Задачи и функции маркетинга

Роль планирования на современном этапе.

Значение планирования трудно переоценить, поскольку именно план представляет собой ориентир, к которому стремится предприятие, и одновременно критерий оценки успешности его деятельности.

Практически вся система хозяйственного управления и регулирования производства основана на методах планирования. Поскольку, как упоминалось, завершение одного этапа работы служит началом следующего, связать все этапы без помощи планирования невозможно.

Планирование — это способ достижения цели на основе сбалансированности и последовательности выполнения всех производственных операций. Это необходимое условие своевременной подготовки сырья, материалов, комплектующих изделий, инструмента, оборудования для изготовления конечной продукции и создания запасов.

Чтобы не отстать от своих конкурентов, каждая независимая производственная организация должна тщательно планировать перспективу развития собственного производства и потребностей рынка минимум на 2-3 года. Любые просчеты при этом грозят убытками и даже полным разорением. Предприятию необходимо предусматривать перспективу до мелочей по каждому этапу, начиная с проекта изделия, разработки технологии, опытно-экспериментальных работ и заканчивая запуском, а затем и прекращением производства старых изделий и выходом на рынок с новой продукцией. Все должно быть увязано с экономикой внутри предприятия, налоговой системой и кредитной ситуацией, положением на рынке и намерениями конкурентов, ситуацией за пределами предприятия.

Хороший план, по мнению Доила, который составляется обычно на пять лет — одно из главных условий успеха любой фирмы. Выходить на рынок со своей продукцией, не имея продуманного и точно рассчитанного плана действий, — гарантия провала фирмы.

С помощью плана, который всегда устремлен в будущее, на перспективу распределяются имеющиеся ресурсы — материальные, трудовые, финансовые и природные.

Планирование — это метод хозяйственного предвидения и программирования, основанный на детальных расчетах. В плане предприятия, с одной стороны, содержится задание на перспективу для каждого работника, а с другой — предписания для руководителей об управленческих решениях, которые они должны поэтапно принимать, помогая коллективу достичь поставленной цели

В условиях рыночной экономики устойчивость и успех любого хозяйствующего субъекта может обеспечить только эффективное планирование его экономической деятельности. Планирование функционирует в таких сферах, как планирование деятельности отдельной хозяйственной единицы и планирование хозяйственных отношений. Планирование, как центральное звено управления, охватывает систему принципов, методов, форм и приемов регулирования рыночного механизма в области использования ограниченных ресурсов с целью повышения конкурентоспособности хозяйственного субъекта.

Сущность планирования в условиях рыночной экономики заключается в научном обосновании на предприятиях предстоящих экономических целей их развития и форм хозяйственной деятельности, выбора наилучших способов их осуществления, на основе наиболее полного выявления требуемых рынком видов, объемов и сроков выпуска товаров, выполнения работ и оказания услуг и установления таких показателей их производства, распределения и потребления, которые при полном использовании ограниченных производственных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов. На нынешнем этапе развития для большинства российских предприятий главной целью планирования является получение максимальной прибыли. С помощью планирования руководители предприятий обеспечивают направление усилий всех работников, участвующих в процессе производственно-хозяйственной деятельности, на достижение поставленных целей.

Планирование на предприятии - это взаимосвязанная научная и практическая деятельность людей, предметом изучения которой выступает система свободных рыночных отношений между трудом и капиталом в ходе производства, распределения и потребления материальных и духовных ценностей.

Планирование - одна из функций управления. Его ключевая роль определяется следующими обстоятельствами:

1. Планирование предшествует выполнению всех других управленческих функций, поскольку оно призвано формулировать цели и задачи организации, пути и методы их достижения, а также определять необходимые для этого средства.

Планирование - процесс, с помощью которого система приспосабливает свои ресурсы к изменениям внешних и внутренних условий. Это наиболее динамическая функция, и она должна выполняться эффективно, чтобы обеспечить прочный фундамент для остальных видов управленческой деятельности.

2. По мере усложнения обстановки в производственной, общественной и политической областях (т. е. во внешней и внутренней средах организации - вставка наша) все больше внимания уделяется планированию как средству борьбы с неопределенностью будущего. Необходимость перемен является неизбежным следствием деятельности в динамическом окружении.

