Правовые основы банковского менеджмента.

Общая характеристика банковского менеджмента.

Понятия менеджмента и банковского менеджмента.

Цели и задачи банковского менеджмента.

Содержание банковского менеджмента.

Правовые основы банковского менеджмента.

1.5. Оценка качества банковского менеджмента.

Понятия менеджмента и банковского менеджмента.

Менеджмент - деятельность людей по управлению организацией.

Банк - организация, оказывающее услуги своим клиентам, т. е. вкладчикам (кредиторам) и заемщикам, извлекая прибыль за счет разницы процентов, получаемых от заемщиков и вкладчиков (кредиторов) за предоставленные денежные средства.

Основная функциябанка - посредничество между кредиторами и заемщиками.

Банки, обеспечивают основную часть денежного обращения экономики страны.

Банк осуществляет управление ка­питалом: собственным и заемным, а также персоналом.

Таким образом, сфера функционирования банковского менеджмента охватывает построение процессов по рациональному управлению денежными потоками и использованию знаний и опыта банковского персона­ла как необходимое условие эффективного менеджмента в банке.

Банковский менеджмент - уп­равление отношениями, связанными с:

« стратегическим и такти­ческим планированием, анализом, регулированием, контролем деятельности банка,

« финансами,

« мар­кетингом,

« персоналом банка.

Банков­ский менеджмент -управление отношениями, связанными с формированием и использованием денежных ресурсов, и состоит из финансового менеджмента (управление денежными средствами) и управления персоналом банка.

Цели и задачи банковского менеджмента.

Цели банковского менеджмента:

« Экономическая - максимизация стоимости банка, что включает;

· получение долгосрочной прибыли,

· потенциальный рост объемов операций банка,

· приемлемый риск для вкладчиков (кредиторов),

· повышение рыночной стоимости акций банка,

· стабильные диви­денды,

· обеспечение сохранности привлеченных средств,

· своевременный и полный возврат их вкладчикам.

« Социальные:

· наиболее полное удовлет­ворение потребностей клиентов банка в наборе и качестве необходи­мых им услуг,

· быстрота выполнения заявок,

· культура обслуживания.

· содействие развитию экономики (вложе­ния ресурсов в производственную сферу, в перспективные отрасли, в экономику различных регионов).

Задачи банковского менеджмента.

1. Финансовый менеджмент - управление:

· активами и пассивами,

· ликвидностью,

· банковскими рисками,

· кредитным портфелем,

· внутрибанковским контролем.

2. Персонал - управление: структурой организацией, оплатой труда, подбором и расстановкой персонала, системой подготовки кадров.

Содержание банковского менеджмента.

Содержание финансового ме­неджмента:

Планирование -позволяет оценить возможные результаты деятельности банка на основе составления перспективных (стратегических) и текущих планов.

Анализ -оценка деятельности банка в целом и по отде­льным направлениям сравнения фактических ре­зультатов с запланированными результатами, что позволяют выявить положительные и отри­цательные направления в развитии банка.

Регулирование:

« Внешнее - государственное регули­рование:

· лицензи­рование банков,

· ограничение сфер деятельности банков,

· обеспечение достаточности капитала,

· обеспечение ликвидности,

· формирование обязательных резервов.

« Внутреннее - внутрибанковское регулирование:

· совершенствование организационной структуры банка,

· разработку новых и совершенствование внутренних документов,

· корректировку целей банка и методов осуществления банковской политики.

· конт­роль.

Контроль:

« Внешний - ЦБ РФ, внешние аудиторы.

« Внутренний - организуется самим бан­ком.

Предназначен для защиты интересов банков и их клиентов путем создания оперативной системы обнаружения отклонений в выполнении:

· действующего законодательства,

· нормативных актов ЦБ РФ,

· внутрибанковских положений и инструкций,

· недостатков в деятельности.

Правовые основы банковского менеджмента.

Банковская деятельность - деятельность с высоким риском и регулируется государством.

Формирование ресурсов банков и их размещение напрямую зависит от множества факторов макроэкономического характера:

« политической и экономической стабильности в стране,

« уров­ни инфляции,

« доверия кредиторов и инвесторов к банковской систе­ме,

« развития и устойчивости рынка ценных бумаг и др.

В этих условиях во всех странах банковская деятельность относится к наиболее регули­руемой со стороны государства с помощью за­конодательных актов и нормативных документов органов банковского надзора в целях защиты интересов владельцев денежных вкладов (депозитов), находящихся в банке.

Уровни регулирования:

« Первый - основные федеральные законы:

· «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»;

· «О банках и банковской деятельности»;

· «О банкрот­стве кредитных организаций»;

· «О реструктуризации кредитных организаций».

Указанные и иные федеральные законы, имеющие отношение к банкам, составляют первый блок правовых документов, определяю­щих требования к организации банковского менеджмента.

« Второй - норматив­ные документы ЦБ РФ, в которых определены тре­бования к:

· предельным ве­личинам рисков, принимаемых кредитными организациями;

· резервам банка, обеспечивающих их устойчивость и надежность;

· порядку регистрации и лицензирования;

· орга­низации бухучета и т.д.

« Третий - документы банка:

· плановые показатели дея­тельности;

· положения, инст­рукции, методики, определяющие требования к:

° операциям и услугам банка,

° внутрибанковского контроля,

° кре­дитной документации и т.д.

Наши рекомендации