Предельная численность персонала малых организаций по отраслям
Отрасль | Средняя численность персонала (человек) |
Промышленность | |
Строительство | |
Транспорт | |
Научно-техническая сфера | |
Сельское хозяйство | |
Оптовая торговля | |
Розничная торговля и бытовое обслуживание населения | |
Другие отрасли и виды деятельности |
Численность работников средних и крупных организаций в Российской Федерации в законодательном порядке не установлена. Принято считать, что численность работников средних предприятий составляет от 100 до 300 человек, а крупных — от 300 (в некоторых отраслях от 500) и выше.
В США к малым относят фирмы с числом работников до 99 человек, к средним — от 100 до 499, к крупным — от 500 и более. В Японии малыми и средними считаются компании, в которых работает не более 300 человек. В Швеции к малым относят фирмы с численностью до 200 человек, в Великобритании — до 20. По методологии, которую использует Европейский Союз с января 1995 г., предлагается считать малыми организации с численностью менее 50 человек, средними — от 50 до 250, крупными — свыше 250 человек.
Помимо численности в законодательстве ряда стран в качестве критериев используются такие стоимостные показатели, как годовой объем продаж (оборот), балансовая стоимость активов. По российскому законодательству ограничена лишь доля собственности других организаций в уставном капитале малой организации.
Влияние размера организации на ее структурные характеристики отражено в 2.3.10.
2.3.5. Разделение труда и специализация
В любой организации существует разделение труда между ее работниками и подразделениями, в результате которого появляются новые виды работ. Горизонтальное разделение труда происходит на одном уровне иерархии по функциям управления, стадиям и этапам осуществляемых процессов. Вертикальная специализация означает разделение работ между работниками и подразделениями организации, находящимися на различных уровнях иерархии. Профессиональные организации часто делают акцент на персональное разделение труда, которое означает специализацию работы среди работников в соответствии с их индивидуальным опытом и квалификацией. Этот тип разделения труда особенно необходим в организациях, где требуются специальные, часто уникальные знания, например при высокотехнологичном производстве.
Уровень специализации отражает степень разделения труда. При высокой степени специализации выполняется узкий набор функций, задач, работ, при низкой — широкий.
Специализация имеет преимущество: способствует повышению производительности труда, улучшению качества выполняемых работ, совершенствованию методов их проведения и т.п.
Однако нужно помнить, что слишком узкая специализация работ приводит к их монотонности, снижает мотивацию работников, степень их удовлетворенности, порождает обособленность между узкоспециализированными подразделениями и сотрудниками, а также ухудшает взаимодействие между ними и увеличивает потребность в координации.
Дифференциация означает такую специализацию подразделений, при которой каждое из них выполняет определенную законченную работу. Необходимость в дифференциации вызвана изменениями, происходящими во внешней среде организации. Чем выше степень дифференциации различных частей организации, тем больше потребность в интеграции, т.е. в согласовании их действий и сотрудничестве (см. учебный элемент № 4).
2.3.6. Стандартизация и формализация
Стандартизация, или унификация, означает выполнение похожих, аналогичных работ, операций, действий персонала, использование одних и тех же методов их выполнения, одинаковых технологий в различных частях организации. Специализация и стандартизация облегчают процесс формализации.
Уже достаточно хорошо известная российским потребителям компания «Макдональд» достигла очень высокой степени специализации, стандартизации и формализации. Содержание работы разделено на операции и описано до мелочей. Во всех ресторанах используются стандартные процедуры выполнения работ, стандартное оборудование, технологии, меню, стандартная система обучения персонала. Стандартизировано поведение персонала — обязательная улыбка, приветствие, стандартные фразы, вопросы, униформа.
Формализация отражает установленные в организации и зафиксированные в письменном виде правила и процедуры, определяющие деятельность персонала, подразделений и организации в целом. Она способствует наведению и поддержанию порядка. О том, насколько высок уровень формализации, свидетельствует количество письменной регламентирующей документации (инструкции, правила, положения, распоряжения, нормы, указания и т.п.). Организации с высоким уровнем формализации принято называть бюрократическими.
