Особенности инфраструктурного комплекса Челябинской области

Территориальные ресурсы; их структура и экономическая оценка.

Взаимосвязь между размером и функциями поселения.

9. Модель «изолированного государства» И. Тюнена.

«Модель Тюнена» («модель изолированного государства») — схема размещения сельскохозяйственного производства в зависимости от места сбыта продукции, предложенная немецким экономистом Иоганн фон Тюненом в работе «Изолированное государство в его отношении к сельскому хозяйству и национальной экономике» (1826).

В модели Тюнена принимаются следующие условия:

· Государство представляет собой изолированную хозяйственную область в виде круга с почвой одинакового плодородия,

· В центре круга находится город, являющийся единственным рынком сбыта для продукции.

Тюнен пришёл к выводу, что различные отрасли сельского хозяйства будут располагаться вокруг центра в виде колец. Расположение производств обусловлено стремлением каждого производителя максимизировать прибыль, технологиями производства и транспортировки, объёмом и номенклатурой спроса на продукцию. Модель Тюнена оказала значительное влияние на теоретическую географию и теорию размещения и была существенно обобщена и развита в них.

Предпосылки

Представьте себе очень большой город, расположенный посередине пло­дородной равнины, не прорезанной никакими судоходными реками и каналами.

Пусть эта равнина имеет совершенно одинаковую почву, везде одинаково удобную для обработки, и пусть на большом расстоянии от города она пере­ходит в девственные пространства, которые отделяют все государство от ос­тального мира.

На равнине нет других городов, кроме упомянутого единственного боль­шого города, на который падает обязанность снабжать всю страну продуктами промышленного производства и который, в свою очередь, получает продукты питания исключительно от окружающей его равнины.

Копи и солеварни, которые удовлетворяют все потребности государства в металлах и соли, мы мыслим себе лежащими также вблизи этого центрально­го города, который мы в дальнейшем будем называть просто городом, так как он является единственным.

Задача

Поставим себе вопрос: какие формы примет при установленных предпо­сылках сельское хозяйство и как будет отражаться на нем большее или мень­шее расстояние от города, если это хозяйство будет вестись вполне рацио­нально?

Понятно, что вблизи города должны производиться такие продукты, кото­рые имеют значительный по отношению к своей стоимости вес или объем: доставка их в город благодаря этому настолько дорога, что их нельзя приво­зить из отдаленных местностей; здесь же должны производиться и скоропор­тящиеся продукты, которые потребляются только в свежем виде.

По мере удаления от города земля будет все более и более отводиться под такие продукты, провоз которых дешевле по отношению к их стоимости.

На основании этих расчетов вокруг города образуются более или менее резко разграниченные концентрические круги, в которых те или иные расте­ния будут главными предметами производства.

Но специализация на возделывании какого-либо растения определяет и всю форму хозяйства, и мы увидим поэтому в различных поясах совершенно различные системы хозяйства.Уже сам Тюнен утверждал, что понятие «изолированное государ­ство» для него не более как аппарат, как орудие познания. А для нас самое существенное, что Тюнен фактически впервые ввел в теорию размещения общенаучные представления об «идеальном объекте», «эко­номическом пространстве», его свойствах (прежде всего однородно­сти, или изотропности), зональных (поясных) структурах, градиентах цен и рентных платежей, факторах размещения и экономическом рас­стоянии. Все это вошло в понятийно-терминологический аппарат об­щей теории размещения любых видов деятельности.

Среди неявных предпосылок теории Тюнена отметим предполо­жение об экономическом равновесии, т.е. равенстве спроса и пред­ложения в экономической системе «изолированного государства». Это предположение играет важную роль в формировании террито­риальной структуры хозяйства и его функционировании, включая механизмы ценообразования, издержек и земельной ренты.

Все явные и неявные предпосылки и допущения в теории разме­щения сельского хозяйства, по Тюнену, служат одной цели: четко определить роль основных факторов размещения и взаимосвязи меж­ду ними.

Основное внимание в теории Тюнена уделено трем главным фак­торам и их взаимосвязям:

1) расстоянию от хозяйства до города (рынка сбыта);

2) ценам на различные виды сельскохозяйственной продукции;

3) земельной ренте.

Взаимосвязи между двумя первыми факторами выражены край­не просто: цена, получаемая за единицу товара, равна рыночной цене минус транспортные издержки, связанные с перевозкой това­ра на рынок. Поскольку транспортные издержки увеличиваются с ростом расстояния от рынка, постольку любой данный продукт, на­пример пуд ржи, представляет большую ценность при возделыва­нии в зоне, расположенной в 3 км от города, чем в зоне, удаленной на 30 км.

