Оценка использования туристской инфраструктуры в области

Туристская инфраструктура включает в себя совокупность стабильно функционирующих учреждений, заведений, предприятий, транспорта, путей сообщения, коллективных и индивидуальных средств размещения туристов, деятельность которых должна удовлетворять потребности населения, принимающего участие в отдыхе или оздоровлении.

Инфраструктура туризма включает в себя комплекс предприятий, организаций, инженерно-коммуникационных сетей, обеспечивающих размещение, питание, передвижение туристов и их экскурсионное и культурное обслуживание.

Создание новой и реконструкция существующей туристической инфраструктуры, являются одними из главных направлений реализации программ развития туризма в Оренбургской области. Для выработки стратегий развития туризма необходим анализ туристского инфраструктурного потенциала (ТИНП) отдельных территорий [8]. Несмотря на наличие большого количества туристско-рекреационных ресурсов и повышающийся спрос на туристические услуги, темпы развития туризма на территории Оренбургской области очень низки.

Успешность туристской деятельности зависит не только от уникальности объектов природного, культурного наследия, но и от соответствующей общепринятым стандартам материально-технической базы. Наиболее общий показатель, характеризующий развитие туризма в регионе это объем туристических услуг.

По этому показателю Оренбургская область занимает седьмое место среди регионов Приволжского Федерального округа (ПФО), уступая регионам лидирующим по численности населения – Республике Татарстан, Республике Башкортостан, Нижегородской и Самарской областям [4], [5].

Если рассматривать величину этого показателя в расчете на душу населения, то область будет занимать восьмое место, уступая таким небольшим по численности регионам как Кировская область, Ульяновская область и республика Марий Эл, что говорит о недостаточном развитии этой сферы в Оренбургской области. Для оценки общего ТИНП по городам и районам Оренбургской области были проанализированы следующие показатели:

– Удельный вес дорог с твердым покрытием в протяженности автомобильных дорог общего пользования;

– Удельный вес дорог с усовершенствованным покрытием в протяженности дорог общего пользования с твердым покрытием;

– Число учреждений культурно-досугового типа;

– Число мест в учреждениях культурно-досугового типа;

– Товарооборот предприятий общественного питания;

– Число гостиниц и аналогичных средств размещения;

– Число мест в гостиницах и аналогичных средствах размещения; средствах размещения;

– Число памятников природы;

– Число объектов культурно-исторического наследия.

Важной составляющей туристической инфраструктуры являются туристические фирмы (турагентства и туроператоры), которые мы не включили в оценку ТИНП. Они имеются только в крупных городах и не оказывают существенного влияния на ТИНП территории, так как организация и продажа тура, может быть существенно удалена от туристического центра.

При этом нами проанализированы памятники природы и объекты культурно-исторического наследия, которые не являются частью инфраструктуры в традиционном понимании этого понятия, но при этом они оказывают непосредственное влияние на туристический потенциал конкретной территории [6], [7].

Основой для исследования ТИНП послужила совокупность статистических данных по городам и районам Оренбургской области [1], [2]. Основные показатели, характеризующие, туристскую инфраструктуру Оренбургской области представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Динамика показателей туристской инфраструктуры Оренбургской области

Показатели туристской инфраструктуры
Протяженность автомобильных дорог общего пользования
Удельный вес дорог с твердым покрытием в протяженности автомобильных дорог общего пользования, % 93,7 95,3 96,5 94,2 78,9
Удельный вес дорог с усовершенствованным покрытием в протяженности дорог общего пользования с твердым покрытием, % 42,6 43,9 46,2 46,1 41,5
Число учреждений культурно-досугового типа
Число мест в учреждениях культурно-досугового типа на 1000 жителей
Товарооборот предприятий общественного питания, млрд.руб. 772,1 3396,8 9464,9 11346,4 13539,3
Число коллективных средств размещения, в том числе
Гостиницы и аналогичные средства размещения
Специализированные средства размещения
Номерной фонд гостиниц
Единовременная вместимость, мест
Коэффициент использования номерного фонда (наличных мест) 0,39 0,35 0,27 0,28 0,30

Любое туристическое путешествие предполагает перемещение по территории, в связи с чем особую роль в ТИНП играет транспортный фактор. Наличие хорошего дорожного покрытия по территории обеспечивает оптимальную возможность доступа туристов к туристическим объектам.

