Международных экономических отношений, ее динамика и структура
ТЕМА: МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ ТОВАРАМИ, ЕЕ МЕСТО И РОЛЬ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ В СИСТЕМЕ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ, ЕЕ ДИНАМИКА И СТРУКТУРА
Международная торговля – одна из наиболее развитых и традиционных форм международных экономических отношений. Она зародилась в глубокой древности – собственно международная торговля начала осуществляться с формированием первых национальных государств в IV–III тысячелетиях до нашей эры (Египет, Месопотамия и др.), однако в тот период в международный обмен поступала лишь небольшая часть производимой в различных странах продукции, поскольку господствующей формой хозяйства было натуральное хозяйство.
Становление рыночных отношений дало мощный импульс к развитию международной торговли. Поскольку в основе развития международной торговли лежит международное разделение труда, постоянно углубляющееся и развивающееся под воздействием НТП, то возможности развития международной торговли практически безграничны.
Факторы, способствующие динамичному развитию международной торговли:
– вывоз капитала, уже более 100 лет определяющий важнейшие тенденции в развитии международных экономических отношений в целом;
– политика современных государств, определяющая степень открытости национальной экономики. Например, либерализация внешнеэкономических связей и рост открытости национальной экономики приводят к тому, что в страну в значительных количествах приходят дешевые конкурентные импортные товары, однако это может привести к закрытию отечественных предприятий, производящих аналогичную продукцию, росту безработицы в стране и т.д.;
– глобализация экономики, когда происходит «срастание» рынков отдельных стран. Наиболее интенсивно это происходит в рамках интеграционных группировок, таможенных, торговых и экономических союзов, где уменьшаются или вообще ликвидируются административные и экономические барьеры между странами;
– развитие электронной торговли, в основе которой лежит использование возможностей современных компьютерных систем для осуществления сделок по реализации товаров и услуг и перевода финансовых ресурсов;
– деятельность ТНК, которые формируют свои собственные внутренние рынки, определяют в их рамках конъюнктуру рынка, масштабы и направления товарных потоков, цены на товары (особое место здесь занимают трансфертные цены) и общую стратегию развития таких рынков.
Международные товарные потоки в целом приобретают огромные масштабы и охватывают все регионы мира. В 2007 г. международная торговля товарами (суммированный мировой экспорт товаров) уже превышала 9 трлн долл. Поскольку в современной международной торговле участвует множество различных субъектов, то в целом для нее характерна острейшая конкуренция.
Являясь наиболее «старой» и традиционной формой международных экономических отношений, международная торговля товарами (вместе с международной торговлей услугами) продолжает занимать центральное место в общей системе международных экономических отношений начала XXI в. В сфере международной торговли реализуются экономические интересы ее участников – отдельных государств, их группировок и союзов, корпоративного бизнеса разного уровня – от малых предприятий до сверхкрупных ТНК, участвующих в международной торговле физических лиц (индивидуалов). При этом, осуществляя внешнеторговые операции, указанные субъекты международных экономических отношений включаются в сложные и весьма противоречивые процессы международной конкуренции.
Международная торговля товарами складывается из двух противоположно направленных потоков – экспорта и импорта товаров. При этом понятиям «экспорт» и «импорт» сопутствуют понятия реэкспорта и реимпорта.
Экспорт – вывоз за границу товаров для их реализации на внешнем рынке. Импорт – ввоз товаров для их реализации на внутреннем рынке. Реэкспорт – вывоз ранее ввезенных товаров, не подвергшихся в данной стране переработке. Реимпорт – обратный ввоз из-за границы в страну не подвергшихся обработке отечественных товаров. Факт экспорта и импорта фиксируется в момент пересечения таможенной границы и отражается в таможенной и внешнеторговой статистике государства.
При оценке масштабов международной торговли различают понятия номинального и реального объема международной торговли. Первый из них (номинальный объем) представляет собой стоимость международной торговли, выраженную в долларах США в текущих ценах. Поэтому номинальный объем международной торговли зависит от состояния и динамики обменного курса доллара к национальным валютам. Реальный объем международной торговли – это ее номинальный объем, пересчитанный в постоянные цены с помощью избранного дефлятора.
Номинальный объем международной торговли, несмотря на некоторые отклонения в отдельные годы, в целом имеет общую тенденцию к росту. Она отражает, прежде всего, тенденцию роста физического объема международной торговли (поставок товаров в натуральном исчислении). Однако, учитывая тот факт, что и цены в международной торговле имеют в целом тенденцию к росту, то в результате стоимостный объем международной торговли растет быстрее, чем ее физический объем.
Помимо показателей экспорта и импорта во внешнеторговой статистике используется показатель внешнеторгового сальдо, представляющего собой стоимостную разницу между экспортом и импортом. Сальдо может быть положительным (активным) или отрицательным (пассивным) в зависимости от того, превышает ли экспорт по своей величине импорт или, наоборот, импорт превышает экспорт (соответственно, существуют понятия активного и пассивного внешнеторгового баланса). Страны мира заинтересованы в том, чтобы внешнеторговое сальдо было положительным и масштабы его росли, поскольку это свидетельствует об активной внешнеторговой политике, растут валютные поступления в страну, а тем самым создаются и предпосылки для экономического роста внутри страны.
Сумма по стоимости экспорта и импорта конкретной страны представляет собой ее внешнеторговый оборот. Однако для оценки внешнеторгового оборота в рамках мировой экономики в целом данная методика подсчета (путем суммирования экспорта и импорта) неприменима. Причина состоит в том, что экспорт одних стран автоматически является импортом для других, т.е. возникает так называемый «повторный счет». Поэтому в соответствии с международными договоренностями и со сложившейся практикой под мировым внешнеторговым оборотом понимают сумму экспорта всех стран мира
При оценке выгодности или невыгодности внешней торговли для отдельных стран, благоприятности конъюнктуры внешней торговли используется такое понятие, как «условия торговли» (terms of trade, terms of sale), которое представляет собой соотношение индексов экспортных и импортных цен. Если экспортные цены для данной страны растут быстрее или снижаются медленнее, чем импортные цены, то условия торговли рассматриваются как благоприятные.