Третий фактор — земельная рента — определен как отдача на капиталовложения в земельные ресурсы. В «изолированном госу­дарстве» земельная рента зависит от географического положения участка земли относительно рынка сбыта продукции. Легче всего это объяснить на примере роста населения в «государстве». Когда город был невелик, требовалось немного земель вокруг него для обеспечения жителей сельскохозяйственной продукцией. Город рос, и пропорционально возрастал спрос на эту продукцию, что требова­ло вовлечения в сельскохозяйственный оборот новых земель, рас­положенных на большем расстоянии от города. В результате росли и транспортные издержки, и, следовательно, должны были расти и цены на продукцию более удаленных земель. В выигрыше остава­лись хозяева близлежащих земель, которые получали дополнитель­ную прибыль за счет разницы между поднявшимися ценами и мень­шими транспортными издержками. Эта разница и определила вели­чину ренты, а также возросшую привлекательность и ценность близ­лежащих земель. При дальнейшем росте населения города в оборот будут вовлечены земли еще более удаленной зоны, что повлечет новый рост цен. Соответственно увеличится рента на участках пер­вой зоны и появится рента на участок второй по времени освоения зоны. В политической экономии этот вид земельной ренты носит название дифференциальная рента I по местоположению. В ее размерах обычно учитывается и качество земель, а в дифференци­альной ренте II — отдача на дополнительные капиталовложения.

В границах «изолированного государства» пространственная диф­ференциация в использовании земель и сельскохозяйственном про­изводстве стала результатом действия трех факторов:

1) номенклатуры и объемов аграрного производства, требуемых городом;

2) технологии аграрного производства и перевозок готовой про­дукции;

3) стремления каждого производителя к максимизации земель­ной ренты путем производства таких видов продукции, для которых положение его земель относительно рынка сбыта наиболее выгодно.

Взаимодействие этих факторов привело к образованию класси­ческих колец (зон, поясов), изображенных на рис. 4.

Рис. 4. Использование земель в «изолированном государстве»:

0 — город; 1 — огородничество и садоводство; 2 — лесное хозяйство;

3 — плодосменное хозяйство; 4 — выгонное хозяйство; 5 — трехпольная система; 6 — экстенсивное скотоводствоЭта исходная схема зонирования территории была рассчитана Тюненом на основе теоретических предпосылок и огромного объе­ма фактической информации, которую он многие годы скрупулезно собирал, ведя реальное хозяйство в имении Теллов (Мекленбург) и поставляя продукцию в город Росток. Именно записи о потребно­стях рынка, ценах, урожайности, производственных и транспорт­ных издержках легли в основу конкретных расчетов, облегших плотью теоретические построения.

Кроме описанных предпосылок, следует учесть, что в первой из четырех теоретических схем, приведенных в работе Тюнена, все перевозки сельскохозяйственной продукции в город совершаются одним видом транспорта — гужевым. Лошадь и телега принадле­жат сельским хозяйствам и перевозка идет за их счет. Нет ни сис­темы множественных тарифов, зависящих от характера грузов, ни транзитных рефрижераторов, ни других, ставших привычными для нас видов транспорта.

Итак, в ближайшей к городу зоне наиболее выгодно садоводство и огородничество в сочетании с молочным животноводством при стойловом содержании скота круглый год. Почвенное плодородие поддерживается за счет усиленного удобрения. Основная причина формирования и стабильности зоны — близость к городу и техника перевозки. При низких скоростях гужевого транспорта и отсутст­вии холодильников производство свежего молока, овощей и фрук­тов будет давать наибольшую прибыль в условиях достаточного спро­са городского рынка.

Вторая зона будет занята лесным хозяйством, поставляющим в город дрова — главный энергоноситель и деловую древесину. Тюнен детально обосновал эмпирическими данными, что лесное хо­зяйство дает наибольшую ренту в этом поясе по сравнению с други­ми видами землепользования. Приведем в сжатой и упрощенной форме его аргументацию.

Общее производство дров и деловой древесины с 1 га будет весь­ма велико; предположим, что этот объем будет в 3 раза больше, чем производство культуры Д. Учтем также предположение, что для каждой культуры производственные затраты и урожайность ос­таются одними и теми же для любой зоны «изолированного госу­дарства».

Из этих примеров не следует делать вывод, что размещение про­изводства, дающего больший удельный выход продукции в рыноч­ных ценах, будет всегда определяться его относительной близостью к рынку. Подобное утверждение содержится в книге Тюнена, одна­ко оно справедливо только для условий, когда конкурирующие куль­туры равно устойчивы к порче во время перевозки на рынок и бо­лее высокие издержки на перевозку большего количества грузов не компенсируются снижением тарифов на перевозки или уменьшени­ем производственных издержек.

В модели Тюнена издержки на производство дров и деловой дре­весины одинаковы для всего «изолированного государства». Однако это положение не распространяется на все культуры. В базовой схеме зонирования вслед за зоной лесного хозяйства следуют три зоны, в которых рожь является важным рыночным продуктом. Су­щественные различия между этими зонами определяются интен­сивностью земледелия. С ростом расстояния от города снижаются производственные затраты на возделывание ржи, что приводит к соответствующему снижению урожайности.

