Формы статистического наблюдения
Согласно закону Республики Беларусь «О государственной статистике», всё многообразие статистических наблюдений сводится к следующим формам: государственной статистической отчётности, анкетам, вопросникам и переписным листам.
Статистическая отчётность представляет собой такую форму статистического наблюдения, при которой статистические органы получают от учреждений и организаций необходимую статистическую информацию об их деятельности в форме статистического отчёта.
Статистический отчёт – документ, содержащий совокупность статистических данных о работе подотчётного учреждения или организации, который составляется по специальной форме и представляется в установленные адреса и сроки. Например, статистический отчёт о сборе урожая сельскохозяйственных культур представляется всеми сельскохозяйственными организациями в отдел статистики по району на момент своевременного окончания всех уборочных работ.
Статистическая отчётность характеризуется регламентацией, относительной стабильностью и консервативностью. Но это не означает, что формы статистических отчётов остаются неизменными. С течением времени Национальный статистический комитет Республики Беларусь пересматривает формы отчётов, сокращая или увеличивая в них число показателей и корректируя их названия. Некоторые формы статотчётов упраздняются, другие – вводятся вновь. Целесообразно отметить, что в Республике Беларусь статистическая отчётность является основным источником статистической информации, необходимой для характеристики состояния различных отраслей экономики и разработки мероприятий по их дальнейшему развитию. Отчётность - основная форма статистического наблюдения в Республике Беларусь, так как ею охватывается по существу вся экономическая деятельность, где доля государственной собственности довольно высока. Она является обязательной функцией для всех государственных, кооперативных и частных учреждений и организаций. Статистическая отчётность не распространяется на личные подсобные хозяйства населения.
Различные стороны работы агропромышленного комплекса в Республике Беларусь охвачены разнообразными статистическими отчётами. Необходимо обратить внимание на то, что статистическая отчётность характеризуется минимальной затратностью, так как значительная часть функций по сбору информации в учреждениях и организациях возложена на местных специалистов. Она используется не только в практических целях, например, для оперативного руководства, но и для научных работ.
Кроме статистической отчетности, законом Республики Беларусь «О государственной статистике» определены и другие формы статистического наблюдения: анкета, вопросник, переписной лист.
Анкета – специальная форма наблюдения, позволяющая собрать статистическую информацию, отсутствующую в статистической отчетности. Такая форма наблюдения применяется для получения данных, которые в силу тех или иных причин не собираются статистическими либо ведомственными органами или не могут быть получены посредством статотчётности.
Анкетная форма наблюдений широко распространена, например, в социологических исследованиях. Ее отличительная особенность заключается в неполном охвате всех единиц статистического объекта из-за невозврата отдельных ответов в центры проведения наблюдений. В настоящее время анкеты могут рассылаться по почте либо распространяться по интернету.
Вопросник – одна из форм статистического наблюдения, позволяющая получить сведения, дополняющие либо детализирующие государственную статистическую отчетность. Вопросник состоит из адресной части каждой статистической единицы, перечня вопросов о ее состоянии и места для записи ответов на каждый поставленный вопрос для получения полной информации о наблюдаемом объекте.
Переписной лист – это утвержденная статистическими органами форма, содержащая вопросы программы наблюдения и место для записи ответов на них. Переписной лист является техническим носителем первичной статистической информации.
Переписные листы специальной формы предназначены для статистического наблюдения при проведении переписи населения, производственных и непроизводственных помещений, сельскохозяйственных животных, машин и оборудования. Переписи населения – классический пример специальных статистических наблюдений. Они проводятся для изучения численности, состава населения, рода занятий, средств существования, места и условий проживания, миграции людей и других вопросов.
Развитие и расширение рыночных отношений, способствующих повышению доли частной собственности, неизбежно ведет к вытеснению статистической отчётности и повышению роли специальных статистический наблюдений при сборе необходимой статистической информации посредством использования анкет и вопросников. Именно поэтому в экономически развитых странах мира преобладающей формой получения статистических данных являются анкеты и вопросники. Эти формы наблюдений отличаются от статистической отчётности подвижностью и маневренностью, но не всегда гарантирует достаточно высокое качество исходной информации.
Целесообразно отметить, что использование вопросников и анкет по сравнению со статотчётностью максимально затратно, так как оно, как правило, проводится силами только статистических органов.
Статистические формуляры
Статистический формуляр – это бланк, содержащий вопросы программы статистического наблюдения и место для ответов на них. Формуляр является носителем статистической информации, полученной в результате статистического наблюдения. Поэтому статистический формуляр в полной мере должен отражать содержание программы статистического наблюдения. Обязательными элементами любого формуляра является титульная и адресная части. В титульной части обычно содержится наименование статистического объекта наблюдения. Например, статистический отчёт о внесении органических и минеральных удобрений. Здесь указывается наименование органа, который проводит наблюдение, кем и когда утверждён формуляр, иногда и номер, присвоенный ему в общей системе формуляров статистического наблюдения, осуществляемого данными органами.