3. Планирование является непрерывным процессом в силу двух существенных причин. Первая - возможность достижения цели и потребность в установлении новых целей. Вторая, как уже отмечалось, - неопределенность будущего, постоянные изменения в окружающем мире, что требует корректировки целей, согласования их с реальностью. Отсюда следует важная роль прогнозирования изменений бизнес-среды в ходе планирования.

Планирование и прогнозирование неразрывно связаны и представляют собой два этапа единого процесса. Но, в то же время, между ними есть и существенные различия.

План - это совокупность конкретных заданий, содержащих основные параметры управления организацией для достижения стоящих перед ними целей.

Прогнозирование же можно определить как преддирективный этап плановой работы. Прогноз в отличие от плана имеет предварительный вариантный характер, его горизонт шире планового периода. Прогноз ограничивает области и возможности, в рамках которых должны быть поставлены реальные цели и задачи, выявляет направления, которые должны стать объектом разработки и принятия плановых решений.

Поскольку планирование - это выбор курса действий, то оно предполагает наличие альтернатив и тесно связано, таким образом, с принятием управленческих решений - важнейшей функцией руководителей в процессе управления.

Планирование создает основу для функционирования интегрированной системы принятия решений. Такой подход к планированию требует признания принципа иерархии планов.

По мере продвижения вверх по иерархической лестнице организации доля затрат труда руководителя на планирование быстро возрастает по сравнению с остальными функциями руководства.

С макроэкономической точки зрения планирование - это механизм, который определяется рынком. "Организация, как участник рыночной системы, вынуждена подчиняться ценовому механизму, закону спроса и предложения, поскольку не имеет возможности отменить их действие в условиях конкурентной борьбы. Однако во внутренней среде каждой хозяйственной единицы механизм цен вытеснен сознательными действиями и решениями менеджеров, которые осознанно определяют основные направления внутриорганизационной деятельности (в ответ на требования или изменения внешней среды - вставка наша). Следовательно, внутренняя природа организации основывается на системе плановых решений. В этом проявляется координирующая роль планирования с ориентацией на рынок.

Место планирования в предпринимательской деятельности.

См.В.2.

В условиях рыночных отношений появился новый подход к развитию предприятия, в основе которого лежит отказ от принципа, что успех предприятия зависит только от рациональной организации производства продукции, обеспечивающей снижение издержек за счёт выявления внутрипроизводственных резервов, повышения производительности труда и эффективного использования всех видов ресурсов. Новизна подхода заключается в том, что эффективность функционирования предприятия определяется тем, насколько удачно оно приспособлено к своему внешнему окружению: сумеет ли оно своевременно распознать угрозы для своего существования, будет ли в состоянии не упустить своих возможностей и извлечь максимум выгоды из них.

Такой подход обуславливает стратегическое планирование – одна из функций управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений, функций организации, мотивации и контроля, ориентированных на выработку стратегических планов.

Стратегическое планирование становится всё более актуальным для российских предприятий, которые поставлены в условия жёсткой конкуренции как между собой, так и с иностранными корпорациями. Хотя стратегическое планирование само по себе не обеспечивает успеха, но оно создаёт условия для возникновения ряда важных и часто существенных благоприятных факторов для организации.

Стратегическое планирование обеспечивает руководству средство создания плана на длительный срок и даёт основу для принятия решений.

В странах с развитой рыночной экономикой стратегическое планирование выступает важнейшим инструментом государственного регулирования хозяйства и развития предприятий.

Виды планирования (по срокам, направлению)

Планирование как процесс включает:

- установление целей и задач;

- разработку стратегий, программ и планов достижения целей;

- определение необходимости ресурсов и их распределение по целям и задачам;

- доведение планов до всех, кто их должен выполнять и кто несет ответственность за его реализацию.

Планы - основа организационной деятельности; без них невозможно обеспечить согласованность в работе всех составных частей организации, взаимосвязи с рыночной инфраструктурой; контролировать процессы; определять потребность в ресурсах; стимулировать трудовую активность работающих на предприятии. Другая очень важная роль планирования заключается в том, что оно представляет собой непрерывный процесс разработки и использования новых путей и способов совершенствования работы за счет выявленных возможностей окружающей среды и сильных сторон организации, новых условий и факторов.

Многообразие целей организации приводит к необходимости разработки системы взаимоувязанных планов работы, направленных на их достижение. На базе этой системы планов в организации формируется система целей и задач, которые должны быть достигнуты организацией в соответствии со стратегией ее развития. Производится распределение всех видов ресурсов, необходимых для достижения целей и задач и измерители, позволяющие контролировать и оценивать выполнение задач.