В первой из этих трех зон в хозяйствах применяется шестилет­ний интенсивный севооборот. Рожь занимает треть земель; на ос­тальных землях возделываются картофель, клевер, ячмень и вика. Картофель, как и рожь, идут на рынок. Вика используется для удоб­рения почвы и как зеленый корм для скота летом. Почвенное пло­дородие поддерживается с помощью навоза; пары отсутствуют; зи­мой ведется стойловый откорм скота.

В следующих двух зонах земля используется менее интенсивно. В первой из них применяется семилетний севооборот, в котором рожь занимает только 1/7 земель; за ней следует ячмень (один год), овес (один год), пар (один год), пастбище (три года). Для рынка предназначается рожь и продукция животноводства: масло, сыр и, возможно, живой скот для городских боен. Подобная про­дукция не столь быстро портится, как свежее молоко и плодоовощ­ная продукция; поэтому ее можно производить в большем удалении от рынка.

Следующая зона — последняя, где ведущую роль играют зерно­вые — рожь в сочетании с животноводческой продукцией. В этой зоне господствует трехпольный севооборот, один из первых севооборотов, введенных земледельцем в практику сельского хозяйства. Структура севооборота проста: треть земли под рожью, треть под пастбищем, треть под паром.

За пределами этих трех зон экстенсивного хозяйства рентабель­но только пастбищное животноводство. На рынок идет только жи­вотноводческая продукция, а рожь выращивается только для собст­венных нужд.

10. Концепция территориально-производственных комплексов (ТПК).

Оптимизация экономики региона.Каждый регион должен не толь­ко специализироваться на определенной продукции, но и осуществ­лять комплексный подход к развитию всех отраслей экономики для обеспечения нормальных условий производства и жизнедеятельно­сти населения региона. Оптимальное, наиболее эффективное и про­порциональное развитие отдельных отраслей хозяйства региона при его данной производственной специализации означает комплексность развития региональной экономики. Специализация и комплексное развитие экономики региона направлены на увеличение вклада регио­на в экономику страны и обеспечение наиболее эффективного удов­летворения потребностей населения региона. Комплексное развитие региона предполагает обеспечение наиболее рациональных отрасле­вых и территориальных пропорций, установление и поддержание оп­тимального соотношения между:

♦ отраслями специализации и вспомогательными, а также обслу­живающими отраслями;

♦ добывающей и обрабатывающей промышленностью;

♦ легкой и тяжелой промышленностью;

♦ промышленностью и сельским хозяйством;

♦ производственной и социальной инфраструктурой;

♦ сферой производства и сферой услуг.

К показателям комплексности регионального хозяйства относятся: 1) объем продукции внутрирегионального производства, потребляе­мой в регионе; 2) удельный вес продукции межотраслевого применения;

3) степень использования региональных ресурсов;

4) отраслевая структура хозяйства региона.

На базе регионального хозяйственного комплекса возможно созда­ние простых и достаточно сложных отраслевых комплексов. Простой комплекс — это сочетание обособленных (параллельных) отраслей специализации, почти не связанных между собой (например, комп­лекс угольной и пищевой промышленности), и обслуживающих отрас­лей. Разные отрасли хозяйства, размещенные в одном регионе, уже фактом совместного нахождения оказывают взаимное влияние друг на друга. Хотя они и используют различные местные природные бо­гатства, но зачастую имеют некоторую общую производственную базу (электроэнергетика, транспорт, трудовые ресурсы и т. д.).

Сложный комплекс предполагает, помимо этого, непосредственные производственные связи. Эти связи могут идти как по вертикали, т. е. от исходного сырья к готовой продукции (добыча угля — коксохимия, сельское хозяйство — пищевая промышленность), так и по горизонта­ли — между вертикальными ветвями (добыча угля — коксохимия — производство азотных удобрений — сельское хозяйство и т. д.).

Эффективность комплексного развития экономики.Создание да­же простого комплекса сопровождается существенной экономией. Во-первых, развиваются эффективные производства на базе использова­ния общих благоприятных условий, причем реализуются не только чисто отраслевые, но и общерегиональные выгоды (территория ис­пользуется одновременно для промышленности и сельского хозяйства, равно как и выигрышное экономико-географическое положение ре­гиона, и т. д.). Во-вторых, появляется возможность создания общего обслуживающего хозяйства — производственной, рыночной и соци­альной инфраструктуры (строительная база, транспорт, связь, энерге­тика, водоснабжение, ремонтная и складская база, биржи, банки, жи­лищно-коммунальное хозяйство, сфера услуг и т. п.), в результате чего возникает агломерационный эффект.

Дополнительный выигрыш дает формирование сложного комп­лекса в результате тесного комбинирования и территориального сбли­жения кооперированных производств, приближения их к источникам топлива, сырья, потребителям продукции. При совмещении нефтепе­реработки и нефтехимии удельные капиталовложения снижаются на 30-35%, в том числе по основным процессам — на 15%. Возникает эко­номия за счет сокращения транспортных перевозок при последова- тельной переработке сырья и полуфабрикатов, комбинированного ис­пользования электрической и тепловой энергии и совмещения графи­ков потребления предприятий, утилизации различных производ­ственных отходов, появляются также возможности шире применять женский труд (на подходящих предприятиях), уменьшать безработи­цу, время на решение организационных вопросов и т. д.