В рамках ПФО территория Оренбургской области характеризуется средним показателем удельного веса дорог с твердым покрытием в протяженности дорог общего пользования – 78,9%, однако удельный вес дорог с усовершенствованным покрытием в протяженности дорог общего пользования с твердым покрытием в области один из самых низких не только в ПФО но и в Российской Федерации и составляет всего 41,5%. Этот фактор существенно снижает ТИНП региона.

Анализ этих показателей по городам и районам Оренбургской области показывает их существенные различия по территории. Все автомобильные дороги общего пользования имеют твердое покрытие только в городах: Гай, Кувандык, Новотроицк, Орск, Ясный. Максимальный удельный вес дорог с усовершенствованным покрытием от 66 до 100% в Бузулукском, Переволоцком районах и городах Оренбурге, Новотроицке, Абдулино, Орске, а самый низкий менее 20% в Пономаревском и Акбулакском районах. Главной составляющей туристической инфраструктуры, безусловно, являются объекты размещения туристов, к которым относятся коллективные средства размещения. К их числу относятся гостиницы и аналогичные средства размещения, специализированные средства размещения.

К аналогичным средствам размещения относятся – меблированные комнаты, мотели, пансионаты, общежития для приезжих. В Оренбургской области насчитывается 165 коллективных средств размещения и по этому показателю область занимает пятое место среди субъектов ПФО, уступая Республикам Башкортостан и Татарстан, а также Нижегородской области и Пермскому краю.

В настоящее время гостиничный бизнес в Оренбургской области существенно развивается, число гостиниц и аналогичных средств размещения с 2000 года увеличилось с 83 до 116, а номерной фонд возрос более чем на 1000 человек. Однако, сохраняется относительно низкий коэффициент использования номерного фонда – 0,30 (таблица 1).

Наибольшее число гостиниц в области приходится на города: Оренбург, Орск, Бузулук, Гай, Сорочинск. Из районов лидирующее место по числу гостиниц занимает Первомайский район. Нужно отметить, что при этом во многих сельских районах гостиницы и аналогичные средства размещения вовсе отсутствуют.

По данным Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области на 2013 год индустрия туризма Оренбургской области включала в себя 116 гостиниц, 14 санаториев, 13 санаториев-профилакториев, 13 домов отдыха, 5 туристских баз [1].

Также на территории области действуют и другие объекты индустрии туризма, которые не подали свои данные в службу государственной статистики. Таким образом, оценка обеспеченности туристской инфраструктурой Оренбургской области в разрезе городов и районов показывает чрезвычайную неравномерность. Естественная каждодневная потребность любого человека – это питание.

Услуги общественного питания важнейшая часть туристской инфраструктуры территории. Если размещение туристов может быть возможным в сравнительно удаленных центрах, то питание необходимо организовывать непосредственно вблизи туристических объектов. Во всех успешных туристских дистинациях именно на обслуживании туристов приходится значительная часть оборота общественного питания. С некоторой условностью можно считать, что туристами являются все посетители ресторанов и других объектов общественного питания, расположенных при коллективных средствах размещения. Контингент пользующихся услугами общедоступной сети организаций массового питания также в какой-то мере представлен туристами. Безусловными лидерами по развитию общественного питания являются крупнейшие города области: Оренбург, Орск, Новотроицк. Среди сельских районов лидерами по этому показателю являются Оренбургский, Новосергеевский и Первомайский районы.

Графическое изображение распределения районов и городов по уровню развития Iинф представлено на рисунке 1.

Оценка использования туристской инфраструктуры в области - student2.ru

Рисунок 1 – Гистограмма распределения городов и районов Оренбургской области по уровню развития туристско-инфраструктурного потенциала

Анализ полученных данных показал, что среди 46 городов и районов Оренбургской области наибольшее число (69,5%) относится к группе – «Города и районы с ТИНП ниже среднего». В них Iинф колеблется от 4,54 в Ясненском районе до 8,22 в Адамовском районе, а средний коэффициент Iинф по группе составил 3,76. В группу со средним уровнем Iинф вошли всего 5 городов и районов – это лишь 10,9% административных единиц области. Остальные группы совсем малочисленны, в частности четыре города и района вошли в группу с низким ТИНП. В этой группе самый низкий потенциал с показателем 3,64 у Светлинского района, также невысокое значение Iинф у города Абдулино (4,02). Но и в группу с высоким уровнем Iинф вошли всего лишь 4 города и района, где коэффициент колеблется от 17,04 в Первомайском районе до 24,52 для г.Орска, а среднее значение Iинф по группе составил 20,28. Только Оренбургский район вошел в группу с уровнем Iинф выше среднего со значением 13,97.