Классификация всей совокупности планов организации производится по двум главным критериям:

1) по длительности планового периода;

2) по уровням организационного планирования, учитывающим структуру организации.

Долгосрочное планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности организации и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми для этого ресурсами. Долгосрочное планирование охватывает период 5-10 лет и более, относится к предприятию в целом, имеет отдаленные последствия, влияет на функционирование всей системы управления и основывается на привлечении значительных ресурсов.

Среднесрочные планы охватывают период в 2-5 лет. Такой план обычно содержит количественные показатели, в том числе и в отношении распределения конкретных ресурсов. В среднесрочном плане приводятся детальные сведения по всей номенклатуре продуктов, данные о капиталовложениях (инвестиции в основной капитал) и источниках финансирования. Среднесрочные планы относятся к предприятию в целом, а также к его отделениям, дочерним компаниям и другим структурным подразделениям, определяющим основные направления предпринимательской деятельности предприятия.

Краткосрочное (текущее) планирование заключается в определении промежуточных (краткосрочных) целей и задач. Горизонт планирования составляет 1 год. При этом детально разрабатываются средства и способы решения всех предусмотренных планом задач, использование конкретных ресурсов, в том числе внедрение новой технологии. Основными звеньями текущего производства являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые, годовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, определенных перспективным и среднесрочным планированием. Краткосрочные планы отражают деятельность подразделений и предприятия в целом.

В соответствии с первым критерием планы подразделяются на три группы:

- стратегические, подчиненные разработке курса развития организации на длительный период времени;

- тактические, содержащие планы действий и методы реализации стратегии организации на среднесрочный период времени;

- оперативные, связанные с повседневным выполнением задач и оптимизацией использования привлекаемых организацией ресурсов.

Стратегическое планирование предполагает реализацию целей, постав ленных в генеральных планах. Оно обычно охватывает деятельность конкретной организации и определяет пути развития этой организации с точки зрения повышения ее эффективности. Такое планирование является в основном среднесрочным или долгосрочным.

По содержанию учитываемых факторов стратегическое планирование можно разделить на два вида:

1. бизнес-планирование

2. производственно-экономическое планирование

Бизнес-планирование предполагает учет не только производственно-экономической, но и предпринимательской стороны деятельности организации. Бизнес-планы в определенной мере выполняют функцию рекламы, так как по ним потенциальные заказчики могут решать, иметь ли им дела с данной организацией или нет.

Производственно-экономическое планирование охватывает производственную и связанные с ней экономическую и социальную стороны деятельности строительной организаций, не затрагивая ее предпринимательской части. Его можно разделить на два направления:

а. планирование деятельности организации в целом

б. планирование: работ по конкретному объекту или комплексу объектов (по всей строительной площадке)

Оперативное планирование является средством упорядочения текущей работы и включает составление месячных, декадных и недельно-суточных планов. К нему можно отнести и ежедневное (почасовое) планирование, которое ведется прорабом или мастером "устно", т.е. без составления специальных документов (графиков). Оперативное планирование является процессом доведения до непосредственных исполнителей тех задач, которые ставятся более общими планами. Кроме того нужно учесть, что никогда нельзя точно предвидеть все возможные ситуаций. Всегда требуется не только конкретизация, но и определенная корректировка ранее намеченных действий применительно к складывающимся условиям. Оперативное планирование должно охватывать не только собственно производства строительно-монтажных работ, но и вопросы материально-технического снабжения, сбыта и т.д.

Планирование можно классифицировать по различным направлениям. По степени охвата сфер деятельности:

· общее планирование, т.е. планирование всех сфер деятельности предприятия;

· частное планирование, т.е. планирование определенных сфер деятельности.

По содержанию (видам) планирования:

· стратегическое - поиск новых возможностей, создание определенных предпосылок;

· оперативное - реализация возможностей и контроль текущего хода производства.

· текущее - планирование, в котором увязываются все направления деятельности предприятия и работы всех его структурных подразделений на предстоящий финансовый год.

По объектам функционирования:

· планирование производства;

· планирование сбыта;

· планирование финансов;

· планирование кадров.

4. По периодам (охвату отрезка времени):

· краткосрочное, охватывающее отрезок времени от месяца до 1 года работы предприятия;

· среднесрочное, охватывающее отрезок времени от 1 года до 5 лет

· долгосрочное планирование, охватывающее отрезок времени больше 5 лет.

5. По возможности внесения изменений:

· жесткое - не предполагает внесения изменений;

· гибкое - при таком планировании внесение изменений возможно.

5.Понятие термина «организация производства».

Согласно общепринятому определению, Организация производства - комплекс мероприятий, направленных на рациональное сочетание процессов труда с вещественными элементами производства в пространстве и во времени с целью повышения эффективности, т. е. достижения поставленных задач в кратчайшие сроки, при наилучшем использовании производственных ресурсов.

Организация производства - форма, порядок соединения труда с вещественными элементами производства в целях обеспечения выпуска высококачественной продукции, достижения высокой производительности общественного труда на основе лучшего использования производственных фондов и трудовых ресурсов.

Главная цель организации производственного процесса – экономия времени, обеспечение высокого качества и эффективности производства продукции.

Рациональная организация производственных процессов на предприятиях базируется на следующих принципах:

· специализации и стандартизации (Специализация представляет собой форму общественного разделения труда, которая, развиваясь планомерно, обуславливает выделение и обособление отраслей, предприятий, цехов, участков, линий и отдельных рабочих мест. Они изготовляют определённую продукцию и потому отличаются особым производственным процессом и кадрами, подготовленными для наиболее успешного его осуществления. Важным фактором, способствующим специализации машиностроительных заводов, является стандартизация);

Уровень специализации машиностроительных заводов и их подразделений (вплоть до рабочих мест) всецело зависит от сочетания двух факторов: масштаба производства; трудоёмкости продукции.

· Прямоточности. Принцип прямоточности в организации производственного процесса следует понимать как обеспечение кратчайшего пути прохождения изделием всех стадий и операций производственного процесса, от запуска в производство исходных материалов, до выхода с завода готовой продукции.

В соответствии с этим принципом взаимное расположение зданий и сооружений на территории предприятия, а также размещение в них основных цехов должно соответствовать требованию прямоточности производственного процесса: поток материалов, полуфабрикатов и изделий должен быть поступательным и кратчайшим, без встречных и возвратных движений.

Поэтому вспомогательные цехи и склады следует размещать возможно ближе к обслуживаемым ими основным цехам. Расположение участков и линий в рамках отдельных цехов, в свою очередь, должно отвечать последовательности производственного процесса;

· непрерывности (Непрерывность включает использование средств труда с минимальными потерями времени, безостановочное продвижение предметов труда через все стадии производства);

· ритмичности (Ритмичность означает равномерный выпуск продукции, и выполнение одинакового объёма работ в равные периоды времени);

· автоматичности. Этот принцип предполагает максимальное выполнение операций производственного процесса автоматически, т.е. без непосредственного участия в нем рабочего либо под его наблюдением и контролем;

· профилактики (Этот принцип предполагает организацию обслуживания новой техники, направленную на предотвращение аварий и простоев оборудования, брака продукции или любых иных отклонений от нормального хода производственного процесса.)

Основные требования, предъявляемые к организации производства: достижение непрерывности процессов, пропорциональности всех звеньев и ритмичности выпуска продукции.

Пропорциональность - это взаимное соответствие пропускной способности смежных участков, позволяющее полностью использовать их производственной мощности.

Организация производства охватывает основное, вспомогательное и обслуживающее производство и процессы управления как гармонически увязанные звенья единого процесса изготовления продукции.

Важнейшие формы организации производства - специализация, концентрация и комбинирование.

Под типом производства необходимо понимать организационно-технологическую характеристику производственного процесса, основанную на его специализации, повторяемости и ритмичности (на одном рабочем месте, в масштабе линии, участка, цеха, завода в целом).

Свойственный данному заводу или цеху тип производства во многом предопределяет применяемые здесь методы подготовки, планирования, контроля производства, формы организации труда, особенности технологических процессов.

По уровню специализации и характеру повторения детале-операций, каждое рабочее место может быть отнесено к одному из следующих типов производства:

· массовое;

· серийное;

· единичное.

Рассмотрим все характеристики типов производства в сравнении:

Фактор Единичное Серийное Массовое
Номенклатура Неограниченная Ограничена сериями Одно или несколько изделий
Повторяемость выпуска Не повторяется Периодически повторяется Постоянно повторяется
Применяемое оборудование Универсальное Универсальное, частично специаль. В основном специальное
Расположение оборудования Групповое Групповое и цепное Цепное
Разработка технологического процесса Укрупненный метод (на изделие, на узел) Подетальная Подетально-пооперационная
Применяемый инструмент Универсальный, в значительной степени специальный Универсальный и специальный Преимущественно специальный
Закрепление деталей и операций за станками Специально не закреплены Определенные детали и операции закреплены за станками На каждом станке выполняется одна и та же операция над одной деталью
Квалификация рабочих Высокая Средняя В основном невысокая, но имеются рабочие высокой квалификац. (наладчики, инструментальщики)
Взаимозаменяемость Пригонка Неполная Полная
Себестоимость единицы изделия Высокая Средняя Низкая

Задачи и функции маркетинга

Маркетинг(от англ.marketing – продажа, торговля на рынке) – управление созданием товаров и услуг, и механизмами их реализации, как единым комплексным процессом.

«Маркетинг – это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена» Ф. Котлер

3 кита маар-га: сбыт, реклама, сервис

Задачи маркетинга:

1. Исследование, анализ, оценка потребностей реальных и потенциальных покупателей ;

2. помощь маркетинга в разработке нового товара (услуги)

3. обеспечение сервисного обсл-я

4.маркетинговые коммуникации

5. исследование, анализ, оценка и прогнозирование состояния реальных и потенциальных рынков

6. исследование деятельности конкурентов

7.сбыт товаров (услуги)

8. формирование ассортиментной политики

9.формирование и реализация ценовой политики

10. формирование стратегии поведения фирмы

Функции:

1.Аналитическая функция.

· изучение рынка как такового;

· изучение потребителей;

· изучение фирменной структуры;

· изучение товаров;

· анализ внутренней среды предприятия.

2.Производственная функция.

· организация производства нового товара;

· организация снабжения;

· управление качеством.

3.Сбытовая функция.

· организация системы товародвижения;

· организация сервиса;

· организация системы ФОССТИС (формирование спроса и стимулирования сбыта);

· формирование товарной и ценовой политики.

4.Функция управления и контроля.

· организация стратегического и оперативного планирования и контроля;

· информационное обеспечение управления;

· коммуникативная функция.

Взаимосвязь между планированием, производством, маркетингом

нашла тоже самое, что было в шпорах, в инете больше ничего нет. Все, что серым на мой взгляд можно не рассказывать

Эффективность управления маркетингом в значительной мере зависит от трех основных составляющих любого процесса управления:

планирования, организации и системы контроля на предприятии.

Планирование слагается из двух частей - стратегического планирования и планирования маркетинга.

Контроль заключается в замерах и анализе результатов, достигнутых в рамках стратегических планов маркетинга, и в проведении соответствующих корректирующих действий. Осуществлением планов руководит служба маркетинга.

Стратегическое планирование

Стратегическое планирование - это управленческий процесс создания и поддержания стратегического соответствия между целями фирмы, ее потенциальными возможностями и шансами в сфере маркетинга. Оно опирается на четко сформулированное программное заявление фирмы, изложение вспомогательных целей и задач, здоровый хозяйственный портфель и стратегию роста.

Программа фирмы

В программном заявлении должна быть четко указана сфера (или сферы) деятельности фирмы. Определителями границ сфер деятельности могут служить товары, технологии, группы клиентов, их нужды или сочетание нескольких факторов.

Задачи и цели фирмы

Программу фирмы необходимо развернуть в подробный перечень вспомогательных целей и задач для каждого эшелона руководства. Перед каждым управляющим должны быть поставлены задачи, за решение которых он несет ответственность. Система эта известна под названием управление методом решения задач.

План развития хозяйственного портфеля

Основным орудием сферы стратегического планирования является анализ хозяйственного портфеля фирмы. Речь идет об оценке руководством состояния этого портфеля, т. е. об оценке положения всех входящих в состав фирмы производств. Под «производством» может иметься в виду отделение фирмы, товарный ассортимент, а то и один простой или марочный товар.

Стратегия роста фирмы

Стратегию роста можно разработать на основе анализа, проведенного на трех уровнях. На первом уровне выявляют возможности, которыми фирма может воспользоваться при нынешних масштабах деятельности (возможности интенсивного роста). На втором уровне выявляют возможности интеграции с другими элементами маркетинговой системы отрасли (возможности интеграционного роста). На третьем этапе выявляют возможности, открывающиеся за пределами отрасли (возможности диверсификационного роста).