Каркас территориальных комплексов, прежде всего локальных, на­зываемых территориально-производственными комплексами (ТПК) и промышленными узлами, образуют производственно-технологиче­ские комплексы. При их проектировании основные производства созда­ются не только с учетом местных ресурсов сырья и энергоисточников, но прежде всего на базе достижений научно-технического прогресса, перспективных технологий и рациональных производственно-техно­логических связей. Поскольку в формировании территориально-хо­зяйственных образований большая роль принадлежит технологичес­ким процессам, делались попытки классифицировать региональные (районные) комплексы и по этому признаку. Разработана концепция энергопроизводственных циклов (Н. Н. Колосовский), согласно кото­рой технологические циклы (пирометаллургический цикл черных ме­таллов, нефтеэнергохимический цикл и др.) объединяются в более широкие группировки — «семейства» (тяжелая индустрия, нефть — гидроэнергия и т. д.). Для них характерны определенные соотношения расхода энергии, сырья, рабочей силы и т. д.

Подходы к обоснованию специализации региона.Для правиль­ного обоснования структуры хозяйства регионов, их специализации и комплексности, предварительно составляются особые схемы очеред­ности развития и размещения отраслей в регионах — районно-отрас-левые ряды. Этот способ последовательного улучшения состава регио­нального комплекса предусматривает сопоставление технико-эконо­мических показателей данной отрасли (предприятия) с показателями не только других регионов, но и других отраслей (предприятий) в ис­следуемом регионе.

Наиболее распространен метод расчета районно-отраслевого ряда, основанный на использовании суммарных или неполных затрат. Он заключается в ранжировании отраслей по разнице приведенных за­трат на одного работника в данном и альтернативном регионе. Расчет обеспечивает сопоставимость показателей разных отраслей (такая со­поставимость может достигаться и сравнением затрат на 1 рубль про­дукции). При использовании показателей суммарных затрат в него включаются на базе составляющих нормативов затраты основные — производственные и транспортные, а также дополнительные — на жилищно-бытовое строительство и переселение. Без большой погреш­ности можно оперировать только важнейшими элементами затрат, ис­пытывающими небольшую территориальную дифференциацию, на­пример расходами по заработной плате, топливу, энергии и т. д. Менее точными при построении районно-отраслевых рядов являются пока­затели неполных приведенных затрат, например только транспортных. Они отличаются простотой расчетов и достаточно надежны.

В регионах, имеющих высокую плотность населения и ограничен­ные минерально-сырьевые ресурсы, где многие отрасли специализа­ции работают на привозном сырье и топливе и вывозят основную часть готовой продукции, построение рядов возможно на основе приведен­ных затрат по завозу сырья, материалов, замыкающего вида топлива и вывозу готовой продукции на одного занятого в год.

Наконец, для ориентировочных расчетов или дополнительных обо­снований применяется еще более простой ресурсный метод. В райо­нах с большими и дешевыми топливно-энергетическими ресурсами для построения рядов можно использовать показатели величины по­требления топлива и энергии различными видами производства на одного занятого в год.

Территориально-производственный комплекс (ТПК) — совокуп-,,, ность экономически и технологически взаимосвязанных предпри-I ятий независимо от их форм собственности и ведомственной под-| чиненности, находящихся на ограниченной территории, исполь­зующих ее ресурсы и общую инфраструктуру. ТПК включает специализированные предприятия, дополняющие производства (обеспечивающие рациональное использование трудовых и других

ресурсов), объекты.

Основной задачей формирования ТПК является достижение целей, предусмотренных территориальной программой или схе­мой развития производительных сил, с получением дополнитель­ного экономического эффекта за счет:

• рационального подбора предприятий в состав ТПК;

• оптимальных уровней производства на специализированных

предприятиях;

• пропорциональности между отраслями специализации и дополняющими производствами, между производством и инфраструктурой, производством и транспортом;

• рационального использования всех видов ресурсов, а также хорошо продуманного и обоснованного размещения на тер­ритории ТПК строящихся предприятий;

• асинхронного ввода в действие взаимосвязанных объектов. Можно выделить три основных типа ТПК:

1) районные, на базе которых формируются экономические

районы страны;

2) внутрирайонные (в пределах экономических районов);

3) локальные (промышленные, агропромышленные) в городах

и сельской местности.

В СССР были приняты и разработаны ТПК: Западно-Сибир­ского (северо-запад Сибири), Саянского, Канско-Ачинского и Южно-Якутского ТПК и сводные планы капитального строитель­ства по зоне Курской магнитной аномалии, Тимано-Печорскому ПК.

