Тема 3.2. Метод группировки в статистике
Алтайский филиал МЭСИ
Задания для самостоятельной работы студентов по изучению дисциплины «Статистика»
Составила Сова О.В.
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ В СТАТИСТИКУ
Тема 1.1. Предмет и метод статистики
Предмет и метод статистики. История статистики. Особенности статистической методологии. Статистическая совокупность, закон больших чисел. Единицы статистической совокупности и вариации признаков. Статистические показатели.
Тема 1.2. Задачи и принципы организации
Государственной статистики в Российской Федерации
Система государственной статистики в РФ. Задачи и принципы организации государственного статистического учёта. Статистические стандарты РФ. Иерархическая структура органов государственной статистики. Функции органов государственной статистики. Современные технологии организации статистического учета.
ЗАДАНИЕ:
1. (1 балл) В чем сущность предмета общей теории статистики? __________________________________________
2. (1 балл) Укажите, какие статистические методы применяются в общей теории статистики.
________________________________________________________
3. (1 балл) Дайте определение статистической совокупности, приведите примеры статистических совокупностей. ______________________________________________________________________
4. (1 балл) В чем отличие статистического признака от статистического показателя?________________________________
5. (1 балл) Как организована государственная статистика в России? ______________________________________________________________________
Раздел 2. СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ
Понятие о статистическом наблюдении и его организация. Объект наблюдения, единица наблюдения, единица учета. Программа наблюдения. Основные требования, предъявляемые к программе.
Формы статистического наблюдения. Виды статистического наблюдения.
Отчетность – форма статистического наблюдения. Переписи - одна из форм специально организованного статистического наблюдения, их необходимость и значение. Основные типы переписей.
ЗАДАНИЕ:
1. (1 балл) Какой способ наблюдения применялся во Всероссийской переписи населения 2010г? ____________________________
2. (1 балл) Укажите, какие единицы наблюдения можно выделить в Среднем профессиональном учебном заведении для статистического наблюдения? ______________________________________________________________________
3. (1 балл) Назовите наиболее существенные признаки, характеризующие студенческую группу? ________________________________________________________
4. (2 балл) Приведите перечень показателей, которыми можно охарактеризовать при статистическом наблюдении: а) население; б) рынок труда; в) рынок товаров и услуг; г) финансовые рынки? __________________________________
5. (2 балл) Составьте бланк анкетного опроса покупателей магазинов бытовой техники с целью изучения спроса и конъюнктуры на этом рынке. ______________________________________________________________________
6. (1 балл) Проверьте с помощью счетного контроля следующие данные: а) всего учащихся в гимназии – 850; б) в том числе: в 1-3 классах – 300, в 4-8 классах – 388, в 9-11 классах – 170; в) из всего числа учащихся: мальчиков – 418, девочек – 442. __________________________________________
Раздел 3. СВОДКА И ГРУППИРОВКА СТАТИСТИЧЕСКИХ ДАННЫХ
Тема 3.1. Задачи и виды статистической сводки
Понятие о статистической сводке. Статистическая сводка- второй этап статистического исследования. Задачи сводки. Простая и групповая сводка. Виды сводки по глубине и форме обработки материала, технике выполнения. Программа статистической сводки. Результаты сводки.
Тема 3.2. Метод группировки в статистике
Группировка - основа научной обработки данных статистики. Группировка статистических данных. Применение статистических группировок для изучения общественных явлений, связей между ними и структуры совокупности.
Группировочные признаки. Значение правильного выбора группировочных признаков. Особенности группировок по признакам, имеющим и не имеющим количественного выражения, понятие об интервале, выбор интервалов. Выделение реально существенных и существенно различающихся между собой групп – важнейшее условие правильного выбора признаков и интервалов статистической группировки. Принцип оптимизации числа групп. Простые и сложные группировки. Факторные и результативные признаки. Перегруппировка статистических данных.
ЗАДАНИЕ:
1. (4 балл) По данным таблицы 1 постройте группировку коммерческих банков по признаку: численность занятых работников. По каждой группе определите число банков, сумму активов баланса, численность занятых работников и величину балансовой прибыли. Результаты группировки оформите в виде таблицы и сформулируйте выводы.
Таблица 1
№ банка | Сумма активов баланса, тыс. руб. | Численность занятых, человек | Балансовая прибыль, тыс. руб. |
1 050 | |||
6 470 | 2 031 | ||
3 910 | |||
2 000 | |||
4 150 | 1 341 | ||
1 760 | |||
3 840 | |||
2 330 | |||
5 480 | 1 424 | ||
1 120 | |||
3 540 | |||
2 150 | |||
3 780 | |||
4 750 | 1 152 | ||
6 940 | 1 980 | ||
2 710 | |||
3 660 | |||
3 820 | |||
7 010 | 2 053 | ||
2 980 | |||
1 980 | |||
3 120 | |||
2 480 | |||
5 520 | 1 705 | ||
3 370 |
2. (1 балл) Какую познавательную задачу решает данная группировка: