководящие указания.

3) Принцип централизации = является централизованной системой налоговых органов.

21. Инвестиционный налоговый кредит (ИНК) =изменение сроков уплаты налога, при котором организации (при наличии оснований) предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшить свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и %. Срок может быть от 1года до 5лет. ИНК может быть предоставлен по налогу на прибыль организа­ции, а также по региональным и местным налогам.

Основания:

1) проведение организацией НИОКР = либо технического перевооружения собственного производства, в т.ч. направлен­ного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды;

2) осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в т.ч. создание новых или совершенствование при­меняемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

3) выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

Организация, получившая ИНК, вправе уменьшать свои плате­жи по соответствующему налогу в течение срока действия договора Уменьшение производится по каждому платежу налога за каждый от­четный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, указанной в договоре. Порядок уменьшения налоговых платежей определяется договором.

Для оформления необходимо заявление и договор между организацией и соответствующим уполномоченным органом. Процентная ставка д.б. не менее 1/2 ставки рефинансирования и не более 3/4 ставки рефинансирования.

Если организация нарушит предусмотренные договором условия реализации либо передачи во владение, пользование или распоряже­ние другим лицам оборудования или иного имущества, приобрете­ние которого явилось основанием предоставления ИНК, она в те­чение 30 дней со дня расторжения договора обязана уплатить все неуплаченные ранее в соответствии с договором суммы налога, а также соответствующие пени и проценты на неуплаченные сум­мы налога, начисленные на каждый день действия договора исхо­дя из ставки рефинансирования ЦБР, действовавшей за период от заключения до расторжения договора.

22. Налоговый контроль: формы и методы.

Налоговый контроль = проверка полноты, правильности и своевременности уплаты налогов.

Органы налогового контроля = ФНС (налоговая), ФТС (таможенная), МВД (1 спец.департамент), аудиторские фирмы.

Формы налогового контроля:

- учёт налогоплательщиков = все налогоплательщики должны встать на учёт

- получение объяснений от налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов

- проверка данных учёта и отчётности

- осмотр и обследование помещений и территорий, используемых налогоплательщиком

- налоговые проверки (основная форма налогового контроля) = камеральные, выездные, встречные

- специализированные формы учёта крупнейших налогоплательщиков

- контроль акцизных складов

- контроль соответствия крупных расходов физических лиц их доходам.

Метод налогового контроля – это конкретный способ, приём проверки законности хозяйственных операций, правильности их отражения в документах, обнаружения правонарушений и преступлений.

23. Налоговое администрирование: цели, методы. Задачи и принципы планирования налоговых платежей.

Налоговое администрирование = динамически развивающаяся система управления налоговыми отношениями, координирующая деятельность налоговых органов в условиях рыночной экономики.

В соответствии с законными и подзаконными актами, регламентирующими организацию работы налоговой системы, её главными задачами является контроль за:

- исполнением налогового законодательства;

- правильностью исчисления налогов;

- полнотой исчисления налогов;

- своевременностью внесения налогов и иных платежей.

Методы налогового администрирования:

- планирование;

- учёт;

- регулирование;

- контроль.

Сущность налогового планирования заключается в признании за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимые законами средства, приёмы и способы для максимального сокращения налоговых обязательств. Налоговое планирование можно определить как организацию деятельности хозяйствующих субъектов с целью минимизации налоговых обязательств в рамках закона. Под этим понимается максимально полное и правильное использование всех разрешенных законом льгот, оценка позиции налоговой администрации и основных направлений налоговой и инвестиционной политики государства.

Цель налогового планирования = обеспечение потребностей бюджета путем определения объема изъятия финансовых ресурсов по плательщикам налогов, а также оптимизация налогового регулирования и налогового контроля.

Выделяют виды налогового планирования: стратегическое и текущее.

Стратегическое планирование + прогнозирование, главной целью которого являются прогноз и оценка налогового потенциала и поступлений налогов и сборов в бюджеты всех уровней.

Текущее планирование (оперативное и краткосрочное) = позволяет решать более конкретные задачи, такие как:

- определение налоговых баз по видам налогов и сборов;

- расчёт объемов доходов и определение уровней собираемости конкретных налогов и сборов;

-оценка состояния задолженности (недоимки) по налоговым платежам по видам налогов, налогоплательщикам.

Учет в системе налогового администрирования = нацелен на задачи:

- регистрация и учет налогоплательщиков;

- прием и обработка деклараций и отчетности;

- учет налоговых поступлений и задолженностей;

- учет использования средств на содержание налоговых органов;

- бухгалтерский анализ и контроль.

Контроль в системе налогового администрирования.Основные цели налогового контроля - противодействие уходу от налогов и обеспечение устойчивого поступления бюджетных доходов.

Форма налогового контроля – способ организации контрольных действий, комплекс мероприятий, осуществляемые налоговыми органами на постоянной основе. Формы налогового контроля:

- учёт налогоплательщиков;

- получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;

- проверка данных учёта и отчётности;

- осмотр и обследование помещений и территорий, используемых для извлечения дохода;

- налоговые проверки;

- специализированные формы учёта крупнейших налогоплательщиков;

- контроль акцизных складов;

- контроль соответствия крупных расходов физических лиц их доходам.

Регулирование в системе налогового администрирования.Целью является достижение равновесия общественных, корпоративных и личных экономических интересов участников налоговых отношений. Налоговое регулирование преследует интересы государства в бюджетно-налоговой сфере, т.е. направлено на максимальное обеспечение общественных интересов. Формы налогового регулирования:

- система налогового стимулирования;

- оптимизация налоговых ставок;

- система налоговых льгот и меры санкционного действия.

Система налогового стимулирования предполагает:

- изменение сроков уплаты налога и сбора, а также пени;

- предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налога;

- предоставление налогового кредита или инвестиционного налогового кредита.

Система налогового стимулирования предполагает:

- изменение сроков уплаты налога и сбора, а также пени;

- предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налога;

- предоставление налогового кредита или инвестиционного налогового кредита.

Оптимизация налоговых ставок занимает особое место в налоговом регулировании. Целью оптимизации налоговых ставок является достижение относительного равновесия между налоговыми функциями - фискальной и регулирующей.

К налоговым льготам относятся:

- льготы, предоставляемые посредством сокращения налоговой базы;

- льготы, предоставляемые посредством уменьшения налоговой ставки.

Наши рекомендации