Еще одной формой организации производства на территории является промышленный узел.Промышленный узел — группа предприятий с общими объектами: вспомогательными производ­ствами и хозяйствами, инженерными сооружениями и коммуни­кациями (общеузловые объекты)'. В состав промышленного узла включаются как вновь строящиеся, так и расширяемые и ре­конструируемые предприятия независимо от формы собственно­сти и подчиненности. Для каждого промышленного узла состав­ляется схема генерального плана, в которой определяются голов­ной застройщик общеузловых объектов и их генеральные проектировщики, содержатся материалы и предлагаемые решения по вопросам транспорта, водоснабжения и канализации, снабже­ния электроэнергией, теплом, газом и т.д.

На территории промышленного узла отдельные предприятия должны размещаться на кратчайших расстояниях друг от друга при соблюдении санитарно-гигиенических и других требований и норм. Общеузловые объекты сооружаются предприятиями, входя­щими в узел на долевых началах пропорционально потребности в услугах (обеспечение водой, паром и т.д.).

При размещении предприятий в промышленном узле эконо­мия земельной площади составляет 9—10%, капитальных вложе­ний — около 3%.

11. Транспортная обеспеченность территории.

Транспорт является одной из отраслей экономической инфраструктуры, которая, кроме всех видов

магистрального транспорта, включает в себя энергетику, связь, коммунальное хозяйство, систему

материально-технического снабжения, а также такие инженерные сооружения, как плотины, сети

ирригационных и дренажных каналов.

Инфраструктура транспорта – это транспортная сеть, составляющая основу производственно-

технической базы транспортной системы. Она связывает хозяйственных субъектов всей транспортной

системы, обеспечивая межотраслевое взаимодействие в его рамках.

С пространственной точки зрения предприятия и организации инфраструктуры транспорта

образуют хозяйственное окружение транспортных предприятий и населения, формируют материальные и

финансовые потоки, сетевые системы. Узлами этих сетей являются предприятия и организации различных

видов транспорта. «Отношения между элементами этой сети носят конкретный узконаправленный характер,

так что выпадение из сети одного или нескольких узлов вызывает «конвульсивную» реакцию, устранение

последствий которой требует перестройки значительной части сети». Этот вывод, сделанный немецким

экономистом Г. Б. Клейнером, говорит о комплексном характере инфраструктуры и о ее важной роли в

обеспечении устойчивого функционирования не только транспортной системы страны, но и ее экономики в

целом.

На третьей стадии производство и транспорт должны объединиться в такую производственно-

транспортную систему, в рамках которой они взаимодействуют в качестве отдельных подсистем. При этом

меняются не только целевые функции обеих подсистем, но и критерии, и показатели их работы. На первый

план выступает задача минимизации потерь при их взаимодействии.

Однако дальнейшее развитие транспорта, в отличие от предшествующего этапа, когда важным

фактором в процессе развития географического разделения труда являлось снижение транспортных

издержек, в будущем для России на ведущее место выдвигаются такие параметры транспортной системы,

как способность быстро и надежно пропускать грузопотоки большой мощности, с одной стороны, и

поглощать «всплески» грузо- и пассажиропотоков – с другой.

12. Понятие об эколого-экономической системе

ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ,взаимосвязанность и взаимообусловленность процессов, происходящих в экономике и природе. Э.-э. с. состоит из природных и антропогенных элементов (запасов) и связей (потоков) между ними. Основные элементы Э.-э. с. (реципиенты) классифицируются след. образом: 1 — экологич. компоненты, совокупность к-рых образует окружающую природную среду — воздух, воду, почву, растительный покров, животный мир; 2 — минеральные (энергетич. и сырьевые) ресурсы; 3 — производственные фонды, транспорт, обслуживающий материальное производство, жилищно-коммунальное хозяйство, сооружения производственной среды, пассажирский транспорт, предметы потребления. По сравнению с первой, компоненты второй и третьей групп занимают однозначное положение в этой системе.

13. Методы регулирования природоохранной деятельности в регионе

При реализации стратегии экономического развития России необходимо учитывать допустимый уровень дополнительного антропогенного воздействия. Это допустимое воздействие зависит как от современной экологической напряженности, так и от устойчивости отдельных экосистем. Решение задач охраны окружающей среды и обеспечения экологически устойчивого развития осуществляется путем совершенствования действующих, разработки и внедрения новых механизмов экологической политики (включая нормативно-правовую базу, экономическую и финансовую систему, методы государственного экологического мониторинга и контроля, экологическую экспертизу), а также проведения научных исследований в целях более глубокого понимания экологических проблем и поиска путей их решения, формирования общественного экологического сознания.

Принципы и положения долгосрочной экологической политики Российской Федерации были сформулированы в таких основополагающих документах, как “Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию”, Государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации, планах действий Правительства Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Экологическая политика должна быть совместима с экономической политикой и обеспечивать ее результатами эколого-экономического учета и оценки природных ресурсов; стимулировать эффективные экономические, финансовые, а также институциональные механизмы управления и формирования рынка, чтобы сделать выгодным для хозяйствующих субъектов переход на принципы ресурсосбережения; стимулировать экологически ориентированное и экономически эффективное управление предприятий (с использованием соответствующих нормативов и стандартов, например, экологического аудирования, международных экологических стандартов ISO –14000).