Следите за тем, чтобы организация не стала слишком бюрократической. В такой организации главной становится бумага, а не человек, а личный контроль руководителя заменяется формальной проверкой, насколько выполняются или не выполняются установленные правила и процедуры.
2.3.7. Иерархия и диапазон контроля
Иерархия отражает вертикальную соподчиненность уровней управления, показывает, кто кому подчиняется, где и как распределяются полномочия по принятию решений. Проблема определения уровней иерархии непосредственно связана с проблемой ограничения числа подчиненных, т. е. масштабом или нормой управляемости (диапазоном контроля).
Диапазон контроля, или норма управляемости, — это максимальное число непосредственных подчиненных, которыми может эффективно управлять руководитель. При определении этого числа учитываются различные факторы, связанные с характером выполняемых работ, характеристиками подчиненных, стилем руководства и т.п.
Норма управляемости тесно связана с уровнем иерархии. Так, например, считается, что для высшего уровня управления организацией этот показатель не должен превышать 7 человек, в то время как у руководителей низшего уровня он может достигать 30.
Узкий диапазон контроля означает, что у руководителя в подчинении минимальное число подчиненных, в результате чего в организации увеличивается число уровней управления.
Широкий диапазон контроля предполагает подчинение руководителю максимально возможного числа подчиненных и наличие минимально возможного числа уровней иерархии в организации.
В современных организациях количество уровней управления колеблется от 2 до 12 в производственных организациях и от 2 до 9 — в непроизводственных организациях.
2.3.8. Централизация и децентрализация
Децентрализация обеспечивает большую гибкость организации, так как позволяет быстро реагировать на изменяющиеся условия
Задача руководителя — постоянно поддерживать эффективное соотношение между уровнями централизации и децентрализации
Централизация означает сосредоточение прав по принятию решений на высшем уровне управления,децентрализация — передачу прав по принятию решений на более низкие уровни иерархии. Уровень централизации определяется тем, где сосредоточены права по принятию решений, и может измеряться количеством принимаемых решений на высшем уровне управления по отношению к общему количеству решений.
2.3.9. Профессионализм и соотношение численности персонала
Профессионализм персонала отражает степень профессионального мастерства работников организации. Высокий уровень профессионализма связан с длительной специальной подготовкой, образованием, повышением квалификации, а также продолжительным опытом работы.
Соотношение численности персонала измеряется соотношением различных групп управленческих работников: руководителей высшего уровня, специалистов, технического персонала. Задача руководителя состоит в том, чтобы поддерживать необходимые соотношения в зависимости от изменения других организационных характеристик.
Как руководитель организации, не забывайте следующее правило: отношение числа руководителей высшего звена к общему числу занятых в больших организациях должно быть ниже, чем в малых. Не разрешайте высшему уровню аппарата управления становиться слишком большим по мере роста организации. Многие крупные корпорации следуют «правилу-100», ограничивая персонал штаб-квартиры числом до 100 человек.
Сложность организации является ее комплексной характеристикой. Она отражает уровень специализации или разделения работ, дифференциации подразделений, иерархию и территориальное расположение организации. Чем сложнее организация, тем больше в ней уровней управления, подразделений и должностей на одном иерархическом уровне, филиалов, дочерних компаний, выше степень их дифференциации.
Все характеристики организации связаны между собой. Например, крупная организация с массовым производством и стабильным окружением стремится к большей формализации, специализации и централизации, что необходимо учитывать при управлении.
2.3.10. Как использовать организационные элементы и характеристики в анализе организации
Изучение организационных характеристик поможет вам:
• определять наилучшие параметры для своей организации;
• учитывать их влияние при проектировании организационной структуры или всей организации;
• оценивать и сравнивать свою организацию с другими.
Для этого необходимо прежде всего понять, насколько соответствуют друг другу ваша организация и ее характеристики. Анализ включает несколько этапов.
Этап 1. Начните анализ своей организации с ответов на вопросы, которые даны в конце учебного элемента № 2. После этого дайте оценку параметров, которые соответствуют характеристикам вашей организации, используя табл. 2.2.
Таблица 2.2