Разница между минимальным и максимальным значением по области, без учета города Оренбурга, составила 6,7 раза, а с учетом значения коэффициента города Оренбурга этот показатель вырастает до 27,6 раз (таблица 3).

Таблица 3 – Группировка городов и районов Оренбургской области по степени развития туризма

Районы Города
1 – низкий уровень
Светлинский Абдулино, Соль-Илецк, Ясный
2 – ниже среднего
Абдулинский, Адамовский, Акбулакский, Александровский, Асекеевский, Беляевский, Бугурусланский, Гайский, Грачевский, Домбаровский, Илекский, Кваркенский, Красногвардйский, Кувандыкский, Матвеевский, Новоорский, Октябрьский, Пономаревский, Сакмарский, Саракташский, Северный, Соль-Илецкий, Сорочинский, Ташлинский, Тоцкий, Тюльганский, Шарлыкский, Ясненский Гай, Кувандык, Медногорск
3 – средний уровень  
Бузулукский, Новосергиевский, Переволоцкий Бугуруслан, Новотроицк
4 - выше среднего  
Оренбургский район  
5 – высокий уровень
Первомайский Оренбург, Бузулук, Сорочинск, Орск

В состав городов и районов с высоким уровнем Iинф вошли города Орск, Бузулук, Сорочинск, а также Оренбургский район и, неожиданно, Первомайский район. Необычно высокий уровень Iинф Первомайского района можно объяснить, прежде всего, высоким оборотом общественного питания и хорошим развитием гостиничного хозяйства [1], [2].

Анализ территориального распределения вычисленного Iинф показывает в целом достаточно невысокие показатели для большинства районов Оренбургской области. Самое высокое значение Iинф у Оренбургского района и города Оренбурга, что является ожидаемым для областного административного центра. Так же предсказуемо низкие показатели Iинф у города Абдулино, Светлинского и Ясненского районов, что объясняется их невыгодным транспортно-географическим положением, удаленностью от основных центров проживания потенциальных туристов, плохим качеством дорожного полотна. Крайние восточные районы Оренбургской области заметно уступают западным по количеству культурно-исторических и природных объектов, что связано с более поздним историческим периодом их заселения – освоением целины в середине XX века и выраженной однообразной равнинностью ландшафта сухой степи.

Но при этом выявлены довольно низкие значения Iинф для городов Соль-Илецка и Кувандыка, Соль-Илецкого и Кувандыкского районов, что сложно поддается объяснению.

Оценка использования туристской инфраструктуры в области - student2.ru

Рисунок 2 – Обеспеченность районов и городов Оренбургской области туристско-рекреационным потенциалом

Эти города и районы входят в региональные программы развития туризма в Оренбургской области и здесь создаются туристско-рекреационные кластеры. Безусловно, ТИНП региона может являться мощным источником экономического роста, но только при условии системного перехода ресурсной экономики на инновационный путь развития. Успешность данного процесса зависит главным образом от грамотной реализации стратегии развития региона в целом, а также разработке функциональной стратегии использования инфраструктурного потенциала в туристской деятельности области. Многие привлекательные с точки зрения туризма культурно-исторические объекты и ландшафтные территории с высоким значением природно-рекреационного потенциала в Оренбургской области до сих пор мало востребованы, очевидно, по причине низкого качества автомобильных дорог общего пользования и, как следствие – слабым развитием гостиничного хозяйства и системы общественного питания. Выявленный относительно низкий уровень развития ТИНП в большинстве районов Оренбургской области говорит о необходимости более широкого развития системы общественного питания, гостиничного хозяйства и увеличения сети автомобильных дорог с улучшенным покрытием, для обеспечения транспортной доступности достопримечательных объектов области потенциальным туристам.

Развитие туристкой инфраструктуры в городах с невысоким потенциалом повлечет пространственное выравнивание инфраструктурного и социально-экономического развития прилегающих территорий. Изменение ситуации в выявленных проблемных сторонах туристской инфраструктуры Оренбургского региона позволит увеличивать поток перемещения туристов в пределах области, тем самым наращивая ТИНП и создавая благоприятные возможности для внедрения приоритетных областных и федеральных программ по развитию внутреннего туризма.

Наши рекомендации