Тем самым экологическая политика также должна быть совместимой с социальной политикой, способствуя улучшению здоровья населения, созданию экологически благоприятных условий для проживания, развитию экологического сознания и образования, усилению экологических факторов при формировании структуры потребления и спроса, общественного участия в принятии решений, относящихся к окружающей природной среде.

“Государственная стратегия устойчивого развития” определяет долговременные приоритеты развития экономики и природопользования как единого целого. Она рассматривает Государственную политику по важнейшим направлениям на длительную перспективу как стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы.

Целью государственной экологической политики является создание необходимых условий для реструктуризации и снижения антропогенного воздействия на окружающую среду до экологически допустимого уровня, поддержания жизнеобеспечивающих функций биосферы, для охраны и воспроизводства природных ресурсов.

Для достижения этой цели необходимо решение целого ряда задач в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

В сфере природопользования к таким задачам относится:

- совершенствование системы управления природопользованием, включая осуществление обоснованного разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

- развитие института государственной собственности на природные ресурсы с учетом возможного разграничения прав собственности между Российской Федерацией и ее субъектами;

- реформирование и развитие системы учета и экономической оценки природных ресурсов, систем экологических ограничений и лицензирования природопользования;

- проведение постепенного реформирования налоговой системы, направленного на увеличение доли ресурсных платежей в доходной части бюджета при снижении ставок по другим видам налогов;

- совершенствование экономических и финансовых механизмов воспроизводства природных ресурсов (плата за природопользование, оценка и возмещение причиненного вреда, экологическое страхование и др.), развитие рынка работ и услуг в области природопользования;

- развитие систем мониторинга состояния природных ресурсов и контроля за использованием и охраной природных ресурсов;

- проведение научных исследований, развитие новых методов и технологий в области охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов, а также стимулирование внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий, увеличение доли использования вторичных ресурсов, повышение степени утилизации отходов.

Совершенствование хозяйственного механизма в сфере охраны окружающей среды предполагает:

- развитие методов экономической оценки негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на состояние окружающей среды;

- совершенствование платежей за загрязнение окружающей природной среды;

- последовательный переход на систему международных стандартов технологических процессов и производимой продукции;

- выделение и реабилитация территорий с опасными изменениями качества окружающей природной среды, возмещение ущерба здоровью и имуществу граждан, нанесенного в результате негативных экологических последствий;

- усиление деятельности по сохранению биологического разнообразия, экосистем и ландшафтов, развитие сети особо охраняемых природных территорий и территорий с уникальными природными ресурсами и свойствами, расширение зон ограниченного природопользования;

- широкое распространение достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей природной среды;

- поддержка общественных экологических движений и привлечение неправительственных организаций к решению экологических проблем;

- обоснование и проведение внешней политики в сфере обеспечения экологической безопасности, отвечающей национальным интересам России и отдельных регионов страны.

Задача по обеспечению эффективного управления природопользованием включает в себя следующие направления:

- учет и социально-экономическая оценка природных ресурсов территории, ведение кадастров природных ресурсов;

- совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей вопросы рационального природопользования;

- разработка и реализация региональных целевых программ по использованию, воспроизводству природных ресурсов и охране окружающей среды;

- организация на лицензионной основе и установление природоохранных и экологических лимитов использования природных ресурсов (лимитов на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов и лимиты на изъятие природных ресурсов из экосистемы);

- определение размеров доходов, которые должны быть получены от использования или передачи природных ресурсов пользование, обеспечение использования соответствующей части платежей за природопользование для воспроизводства природных ресурсов;

- обеспечение условий для финансирования деятельности по управлению охраной, использованием и воспроизводством природных ресурсов;

- лицензирование деятельности в сфере работ и услуг в области охраны окружающей среды и природопользования;

- развитие сети охраняемых природных территорий на региональном уровне;

- осуществление международного сотрудничества в области охраны окружающей среды и рационального природопользования на региональном уровне.

С развитием научно-технического прогресса роль природных ресурсов в жизни общества не ослабевает. Прежде всего, в связи с ростом потребностей населения и производствам из природы извлекаются все большие массы первичного сырья. Значимость тех или иных элементов природы для общественного производства не остается неизменной. Если в XVIII в. природную основу хозяйства составляли обрабатываемые земли и лес, то в XIX в. на первое место вышли каменный уголь и железная руда. К середине XX в. неизмеримо возросла роль нефти, природного газа, цветных металлов. В настоящее время все большую ценность приобретают ресурсы пресной воды, нетронутые ландшафты, пригодные для отдыха населения, участки земли для размещения нового строительства и земледелия, ресурсы атомного сырья и редких металлов.

На современном уровне развития производительных сил специализация и хозяйственный комплекс регионов зависят прежде всего от наличия минерального сырья и топлива, гидоэнергоресурсов, а также биологических ресурсов.