В адресной части предусмотрена запись точного адреса статистической единицы или группы единиц наблюдения и некоторые другие сведения о них. Кроме того, во многих случаях в формулярах статистического наблюдения указывается, в какие сроки и куда должны быть отправлены заполненные формуляры, а также предусматриваются подписи лиц, ответственных за правильность содержащейся в них информации.
Статистический формуляр часто называют просто формуляром, а также бланком, формой, картой (карточкой), опросным листом и др. То или иное наименование обычно даётся формуляру в связи со специфическими особенностями организуемого наблюдения.
Статистические формуляры бывают двух видов: индивидуальные (карточные) и общие (списочные).
Индивидуальный (карточный)формуляр предназначен для отражения статистической информации, как правило, каждой статистической единицы на отдельной карточке - фишке. Например, статистические отчёты сельскохозяйственной организации представляют собой карточные формуляры, при этом каждый отчёт – это карточный формуляр для отчётной организации, как самостоятельной статистической единицы.
Общий (списочный)формуляр отражает результаты статистического наблюдения по тем единицам, которые размещены по списку. В бланке - списке каждой единице наблюдения может отводиться горизонтальная строка или вертикальный столбец (графа), где сначала записывают наименование единицы, а затем – ответы на вопросы, содержащиеся в формуляре. Примером списочного формуляра может служить отчёт организации о заработной плате каждого работника, имея в виду, что отдельный работник – это статистическая единица.
Индивидуальные (карточные) и общие (списочные) формуляры имеют как положительные стороны, так и недостатки. Так, для карточных формуляров характерна маневренность; такие формуляры могут применяться при любой организации проведения наблюдений, причём индивидуальный формуляр может быть заполнен как регистраторами (счетчиками), так и теми, от кого должны быть получены сведения. В то же время карточные формуляры отличаются повышенной громоздкостью, так как требуют записи адресной части по каждой в отдельности единице наблюдения.
Списочные формуляры, в отличие от карточных, не обладают маневренностью, зато способствуют сокращению объёма работы по заполнению адресной части документа, когда запись ведётся один раз для всего числа статистических единиц. Поэтому списочный формуляр в некоторой мере облегчает работу счётчиков. Применение списочного формуляра дает экономию по сравнению с индивидуальным в расходе бумаги, в затратах на размножение формуляров и др. Однако, во многих случаях списочные формуляры могут быть мало приемлемыми, неудобными, а то и вовсе непригодными. Например, невозможно заменить индивидуальные статистические отчёты о работе каждой организации АПК каким-то общим отчётом, скажем, по административному району в целом. Поэтому наиболее полную и объективную статистическую информацию можно получить в условиях рационального сочетания индивидуальных и общих статистических формуляров.
Особое значение для заполнения статистических формуляров имеет формулировка вопросовв программе наблюдения. Это дело очень сложное. Приходится затратить много времени, перебрать много вариантов формулировок, пока не найдется та, которая окажется наиболее подходящей для внесения ее в формуляр наблюдения. Вопросы формуляра должны быть составлены кратко, ясно и определённо, чтобы их понимание не вызывало затруднений и не возникала возможность разного их толкования. Если вопросы сформулированы недостаточно строго, то трудно понять, о чем нужно получить сведения. Поэтому какими бы ясными не казались вопросы программы статистического наблюдения, к ней обычно дается инструкция(указания), в которой предусмотрена совокупность разъяснений по заполнению статистических формуляров. Инструкция может быть представлена в виде отдельного документа или совмещена с формуляром наблюдения. В ней излагается, как следует понимать тот или иной вопрос формуляра, как целесообразно записывать на него ответ. Если основные положения инструкции совмещены со статистическим формуляром, например, приводится перечень возможных ответов на поставленные вопросы, то такой вариант инструкции принято называть подсказом. Он может быть полным, если дается исчерпывающий перечень возможных ответов, и неполным, если указываются только некоторые из возможных ответов.
Для каждой формы статистической отчётности или любого другого формуляра статистического наблюдения Национальный статистический комитет Республики Беларусь в обязательном порядке разрабатывает и вместе с формулярами досылает непосредственным исполнителям инструкцию, в которой подробно изложена последовательность и порядок заполнения всех пунктов и показателей, содержащихся в статистическом формуляре. Иногда могут быть подготовлены и изданы отдельными брошюрами Альбомы форм статистической отчётности и инструкции по их применению.