Планирование маркетинга

Стратегический план фирмы определяет, какими именно производствами она будет заниматься, и излагает задачи этих производств. Теперь для каждого из них предстоит разработать собственные детализированные планы. Если производство включает в себя несколько ассортиментных групп, несколько товаров, марок и рынков, на каждую из этих позиций должен быть разработан отдельный план. Именно поэтому мы сталкиваемся с планами производства, планами выпуска товара, планами выпуска марочного изделия и планами рыночной деятельности. Все эти планы мы будем обозначать одним термином «план маркетинга». Остановимся на основных разделах маркетинговых планов и на последовательных этапах разработки бюджета маркетинга.

Разделы плана маркетинга

Задачи и функции маркетинга - student2.ru

Как выглядит обычный план маркетинга? У нас с вами речь пойдет главным образом о планах выпуска обычных или марочных товаров. План выпуска обычного или марочного изделия должен включать в себя следующие разделы: сводка контрольных показателей, изложение текущей маркетинговой ситуации, перечень опасностей и возможностей, перечень задач и проблем, стратегии маркетинга, программы действий, бюджеты и порядок контроля за исполнением намеченного.

Маркетинговый контроль

Поскольку при осуществлении планов маркетинга возникает множество неожиданностей, отделу маркетинга необходимо вести постоянный контроль за ходом их выполнения. Системы маркетингового контроля нужны для того, чтобы быть уверенным в эффективности и эффектности деятельности фирмы. Однако сам маркетинговый контроль понятие отнюдь не однозначное. Можно выделить три типа маркетингового контроля. Организации применяют три типа маркетингового контроля своей рыночной деятельности: контроль за выполнением годовых планов, контроль прибыльности и стратегический контроль. Тогда остальную часть можно не рассказывать.

Контроль за выполнением годовых планов заключается в постоянном слежении за текущими маркетинговыми усилиями и достигнутыми результатами, чтобы удостовериться в достижении запланированных на год показателей сбыта и прибылей. Основными средствами контроля являются анализ возможностей сбыта, анализ доли рынка, анализ соотношения между затратами на маркетинг и сбытом и наблюдение за отношением клиентов.

Контроль прибыльности требует выявления всех издержек и установления фактической рентабельности деятельности фирмы по товарам, сбытовым территориям, сегментам рынка, торговым каналам и заказам разного объема.

Стратегический контроль - это деятельность с целью убедиться, что маркетинговые задачи, стратегии и программы фирмы оптимально соответствуют требованиям существующей и прогнозируемой маркетинговой среды. Осуществляется такой контроль пос­редством ревизии маркетинга, которая представляет собой комплексное, системное, беспристрастное и регулярное исследование маркетинговой среды, задач, стратегий и оперативной деятельности фирмы. Цель ревизии маркетинга заключается в выявлении откры­вающихся маркетинговых возможностей и возникающих проблем и выдаче рекомендаций относительно плана перспективных и текущих действий по комплексному совершенствованию маркетинговой деятельности фирмы.

Цели и задачи разработки бизнес-плана

БП - это жёстко структурированный, подробный документ, отражающий к чему стремится фирма, как предполагает добиться поставленных целей и как будет выглядеть после достижения поставленных целей.

Цель БП можно свести к планированию хоз. Деят-ти фирмы на определенный период времени согласно потребностям рынка и возможностей получения необходимых ресурсов.

Потребители информации:

- собственники (оценка возможностей, постановка и отслеживание целей и задач, опр-е потребностей в ден. средствах и ресурсах)

- менеджеры – управленцы (уяснение целей, создание команды для реализации целей и задач, практический анализ деятельности предпр-я, помощь в получении ден средств)

- кредиторы – инвесторы (оценка ликвидности фирмы, качества управления, оценка риска)

Включает:

1. бизнес-анализ (состояние фирмы на сегодняшний день, место на рынке, эф-ть работы)

2. опр-е миссии, цели и конкурентных преимуществ

3. оценка реализации поставленных целей.

Главную роль в разработке бизнес-плана играют управленцы, менеджеры.

Бизнес-план также призван помочь организации решить следующие основные задачи, связанные с функционированием фирмы:

· определить конкретные направления деятельности, перспективные рынки сбыта и место фирмы на этих рынках;

· оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта продукции, соизмерить их с ценами, по которым будут продаваться товары, чтобы определить потенциальную прибыльность проекта;

· выявить соответствие кадров фирмы и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;

· проанализировать материальное и финансовое положение фирмы и определить, соответствуют ли материальные и финансовые ресурсы достижению намеченных целей;

· просчитать риски и предусмотреть трудности, которые могут помешать выполнению бизнес-плана.