Однако следует помнить, что возможности поддержания темпов экономического роста за счет увеличения масштабов использования природных ресурсов уже практически исчерпаны. Все очевиднее становится ограниченность энергетических, водных, лесных, земельных и других естественных ресурсов. В этих условиях разработка и реализация мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды рациональному использованию природных ресурсов является одним из стратегических направлений обеспечения экологической безопасности национальной экономики и обеспечения благоприятного качества окружающей среды для настоящего и будущего поколений.

14. Концепция устойчивого развития: сущность и механизм реализации

КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ - модель развития цивилизации, которая исходит из необходимости обеспечить мировой баланс между решением социально-экономических проблем и сохранением окружающей среды. Впервые термин «устойчивое развитие» введен в докладе «Наше общее будущее», представленном в 1987 г. Всемирной комиссией ООН по окружающей среде и развитию под руководством Гру Харлем Брунтланд. Им обозначалась такая модель развития общества, при которой удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения людей достигается не за счет лишения такой возможности будущих поколений.

Необходимость принятия концепции устойчивого развития обусловлена общепланетарной угрозой деградации окружающей среды. Эта угроза вызвана негативными последствиями научно-технического прогресса. Она усиливается взрывоопасным приростом населения в развивающихся странах. Все это углубляет дисбалансы между природой, человеком и обществом. Возможность перехода на рельсы устойчивого развития связана с разрешением или по крайней мере со смягчением ряда коренных противоречий между национально-государственными интересами и интересами мирового сообщества, интересами отдельных стран и регионов, требованиями устойчивого развития и интересами транснациональных корпораций (ТНК) и др. Поэтому такой переход требует формирования эффективных механизмов природоохранного регулирования. Он предполагает развитие новых ресурсосберегающих и экологически чистых технологий.

15. Природно-ресурсный потенциал Уральского региона и его использование

Экономический потенциал региона характеризуется его основными составляющими: природно-ресурсным потенциалом, населением и трудовыми ресурсами, производственным потенциалом.

Природно-ресурсный потенциал. Природно-ресурсный потенциал определяется совокупностью всех видов природных ресурсов, в настоящее время известных и использование которых в обозримом будущем возможно по техническим критериям. Состав, величина потенциала, значимость отдельных видов ресурсов со временем меняются, поэтому их оценка всегда исторически относительна.

Все природные ресурсы имеют два основных признака Ц происхождение (природный) и использование (экономический). В соответствии с ними сложилась их двойная классификация.

По природной классификации выделяют ресурсы минеральные, водные, почвенно-земельные, биологические (растительные и животные), ресурсы теплоты (солнца, подземных вод и глубин океана), силы движения (ветра, приливов и отливов, текущей воды), новые, нетрадиционные ресурсы Ц ресурсы глубинного строения вещества, биоорганизмов и др.

Признак происхождения дополняется признаком исчерпаемости и возобновимости ресурсов. По этим признакам выделяются: 1) исчерпаемые, невозобновимые ресурсы Ц минеральное сырье и топливо, почвенный слой, подземные воды; возобновимые Ц запас воды в реках и озерах, годовой поверхностный и подземный стоки, запас питательных веществ в почве, растительный и животный мир; 2) неисчерпаемые ресурсы Ц теплота, свет, энергия солнца, энергия ветра, океана, приливов и отливов, внутриземная и океаническая тепловая энергия, запасы океанической воды, ресурсы глубинного строения материи, космические ресурсы.

Своеобразным ресурсом выступает ныне и сама территория как с точки зрения наличия свободных площадей для размещения нового производства, так и для расселения людей.

В основе экономической классификации природных богатств заложено их преимущественное использование в сферах и отраслях хозяйственной деятельности. По этим признакам выделяются ресурсы:

· промышленные Ц топливные, энергетические, металлические, агрохимические, строительные, водные, лесосырьевые и др.;

· сельскохозяйственные Ц почвенно-земельные, в том числе пашни и кормовые угодья, вода для орошения, суммы температур и осадков вегетационного периода, промысловые животные и др.;

· непроизводственной сферы Ц водоемы и их использование для нужд населения, леса в окружении городов и природоохранные, ресурсы для отдыха и оздоровления людей (рекреационные и бальнеологические), ресурсы спортивной охоты и рыболовства и др.

Важным дополнительным признаком экономической (хозяйственной) классификации ресурсов выступает возможность их использования как одноцелевых или многоцелевых. К первым относятся минеральные ископаемые и источники энергии, служащие для производства промышленного сырья, топлива, тепловой и электрической энергии; ко вторым Ц площади лесных, сельскохозяйственных, рекреационных угодий, земли промышленного и другого несельскохозяйственного назначения, водоемы, сама вода, предполагающие многие способы и направления их использования. Ныне все больше внимания уделяется многоцелевым ресурсам в силу возрастающей конфликтности между природопользователями и поиском наилучшего варианта многостороннего использования. Задача выбора оптимального использования многоцелевых ресурсов или выделения наиболее эффективных источников одноцелевых ресурсов решается при помощи экономической оценки природных ресурсов.

