Правовые основы банковского менеджмента.
Общая характеристика банковского менеджмента.
Понятия менеджмента и банковского менеджмента.
Цели и задачи банковского менеджмента.
Содержание банковского менеджмента.
Правовые основы банковского менеджмента.
1.5. Оценка качества банковского менеджмента.
Понятия менеджмента и банковского менеджмента.
Менеджмент - деятельность людей по управлению организацией.
Банк - организация, оказывающее услуги своим клиентам, т. е. вкладчикам (кредиторам) и заемщикам, извлекая прибыль за счет разницы процентов, получаемых от заемщиков и вкладчиков (кредиторов) за предоставленные денежные средства.
Основная функциябанка - посредничество между кредиторами и заемщиками.
Банки, обеспечивают основную часть денежного обращения экономики страны.
Банк осуществляет управление капиталом: собственным и заемным, а также персоналом.
Таким образом, сфера функционирования банковского менеджмента охватывает построение процессов по рациональному управлению денежными потоками и использованию знаний и опыта банковского персонала как необходимое условие эффективного менеджмента в банке.
Банковский менеджмент - управление отношениями, связанными с:
« стратегическим и тактическим планированием, анализом, регулированием, контролем деятельности банка,
« финансами,
« маркетингом,
« персоналом банка.
Банковский менеджмент -управление отношениями, связанными с формированием и использованием денежных ресурсов, и состоит из финансового менеджмента (управление денежными средствами) и управления персоналом банка.
Цели и задачи банковского менеджмента.
Цели банковского менеджмента:
« Экономическая - максимизация стоимости банка, что включает;
· получение долгосрочной прибыли,
· потенциальный рост объемов операций банка,
· приемлемый риск для вкладчиков (кредиторов),
· повышение рыночной стоимости акций банка,
· стабильные дивиденды,
· обеспечение сохранности привлеченных средств,
· своевременный и полный возврат их вкладчикам.
« Социальные:
· наиболее полное удовлетворение потребностей клиентов банка в наборе и качестве необходимых им услуг,
· быстрота выполнения заявок,
· культура обслуживания.
· содействие развитию экономики (вложения ресурсов в производственную сферу, в перспективные отрасли, в экономику различных регионов).
Задачи банковского менеджмента.
1. Финансовый менеджмент - управление:
· активами и пассивами,
· ликвидностью,
· банковскими рисками,
· кредитным портфелем,
· внутрибанковским контролем.
2. Персонал - управление: структурой организацией, оплатой труда, подбором и расстановкой персонала, системой подготовки кадров.
Содержание банковского менеджмента.
Содержание финансового менеджмента:
Планирование -позволяет оценить возможные результаты деятельности банка на основе составления перспективных (стратегических) и текущих планов.
Анализ -оценка деятельности банка в целом и по отдельным направлениям сравнения фактических результатов с запланированными результатами, что позволяют выявить положительные и отрицательные направления в развитии банка.
Регулирование:
« Внешнее - государственное регулирование:
· лицензирование банков,
· ограничение сфер деятельности банков,
· обеспечение достаточности капитала,
· обеспечение ликвидности,
· формирование обязательных резервов.
« Внутреннее - внутрибанковское регулирование:
· совершенствование организационной структуры банка,
· разработку новых и совершенствование внутренних документов,
· корректировку целей банка и методов осуществления банковской политики.
· контроль.
Контроль:
« Внешний - ЦБ РФ, внешние аудиторы.
« Внутренний - организуется самим банком.
Предназначен для защиты интересов банков и их клиентов путем создания оперативной системы обнаружения отклонений в выполнении:
· действующего законодательства,
· нормативных актов ЦБ РФ,
· внутрибанковских положений и инструкций,
· недостатков в деятельности.
Правовые основы банковского менеджмента.
Банковская деятельность - деятельность с высоким риском и регулируется государством.
Формирование ресурсов банков и их размещение напрямую зависит от множества факторов макроэкономического характера:
« политической и экономической стабильности в стране,
« уровни инфляции,
« доверия кредиторов и инвесторов к банковской системе,
« развития и устойчивости рынка ценных бумаг и др.
В этих условиях во всех странах банковская деятельность относится к наиболее регулируемой со стороны государства с помощью законодательных актов и нормативных документов органов банковского надзора в целях защиты интересов владельцев денежных вкладов (депозитов), находящихся в банке.
Уровни регулирования:
« Первый - основные федеральные законы:
· «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;
· «О банках и банковской деятельности»;
· «О банкротстве кредитных организаций»;
· «О реструктуризации кредитных организаций».
Указанные и иные федеральные законы, имеющие отношение к банкам, составляют первый блок правовых документов, определяющих требования к организации банковского менеджмента.
« Второй - нормативные документы ЦБ РФ, в которых определены требования к:
· предельным величинам рисков, принимаемых кредитными организациями;
· резервам банка, обеспечивающих их устойчивость и надежность;
· порядку регистрации и лицензирования;
· организации бухучета и т.д.
« Третий - документы банка:
· плановые показатели деятельности;
· положения, инструкции, методики, определяющие требования к:
° операциям и услугам банка,
° внутрибанковского контроля,
° кредитной документации и т.д.