Основные принципы технико-экономического планирования работы предприятия.

Технико-экономическое планирование предусматривает разработку целостной системы показателей развития техники и экономики предприятия в их единстве и взаимозависимости как по месту, так и по времени действия. В ходе данного этапа планирования обосновываются оптимальные объемы производства на основе учета взаимодействия спроса и предложения на продукцию и услуги, выбираются необходимые производственные ресурсы и устанавливаются рациональные нормы их использования, определяются конечные финансово-экономические показатели и т.п.

В современной практике планирования помимо рассмотренных классических широкую известность имеют общеэкономические принципы.

1. Принцип комплексности. На каждом предприятии результаты экономической деятельности различных подразделений во многом зависят от уровня развития техники, технологии, организации производства, использования трудовых ресурсов, мотивации труда, доходности и других факторов. Все они образуют целостную комплексную систему плановых показателей, так что всякое количественное или качественное изменение хотя бы одного из них приводит, как правило, к соответствующим изменениям многих других экономических показателей. Поэтому необходимо, чтобы принимаемые плановые и управленческие решения были комплексными, обеспечивающими учет изменений как в отдельных объектах, так и в конечных результатах всего предприятия.

2. Принцип эффективности требует разработки такого варианта производства товаров и услуг, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечивает получение наибольшего экономического эффекта. Известно, что всякий эффект в конечном итоге заключается в экономии различных ресурсов на производство единицы продукции. Первым показателем планируемого эффекта может служить превышение результатов над затратами.

3. Принцип оптимальности подразумевает необходимость выбора лучшего варианта на всех стадиях планирования из нескольких возможных альтернатив.

4. Принцип пропорциональности, т.е. сбалансированный учет ресурсов и возможностей предприятия.

5. Принцип научности, т.е. учет последних достижений науки и техники.

6. Принцип детализации, т.е. степени глубины планирования.

7. Принцип простоты и ясности, т.е. соответствия уровню понимания разработчиков и пользователей плана.

Планирование затрат на разрезе технологических объектов опирается на два основных принципа:

-проведение текущего технико-экономического планирования на основе утверждения бюджетов структурных подразделений и разработки сводного бюджета;

-контроль исполнения бюджетов структурных подразделений и сводного бюджета предприятия.

Технико-экономическое планирование является средством реализации стратегического плана, заключается в планировании деятельности предприятия в целом и его бизнес-единиц, определяет, направляет и организует производственно-хозяйственную деятельность предприятия по всем направлениям его деятельности в их органичном сочетании и взаимодействии.

Технико-экономический план может разрабатываться на период от 1 до 5 лет (с разбивкой плана первого года поквартально) и охватывает технико-организационные и экономические аспекты деятельности предприятия и бизнес-единиц.

Период технико-экономического планирования зависит от степени неопределённости внешней среды (чем больше степень неопределённости внешней среды, тем меньше горизонт планирования), от возможностей предприятия (наличия ресурсов, возможности их адаптации, гибкого использования, степени финансовой устойчивости и т.п.) и жизненного цикла продукции.

Цель технико-экономического планирования заключается в реализации выработанной стратегии путём разработки плана развития предприятия.

Главными задачами технико-экономического планирования являются:

- разработка на основе выбранного «бизнес-портфеля» ассортиментно-номенклатурных планов;

- определение потребности в ресурсах ( производственных мощностях, основных фондах, материальных, трудовых и финансовых ресурсах);

- обеспечение пропорционального развития имущественно-производственного комплекса предприятия;

- определение потребности в инвестициях;

- обеспечение снижения издержек производства и себестоимости выпускаемой продукции;

- обеспечение соответствующего «качества жизни» персонала предприятия (производительность труда, уровень оплаты, условия труда, условия быта, социально-психологический климат, безопасность жизнедеятельности). Важнейшей концепцией технико-экономического планирования в условиях рынка является его маркетинговая ориентация. Предприятия разрабатывают перспективные технико-экономические планы, годовые или квартальные планы, причем объем показателей, плановых форм и подробность расчетов могут увеличиваться при сужении горизонта планирования.

Наши рекомендации