Вопрос 40. Характеристика базовых стратегий, стратегий достижения конкурентных преимуществ и стратегий поведения в конкурентной среде

При разработке стратегии важно учитывать критерии эффективности стратегии (ментальная правильность выбора, ситуационность, уникальность, будущая неопределенность как стратегическая возможность, гибкая адекватность) и классификационные признаки:

-базовая концепция достижения конкурентных преимуществ

-уровень принятия решений

-стадия жизненного цикла отрасли

-основные характеристики продукта и сферы его распределения

-относительная сила отраслевой позиции фирмы

-степень агрессивности поведения организации в конкурентной борьбе.

В соответствие с этими признаками все стратегии делятся на следующие:

1.базовые стратегии

2.Стратегии достижения конкурентных преимуществ

3.Стратегии поведения в конкурентной среде

4.Отраслевые стратегии

5.Портфельные стратегии

6.Функциональные стратегии.

К базовым относятся такие стратегии, которые описывают наиболее общие варианты развития фирмы:

1.Стратегия роста, в основе которой возможны следующие варианты:

а)концентрированный рост предполагает развитие продукта (его совершенствование или создание нового), развитие или захват рынка, не переходя при этом в другую отрасль;

б)интегрированный рост – развитие фирмы на основе обратно, прямой, горизонтальной интеграции

в)диверсифицированный рост – развитие на основе проникновения в другие отрасли

2.Стратегия сокращения означает либо закрытие, продажу одного из своих подразделений, либо ликвидацию фирмы

3.Комбинированная стратегия предполагает сочетание отдельных базовых стратегий в зависимости от ситуации или условий для каждого вида бизнеса.

Стратегии достижения конкурентных преимуществ.Под конкурентными преимуществами понимаются уникальные осязаемые или неосязаемые активы фирмы либо особая компетентность в сферах деятельности, важных для данного бизнеса. Виды этих стратегий:

А)стратегия минимизации издержек нацелена на обеспечение более низких системных издержек на товар по сравнению с конкурентами (уязвимое место: радикальное изменение технологии, высокая чувствительность к степени загрузки мощностей)

Б)стратегии дифференциации – придание продукту отличительных свойств, которые важны для покупателя, предложение разнообразного уровня услуг, создание более выгодного имиджа фирмы, рекламной марки продукта (недостаток: появление товаров имитаторов, высокие затраты на рекламу)

В)стратегия фокусирования –удовлетворение потребности выбранного целевого сегмента рынка

Г)стратегия инноваций предполагает приобретение конкурентных преимуществ с помощью создания принципиально новых товаров или технологий, или удовлетворение существующих осознанных или неосознанных потребностей новым способом

Д)стратегия оперативного реагирования предполагает достижения успеха посредством быстрого реагирования на изменения во внешней среде

Е)стратегия синергизма – получение конкурентных преимуществ за счет соединения 2 или большего числа бизнес-единиц в одних руках.

Стратегии поведения в конкурентной среде:

А)лидер рынка (расширение общего рынка продукта за счет привлечения новых потребителей, поиска новых возможностей использования продукта)

Б)фирма, бросающая вызов рыночному окружению – захват дополнительных частей рынка за счет отвоевывания их у других фирм (атака на лидера или атака на более слабого и мелкого конкурента).

В)конкурентное поведение последователя – отсутствие стремления атаковать лидера, одно четкая охрана своей доли рынка

Г)стратегия конкуренции фирм, знающих свое место на рынке – концентрация на поиске и захвате тех мест на рынке, которые не вызывают интереса или временно не заняты более сильными конкурентами.

При формировании своего стратегического поведения в конкурентной борьбе любая фирма планирует свои действия, которые носят наступательный или оборонительный характер.

Наши рекомендации