Рынок совершенной конкуренции
· Большое количество продавцов на рынке;
· Однородная продукция по своему качеству;
· полная свобода выхода с рынка (биржевой рынок, с/х продукция).
· цена задается рынком и не зависит от продавца;
На рынке совершенной конкуренции отдельное предприятие не контролирует цены. по которым она реализует свою продукцию, т.к. цена определяется условиями совокупного спроса и предложения. Отдельное предприятие не ощущает давления со стороны других предприятий, но ощущает поведение конкурентов в целом. Если предприятие повысит цену, оно потеряет своих покупателей, т.к. они могут удовлетворить свой спрос в другом месте, а если понизит – не сможет удовлетворить весь возникший спрос. Роль маркетинга несущественна.
Рынок монополистической конкуренции (МК)
· Достаточно большое количество продавцов (10-40);
· широкая дифференциация товара, т.е. товар значительно различается по свойствам и качеству, наличию фирменных марок, условиям продажи;
· способность продавца в определенных пределах влиять на цену своей продукции. Процесс установления цен, достаточно сложный и гибкий, широко используются примеры неценовой конкуренции (качество, фирменный знак)
· относительная свобода входа на рынок.
Характеристикам рынка МК соответствуют большинство рынков потребительских товаров и услуг (пиво, кондитерские изделия, бытовая техника, одежда, моющих средств). МК отличается от рынка СК дифференциацией продукта, каждая фирма имеет свой рынок, и это делает ее минимонополистом по отношению к своим покупателям, так что она сама определяет цену и объем производства. Здесь важно неценовое позиционирование товара – создание средствами маркетинга представления о том, как соотносится продукция предприятия с товарами других предприятий по своим свойствам. Т.к. товар предприятий заменим, то предприятия должны учитывать этот факт.
Вопрос 8 Ценообразование на рынке олигополии и монополии.
Рынок олигополии Характерные черты:
· небольшое количество продавцов;
· продукция однородная, либо дифференцированная (нефть, а/м);
· затруднен доступ новых фирм на рынок.
· продавцы имеют возможность влиять на цену.
Назначая цену товаров фирмы, могут поступать следующим образом:
1. лидерство в ценах, цены устанавливают на основании цен лидера
Одна фирма на рынке, обычно (но не всегда) крупнейшая, действует как ценовой лидер, который устанавливает цену, чтобы максимизировать свои собственные прибыли, в то время как другие фирмы следуют за лидером. Модель лидерства в ценах называют еще частичной монополией, поскольку лидер устанавливает монопольную цену, основанную на его предельном доходе и предельных издержках.
2. Стратегия координации действий при установлении цен сговор и соглашение - создание картелей;
Сговор – это явное или молчаливое соглашение между фирмами в отрасли с целью установления фиксированных цен и объемов выпуска или же в целях ограничения каким-то иным способом соперничества между ними. Картель – это группа фирм, действующих совместно и согласующих решения по поводу объемов выпуска продукции и цен так, как если бы они были единой монополией.
3. целенаправленное соперничество, вплоть до ведения ценовых войн, т.е. последовательное снижение цен по сравнению с ценами конкурентов.
Обычно олигополисты устанавливают цены и делят рынки таким образом, чтобы избежать перспективы ценовых войн и их неблагоприятных воздействий на прибыли. Поэтому ценовые войны скоротечны и в настоящее время бывают довольно редко. Конкурентная борьба чаще всего приводит к соглашениям.
IV. Рынок монополии
Характерные черты:
· единственный продавец;
· реализуемый продукт не имеет близких заменителей, поэтому покупатель вынужден платить установленную цену;
· доступ новых фирм на рынок практически невозможен;
· полный контроль над ценой и объемом продаж.
Правило максимизации прибыли монополиста: МR=МС (равенство предельного дохода и предельных издержек)
Деятельность монополистов, как правило, регулируется государством.
К естественным монополистам относятся предприятия городского и ж/д транспорта, электростанции, предприятия газо- и водоснабжения, линии связи. Создание искусственных монополий возможно при ограниченном импорте определенных товаров.