В целом обеспеченность хозяйства природными ресурсами России оценивается как высокая, вполне благоприятная для дальнейшего его развития. Россия стоит на первом месте в мире по запасам углей, железной и марганцевой руд, фосфоритов и калийных солей, лесных и земельных угодий, гидроэнергоресурсов. Существенна доля страны в мировых запасах нефти, природного и попутного газа, цветных металлов, химического сырья, водных ресурсов.

Однако оценка характера размещения природных ресурсов по территории не столь благоприятна, как оценка общей величины их запасов. Главными особенностями географии природно-ресурсной базы являются:

· большая неравномерность в размещении ресурсов по территории с тяготением промышленных ресурсов к восточным и северным регионам, сельскохозяйственных Ц к южным и юго-западным;

· несовпадение ареала основного размещения производительных сил и расселения людей, на 3/4 сосредоточенных в пределах европейской части, и ареала размещения топливно-энергетических, лесных, водных ресурсов и руд цветных металлов, в такой же доле сконцентрированных в восточной части страны;

· высокая концентрация главных видов промышленных ресурсов на небольшом числе их источников, а плодородных земель Ц на довольно ограниченном ареале территории.

Отмеченная выше высокая концентрация ресурсов особенно характерна для промышленных их видов. Так, из 1500 разведанных месторождений природного газа половина запасов сосредоточена на шести крупнейших.

Неравномерность в размещении сельскохозяйственных ресурсов выражается у нас и в сосредоточении почти 80% пахотных земель на 15-16% территории, в зоне степей и лесостепей, и 65% пастбищных угодий Ц на такой же доле территории в зоне сухих степей, полупустынь и пустынь. При этом на главный ареал плодородных сельскохозяйственных земель с хорошими тепловыми условиями приходится лишь 14% водных ресурсов. Эти, так называемые, географические "ножницы" в распределении тепла и влаги усугубляют неравномерность распределения земель, пригодных для сельскохозяйственного производства. Согласно экономической классификации природные ресурсы делятся на:

1) ресурсы материального производства, в том числе промышленности (топливо, металлы, воды, древесина, рыба) и сельского хозяйства (почва, воды для орошения, кормовые растения, промысловые животные);

2) ресурсы непроизводственной сферы, в том числе прямого потребления (питьевая вода, дикорастущие растения и промысловые животные) и косвенного (например, использование для отдыха зеленых насаждений и водоемов).

Природные ресурсы классифицируются также по принципу исчерпаемости: исчерпаемые, в том числе возобновимые (растительность, почвы, вода, животный мир) и невобновимые (минеральные ресурсы); неисчерпаемые (энергия солнца, ветра, текучих вод и т.д.).

По происхождению и природным свойствам выделяют: 1) минеральные ресурсы (полезные ископаемые), 2) земельные, 3) водные, 4) биологические, 5) климатические (солнечное тепло и свет, осадки), 6) ресурсы энергии природных процессов (солнечного излучения, внутреннего тепла земли, ветра и т.п.).

Особо важное значение имеют минеральные ресурсы. По характеру использования минеральные ресурсы делятся на тир группы: топливно-энергетические (нефть, природный газ, уголь, торф, горючие сланцы); металлорудные – руды черных, цветных, редких и благородных металлов; неметаллические (нерудные), в их числе апатиты, фосфориты, различные соли, слюда, асбест, строительное сырье.

Экономическая оценка природных ресурсов

В российской экономической науке сложилось три основных подхода к оценке природных ресурсов. Все они опираются на определение материальных затрат, связанных с использованием ресурсов, поэтому лишь косвенно, через величину этих затрат и экономического эффекта дают возможность оценивать природные ресурсы.

1. Оценка по затратам на вовлечение в использование осуществляется на базе прямых издержек на разведку, освоение, улучшение (например, на строительство водозаборных плотин, мелиорацию и др.) данного источника ресурсов. Сравнение этих затрат с затратами по другим источникам дает возможность выявить из числа имеющихся те, которые дают экономию времени, капитальных вложений на вовлечение в эксплуатацию новых источников.

2. Оценка по затратам на использование опирается на теорию дифференциальной ренты и выявление экономического эффекта (экономии капитальных затрат и получении прибыли), который возникает при эксплуатации данного месторождения, участка земли, лесного массива и т.д., по сравнению с худшим. Она рассчитывается по разнице между приведенными затратами на худшем источнике ресурсов и оцениваемом, если известно число и структура источников, обеспечивающих потребность в ресурсах. Это позволяет выбрать наиболее эффективные варианты обеспечения страны ресурсами, а также рассчитать оптимальные налоги при передаче источников ресурсов в аренду, при смене их владельца, пользователя.

3. Оценка по затратам на восстановлению и компенсацию – фактически оценка будущих затрат, которые обществу предстоит осуществить, если данный источник ресурсов выйдет из пользования в результате истощения или деградации. Данная оценка применима для возобновляемых или взаимозаменяемых ресурсов, учитывающих допустимые затраты на его возобновление или замену другим ресурсом. Она также может быть использована для регулирования отношений между ресурсопользователями и государством в виде штрафов за порчу ресурсов.

Наши рекомендации